Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.05.2015 ПО ДЕЛУ N 33-4821

Требование: Об обязании предоставить обоснование возложения обязанности по возмещению расходов, связанных с проведением работ по установке приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения.

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: В многоквартирном доме, в котором расположено принадлежащее истцу на праве собственности жилое помещение, ответчиком был установлен прибор учета тепловой энергии и водоснабжения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 мая 2015 г. по делу N 33-4821


Судья Лутошкина И.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего Лазорина Б.П.,
судей Кузьмичева В.А., Мироновой Н.В.,
при секретаре ФИО7,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 29 января 2015 года по иску ФИО1 к ОАО <данные изъяты> о признании бездействий незаконными, возложении обязанности предоставить документы, возложении обязанности не начислять проценты по платежам, предоставлении обоснования возложения обязанности о возмещении расходов.
Заслушав доклад судьи Кузьмичева В.А., объяснения представителя ОАО <данные изъяты> ФИО8, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, мотивировав свои требования тем, что ответчик является управляющей организацией многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>. В нарушение действующих норм права, ответчик не предложил собственникам приобрести и ввести в эксплуатацию общедомового прибора учета отопления и горячего водоснабжения, не проводил собрания по указанному вопросу, в связи, с чем в платежный документ, направленный собственникам жилых помещений, включено возмещение расходов по установке общедомового прибора учета на отопление и горячее водоснабжение. В квитанции нет расчетного счета ОАО <данные изъяты> кому поступает платеж возмещения расходов неизвестно, отдельно платежный документ не выставляется. С февраля платеж на возмещение расходов увеличен. Основания не даны. Ответчик не представил истцу: копию договора с организацией о выполнении работ по установке ОДПУ на системах центрального отопления; акт ввода в эксплуатацию; расчет и обоснование размера возмещения расходов общедомовых нужд по отоплению и горячему водоснабжению; расчет и обоснование размера оплаты выполненных работ по установке ОДПУ по отоплению; подтверждающие документы на закупку прибора ОДПУ, его модели и фактических затрат на работы; размер и порядок оплаты услуг жителями неприватизированных жилых помещений.
ДД.ММ.ГГГГ в Городской отдел ГЖИ зарегистрировано обращение о проверке законности и обоснованности бездействия ОАО <данные изъяты> путем не предоставления информации о постановке ОДПУ по ресурсам ОАО "Нижновтеплоэнерго". Решение на сегодняшний день не принято.
Изменив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просила суд:
1) Возложить обязанность на ОАО <данные изъяты> в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу, предоставить истцу/представителям истца - по доверенности, обоснование возложения обязанности о возмещении расходов, возложенных на собственников - по составляющим этапам работы по индивидуальной для <адрес> установке общедомовых/коллективных/ приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, а именно:
- - стоимости предпроектного обследования дома (в форме договора между ОАО <данные изъяты> и ОАО <данные изъяты>Приволжской лизинговой кампанией/ и акта выполненных работ);
- - стоимости работ по проектированию узлов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения дома; (в форме договора между ОАО <данные изъяты> и ООО <данные изъяты>Приволжской лизинговой компанией/ и акта выполненных работ);
- - стоимости закупки и комплектации приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения у завода изготовителя; (в форме договора между ОАО <данные изъяты> и ООО <данные изъяты>Приволжской лизинговой компанией/ и акта выполненных работ), калькуляции стоимости приборов учета;
- - стоимость поставки /транспортные расходы/ Заказчику приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения; (в форме договора между ОАО <данные изъяты> и ООО <данные изъяты>Приволжской лизинговой компанией/ и акта выполненных работ);
- - стоимость монтажа приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения; (в форме договора между ОАО <данные изъяты> и ОАО "Нижновтеплоэнерго"/Приволжской лизинговой компанией/ и акта выполненных работ);
- - стоимость пусконаладочных работ узлов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения с вводом в эксплуатацию; (в форме договора между ОАО <данные изъяты> и ООО <данные изъяты>Приволжской лизинговой компанией/ и акта выполненных работ);
- - предоставить ФИО1 и/или представителю - ФИО9 калькуляцию /расчет стоимости/ исполненных работ по договорам установки узлов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения по дому <адрес> на 1 узел учета ресурса.
Решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 29 января 2015 года в иске ФИО1 отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе истцом поставлен вопрос об отмене решения суда по мотивам нарушения при его принятии норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела. В обоснование жалобы заявитель указала, что у собственников помещений в многоквартирном доме отсутствует обязанность возмещения расходов на установку приборов учета ресурсов.
