Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Есиповой О.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14364/2014) ООО "Жилищно-эксплуатационная компания" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.04.2014 по делу N А42-8837/2013 (судья Варфоломеев С.Б.), принятое
по заявлению ООО "Жилищно-эксплуатационная компания"
к Административной комиссии Октябрьского административного округа г. Мурманска
об оспаривании постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания" (место нахождения: 183053, г. Мурманск, ул. Крупской, д. 66; ИНН 5190935369, ОГРН 1115190012960; далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования город Мурманск (место нахождения: 183038, г. Мурманск, ул. Комсомольская, д. 10; далее - Комиссия, административный орган, ответчик) об отмене постановления Комиссии от 20.11.2013 N 2082/07-05 о привлечении Общества к административной ответственности по пункту 3 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 N 401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 401-01-ЗМО) в виде наложения штрафа в сумме 10.000 руб. за захламление подведомственной Обществу территории крупногабаритным и бытовым мусором.
Решением суда первой инстанции от 21.04.2014 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе (с учетом дополнения) общество просит решение отменить, ссылаясь на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств и нарушение норм материального права.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, должностными лицами Управления Октябрьского административного округа города Мурманска (далее - Управление) проведена проверка содержания управляющими организациями придомовых территорий и контейнерных площадок Октябрьского административного округа города Мурманска. Результаты проверки оформлены актом от 24.09.2013 N 697 с применением фото-фиксации.
В ходе данной проверки установлено захламление прилегающей территории контейнерной площадки в большом количестве бытовым и крупногабаритным мусором объемом более 2,5 м 3 и вне специально отведенном для этого месте во дворе дома N 12 по улице Папанина города Мурманска, ответственным по содержанию которой в проверяемый период (с 9-го по 31-е число каждого месяца, следовательно, применительно к настоящему делу с 09.09.2013 по 31.09.2013) в соответствии с соглашением между управляющими компаниями является Общество как управляющая организация многоквартирных домов NN 14 и 16 по улице Папанина города Мурманска.
Установив данные обстоятельства, Управление пришло к выводу о ненадлежащем состоянии жилищного фонда, выразившемся в ненадлежащем накоплении отходов по причине отсутствия оборудованной для этого площадки и в несвоевременной очистке дворовой территории от крупногабаритного и бытового мусора, а потому в отношении Общества составлен протокол N 26-11-03/125 от 24.10.2013 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена пунктом 3 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО (л.д. 104), который с остальными материалами проверки был направлен в Комиссию для рассмотрения.
Постановлением Комиссии от 20.10.2013 N 2082/07-05 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, за захламление дворовой территории города Мурманска крупногабаритным и бытовым мусором, наложив на Общество штраф в сумме 10.000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд об его отмене.
Изучив материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО захламление дворов домов и придомовых территорий, улиц бытовыми и производственными отходами, частями и агрегатами транспортных средств, отходами и частями строительных материалов, а также организация несанкционированных свалок бытовых и производственных отходов, отходов строительных материалов, грунта и снега влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 3.7 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Пунктом 3.1 решения Совета депутатов города Мурманска от 07.12.2010 N 31-354, утвердившего Правила благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования город Мурманск (действующего в спорный период), предусмотрено, что юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять содержание и уборку отнесенных к их ведению территорий и объектов благоустройства в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами, за счет собственных средств самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций. При определении границ территорий, подлежащих содержанию и уборке, на пользователей земельных участков возлагается обязанность по содержанию и уборке прилегающей территории в соответствующих границах согласно разделу 4 настоящих Правил.
В силу пункта 3.13 указанных Правил предусмотрено, что в целях обеспечения чистоты и порядка на территории города Мурманска запрещается сбрасывать и складировать снег, смет, отходы производства и потребления, грунт вне специально отведенных и установленных для этого мест, складировать отходы на лестничных клетках жилых домов, около стволов мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнеров для сбора отходов, складировать (хранить) крупногабаритные и строительные отходы на уличной, дворовой и производственной территории вне специально отведенных мест.
Общество управляет многоквартирными домами NN 14 и 16 по улице Папанина города Мурманска, жильцы которых используют контейнерную площадку во дворе многоквартирного дома N 12 по этой же улице на основании проведенной Администрацией города Мурманска в 2005 году паспортизации контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов на территории города Мурманска. Факт управления Обществом рассматриваемыми домами (NN 14, 16) подтверждается также соответствующими официальными сведениями и договорами управления, а равно не оспаривается заявителем. Судом установлено, что ответственным за содержание рассматриваемой площадки в спорный период является Общество в соответствии с соглашением (графиком) совместной санитарной уборки и содержания контейнерной.
Таким образом, являясь ответственным за надлежащее состояние и санитарное содержание контейнерной площадки во дворе дома N 12 по улице Папанина города Мурманска, Общество обязано было не допускать перенакопления мусора, беспорядочного его размещения и своевременно предпринимать меры по складированию и дальнейшему удалению этого мусора, а равно иметь оборудованную для таких целей (размещения крупногабаритного мусора) площадку.
