Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.12.2014 N 18АП-14473/2014 ПО ДЕЛУ N А47-9496/2014

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2014 г. N 18АП-14473/2014

Дело N А47-9496/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Малышевой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тихоновой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖилСервис" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.11.2014 по делу N А47-9496/2014 (судья Сиваракша В.И.).
Общество с ограниченной ответственностью "ЖилСервис" (далее - заявитель, общество, ООО "ЖилСервис") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Инспекция) о признании незаконным постановления N 38/01-346-2014 от 03.07.2014 о привлечении заявителя к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в сумме 40 000 руб.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 05.11.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "ЖилСервис" не согласилось с указанным решением и обжаловало его в апелляционном порядке. В жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению апеллянта, общество приняло на себя обязательства по оказанию услуг, содействующих собственникам в управлении ими многоквартирным домом, следовательно, ООО "ЖилСервис" не является управляющей компанией в том смысле, в каком рассматривается это понятие ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, и субъектом административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ.
До судебного заседания от Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором Инспекция не согласилась с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, считает, что судом первой инстанции верно установлены все обстоятельства по делу и правильно применены нормы материального права, в связи с чем просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет - сайте. В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились.
В соответствии со ст. 123, 156, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для отмены или изменения судебного акта не установлено.
Как следует из материалов дела, в период с 20 по 22 мая 2014 года Государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области на основании распоряжения (приказа) и.о. заместителя начальника органа государственного контроля (надзора) от 14.05.2014 N 1232 (л.д. 63) проведены плановые мероприятия по контролю за соблюдением ООО "ЖилСервис" правил содержания общего имущества в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресу: Оренбургская область, Сакмарский район, п.Красный Коммунар, ул. Новая, д. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
В ходе проверки выявлены нарушения "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу N 170 от 27.09.2003 (далее - Правила N 170):
1)Оренбургская область, Сакмарский район, п.Красный Коммунар, ул. Новая, 1.
- -п.п.4.6.1.2, 4.6.3.3 Неисправность рулонной кровли: отслоение рулонных материалов от основания, вмятины, воздушные мешки, расслоение в швах между полотнищами, растрескивания рулонного слоя (по всей площади кровли);
- -п.4.6.1.13 Неисправность кровельного покрытия в сопряжениях с вентиляционными каналами, парапетом и выступающими над крышами устройствами (по всей площади кровли);
- -п.4.6.2.3 Неисправность оголовок вентиляционных каналов (зонты);
- -п.5.5.12 Отсутствует акт периодической проверки о технически исправном состоянии вентиляционных каналов жилого дома;
- -п.4.2.4.3 Нарушена прочность сцепления бетона с металлом конструкций козырьков над входами (1,2 подъезды):
- -п.4.1.3 Отсутствие освещения в подвальной части дома;
- -п.5.2.22, 4.1.9 Неисправности теплоизоляции на трубопроводах системы отопления в подвальном помещении;
- -п.5.1.2 Отсутствие (коллективного) общедомового прибора учета тепловой энергии;
- -п.5.6.6 Неисправность системы электроснабжения: отсутствие плафонов на лестничных клетках;
- -п.4.7.1 Неисправное состояние окон на лестничных клетках: отсутствие второго контура остекления в подъездах;
2)Оренбургская область, Сакмарский район, п.Красный Коммунар, ул. Новая, 2.
- -п.п.4.6.1.2, 4.6.3.3 Неисправность рулонной кровли: отслоение рулонных материалов от основания, вмятины, воздушные мешки, расслоение в швах между полотнищами, растрескивания рулонного слоя (по всей площади кровли);
- -п.4.6.1.13 Неисправность кровельного покрытия в сопряжениях с вентиляционными каналами, парапетом и выступающими над крышами устройствами (по всей площади кровли);
- -п.4.6.2.3 Неисправность оголовок вентиляционных каналов (зонты);
- -п.5.5.12 Отсутствует акт периодической проверки о технически исправном состоянии вентиляционных каналов жилого дома;
- -п.4.1.3 Отсутствие освещения в подвальной части дома;
- -п.5.2.22, 4.1.9 Неисправности теплоизоляции на трубопроводах системы отопления в подвальном помещении;
- -п.5.1.2 Отсутствие (коллективного) общедомового прибора учета тепловой энергии;
- -п.5.6.6 Неисправность системы электроснабжения: отсутствие плафонов на лестничных клетках;
- -п.4.7.1 Неисправное состояние окон на лестничных клетках: отсутствие второго контура остекления в подъездах;
3)Оренбургская область, Сакмарский район, п.Красный Коммунар, ул. Новая, 3.
