Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 26 декабря 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сафроновой О.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 декабря 2013 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газэнергомонтаж"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28 октября 2013 года по делу N А55-19217/2013 (судья Мешкова О.В.), принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газэнергомонтаж" (ОГРН 1126315002109, ИНН 6315642838), г. Самара,
к Административной комиссии Промышленного района г.о. Самара, г. Самара,
о признании незаконным и отмене постановления от 21 августа 2013 года N 4282 по делу об административном правонарушении,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газэнергомонтаж" (далее - заявитель, общество, ООО "Газэнергомонтаж") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Промышленного района г.о. Самара (далее - административная комиссия) от 21.08.2013 N 4282 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 10.4 Закона Самарской области N 115-ГД от 01.11.2007 "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" (л.д. 4-6).
В соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.10.2013 по делу N А55-19217/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 29-31).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д. 36-37).
Административная комиссия апелляционную жалобу отклонила по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 15.07.2013 в 11 час. 37 мин., 16.07.2013 в 14 час. 58 мин. членом административной комиссии непосредственно обнаружено, о чем составлен акт от 16.07.2013 и впоследствии протокол об административном правонарушении от 24.07.2013 N 1432. Факт неисполнения ООО "Газэнергомонтаж" правового акта, принятого органом местного самоуправления - п. 17 главы 7 раздела 3 Правил благоустройства (утвержденных постановлением Главы г. Самары N 404 от 10.06.2008), заключается в том, что в нарушении указанной нормы обществом не обеспечена уборка прилегающей территории контейнерной площадки, находящейся на обслуживании ООО "Газэнергомонтаж" по адресу: г. Самара, ул. Сердобская, 31А, а именно, непосредственно примыкающая территория завалена мусором.
Постановлением Административной комиссии Промышленного района г.о. Самара по делу об административном правонарушении от 21.08.2013 N 4282, ООО "Газэнергомонтаж" привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 10.4 Закона Самарской области от 01.11.2007 N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" и наложен штраф в размере 5000 руб. (л.д. 8).
В обоснование признания постановления недействительным заявитель указывает на то, что административным органом не представлены доказательства того, что примыкающая территория закреплена за контейнерной площадкой, расположенной по адресу: ул. Сердобская, 31А, а также, что собственником данной территории является ООО "Газэнергомонтаж"; уборка контейнерной площадки, территорий непосредственно примыкающей к контейнерной площадки не входит в перечень обязательных работ и услуг, оказываемых ООО "Газэнергомонтаж"; согласно п. 1.1.3 договора санитарная уборка прилегающей территории осуществляется ООО "Газэнергомонтаж" в границах земельного участка, закрепленного за многоквартирным домом.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
Статья 10.4 Закона Самарской области от 01.11.2007 N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" предусматривает ответственность за неисполнение правового акта, принятого органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления и влечет наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере до двух тысяч рублей, на должностных лиц - до четырех тысяч рублей, на юридических лиц - от пятисот до десяти тысяч рублей.
В соответствии с п. 17 Главы 7 Раздела 3 Правил благоустройства территории городского округа Самара, утвержденных постановлением Главы городского округа Самара от 10.06.2008 N 404, организации, осуществляющие содержание жилищного фонда городского округа, собственники индивидуальных жилых домов, специализированные организации, осуществляющие сбор и вывоз отходов и мусора, обязаны обеспечить:
- - ежедневную уборку контейнерной (бункерной) площадки и прилегающей к ней территории;
- - в зимний период года - очистку от снега и наледи подходов и подъездов к ней с целью создания нормальных условий для специализированного транспорта и пользования населением;
- - контроль за вывозом отходов, согласно договору со специализированной организацией, осуществляющей сбор и вывоз отходов и мусора.
Суд первой инстанции правомерно признал несостоятельным довод заявителя на отсутствие доказательств, что именно ООО "Газэнергомонтаж" является организацией, ответственной за уборку контейнерной площадки и непосредственно примыкающей к ней территории по адресу: г. Самара, ул. Сердобская, 31А.
Согласно договору от 01.03.2013 N 1788 на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов контейнерная площадка по указанному выше адресу, которой пользуются жители этих домов, включена в перечень обслуживаемых обществом контейнерных площадок.
Данный факт в протоколе о рассмотрении дела N 4282 подтверждает и законный представитель юридического лица - Зиркина Е.Л.
В соответствии с приложением 2 к Договору на оказание услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома от 01.03.2013, заключенным между Департаментом управления имуществом г.о. Самара и ООО "Газэнергомонтаж" в перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном жилом доме входит уборка контейнерных площадок 1 раз в сутки.