Однако проверкой от 24.09.2013 установлено, что Общество не исполнило свои обязанности по уборке и содержанию рассматриваемой контейнерной площадки, а равно по обеспечению надлежащего состояния этой площадки для сбора мусора, поскольку дворовая территория дома N 12 по улице Папанина города Мурманска захламлена бытовым и крупногабаритным мусором в значительном количестве, о чем наглядно свидетельствуют фототаблицы, где мусор и отходы недопустимо разбросаны на зеленых насаждениях. Указанные обстоятельства подтверждаются вышеупомянутыми актом от 24.09.2013 N 697, административным протоколом N 26-11-03/125 от 24.10.2013, фототаблицами с четкими идентифицирующими признаками, а именно, имеющими дату, время и место рассматриваемого нарушения, в том числе изображения номера дома и состояния самой площадки.
Доводы общества о неправильной квалификации вмененного административного правонарушения отклоняются, поскольку общество привлечено к ответственности за нарушение правил благоустройства управляющей организацией, а не за содержание общего имущества собственников помещений многоквартирного дома и не за нарушение санитарных норм, как ошибочно полагает заявитель. При этом одно деяние может содержать несколько составов административных правонарушений.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Податель жалобы ссылается на то, что судом не был исследован вопрос о возможности соблюдения обществом правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность. Между тем, доказательств невозможности соблюдения обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий, которые оно не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества события и состава правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО.
Каких-либо нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.
При назначении наказания Обществу административным органом учтены все обстоятельства, указанные в части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, а потому ответственность применена в размере минимально допустимой санкции, предусмотренной пунктом 3 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО, что составило 10.000 руб.
Оспариваемое постановление вынесено органом, правомочным рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных пунктом 3 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО, в пределах сроков давности привлечения к ответственности.
При таких обстоятельствах привлечение Общества к оспариваемой ответственности является правомерным, следовательно, оснований для признания незаконным и отмены постановления Комиссии от 20.11.2013 N 2082/07-05 не имеется, а потому в удовлетворении требований Общества следует отказать.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.04.2014 по делу N А42-8837/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Е.А.СОМОВА
Судьи
О.И.ЕСИПОВА
Л.В.ЗОТЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.08.2014 ПО ДЕЛУ N А42-8837/2013
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 августа 2014 г. по делу N А42-8837/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Есиповой О.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14364/2014) ООО "Жилищно-эксплуатационная компания" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.04.2014 по делу N А42-8837/2013 (судья Варфоломеев С.Б.), принятое
по заявлению ООО "Жилищно-эксплуатационная компания"
к Административной комиссии Октябрьского административного округа г. Мурманска
об оспаривании постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания" (место нахождения: 183053, г. Мурманск, ул. Крупской, д. 66; ИНН 5190935369, ОГРН 1115190012960; далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования город Мурманск (место нахождения: 183038, г. Мурманск, ул. Комсомольская, д. 10; далее - Комиссия, административный орган, ответчик) об отмене постановления Комиссии от 20.11.2013 N 2082/07-05 о привлечении Общества к административной ответственности по пункту 3 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 N 401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 401-01-ЗМО) в виде наложения штрафа в сумме 10.000 руб. за захламление подведомственной Обществу территории крупногабаритным и бытовым мусором.
Решением суда первой инстанции от 21.04.2014 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе (с учетом дополнения) общество просит решение отменить, ссылаясь на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств и нарушение норм материального права.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, должностными лицами Управления Октябрьского административного округа города Мурманска (далее - Управление) проведена проверка содержания управляющими организациями придомовых территорий и контейнерных площадок Октябрьского административного округа города Мурманска. Результаты проверки оформлены актом от 24.09.2013 N 697 с применением фото-фиксации.
В ходе данной проверки установлено захламление прилегающей территории контейнерной площадки в большом количестве бытовым и крупногабаритным мусором объемом более 2,5 м 3 и вне специально отведенном для этого месте во дворе дома N 12 по улице Папанина города Мурманска, ответственным по содержанию которой в проверяемый период (с 9-го по 31-е число каждого месяца, следовательно, применительно к настоящему делу с 09.09.2013 по 31.09.2013) в соответствии с соглашением между управляющими компаниями является Общество как управляющая организация многоквартирных домов NN 14 и 16 по улице Папанина города Мурманска.
Установив данные обстоятельства, Управление пришло к выводу о ненадлежащем состоянии жилищного фонда, выразившемся в ненадлежащем накоплении отходов по причине отсутствия оборудованной для этого площадки и в несвоевременной очистке дворовой территории от крупногабаритного и бытового мусора, а потому в отношении Общества составлен протокол N 26-11-03/125 от 24.10.2013 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена пунктом 3 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО (л.д. 104), который с остальными материалами проверки был направлен в Комиссию для рассмотрения.
