Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричек Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3958/2015) рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3958/2015) Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.02.2015 по делу N А75-13008/2014 (судья Чешкова О.Г.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Квартал" к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании действий, решений незаконными,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
- от общества с ограниченной ответственностью "Квартал" - Вильгельм Е.В. по доверенности N 86АА0978494 от 13.11.2014 сроком действия на 5 лет, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
- установил:
Решением от 20.02.2015 по делу N А75-13008/2014 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры удовлетворил заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Квартал" (далее - заявитель, ООО "Квартал", Общество) требования, признав незаконным решение Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заинтересованное лицо, Служба) об отказе в осуществлении государственного строительного надзора на объекте капитального строительства "Многоквартирные жилые дома со встроенными объектами обслуживания и многоярусной автостоянкой по ул. Свободы, N 8, 10, N 6 и N 2 в городе Ханты-Мансийске", изложенное в письме от 02.12.2014 N 27.16-Исх-1767, и возложив на Службу обязанность осуществлять государственный строительный надзор на указанном выше объекте капитального строительства.
Этим же решением со Службы в пользу ООО "Квартал" взысканы судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 2 000 руб., и ООО "Квартал" возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2 000 руб.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что действующее законодательство в сфере регулирования градостроительной деятельности не предусматривает такого основания для отказа в проведении государственного строительного надзора, как невозможность проведения проверки в отношении части объекта капитального строительства, построенного до начала осуществления государственного строительного надзора.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Служба обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на правомерность оспариваемого отказа в осуществлении государственного строительного надзора на спорном объекте капитального строительства, поскольку такой надзор осуществляется со стадии подготовки земельного участка и выполнения земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкции подземной и наземной частей сетей инженерно- технического обеспечения. При этом застройщик заблаговременно, не позднее чем за 7 рабочих дней до начала строительства объекта должен направить в уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора орган извещение о начале таких работ. В связи с тем, что Общество в нарушение требований части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации начало строительство объекта и своевременно не направило в Службу соответствующее извещение, последняя на законных основаниях отказала Обществу в осуществлении государственного строительного надзора на указанном выше объекте.
ООО "Квартал" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в адрес Службы, в котором Общество не согласилось с доводами подателя апелляционной жалобы. Отзыв приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела.
В судебном заседании представитель ООО "Квартал" возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Служба, надлежащим образом уведомленная о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, заявила ходатайство рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителя, которое суд посчитал возможным удовлетворить.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившегося в судебное заседание представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.
ООО "Квартал" является застройщиком на объекте капитального строительства "Многоквартирные жилые дома со встроенными объектами обслуживания и многоярусной автостоянкой по ул. Свободы N 8, 10; N 6 и N 2 в городе Ханты-Мансийске" "Жилой дом N 3, автостоянка N 4", расположенном по строительному адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Свободы, 2 (далее - Объект).
17.11.2014 Общество направило в Службу жилстройнадзора извещение N 03 о начале строительства Объекта.
На основании полученного извещения и приказа от 25.11.2014 N 073-02-16 заместителя руководителя Службы в отношении ООО "Квартал" была проведена внеплановая выездная проверка на объекте капитального строительства "Многоквартирные жилые дома со встроенными объектами обслуживания и многоярусной автостоянкой по ул. Свободы N 8, 10; N 6 и N 2 в городе Ханты-Мансийске" "Жилой дом N 3, автостоянка N 4" на предмет соблюдения требований части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации
В ходе проведения проверки было установлено, что на Объекте выполнены основные строительные работы по устройству: фундаментов; несущих и ограждающих конструкций ниже нулевой отметки; наземных несущих и ограждающих конструкций (все этажи) блок - секции 3.1; фундаментов; несущих и ограждающих конструкций ниже нулевой отметки; наземных несущих и ограждающих конструкций (все этажи) блок - секции 3.2; фундаментов; несущих и ограждающих конструкций ниже нулевой отметки; наземных несущих (до 8 наземного этажа) и ограждающих конструкций (до 5 наземного этажа включительно) блок - секции 3.3; наружные сети инженерного обеспечения в части дренажной канализации; внутренние сети и системы в части разводки проводов электроснабжения в блок- секциях 3.1 и 3.2. На момент проведения проверки на объекте выполняются строительные работы по возведению несущих конструкций 8-го этажа и ограждающих конструкций 6-го этажа блок- секции 3.3. Строительные работы по устройству несущих и ограждающих конструкций механизированной автостоянки - не производилось.