Законность и обоснованность судебного решения проверена по правилам главы 39 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав объяснения явившихся по делу лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого решения, поскольку оно принято в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Доводы апелляционной жалобы ФИО1 о несогласии с выводами суда судебная коллегия полагает подлежащими отклонению в силу следующего.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, истец является сособственником жилого помещения <адрес> Управляющей компанией является ОАО <данные изъяты> с которой был заключен договор управления данным многоквартирным домом, что не оспаривалось сторонами по делу. В соответствии с условиями данного договора, управляющая организация за плату в целях управления многоквартирным домом обязуется оказывать собственникам помещений в многоквартирном доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечить предоставление коммунальных услуг холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, отопления (теплоснабжения) путем привлечения ресурсоснабжающих организаций, действуя от своего имени и за счет собственников. Ответчик принял на себя обязательства обеспечивать предоставление услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту, капитальному ремонту общего имущества собственников, заключать договоры на выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества с подрядными организациями, осуществлять контроль качества выполненных работ. С целью предоставления работ по обеспечению коммунальных услуг ответчик обязан выбрать ресурсоснабжающие организации и заключить с ними от своего имени и за счет собственника, договоры купли-продажи коммунальных ресурсов.
Из материалов дела также видно, что в многоквартирном доме по указанному адресу был установлен прибор учета тепловой энергии и водоснабжения, установка которого была произведена ООО <данные изъяты> в соответствии с Законом "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты".
В соответствии с ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.112009 года N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01 июля 2012 года, собственники жилых домов, за исключением указанных в ч. 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых: воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно ч. 12 ст. 13 указанного Федерального закона до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных ч. 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии, организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения, которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми, и передачу которых, указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований ч. 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных ч. 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий, по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. После 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных ч. 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии), положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и не устранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и не устранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Таким образом, нормами Федерального закона N 261-ФЗ обязанность по оснащению многоквартирного дома общедомовыми приборами учета потребляемых ресурсов возложена на собственников помещений дома.
При этом, в судебном заседании сторонами не оспаривалось, что собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в предусмотренный законом срок соответствующие приборы учета установлены не были.
Из ответа ООО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что ООО <данные изъяты> является ресурсоснабжающей организацией для 101 домов Нижегородского района. Общая стоимость установки ОДПУ определена в соответствии с расходами ООО <данные изъяты> на оплату лизинговых платежей по договору финансовой аренды, заключенному с ООО <данные изъяты>. Договор финансовой аренды не является договором подряда и не предполагает наличие сметы расходов (калькуляции) на каждый дом. ООО <данные изъяты> не проводило конкурс на поставку приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения. Не представляется возможным представления договора между ООО "Нижновтеплоэнерго" и ОАО <данные изъяты> ввиду его отсутствия (не заключения). ООО <данные изъяты> не представляется возможным представления договора на установку узла учета ТЭ и ГВ по адресу: <адрес>, т.к. подобного договора общество не заключало. Установка узла учета ТЭ и ГВ осуществлялась по договору финансовой аренды, заключенному с ООО <данные изъяты>.
Судом первой инстанции установлено, что в рамках договора финансовой аренды (лизинга), заключенного между ООО <данные изъяты> и ООО "Нижновтеплоэнерго", были приобретены, установлены и организован ввод в эксплуатацию ОДПУ в домах, в которых собственники помещений не выполнили обязанность по установке.
Судом установлено, что согласно актам приемки из монтажа узла учета тепловой энергии на коммерческий учет от ДД.ММ.ГГГГ N 1475/вп и от ДД.ММ.ГГГГ N 1368/вп, подписанным ООО <данные изъяты> ОАО <данные изъяты> (абонент), ООО <данные изъяты> по адресу: <адрес>, были установлены и приняты в эксплуатацию узлы учета тепловой энергии, согласно которым узлы учета соответствуют требованиям "Правил учета тепловой энергии и теплоносителя", годны к эксплуатации в качестве коммерческого. Каких-либо иных документов по установке ОДПУ в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> у ответчика не имеется.