В пункте 25 раздела 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения": Работы по содержанию придомовой территории в теплый период года - очистка от мусора и промывка урн, установленных возле подъездов, и уборка контейнерных площадок, расположенных на территории общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с п. 3 Главы 6 Раздела 3 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных постановлением Главы городского округа Самара от 10.06.2008 N 404, граждане (собственники и наниматели индивидуальных жилых домов), специализированные организации, осуществляющие обслуживание жилищного фонда городского округа, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность на территории городского округа, организуют сбор ТБО в контейнеры, КГО на специально отведенные площадки.
Сбор ТБО в контейнеры и КГО, уборку контейнерных площадок обеспечивают в жилищном фонде - специализированные организации, осуществляющие содержание жилищного фонда городского округа.
В соответствии с п. 26 Главы 8 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных постановлением Главы городского округа Самара от 10.06.2008 N 404 вывоз ТБО и КГО осуществляется ежедневно.
Запрещается складирование, хранение имущества, отходов производства и потребления за пределами территории, установленной для складирования, и (или) хранение или сброс отходов производства и потребления (в том числе бытовых отходов) за пределами специально отведенных и оборудованных для этих целей территорий.
Запрещается размещение упаковочных отходов, подлежащих переработке во вторичное сырье, на контейнерных площадках жилищного фонда.
Пунктом 11 главы 3 раздела 2 "Правил" установлено - работы по благоустройству и содержанию на контейнерных (бункерных) площадках и прилегающих к ним территориях осуществляют - организации, осуществляющие содержание жилищного фонда, либо собственники помещений в многоквартирном доме при непосредственном управлении.
В соответствии с договором на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома от 01.03.2013 общество является организацией, осуществляющей содержание жилищного фонда и обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан.
Как ранее устанавливалось судами, в соответствии с позицией, изложенной в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2010 N ВАС-6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года N 170 (далее - Правила N 170), определяющие требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда в том числе с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (п. 1.1), также в пункте 3.7.1 определяют, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
В соответствии с п. 2.9 Порядка организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории городского округа Самара, утвержденного Постановлением Главы городского округа Самара от 28.12.2007 N 1236, ответственность за санитарное состояние, содержание площадок для сбора твердых бытовых и крупногабаритных отходов и емкостей и для сбора жидких бытовых отходов несут владельцы этих объектов, либо, при наличии договорных отношений, эксплуатирующая их организация.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что ООО "Газэнергомонтаж" является управляющей организацией для дома по адресу: г. Самара, ул. Сердобская, д. 31А, применительно к данному случаю, специализированной организацией, о которых идет речь в Правилах благоустройства, на которую возложены обязанности по надлежащему содержанию и уборке контейнерных площадок и прилегающей к ним территорий.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела, в том числе фотоматериалами, подтверждается непринятие ООО "Газэнергомонтаж" мер по надлежащему исполнению обязанностей по содержанию контейнерной площадки и прилегающей территории.
Факт совершения ООО "Газэнергомонтаж" административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.4 Закона Самарской области от 01.11.2007 N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" полностью подтверждается представленными административным органом доказательствами: актом с фототаблицей, протоколом об административном правонарушении.
Суд первой инстанции, оценив совокупность представленных в дело доказательств, сделал правильный вывод, что ООО "Газэнергомонтаж" не были приняты все зависящие от него меры по своевременному исполнению нормативного правового акта органа местного самоуправления, в его бездействии присутствует и доказан состав правонарушения, предусмотренный статьей 10.4 Закона Самарской области N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области".
Вышеуказанные обязанности по уборке контейнерной (бункерной) площадки и прилегающей к ней территории в радиусе 10 метров возложены именно на заявителя, поэтому невыполнение третьим лицом, привлеченным управляющей компанией, своих гражданско-правовых обязательств, не исключает вину общества в совершении правонарушения. Заявитель не представил доказательств того, что им предпринимались какие-либо меры по контролю за выполнением порученных третьему лицу работ.
На ООО "Газэнергомонтаж" лежит обязанность по соблюдению Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных постановлением главы городского округа Самара от 10.06.2008 N 404. Им не представлено доказательств, подтверждающих, что неисполнение названного правового акта органа местного самоуправления произошло вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств. Нехватка средств, техники, инвентаря и персонала, организационные трудности таковыми обстоятельствами не являются.
Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности, исходя из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пунктах 18, 18.1 постановления Пленума от 02.04.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для признания административного правонарушения малозначительным.
В данном случае совершенное управляющей компанией правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере эксплуатации жилищного фонда. Государственный контроль в сфере эксплуатации жилищного фонда направлен на создание благоприятного (комфортного) проживания граждан и реализацией ими конституционного права на жилище.
По указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, в том числе по исполнению требований, установленных норм актом органа местного самоуправления по благоустройству города.
Судом не установлено обстоятельств, которые в рассматриваемом случае свидетельствовали бы об исключительности случая вмененного обществу административного правонарушения, что позволило бы признать его малозначительным.
Признание правонарушения малозначительным является правом, а не обязанностью суда.
Наказание обществу определено в пределах санкции статьи 10.4 Закона Самарской области от 01.11.2007 N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" в виде штрафа в размере 5000 руб. с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (статья 4.6 КоАП РФ).
Согласно судебным актам Арбитражного суда Самарской области, размещенным на сайте в сети "Интернет", ООО "Газэнергомонтаж" за совершение однородного административного правонарушения на момент совершения административного правонарушения уже неоднократно подвергалось административному наказанию.
Суд первой инстанции правильно указал, что административный орган при назначении наказания учел характер совершенного правонарушения, цель административной ответственности, статус субъекта ответственности, а также способ и мотивы, форму вины, социальную значимость охраняемых общественных отношений и степень общественной опасности, учел факт неоднократности совершения однородного правонарушения заявителем. Доказательств, смягчающих ответственность заявителя в материалы дела не представлено.
При этом административным органом обоснованно приняты во внимание характер совершенного правонарушения, влекущего загрязнение окружающей среды и ухудшение экологической санитарно-эпидемиологической обстановки в городе Самара.
Оснований для переоценки выводов административного органа в части вида назначенного наказания не усматривается.
При рассмотрении дела судом проверены все обстоятельства, предусмотренные пунктом 6 статьи 210 АПК РФ, а также иные, имеющие значение по делу.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, не установлено.
Привлечение общества к административной ответственности осуществлено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что отсутствуют основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 229, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28 октября 2013 года по делу N А55-19217/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газэнергомонтаж" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Судья
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.12.2013 ПО ДЕЛУ N А55-19217/2013
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2013 г. по делу N А55-19217/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 26 декабря 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сафроновой О.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 декабря 2013 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газэнергомонтаж"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28 октября 2013 года по делу N А55-19217/2013 (судья Мешкова О.В.), принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газэнергомонтаж" (ОГРН 1126315002109, ИНН 6315642838), г. Самара,
к Административной комиссии Промышленного района г.о. Самара, г. Самара,
о признании незаконным и отмене постановления от 21 августа 2013 года N 4282 по делу об административном правонарушении,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газэнергомонтаж" (далее - заявитель, общество, ООО "Газэнергомонтаж") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Промышленного района г.о. Самара (далее - административная комиссия) от 21.08.2013 N 4282 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 10.4 Закона Самарской области N 115-ГД от 01.11.2007 "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" (л.д. 4-6).
В соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.10.2013 по делу N А55-19217/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 29-31).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д. 36-37).
Административная комиссия апелляционную жалобу отклонила по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 15.07.2013 в 11 час. 37 мин., 16.07.2013 в 14 час. 58 мин. членом административной комиссии непосредственно обнаружено, о чем составлен акт от 16.07.2013 и впоследствии протокол об административном правонарушении от 24.07.2013 N 1432. Факт неисполнения ООО "Газэнергомонтаж" правового акта, принятого органом местного самоуправления - п. 17 главы 7 раздела 3 Правил благоустройства (утвержденных постановлением Главы г. Самары N 404 от 10.06.2008), заключается в том, что в нарушении указанной нормы обществом не обеспечена уборка прилегающей территории контейнерной площадки, находящейся на обслуживании ООО "Газэнергомонтаж" по адресу: г. Самара, ул. Сердобская, 31А, а именно, непосредственно примыкающая территория завалена мусором.
Постановлением Административной комиссии Промышленного района г.о. Самара по делу об административном правонарушении от 21.08.2013 N 4282, ООО "Газэнергомонтаж" привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 10.4 Закона Самарской области от 01.11.2007 N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" и наложен штраф в размере 5000 руб. (л.д. 8).