Службой были также рассмотрены предоставленные с извещением от 17.11.2014 N 03 о начале строительства следующие документы: копия разрешения на строительство от 03.10.2014 N ru 86312000-77; проектная документация шифр 8856-3 альбомы: ПЗ, ПЗУ, КР, АР, ИОС1, ИОС2, ИОСЗ, ИОС 4, ИОС5, ИОС6, ПОС, ПБ, ООС, ЭЭ, ОДИ; копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий - акт разбивки осей объекта от 19.07.2013 N 9; общий журнал работ N 1; положительные заключения негосударственной экспертизы проектной документации от 22.05.2014 N 2-1-1-0160-14 и инженерных изысканий 19.03.2014 N 1-1-1-0133-14.
По итогам проверки составлен акт от 02.12.2014 N 073-02-16, который был вручен представителю ООО "Квартал".
На основании проведенной в отношении ООО "Квартал" проверки, в том числе документарной, Служба пришла к выводу о том, что работы на Объекте были начаты Обществом в июле 2013 года, а извещение о начале строительства Объекта от 17.11.2014 N 03 было направлено на 17 месяцев позже даты начала строительства, в связи с чем региональный государственный строительный надзор в процессе строительства Объекта не осуществлялся.
Посчитав нарушение сроков направления извещения о начале строительства неустранимым нарушением требований пункта 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Служба отказала Обществу в осуществлении государственного строительного надзора при строительстве данного Объекта, изложив мотивы отказа в письме от 02.12.2014 N 27.16-Исх-1767.
Полагая, что отказ Службы в осуществлении государственного строительного надзора при строительстве объекта капитального строительства "Многоквартирные жилые дома со встроенными объектами обслуживания и многоярусной автостоянкой по ул. Свободы N 8, 10; N 6 и N 2 в городе Ханты-Мансийске" "Жилой дом N 3, автостоянка N 4" не соответствует законодательству, нарушает права и интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку препятствует в дальнейшем вводу Объекта в эксплуатацию, ООО "Квартал" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
20.02.2015 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вопросы осуществления государственного строительного надзора при осуществлении строительства или реконструкции объектов недвижимости регулируются Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также другими нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ним.
В соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее также - органы государственного строительного надзора) извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы:
1) копия разрешения на строительство;
2) проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;
3) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий
4) общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;
5) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при:
1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;
2) реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
В силу части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом государственного строительного надзора является проверка:
1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
2) наличия разрешения на строительство;
3) выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 8 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" (далее - Положение N 54), государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - заключение о соответствии)
Согласно пункту 16 Положения N 54 после завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка (итоговая), по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.
Таким образом, государственный строительный надзор осуществляется, в том числе при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации либо является типовой проектной документацией или ее модификацией.
Законодательство не наделяет орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, правом отказать в осуществлении государственного надзора, если данным органом получено извещение застройщика о начале строительства с приложением необходимых документов.
В соответствии с Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.06.2012 N 216-п "О службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" заинтересованное лицо осуществляет региональный государственный строительный надзор в форме проверок за: соответствием выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; наличием разрешения на строительство; выполнением требований частей 2 и 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Организует проведение необходимых экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов.
Таким образом, Служба жилстройнадзора обязана осуществлять региональный государственный надзор на Объекте, на котором осуществление такого надзора предусмотрено законом, после направления застройщиком соответствующего извещения.
