Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 16 февраля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 февраля 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Д. Беспаловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Штыковского сельского поселения,
апелляционное производство N 05АП-709/2015
на решение от 18.12.2014
судьи А.А. Лошаковой
по делу N А51-4433/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению открытого акционерного общества "Славянка" (ИНН 7702707386, ОГРН 1097746264219, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 30.04.2009)
к Администрации Штыковского сельского поселения (ИНН 2503005778, ОГРН 1022500579584, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 06.12.2002)
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации
о признании незаконным бездействия,
при участии:
- от администрации Штыковского сельского поселения: представитель Калашник Т.О. по доверенности от 21.03.2014 сроком действия на один год, служебное удостоверение N 7;
- от ОАО "Славянка", Министерство обороны Российской Федерации: о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, не явились;
- установил:
Открытое акционерное общество "Славянка" (далее - ОАО "Славянка", Общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Штыковского сельского поселения (далее - Администрация), выразившегося в неустановлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, обязании Администрацию в предусмотренном законом порядке установить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, проживающих на территории п. Штыково в жилых домах N 5, 6, 7, 9, 10.
Определением суда первой инстанции от 14.04.2014 к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Решением арбитражного суда от 18.12.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация обратилась в суд с апелляционной жалобой на решение от 18.12.2014. В обоснование жалобы ссылается на то, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения должны быть указаны в договоре управления многоквартирным домом в соответствии с требованиями статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Полагает, что заключенный между Министерством обороны РФ и Обществом договор управления специализированным жилым фондом не влечет возникновения обязанности органов местного самоуправления по установлению размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в переданных в управление многоквартирных домах. Считает, что данный договор является незаключенным ввиду отсутствия в нем согласованных сторонами существенных условий. Утверждает, что Администрация не может установить размер платы за содержание и ремонт жилых помещений, так как соответствующее полномочие изъято у органов местного самоуправления с 01.01.2015.
От Министерства обороны Российской Федерации в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу. Возражая против ее удовлетворения, третье лицо указывает на правомерность выводов суда первой инстанции об обязанности органов местного самоуправления устанавливать размер платы (тарифы) за содержание и ремонт жилых помещений. Считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не подлежащим отмене либо изменению.
В судебном заседании представитель Администрации доводы апелляционной жалобы поддержал. Решение Арбитражного суда Приморского края просил отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Прочие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу по делу в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее:
Общество осуществляет управление специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны Российской Федерации на основании договора от 02.08.2010 N 1-УЖФ (далее - договор управления).
В рамках договора управления ОАО "Славянка" осуществляет управление жилыми домами, расположенными по адресу: Приморский край, п. Штыково, ул. Цветочная, дома N 5, 6, 7, 9, 10 (военный городок N 47). Указанные жилые дома переданы в управление по актам от 09.09.2010 о приеме-передаче объекта специализированного жилищного фонда, передаваемого в управление.
Согласно пункту 4.1 договора управления ОАО "Славянка" обязуется осуществлять расчеты и сбор платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда на основании размеров платы, устанавливаемых органами местного самоуправления.
28.11.2013 ОАО "Славянка" обратилось к главе администрации Штыковского сельского поселения с заявлением об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, проживающих в п. Штыково, ул. Цветочная, дома 5, 6, 7, 9, 10.
Письмом вх. N 5184 от 06.12.2013 Администрация сообщила Обществу, что не распоряжается специализированным жилым фондом военного городка, а потому не вправе осуществлять процедуры, связанные с согласованием.
Посчитав бездействие Администрации, выразившееся в неустановлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд, который удовлетворил заявленные требования о признании бездействия незаконным и об обязании Администрации устранить допущенные нарушения.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционное жалобе и отзыве на нее, заслушав представителя Администрации, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции не подлежащим отмене в связи со следующим:
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивать защиту права и законных интересов граждан, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с частью 3 статьи 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Частью 4 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила содержания общего имущества), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В силу пункта 29 Правил содержания общего имущества, расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Министерством регионального развития Российской Федерации в письме от 06.03.2009 N 6175-АД/14 разъяснено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается органами местного самоуправления поселений в составе муниципальных районов и городских округов или органом государственной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга для нанимателей по договорам социального найма и договоров найма жилых помещений государственного жилищного фонда Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и муниципального жилищного фонда. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для указанных нанимателей необходимо устанавливать дифференцированно для каждого многоквартирного дома соразмерно плате собственников помещений в таком доме.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии предусмотренной законодательством обязанности органов местного самоуправления по месту нахождения многоквартирных жилых домов установить ставки оплаты за содержание и ремонт жилых помещений в таких домах.