В обоснование признания постановления недействительным заявитель указывает на то, что административным органом не представлены доказательства того, что примыкающая территория закреплена за контейнерной площадкой, расположенной по адресу: ул. Сердобская, 31А, а также, что собственником данной территории является ООО "Газэнергомонтаж"; уборка контейнерной площадки, территорий непосредственно примыкающей к контейнерной площадки не входит в перечень обязательных работ и услуг, оказываемых ООО "Газэнергомонтаж"; согласно п. 1.1.3 договора санитарная уборка прилегающей территории осуществляется ООО "Газэнергомонтаж" в границах земельного участка, закрепленного за многоквартирным домом.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
Статья 10.4 Закона Самарской области от 01.11.2007 N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" предусматривает ответственность за неисполнение правового акта, принятого органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления и влечет наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере до двух тысяч рублей, на должностных лиц - до четырех тысяч рублей, на юридических лиц - от пятисот до десяти тысяч рублей.
В соответствии с п. 17 Главы 7 Раздела 3 Правил благоустройства территории городского округа Самара, утвержденных постановлением Главы городского округа Самара от 10.06.2008 N 404, организации, осуществляющие содержание жилищного фонда городского округа, собственники индивидуальных жилых домов, специализированные организации, осуществляющие сбор и вывоз отходов и мусора, обязаны обеспечить:
- - ежедневную уборку контейнерной (бункерной) площадки и прилегающей к ней территории;
- - в зимний период года - очистку от снега и наледи подходов и подъездов к ней с целью создания нормальных условий для специализированного транспорта и пользования населением;
- - контроль за вывозом отходов, согласно договору со специализированной организацией, осуществляющей сбор и вывоз отходов и мусора.
Суд первой инстанции правомерно признал несостоятельным довод заявителя на отсутствие доказательств, что именно ООО "Газэнергомонтаж" является организацией, ответственной за уборку контейнерной площадки и непосредственно примыкающей к ней территории по адресу: г. Самара, ул. Сердобская, 31А.
Согласно договору от 01.03.2013 N 1788 на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов контейнерная площадка по указанному выше адресу, которой пользуются жители этих домов, включена в перечень обслуживаемых обществом контейнерных площадок.
Данный факт в протоколе о рассмотрении дела N 4282 подтверждает и законный представитель юридического лица - Зиркина Е.Л.
В соответствии с приложением 2 к Договору на оказание услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома от 01.03.2013, заключенным между Департаментом управления имуществом г.о. Самара и ООО "Газэнергомонтаж" в перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном жилом доме входит уборка контейнерных площадок 1 раз в сутки.
В пункте 25 раздела 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения": Работы по содержанию придомовой территории в теплый период года - очистка от мусора и промывка урн, установленных возле подъездов, и уборка контейнерных площадок, расположенных на территории общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с п. 3 Главы 6 Раздела 3 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных постановлением Главы городского округа Самара от 10.06.2008 N 404, граждане (собственники и наниматели индивидуальных жилых домов), специализированные организации, осуществляющие обслуживание жилищного фонда городского округа, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность на территории городского округа, организуют сбор ТБО в контейнеры, КГО на специально отведенные площадки.
Сбор ТБО в контейнеры и КГО, уборку контейнерных площадок обеспечивают в жилищном фонде - специализированные организации, осуществляющие содержание жилищного фонда городского округа.
В соответствии с п. 26 Главы 8 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных постановлением Главы городского округа Самара от 10.06.2008 N 404 вывоз ТБО и КГО осуществляется ежедневно.
Запрещается складирование, хранение имущества, отходов производства и потребления за пределами территории, установленной для складирования, и (или) хранение или сброс отходов производства и потребления (в том числе бытовых отходов) за пределами специально отведенных и оборудованных для этих целей территорий.
Запрещается размещение упаковочных отходов, подлежащих переработке во вторичное сырье, на контейнерных площадках жилищного фонда.
Пунктом 11 главы 3 раздела 2 "Правил" установлено - работы по благоустройству и содержанию на контейнерных (бункерных) площадках и прилегающих к ним территориях осуществляют - организации, осуществляющие содержание жилищного фонда, либо собственники помещений в многоквартирном доме при непосредственном управлении.
В соответствии с договором на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома от 01.03.2013 общество является организацией, осуществляющей содержание жилищного фонда и обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан.