Как следует из материалов дела, Служба отказала в осуществлении строительного надзора в отношении объекта капитального строительства "Многоквартирные жилые дома со встроенными объектами обслуживания и многоярусной автостоянкой по ул. Свободы N 8, 10; N 6 и N 2 в городе Ханты-Мансийске" "Жилой дом N 3, автостоянка N 4", поскольку строительно-монтажные работы на указанном объекте начаты, а извещение о начале производства работ Общество в установленные законом сроки Общество не направляло.
Между тем материалами дела подтверждается, что ООО "Квартал" выдано разрешение на строительство от 03.10.2014 N ru 86312000-77, у Общества имеется проектная документация шифр 8856-3 альбомы: ПЗ, ПЗУ, КР, АР, ИОС1, ИОС2, ИОСЗ, ИОС 4, ИОС5, ИОС6, ПОС, ПБ, ООС, ЭЭ, ОДИ, положительные заключения негосударственной экспертизы проектной документации от 22.05.2014 N 2-1-1-0160-14 и инженерных изысканий 19.03.2014 N 1-1-1-0133-14. Эти документы были предоставлены заинтересованному лицу до завершения строительства спорного объекта.
Доказательств завершения строительно-монтажных работ на спорном Объекте не представлено, материалы дела не содержат.
Учитывая, что государственный строительный надзор осуществляется в отношении законно возведенных объектов, что подтверждает статья 51, часть 2 статьи 54 и часть 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливающая обязательность наличия разрешения на строительство, и принимая во внимание, что Службой были получены извещение от 17.11.2014 N 03 о начале строительства и все необходимые документы, предусмотренные частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у Службы возникли предусмотренные частью 1 статьи 49, частью 5 статьи 52, пунктом 1 части 1, подпунктом "а" пункта 2 части 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации основания для начала осуществления государственного строительного надзора в отношении строительных работ, производимых в ходе строительства Обществом названного выше объекта капитального строительства. Оснований для отказа в осуществлении государственного строительного надзора в указанном выше случае нормы статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положение N 54 не предусматривают.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ в осуществлении государственного строительного надзора не соответствует нормам части 5 статьи 52, частей 1 и 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 8 Положения N 54 об осуществлении государственного строительного надзора и создает Обществу препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности.
Приведенные в жалобе Службы доводы о неверном применении судом первой инстанции статей 52, 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, процитированных выше пунктов Положения N 54 несостоятельны,
По смыслу статей 52, 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положения N 54 государственный строительный надзор может быть начат при наличии соответствующих оснований, при этом возникновение таких оснований не увязывается со стадией строительства объекта (начальной, промежуточной или конечной). Следовательно, государственный строительный надзор должен осуществляться при возникновении соответствующих оснований, предусмотренных законом, независимо от того, возникли ли они до начала строительства объекта или в ходе его строительства. При этом отсутствие возможности проведения проверки в отношении части объекта капитального строительства, построенной до начала осуществления государственного строительного надзора, не препятствует Службе осуществлять указанный надзор за текущими строительными работами. Вопросы невозможности осуществления государственного строительного надзора в отношении указанной части объекта капитального строительства могут быть отражены в заключении по окончании строительства данного объекта в целом.
Тот факт, что на момент проводимой Службой проверки Общество допустило нарушение требований ряда нормативных документов в области строительства, в частности Общество, начав строительство объекта в 2013 году, уведомило об этом уполномоченный орган на осуществление государственного строительного надзора только в 2014 году, не является основанием для непринятия извещения о начале строительства в реестр поднадзорных объектов, однако влечет для Общества иные правовые последствия.