- -п.п.4.6.1.2, 4.6.3.3 Неисправность рулонной кровли: отслоение рулонных материалов от основания, вмятины, воздушные мешки, расслоение в швах между полотнищами, растрескивания рулонного слоя (по всей площади кровли) - факт;
- -п.4.6.1.13 Неисправность кровельного покрытия в сопряжениях с вентиляционными каналами, парапетом и выступающими над крышами устройствами (по всей площади кровли);
- -п.4.6.2.3 Неисправность оголовок вентиляционных каналов (зонты);
- -п.4.1.3 Отсутствие освещения в подвальной части дома;
- -п.5.5.12 Отсутствует акт периодической проверки о технически исправном состоянии вентиляционных каналов жилого дома;
- -п.п.5.2.22, 4.1.9 Неисправности теплоизоляции на трубопроводах системы отопления в подвальном помещении;
- -п.5.1.2 Отсутствие (коллективного) общедомового прибора учета тепловой энергии;
- -п.5.6.6 Неисправность системы электроснабжения: отсутствие плафонов на лестничных клетках;
- -п.4.7.1 Неисправное состояние окон на лестничных клетках: отсутствие второго контура остекления в подъездах;
- -п.4.2.4.3 Нарушена прочность сцепления бетона с металлом конструкций козырьков над входами (2,3 подъезды);
4)Оренбургская область, Сакмарский район, п.Красный Коммунар, ул. Новая, 4.
- -п.п.4.6.1.2, 4.6.3.3 Неисправность рулонной кровли: отслоение рулонных материалов от основания, вмятины, воздушные мешки, расслоение в швах между полотнищами, растрескивания рулонного слоя (по всей площади кровли);
- -п.4.6.1.13 Неисправность кровельного покрытия в сопряжениях с вентиляционными каналами, парапетом и выступающими над крышами устройствами (по всей площади кровли);
- -п.4.6.2.3 Неисправность оголовок вентиляционных каналов (зонты);
- -п.5.5.6 Неисправное состояние вентиляционных каналов, выступающих над поверхностью кровли, (разрушение кирпичной кладки, штукатурного слоя) подъезды N 1,3;
- -п.4.1.3 Отсутствие освещения в подвальной части дома;
- -п.5.5.12 Отсутствует акт периодической проверки о технически исправном состоянии вентиляционных каналов жилого дома;
- -п.п.5.2.22, 4.1.9 Неисправности теплоизоляции на трубопроводах системы отопления в подвальном помещении;
- -п.5.1.2 Отсутствие (коллективного) общедомового прибора учета тепловой энергии;
- -п.5.6.6 Неисправность системы электроснабжения: отсутствие плафонов на лестничных клетках;
- -п.4.7.1 Неисправное состояние окон на лестничных клетках: отсутствие второго контура остекления в подъездах;
- -п.3.2.8 Неисправность штукатурки и окрасочного слоя стен лестничных клеток (под N 4).
- -п.п.4.1.5, 4.1.7 Неисправность отмостки: просадки, щели и трещины по всему периметру жилого дома;
5)Оренбургская область, Сакмарский район, п.Красный Коммунар, ул. Новая, 5
- -п.п.4.6.1.2, 4.6.3.3 Неисправность рулонной кровли: отслоение рулонных материалов от основания, вмятины, воздушные мешки, расслоение в швах между полотнищами, растрескивания рулонного слоя (по всей площади кровли) - факт;
- -п.4.6.1.13 Неисправность кровельного покрытия в сопряжениях с вентиляционными каналами, парапетом и выступающими над крышами устройствами (по всей площади кровли) - факт;
- -п.4.6.2.3 Неисправность оголовок вентиляционных каналов (зонты) - факт;
- -п.5.5.12 Отсутствует акт периодической проверки о технически исправном состоянии вентиляционных каналов жилого дома -факт;
- -п.4.1.3 Отсутствие освещения в подвальной части дома - факт;
- -п.п.5.2.22, 4.1.9 Неисправности теплоизоляции на трубопроводах системы отопления в подвальном помещении - факт;
- -п.5.1.2 Отсутствие (коллективного) общедомового прибора учета тепловой энергии - факт;
- -п.5.6.6. Неисправность системы электроснабжения: отсутствие плафонов на лестничных клетках - факт;
- - п. 4.7.1 Неисправное состояние окон на лестничных клетках: отсутствие второго контура остекления в подъездах - факт;
- -п.п.4.1.5, 4.1.7 Неисправность отмостки: просадки, щели и трещины по всему периметру жилого дома - факт;
6)Оренбургская область, Сакмарский район, п.Красный Коммунар, ул. Новая, 6.