Как следует из материалов дела, переданные в управление Обществу жилые дома относятся к специализированному жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации, решение об установлении платы за содержание и ремонт в отношении этих домов собственником не принято.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции об обязанности Администрации установить размер платы за содержание и ремонт жилых помещений, в связи с чем неисполнение данной обязанности свидетельствует о незаконном бездействии Администрации.
Коллегия считает, что в рассматриваемой ситуации судом первой инстанции на Администрацию обоснованно возложена обязанность по устранению указанных нарушений в качестве способа восстановления нарушенных прав Общества.
Довод заявителя апелляционной жалобы о несоответствии договора управления требованиям действующего законодательства подлежит отклонению, так как носит предположительный характер, при этом данный договор исполняется его сторонами, то есть является действующим, в установленном законом порядке не оспорен и недействительным не признан.
Довод Администрации об отсутствии возможности установления платы за содержание и ремонт жилых помещений ввиду изъятия соответствующего полномочия у органов местного самоуправления с 01.01.2015 судом не принимается, так как само по себе данное обстоятельство не освобождает Администрацию от обязанности устранения допущенных ею нарушений прав и законных интересов Общества и собственника помещений в многоквартирных домах.
С учетом изложенного доводы заявителя апелляционной жалобы коллегией отклоняются как ошибочные и направленные на пересмотр правильно установленных судом первой инстанции обстоятельств рассматриваемого дела.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ суд апелляционной инстанции не относит на Администрацию судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 18.12.2014 по делу N А51-4433/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
С.В.ГУЦАЛЮК
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
А.В.ГОНЧАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.02.2015 N 05АП-709/2015 ПО ДЕЛУ N А51-4433/2014
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2015 г. N 05АП-709/2015
Дело N А51-4433/2014
Резолютивная часть постановления оглашена 16 февраля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 февраля 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Д. Беспаловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Штыковского сельского поселения,
апелляционное производство N 05АП-709/2015
на решение от 18.12.2014
судьи А.А. Лошаковой
по делу N А51-4433/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению открытого акционерного общества "Славянка" (ИНН 7702707386, ОГРН 1097746264219, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 30.04.2009)
к Администрации Штыковского сельского поселения (ИНН 2503005778, ОГРН 1022500579584, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 06.12.2002)
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации
о признании незаконным бездействия,
при участии:
- от администрации Штыковского сельского поселения: представитель Калашник Т.О. по доверенности от 21.03.2014 сроком действия на один год, служебное удостоверение N 7;
- от ОАО "Славянка", Министерство обороны Российской Федерации: о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, не явились;
- установил:
Открытое акционерное общество "Славянка" (далее - ОАО "Славянка", Общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Штыковского сельского поселения (далее - Администрация), выразившегося в неустановлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, обязании Администрацию в предусмотренном законом порядке установить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, проживающих на территории п. Штыково в жилых домах N 5, 6, 7, 9, 10.
Определением суда первой инстанции от 14.04.2014 к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Решением арбитражного суда от 18.12.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация обратилась в суд с апелляционной жалобой на решение от 18.12.2014. В обоснование жалобы ссылается на то, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения должны быть указаны в договоре управления многоквартирным домом в соответствии с требованиями статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Полагает, что заключенный между Министерством обороны РФ и Обществом договор управления специализированным жилым фондом не влечет возникновения обязанности органов местного самоуправления по установлению размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в переданных в управление многоквартирных домах. Считает, что данный договор является незаключенным ввиду отсутствия в нем согласованных сторонами существенных условий. Утверждает, что Администрация не может установить размер платы за содержание и ремонт жилых помещений, так как соответствующее полномочие изъято у органов местного самоуправления с 01.01.2015.