Учитывая изложенное, оспариваемый отказ Службы обоснованно признан судом первой инстанции незаконным.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заинтересованного лица удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении судебных расходов по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как Служба, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобождена.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.02.2015 по делу N А75-13008/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Ю.Н.КИРИЧЕК
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
О.Ю.РЫЖИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.05.2015 N 08АП-3958/2015 ПО ДЕЛУ N А75-13008/2014
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 2015 г. N 08АП-3958/2015
Дело N А75-13008/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричек Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3958/2015) рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3958/2015) Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.02.2015 по делу N А75-13008/2014 (судья Чешкова О.Г.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Квартал" к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании действий, решений незаконными,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
- от общества с ограниченной ответственностью "Квартал" - Вильгельм Е.В. по доверенности N 86АА0978494 от 13.11.2014 сроком действия на 5 лет, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
- установил:
Решением от 20.02.2015 по делу N А75-13008/2014 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры удовлетворил заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Квартал" (далее - заявитель, ООО "Квартал", Общество) требования, признав незаконным решение Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заинтересованное лицо, Служба) об отказе в осуществлении государственного строительного надзора на объекте капитального строительства "Многоквартирные жилые дома со встроенными объектами обслуживания и многоярусной автостоянкой по ул. Свободы, N 8, 10, N 6 и N 2 в городе Ханты-Мансийске", изложенное в письме от 02.12.2014 N 27.16-Исх-1767, и возложив на Службу обязанность осуществлять государственный строительный надзор на указанном выше объекте капитального строительства.
Этим же решением со Службы в пользу ООО "Квартал" взысканы судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 2 000 руб., и ООО "Квартал" возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2 000 руб.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что действующее законодательство в сфере регулирования градостроительной деятельности не предусматривает такого основания для отказа в проведении государственного строительного надзора, как невозможность проведения проверки в отношении части объекта капитального строительства, построенного до начала осуществления государственного строительного надзора.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Служба обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на правомерность оспариваемого отказа в осуществлении государственного строительного надзора на спорном объекте капитального строительства, поскольку такой надзор осуществляется со стадии подготовки земельного участка и выполнения земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкции подземной и наземной частей сетей инженерно- технического обеспечения. При этом застройщик заблаговременно, не позднее чем за 7 рабочих дней до начала строительства объекта должен направить в уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора орган извещение о начале таких работ. В связи с тем, что Общество в нарушение требований части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации начало строительство объекта и своевременно не направило в Службу соответствующее извещение, последняя на законных основаниях отказала Обществу в осуществлении государственного строительного надзора на указанном выше объекте.
ООО "Квартал" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в адрес Службы, в котором Общество не согласилось с доводами подателя апелляционной жалобы. Отзыв приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела.
В судебном заседании представитель ООО "Квартал" возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Служба, надлежащим образом уведомленная о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, заявила ходатайство рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителя, которое суд посчитал возможным удовлетворить.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившегося в судебное заседание представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.
ООО "Квартал" является застройщиком на объекте капитального строительства "Многоквартирные жилые дома со встроенными объектами обслуживания и многоярусной автостоянкой по ул. Свободы N 8, 10; N 6 и N 2 в городе Ханты-Мансийске" "Жилой дом N 3, автостоянка N 4", расположенном по строительному адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Свободы, 2 (далее - Объект).
17.11.2014 Общество направило в Службу жилстройнадзора извещение N 03 о начале строительства Объекта.
На основании полученного извещения и приказа от 25.11.2014 N 073-02-16 заместителя руководителя Службы в отношении ООО "Квартал" была проведена внеплановая выездная проверка на объекте капитального строительства "Многоквартирные жилые дома со встроенными объектами обслуживания и многоярусной автостоянкой по ул. Свободы N 8, 10; N 6 и N 2 в городе Ханты-Мансийске" "Жилой дом N 3, автостоянка N 4" на предмет соблюдения требований части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации
В ходе проведения проверки было установлено, что на Объекте выполнены основные строительные работы по устройству: фундаментов; несущих и ограждающих конструкций ниже нулевой отметки; наземных несущих и ограждающих конструкций (все этажи) блок - секции 3.1; фундаментов; несущих и ограждающих конструкций ниже нулевой отметки; наземных несущих и ограждающих конструкций (все этажи) блок - секции 3.2; фундаментов; несущих и ограждающих конструкций ниже нулевой отметки; наземных несущих (до 8 наземного этажа) и ограждающих конструкций (до 5 наземного этажа включительно) блок - секции 3.3; наружные сети инженерного обеспечения в части дренажной канализации; внутренние сети и системы в части разводки проводов электроснабжения в блок- секциях 3.1 и 3.2. На момент проведения проверки на объекте выполняются строительные работы по возведению несущих конструкций 8-го этажа и ограждающих конструкций 6-го этажа блок- секции 3.3. Строительные работы по устройству несущих и ограждающих конструкций механизированной автостоянки - не производилось.