- -п.п.4.6.1.2, 4.6.3.3 Неисправность рулонной кровли: отслоение рулонных материалов от основания, вмятины, воздушные мешки, расслоение в швах между полотнищами, растрескивания рулонного слоя (по всей площади кровли) - факт;
- -п.4.6.1.13 Неисправность кровельного покрытия в сопряжениях с вентиляционными каналами, парапетом и выступающими над крышами устройствами (по всей площади кровли) - факт;
- -п.4.6.2.3 Неисправность оголовок вентиляционных каналов (зонты) - факт;
- -п.п.5.5.12 Отсутствует акт периодической проверки о технически исправном состоянии вентиляционных каналов жилого дома - факт;
- -п.п.5.2.22, 4.1.9 Неисправности теплоизоляции на трубопроводах системы отопления в подвальном помещении - факт;
- -п.5.1.2 Отсутствие (коллективного) общедомового прибора учета тепловой энергии - факт;
- -п.5.6.6 Неисправность системы электроснабжения: отсутствие плафонов на лестничных клетках - факт;
- -п.4.7.1 Неисправное состояние окон на лестничных клетках: отсутствие второго контура остекления в подъездах - факт;
7)Оренбургская область, Сакмарский район, п.Красный Коммунар, ул. Новая, 7.
- -п.п.4.6.1.2, 4.6.3.3 Неисправность рулонной кровли: отслоение рулонных материалов от основания, вмятины, воздушные мешки, расслоение в швах между полотнищами, растрескивания рулонного слоя (по всей площади кровли) - факт;
- -п.4.6.1.13 Неисправность кровельного покрытия в сопряжениях с вентиляционными каналами, парапетом и выступающими над крышами устройствами (по всей площади кровли) - факт;
- -п.4.6.2.3 Неисправность оголовок вентиляционных каналов (зонты) - факт;
- -п.4.1.3 Отсутствие освещения в подвальной части дома - факт;
- -п.5.5.12 Отсутствует акт периодической проверки о технически исправном состоянии вентиляционных каналов жилого дома - факт;
- -п.п.5.2.22, 4.1.9 Неисправности теплоизоляции на трубопроводах системы отопления в подвальном помещении - факт;
- -п.5.1.2 Отсутствие (коллективного) общедомового прибора учета тепловой энергии;
- -п.5.6.6 Неисправность системы электроснабжения: отсутствие плафонов на лестничных клетках;
- -п.4.7.1 Неисправное состояние окон на лестничных клетках: отсутствие второго контура остекления в подъездах;
- -п.п.4.1.5, 4.1.7 Неисправность отмостки: просадки, щели и трещины (подъезды N 3,4);
8)Оренбургская область, Сакмарский район, п.Красный Коммунар, ул. Новая, 8.
- -п.п.4.6.1.2, 4.6.3.3 Неисправность рулонной кровли: отслоение рулонных материалов от основания, вмятины, воздушные мешки, расслоение в швах между полотнищами, растрескивания рулонного слоя (по всей площади кровли);
- -п.4.6.1.13 Неисправность кровельного покрытия в сопряжениях с вентиляционными каналами, парапетом и выступающими над крышами устройствами (по всей площади кровли);
- -п.4.6.2.3 Неисправность оголовок вентиляционных каналов (зонты);
- -п.4.1.3 Отсутствие освещения в подвальной части дома;
- -п.5.5.12 Отсутствует акт периодической проверки технически исправном состоянии вентиляционных каналов жилого дома;
- -п.п.5.2.22, 4.1.9 Неисправности теплоизоляции на трубопровода системы отопления в подвальном помещении;
- -п.5.6.6 Неисправность системы электроснабжения: отсутствие плафонов на лестничных клетках;
- -п.4.7.1 Неисправное состояние окон на лестничных клетках: отсутствие второго контура остекления в подъездах;
- -п.3.2.8 Неисправность штукатурки и окрасочного слоя стен лестничных клеток (под N 6);
- -п.п.4.1.5, 4.1.7 Неисправность отмостки: просадки, щели и трещины (по всему периметру жилого дома);
9)Оренбургская область, Сакмарский район, п.Красный Коммунар, ул. Новая, 9.