Доводы истца о том, что услуга по установке ОДПУ ей навязана по несогласованной цене, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку мероприятия по установке прибора учета в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, произведены по причине бездействия собственников, в том числе и самого истца, которые проигнорировали требования законодательства и не установили прибор самостоятельно в сроки, когда они имели возможность сделать самостоятельный выбор подрядной организации и согласовать стоимость такой установки.
Поэтому, как обоснованно указано судом, данные приборы учета были установлены ООО <данные изъяты> в соответствии с нормами действующего законодательства, что подтверждается: договором финансовой аренды (лизинга), в рамках которого они были приобретены, установлены и организован ввод в эксплуатацию ОДПУ в домах, собственники помещений в которых не выполнили обязанность по установке; актами ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о принятии работ по проектированию, монтажу и вводу в эксплуатацию приборов учета.
При указанных обстоятельствах не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы ФИО1 об отсутствии у ООО <данные изъяты> оснований для установки общедомовых приборов учета и незаконном бездействии домоуправляющей компании, поскольку материалами дела с достоверностью подтверждается не выполнение собственниками помещений в многоквартирном доме, в том числе и истцом, возложенной на них обязанности по принятию решения об установке общедомовых приборов учета в предусмотренные сроки.
Доводы апелляционной жалобы истца о нарушении порядка заключения договора по установке общедомового прибора учета судебная коллегия также полагает подлежащими отклонению, поскольку соответствующий порядок предусмотрен ч. 9 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ при реализации собственниками помещений, в многоквартирном доме установленных в ч. 5 ст. 12 Федерального закона обязанности об оснащении многоквартирного дома общедомовыми приборами учета.
Установка же общедомового прибора учета в <адрес>, как подтверждается материалами дела, производилась ООО "Нижновтеплоэнерго" в соответствии с ч. 12 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ в связи с тем, что собственниками помещений дома были нарушены сроки самостоятельной установки приборов учета.
Обязанность по возмещению расходов ресурсоснабжающей организацией, связанных с установкой ОДПУ, предусмотрена действующим законодательством (ч. 12 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ и п. 38 (1) "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491). В соответствии с Приказом Минрегиона России от 19.09.2011 года N 454 плата за услуги по установке общедомового прибора учета включается в платежный документ по оплате жилищно-коммунальных услуг дополнительной строкой.
Граждане - собственники помещений в многоквартирном доме производят оплату выставленных счетов в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона об энергосбережении.
В соответствии с Приказом Минрегиона России от 19.09.2011 года N 454 плата за возмещение расходов ООО <данные изъяты> на установку общедомового прибора учета включена в платежный документ по оплате жилищно-коммунальных услуг дополнительной строкой.
Ссылка истца на обязанность домоуправляющей компании установить приборы учета обоснованно отклонена судом первой инстанции, и соответствующие доводы апелляционной инстанции истца также подлежат отклонению, поскольку решение об установке приборов учета за счет статьи "содержание и ремонт" в составе платы за содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, собственниками помещений многоквартирного дома, не принималось.
При этом, согласно п. 3.1, п. 3.1.21 договора управления многоквартирным домом домоуправляющая компания не имеет права без разрешения собственников, оформленного в виде решения общего собрания, устанавливать общедомовые приборы учета потребления коммунальных услуг.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия находит законными и обоснованными выводы суда об отсутствии бездействия со стороны домоуправляющей компании по вопросу установки общедомового прибора учета.
Разрешая требования истца о возложении на ответчика обязанности предоставить документы в обоснование установки общедомового прибора учета, то судом также правильно отказано в удовлетворении иска в данной части, поскольку положения ч. 10 ст. 161 ЖК РФ, Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 года N 731, не предусмотрена обязанность истребования из ресурсоснабжающей организации документов по запросу истца.
Также не имеется оснований для удовлетворения исковых требований истца обязать ответчика не начислять проценты на платежи по услугам возмещения расходов ТУ ТЭ и ГВ с октября месяца 2013 года до момента фактического исполнения решения суда по данному гражданскому делу, поскольку обязанность по оплате расходов ТУ ТЭ и ГВ возложена на истца в силу закона, при нарушении предусмотренных сроков оплаты, действующим законодательством предусмотрена ответственность в виде начисление пеней.
Таким образом, рассматривая гражданское дело, суд правильно применил нормы материального права.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену решения, также не допущено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда,

определила:

решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 29 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)