Службой были также рассмотрены предоставленные с извещением от 17.11.2014 N 03 о начале строительства следующие документы: копия разрешения на строительство от 03.10.2014 N ru 86312000-77; проектная документация шифр 8856-3 альбомы: ПЗ, ПЗУ, КР, АР, ИОС1, ИОС2, ИОСЗ, ИОС 4, ИОС5, ИОС6, ПОС, ПБ, ООС, ЭЭ, ОДИ; копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий - акт разбивки осей объекта от 19.07.2013 N 9; общий журнал работ N 1; положительные заключения негосударственной экспертизы проектной документации от 22.05.2014 N 2-1-1-0160-14 и инженерных изысканий 19.03.2014 N 1-1-1-0133-14.
По итогам проверки составлен акт от 02.12.2014 N 073-02-16, который был вручен представителю ООО "Квартал".
На основании проведенной в отношении ООО "Квартал" проверки, в том числе документарной, Служба пришла к выводу о том, что работы на Объекте были начаты Обществом в июле 2013 года, а извещение о начале строительства Объекта от 17.11.2014 N 03 было направлено на 17 месяцев позже даты начала строительства, в связи с чем региональный государственный строительный надзор в процессе строительства Объекта не осуществлялся.
Посчитав нарушение сроков направления извещения о начале строительства неустранимым нарушением требований пункта 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Служба отказала Обществу в осуществлении государственного строительного надзора при строительстве данного Объекта, изложив мотивы отказа в письме от 02.12.2014 N 27.16-Исх-1767.
Полагая, что отказ Службы в осуществлении государственного строительного надзора при строительстве объекта капитального строительства "Многоквартирные жилые дома со встроенными объектами обслуживания и многоярусной автостоянкой по ул. Свободы N 8, 10; N 6 и N 2 в городе Ханты-Мансийске" "Жилой дом N 3, автостоянка N 4" не соответствует законодательству, нарушает права и интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку препятствует в дальнейшем вводу Объекта в эксплуатацию, ООО "Квартал" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
20.02.2015 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вопросы осуществления государственного строительного надзора при осуществлении строительства или реконструкции объектов недвижимости регулируются Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также другими нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ним.
В соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее также - органы государственного строительного надзора) извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы:
1) копия разрешения на строительство;
2) проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;
3) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий
4) общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;
5) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при:
1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;
2) реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
В силу части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом государственного строительного надзора является проверка:
1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
2) наличия разрешения на строительство;
3) выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 8 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" (далее - Положение N 54), государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - заключение о соответствии)
Согласно пункту 16 Положения N 54 после завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка (итоговая), по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.
Таким образом, государственный строительный надзор осуществляется, в том числе при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации либо является типовой проектной документацией или ее модификацией.
Законодательство не наделяет орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, правом отказать в осуществлении государственного надзора, если данным органом получено извещение застройщика о начале строительства с приложением необходимых документов.
В соответствии с Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.06.2012 N 216-п "О службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" заинтересованное лицо осуществляет региональный государственный строительный надзор в форме проверок за: соответствием выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; наличием разрешения на строительство; выполнением требований частей 2 и 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Организует проведение необходимых экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов.
Таким образом, Служба жилстройнадзора обязана осуществлять региональный государственный надзор на Объекте, на котором осуществление такого надзора предусмотрено законом, после направления застройщиком соответствующего извещения.