- -п.п.4.6.1.2, 4.6.3.3 Неисправность рулонной кровли: отслоение рулонных материалов от основания, вмятины, воздушные мешки, расслоение в швах между полотнищами, растрескивания рулонного слоя (по всей площади кровли);
- -п.4.6.1.13 Неисправность кровельного покрытия в сопряжениях с вентиляционными каналами, парапетом и выступающими над крышами устройствами (по всей площади кровли);
- -п.4.6.2.3 Неисправность оголовок вентиляционных каналов;
- -п.5.5.12 Отсутствует акт периодической проверки о технически исправном состоянии вентиляционных каналов жилого дома;
- -п.п.5.2.22. 4.1.9 Неисправности теплоизоляции на трубопроводах системы отопления в подвальном помещении;
- -п.4.1.1 Увлажнение грунта в подвальной части дома в районе 2, 4 подъездов;
- -п.4.2.1.3 Наличие трещин в местах сопряжения наружных стен с входными групп. Причины и методы ремонта устанавливает специализированная организация;
- -п.5.6.6 Неисправность системы электроснабжения: отсутствие плафонов на лестничных клетках;
- -п.4.7.1 Неисправное состояние окон на лестничных клетках: отсутствие второго контура остекления в подъездах.
10)Оренбургская область, Сакмарский район, п.Красный Коммунар, ул. Новая, 10.
- -п.4.6.2.3 Неисправность оголовок вентиляционных каналов;
- -п.5.5.12 Отсутствует акт периодической проверки о технически исправном состоянии вентиляционных каналов жилого дома;
- -п.5.1.2 Отсутствие (коллективного) общедомового прибора учета тепловой энергии;
- -п.п.5.2.22, 4.1.9 Неисправности теплоизоляции на трубопроводах системы отопления в подвальном помещении;
- -п.5.6.6 Неисправность системы электроснабжения: отсутствие плафонов на лестничных клетках;
- -п.4.7.1 Неисправное состояние окон на лестничных клетках: отсутствие второго контура остекления в подъездах.
Перечисленные нарушения были оценены сотрудниками Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, проводившими осмотр, как нарушения пунктов 4.6.1.2, 4.6.3.3, 4.6.1.13, 4.6.2.3, 5.5.12, 4.2.3, 5.6.6, 5.2.22, 5.1.2, 4.7.1, 4.1.5, 4.1.7, 5.5.6, 3.2.8, 4.1.1, 4.2.1.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), пунктов 10, 11 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, (далее - Правила N 491). Инспекция пришла к выводу о том, что указанные нарушения создают неблагоприятные условия для проживания граждан.
22.05.2014 уведомлением N 06-12018 общество было извещено о необходимости явиться 23.05.2014 в 10 час. 00 мин. для составления и подписания протокола об административном правонарушении по делу об административном правонарушении по статье 7.22 КоАП РФ, которое передано нарочно специалисту отдела кадров ООО "ЖилСервис" Рубцовой Н.Н. 22.05.2014 (л.д. 59).
23.05.2014 административным органом в связи с неявкой директора общества Муковни С.М. протокол N ПЛ-1232 об административном правонарушении по статье 7.22 КоАП РФ составлен в его отсутствие (л.д. 56,58). Копия протокола направлена обществу по почте.
Определением N 346 от 25.06.2014 о подготовке и назначении к рассмотрению дела об административном правонарушении дело назначено к рассмотрению на 03.07.2014 на 11 час. 40 мин. по адресу: г. Оренбург, ул. Цвиллинга, д. 14/1, 3 этаж. Указанное определение направлено в адрес общества по факсу 26.06.2014 в 09 час. 18 мин. (л.д. 83,84).
03.07.2014 административным органом было вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 38/01-346-2014. Согласно указанному постановлению ООО "ЖилСервис" привлечено к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 40 000 руб. Постановление направлено обществу по почте 08.07.2014.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным постановления N 38/01-346-2014 от 03.07.2014 по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием его вины в совершении административного правонарушения.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административным органом установлено событие правонарушения, в виновных действиях (бездействии) общества имеется состав вмененного административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции, с учетом положений ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании ст. 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Под субъектами рассматриваемого правонарушения понимаются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники, организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
Объективной стороной данного правонарушения является нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
В соответствии со ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
На основании ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно п. 10, 11, 13 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В силу п. 42 Правил N 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10 указано, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие контрольные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены "Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, которые зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.10.2003 за N 5176, опубликованы в "Российской газете" от 23.10.2003 N 214 и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В соответствии с главой 2 Правил N 170 техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров. Целью осмотров является установление возможных причин возникновения дефектов и выработка мер по их устранению.