Как ранее устанавливалось судами, в соответствии с позицией, изложенной в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2010 N ВАС-6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года N 170 (далее - Правила N 170), определяющие требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда в том числе с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (п. 1.1), также в пункте 3.7.1 определяют, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
В соответствии с п. 2.9 Порядка организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории городского округа Самара, утвержденного Постановлением Главы городского округа Самара от 28.12.2007 N 1236, ответственность за санитарное состояние, содержание площадок для сбора твердых бытовых и крупногабаритных отходов и емкостей и для сбора жидких бытовых отходов несут владельцы этих объектов, либо, при наличии договорных отношений, эксплуатирующая их организация.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что ООО "Газэнергомонтаж" является управляющей организацией для дома по адресу: г. Самара, ул. Сердобская, д. 31А, применительно к данному случаю, специализированной организацией, о которых идет речь в Правилах благоустройства, на которую возложены обязанности по надлежащему содержанию и уборке контейнерных площадок и прилегающей к ним территорий.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела, в том числе фотоматериалами, подтверждается непринятие ООО "Газэнергомонтаж" мер по надлежащему исполнению обязанностей по содержанию контейнерной площадки и прилегающей территории.
Факт совершения ООО "Газэнергомонтаж" административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.4 Закона Самарской области от 01.11.2007 N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" полностью подтверждается представленными административным органом доказательствами: актом с фототаблицей, протоколом об административном правонарушении.
Суд первой инстанции, оценив совокупность представленных в дело доказательств, сделал правильный вывод, что ООО "Газэнергомонтаж" не были приняты все зависящие от него меры по своевременному исполнению нормативного правового акта органа местного самоуправления, в его бездействии присутствует и доказан состав правонарушения, предусмотренный статьей 10.4 Закона Самарской области N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области".
Вышеуказанные обязанности по уборке контейнерной (бункерной) площадки и прилегающей к ней территории в радиусе 10 метров возложены именно на заявителя, поэтому невыполнение третьим лицом, привлеченным управляющей компанией, своих гражданско-правовых обязательств, не исключает вину общества в совершении правонарушения. Заявитель не представил доказательств того, что им предпринимались какие-либо меры по контролю за выполнением порученных третьему лицу работ.
На ООО "Газэнергомонтаж" лежит обязанность по соблюдению Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных постановлением главы городского округа Самара от 10.06.2008 N 404. Им не представлено доказательств, подтверждающих, что неисполнение названного правового акта органа местного самоуправления произошло вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств. Нехватка средств, техники, инвентаря и персонала, организационные трудности таковыми обстоятельствами не являются.
Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности, исходя из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пунктах 18, 18.1 постановления Пленума от 02.04.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для признания административного правонарушения малозначительным.
В данном случае совершенное управляющей компанией правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере эксплуатации жилищного фонда. Государственный контроль в сфере эксплуатации жилищного фонда направлен на создание благоприятного (комфортного) проживания граждан и реализацией ими конституционного права на жилище.
По указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, в том числе по исполнению требований, установленных норм актом органа местного самоуправления по благоустройству города.
Судом не установлено обстоятельств, которые в рассматриваемом случае свидетельствовали бы об исключительности случая вмененного обществу административного правонарушения, что позволило бы признать его малозначительным.
Признание правонарушения малозначительным является правом, а не обязанностью суда.
Наказание обществу определено в пределах санкции статьи 10.4 Закона Самарской области от 01.11.2007 N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" в виде штрафа в размере 5000 руб. с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (статья 4.6 КоАП РФ).
Согласно судебным актам Арбитражного суда Самарской области, размещенным на сайте в сети "Интернет", ООО "Газэнергомонтаж" за совершение однородного административного правонарушения на момент совершения административного правонарушения уже неоднократно подвергалось административному наказанию.
Суд первой инстанции правильно указал, что административный орган при назначении наказания учел характер совершенного правонарушения, цель административной ответственности, статус субъекта ответственности, а также способ и мотивы, форму вины, социальную значимость охраняемых общественных отношений и степень общественной опасности, учел факт неоднократности совершения однородного правонарушения заявителем. Доказательств, смягчающих ответственность заявителя в материалы дела не представлено.
При этом административным органом обоснованно приняты во внимание характер совершенного правонарушения, влекущего загрязнение окружающей среды и ухудшение экологической санитарно-эпидемиологической обстановки в городе Самара.
Оснований для переоценки выводов административного органа в части вида назначенного наказания не усматривается.
При рассмотрении дела судом проверены все обстоятельства, предусмотренные пунктом 6 статьи 210 АПК РФ, а также иные, имеющие значение по делу.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, не установлено.
Привлечение общества к административной ответственности осуществлено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что отсутствуют основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 229, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28 октября 2013 года по делу N А55-19217/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газэнергомонтаж" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Судья
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)