От Министерства обороны Российской Федерации в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу. Возражая против ее удовлетворения, третье лицо указывает на правомерность выводов суда первой инстанции об обязанности органов местного самоуправления устанавливать размер платы (тарифы) за содержание и ремонт жилых помещений. Считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не подлежащим отмене либо изменению.
В судебном заседании представитель Администрации доводы апелляционной жалобы поддержал. Решение Арбитражного суда Приморского края просил отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Прочие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу по делу в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее:
Общество осуществляет управление специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны Российской Федерации на основании договора от 02.08.2010 N 1-УЖФ (далее - договор управления).
В рамках договора управления ОАО "Славянка" осуществляет управление жилыми домами, расположенными по адресу: Приморский край, п. Штыково, ул. Цветочная, дома N 5, 6, 7, 9, 10 (военный городок N 47). Указанные жилые дома переданы в управление по актам от 09.09.2010 о приеме-передаче объекта специализированного жилищного фонда, передаваемого в управление.
Согласно пункту 4.1 договора управления ОАО "Славянка" обязуется осуществлять расчеты и сбор платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда на основании размеров платы, устанавливаемых органами местного самоуправления.
28.11.2013 ОАО "Славянка" обратилось к главе администрации Штыковского сельского поселения с заявлением об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, проживающих в п. Штыково, ул. Цветочная, дома 5, 6, 7, 9, 10.
Письмом вх. N 5184 от 06.12.2013 Администрация сообщила Обществу, что не распоряжается специализированным жилым фондом военного городка, а потому не вправе осуществлять процедуры, связанные с согласованием.
Посчитав бездействие Администрации, выразившееся в неустановлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд, который удовлетворил заявленные требования о признании бездействия незаконным и об обязании Администрации устранить допущенные нарушения.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционное жалобе и отзыве на нее, заслушав представителя Администрации, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции не подлежащим отмене в связи со следующим:
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивать защиту права и законных интересов граждан, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с частью 3 статьи 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Частью 4 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила содержания общего имущества), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В силу пункта 29 Правил содержания общего имущества, расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Министерством регионального развития Российской Федерации в письме от 06.03.2009 N 6175-АД/14 разъяснено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается органами местного самоуправления поселений в составе муниципальных районов и городских округов или органом государственной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга для нанимателей по договорам социального найма и договоров найма жилых помещений государственного жилищного фонда Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и муниципального жилищного фонда. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для указанных нанимателей необходимо устанавливать дифференцированно для каждого многоквартирного дома соразмерно плате собственников помещений в таком доме.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии предусмотренной законодательством обязанности органов местного самоуправления по месту нахождения многоквартирных жилых домов установить ставки оплаты за содержание и ремонт жилых помещений в таких домах.
Как следует из материалов дела, переданные в управление Обществу жилые дома относятся к специализированному жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации, решение об установлении платы за содержание и ремонт в отношении этих домов собственником не принято.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции об обязанности Администрации установить размер платы за содержание и ремонт жилых помещений, в связи с чем неисполнение данной обязанности свидетельствует о незаконном бездействии Администрации.
Коллегия считает, что в рассматриваемой ситуации судом первой инстанции на Администрацию обоснованно возложена обязанность по устранению указанных нарушений в качестве способа восстановления нарушенных прав Общества.
Довод заявителя апелляционной жалобы о несоответствии договора управления требованиям действующего законодательства подлежит отклонению, так как носит предположительный характер, при этом данный договор исполняется его сторонами, то есть является действующим, в установленном законом порядке не оспорен и недействительным не признан.
Довод Администрации об отсутствии возможности установления платы за содержание и ремонт жилых помещений ввиду изъятия соответствующего полномочия у органов местного самоуправления с 01.01.2015 судом не принимается, так как само по себе данное обстоятельство не освобождает Администрацию от обязанности устранения допущенных ею нарушений прав и законных интересов Общества и собственника помещений в многоквартирных домах.
С учетом изложенного доводы заявителя апелляционной жалобы коллегией отклоняются как ошибочные и направленные на пересмотр правильно установленных судом первой инстанции обстоятельств рассматриваемого дела.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ суд апелляционной инстанции не относит на Администрацию судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 18.12.2014 по делу N А51-4433/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
С.В.ГУЦАЛЮК
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
А.В.ГОНЧАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)