Как следует из материалов дела, Служба отказала в осуществлении строительного надзора в отношении объекта капитального строительства "Многоквартирные жилые дома со встроенными объектами обслуживания и многоярусной автостоянкой по ул. Свободы N 8, 10; N 6 и N 2 в городе Ханты-Мансийске" "Жилой дом N 3, автостоянка N 4", поскольку строительно-монтажные работы на указанном объекте начаты, а извещение о начале производства работ Общество в установленные законом сроки Общество не направляло.
Между тем материалами дела подтверждается, что ООО "Квартал" выдано разрешение на строительство от 03.10.2014 N ru 86312000-77, у Общества имеется проектная документация шифр 8856-3 альбомы: ПЗ, ПЗУ, КР, АР, ИОС1, ИОС2, ИОСЗ, ИОС 4, ИОС5, ИОС6, ПОС, ПБ, ООС, ЭЭ, ОДИ, положительные заключения негосударственной экспертизы проектной документации от 22.05.2014 N 2-1-1-0160-14 и инженерных изысканий 19.03.2014 N 1-1-1-0133-14. Эти документы были предоставлены заинтересованному лицу до завершения строительства спорного объекта.
Доказательств завершения строительно-монтажных работ на спорном Объекте не представлено, материалы дела не содержат.
Учитывая, что государственный строительный надзор осуществляется в отношении законно возведенных объектов, что подтверждает статья 51, часть 2 статьи 54 и часть 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливающая обязательность наличия разрешения на строительство, и принимая во внимание, что Службой были получены извещение от 17.11.2014 N 03 о начале строительства и все необходимые документы, предусмотренные частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у Службы возникли предусмотренные частью 1 статьи 49, частью 5 статьи 52, пунктом 1 части 1, подпунктом "а" пункта 2 части 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации основания для начала осуществления государственного строительного надзора в отношении строительных работ, производимых в ходе строительства Обществом названного выше объекта капитального строительства. Оснований для отказа в осуществлении государственного строительного надзора в указанном выше случае нормы статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положение N 54 не предусматривают.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ в осуществлении государственного строительного надзора не соответствует нормам части 5 статьи 52, частей 1 и 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 8 Положения N 54 об осуществлении государственного строительного надзора и создает Обществу препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности.
Приведенные в жалобе Службы доводы о неверном применении судом первой инстанции статей 52, 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, процитированных выше пунктов Положения N 54 несостоятельны,
По смыслу статей 52, 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положения N 54 государственный строительный надзор может быть начат при наличии соответствующих оснований, при этом возникновение таких оснований не увязывается со стадией строительства объекта (начальной, промежуточной или конечной). Следовательно, государственный строительный надзор должен осуществляться при возникновении соответствующих оснований, предусмотренных законом, независимо от того, возникли ли они до начала строительства объекта или в ходе его строительства. При этом отсутствие возможности проведения проверки в отношении части объекта капитального строительства, построенной до начала осуществления государственного строительного надзора, не препятствует Службе осуществлять указанный надзор за текущими строительными работами. Вопросы невозможности осуществления государственного строительного надзора в отношении указанной части объекта капитального строительства могут быть отражены в заключении по окончании строительства данного объекта в целом.
Тот факт, что на момент проводимой Службой проверки Общество допустило нарушение требований ряда нормативных документов в области строительства, в частности Общество, начав строительство объекта в 2013 году, уведомило об этом уполномоченный орган на осуществление государственного строительного надзора только в 2014 году, не является основанием для непринятия извещения о начале строительства в реестр поднадзорных объектов, однако влечет для Общества иные правовые последствия.
Учитывая изложенное, оспариваемый отказ Службы обоснованно признан судом первой инстанции незаконным.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заинтересованного лица удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении судебных расходов по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как Служба, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобождена.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.02.2015 по делу N А75-13008/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Ю.Н.КИРИЧЕК
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
О.Ю.РЫЖИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)