Как следует из материалов дела, на основании договоров от 22.11.2013, 09.12.2013, 13.12.2013, 26.12.2013, 30.12.2013, 09.12.2013, 10.02.2014 ООО "ЖилСервис" осуществляет оказание услуг и выполнение работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Соответственно, в силу п. 42 Правил N 491 оно несет ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации как лицо, выполняющее работы при непосредственном управлении многоквартирным домом.
Таким образом, на основании положений действующего законодательства Российской Федерации, ООО "ЖилСервис" является лицом, ответственным за содержание и ремонт общего имущества в вышеуказанных многоквартирных домах.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами N 491.
Факт перечисленных выше нарушений документально подтвержден совокупностью всех собранных по делу доказательств, заявителем не оспаривается, доказан актом проверки, что оценивается арбитражным судом в соответствии с частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как установленное по делу обстоятельство.
Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в статье 36

установил:

что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
На основании статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации полномочия и функции в сфере государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности осуществляют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
Апелляционный суд соглашается в выводом суда первой инстанции о том, что государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих компаний, и создало орган, компетентный контролировать соблюдение установленных требований, - Государственную жилищную инспекцию, положение о которой утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086.
Системное толкование совокупности приведенных положений законодательства свидетельствует о том, что в статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Таким образом, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является предпринимательским риском заявителя.
Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые заявитель не мог разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых он не отвечает, то такие расходы должны быть ему дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме, что соответствует правовой положениям статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 28 и 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 29.09.2010 N 6464/10.
Доказательств того, что общество обращалось с подобным заявлением к собственникам, материалы дела не содержат.
При этом на момент проверки в названном доме обществом не обеспечено надлежащее содержание здания в соответствии с положениями Правил N 170, N 491.
Поскольку содержание и ремонт жилых домов, расположенных по адресу: Оренбургская область, Сакмарский район, п. Красный Коммунар, ул. Новая, д. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, фактически осуществляет ООО "ЖилСервис" по соответствующим договорам, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что данное лицо является ответственным за его содержание и несет риск привлечения к административной ответственности за неисполнение установленных законодательством требований.
Соблюдение перечисленных выше требований направлено на обеспечение исполнения нормативных требований к содержанию и эксплуатации жилых домов, выполнение работ по устранению выявленных в ходе проверки неисправностей носит для заявителя неотложный и обязательных характер, соответственно, общество (должностные лица общества), как лицо, ответственное за содержание и эксплуатацию жилых домов, обязано было обеспечивать надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также обязано было обеспечить незамедлительное устранение текущих неисправностей и приведение жилых домов в исправное состояние, однако, своих обязательств не исполнило.
На момент проведения проверки (в период с 20 по 22 мая 2014) общество не приняло всех необходимых организационных и своевременных мер по исполнению возложенных на него обязанностей, что привело к выявленным нарушениям правил содержания и ремонта многоквартирных домов.
В соответствии с пунктом 29 Правил N 491 расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Таким образом, заявитель является субъектом ответственности, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ, поскольку является лицом, выполняющим работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, а также лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома и за соответствие его технического состояния действующим требованиям законодательства.
Суд первой инстанции верно установил, что вина общества состоит в бездействии, поскольку при должной осмотрительности и надлежащем исполнении своих обязанностей, оно могло выявить нарушения и предпринять своевременные меры по их устранению. Доказательств, подтверждающих отсутствие у него реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на недопущение нарушения требований действующего законодательства, в материалах дела не имеется. Доказательств, свидетельствующих о том, что обществом приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.22 КоАП РФ, материалы дела также не содержат.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что факт выявленных нарушений требований, установленных действующим законодательством, подтвержден материалами дела.
Доводы общества, приведенные в апелляционной жалобе, не принимаются, поскольку, как указано выше, в силу п. 42 Правил N 491 заявитель несет ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не как управляющая организация, а как лицо, выполняющее работы при непосредственном управлении многоквартирным домом на основании указанных выше договоров.
Существенных нарушений порядка привлечения и срока давности привлечения к ответственности не установлено.
Выявленное нарушение связано с предпринимательской деятельностью, в связи с чем рассмотрение данного спора отнесено к компетенции арбитражного суда.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности, и сделаны правильные выводы по делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 3 и 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данная категория дел государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.11.2014 по делу N А47-9496/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖилСервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Судья
И.А.МАЛЫШЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)