Постановлением Комиссии от 20.10.2013 N 2082/07-05 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, за захламление дворовой территории города Мурманска крупногабаритным и бытовым мусором, наложив на Общество штраф в сумме 10.000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд об его отмене.
Изучив материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО захламление дворов домов и придомовых территорий, улиц бытовыми и производственными отходами, частями и агрегатами транспортных средств, отходами и частями строительных материалов, а также организация несанкционированных свалок бытовых и производственных отходов, отходов строительных материалов, грунта и снега влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 3.7 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Пунктом 3.1 решения Совета депутатов города Мурманска от 07.12.2010 N 31-354, утвердившего Правила благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования город Мурманск (действующего в спорный период), предусмотрено, что юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять содержание и уборку отнесенных к их ведению территорий и объектов благоустройства в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами, за счет собственных средств самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций. При определении границ территорий, подлежащих содержанию и уборке, на пользователей земельных участков возлагается обязанность по содержанию и уборке прилегающей территории в соответствующих границах согласно разделу 4 настоящих Правил.
В силу пункта 3.13 указанных Правил предусмотрено, что в целях обеспечения чистоты и порядка на территории города Мурманска запрещается сбрасывать и складировать снег, смет, отходы производства и потребления, грунт вне специально отведенных и установленных для этого мест, складировать отходы на лестничных клетках жилых домов, около стволов мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнеров для сбора отходов, складировать (хранить) крупногабаритные и строительные отходы на уличной, дворовой и производственной территории вне специально отведенных мест.
Общество управляет многоквартирными домами NN 14 и 16 по улице Папанина города Мурманска, жильцы которых используют контейнерную площадку во дворе многоквартирного дома N 12 по этой же улице на основании проведенной Администрацией города Мурманска в 2005 году паспортизации контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов на территории города Мурманска. Факт управления Обществом рассматриваемыми домами (NN 14, 16) подтверждается также соответствующими официальными сведениями и договорами управления, а равно не оспаривается заявителем. Судом установлено, что ответственным за содержание рассматриваемой площадки в спорный период является Общество в соответствии с соглашением (графиком) совместной санитарной уборки и содержания контейнерной.
Таким образом, являясь ответственным за надлежащее состояние и санитарное содержание контейнерной площадки во дворе дома N 12 по улице Папанина города Мурманска, Общество обязано было не допускать перенакопления мусора, беспорядочного его размещения и своевременно предпринимать меры по складированию и дальнейшему удалению этого мусора, а равно иметь оборудованную для таких целей (размещения крупногабаритного мусора) площадку.
Однако проверкой от 24.09.2013 установлено, что Общество не исполнило свои обязанности по уборке и содержанию рассматриваемой контейнерной площадки, а равно по обеспечению надлежащего состояния этой площадки для сбора мусора, поскольку дворовая территория дома N 12 по улице Папанина города Мурманска захламлена бытовым и крупногабаритным мусором в значительном количестве, о чем наглядно свидетельствуют фототаблицы, где мусор и отходы недопустимо разбросаны на зеленых насаждениях. Указанные обстоятельства подтверждаются вышеупомянутыми актом от 24.09.2013 N 697, административным протоколом N 26-11-03/125 от 24.10.2013, фототаблицами с четкими идентифицирующими признаками, а именно, имеющими дату, время и место рассматриваемого нарушения, в том числе изображения номера дома и состояния самой площадки.
Доводы общества о неправильной квалификации вмененного административного правонарушения отклоняются, поскольку общество привлечено к ответственности за нарушение правил благоустройства управляющей организацией, а не за содержание общего имущества собственников помещений многоквартирного дома и не за нарушение санитарных норм, как ошибочно полагает заявитель. При этом одно деяние может содержать несколько составов административных правонарушений.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Податель жалобы ссылается на то, что судом не был исследован вопрос о возможности соблюдения обществом правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность. Между тем, доказательств невозможности соблюдения обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий, которые оно не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества события и состава правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО.
Каких-либо нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.
При назначении наказания Обществу административным органом учтены все обстоятельства, указанные в части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, а потому ответственность применена в размере минимально допустимой санкции, предусмотренной пунктом 3 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО, что составило 10.000 руб.
Оспариваемое постановление вынесено органом, правомочным рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных пунктом 3 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО, в пределах сроков давности привлечения к ответственности.
При таких обстоятельствах привлечение Общества к оспариваемой ответственности является правомерным, следовательно, оснований для признания незаконным и отмены постановления Комиссии от 20.11.2013 N 2082/07-05 не имеется, а потому в удовлетворении требований Общества следует отказать.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.04.2014 по делу N А42-8837/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Е.А.СОМОВА
Судьи
О.И.ЕСИПОВА
Л.В.ЗОТЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)