Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 25.09.2015 ПО ДЕЛУ N 33-6027/2015

Требование: Об обязании установить общедомовые приборы учета электрической и тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения в жилом доме.

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Спорный многоквартирный жилой дом в ходе реорганизации передан на балансовый учет одного из ответчиков. В жилом доме отсутствуют приборы учета электрической и тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 сентября 2015 г. по делу N 33-6027/2015


Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего С.В. Кустовой
судей Т.В. Масловой, А.А. Тарасовой
при секретаре Ч.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора Хабаровского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации об установлении общедомовых приборов учета электрической и тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения в жилом доме <адрес>, по апелляционной жалобе ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 15 июня 2015 года.
Заслушав доклад судьи С.В. Кустовой, пояснения прокурора Е.В. Максименко, представителя Министерства обороны РФ Р., представителя ФГКУ "ДВТУИО" Л., судебная коллегия

установила:

Военный прокурор Хабаровского гарнизона обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ об установлении общедомовых приборов учета электрической и тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения в жилом доме <адрес>.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что собственником указанного жилого дома, является Министерство обороны РФ в лице ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, на которое в силу ч. 5 ст. 13, ч. 9 ст. 11 ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 261-ФЗ в срок до 01.07.2012 г. возложена обязанность по оснащению жилого дома общедомовыми приборами учета используемой воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод приборов в эксплуатацию. Ответчики, в нарушение вышеуказанных требований закона, общедомовые приборы учета не установили, чем нарушают интересы Российской Федерации по стимулированию энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также прав граждан, проживающих в специализированном жилищном фонде, производящих оплату коммунальных услуг, размер которой напрямую зависит от наличия общедомового прибора учета. На основании изложенного, истец просил суд обязать ответчиков установить общедомовые приборы учета электрической и тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения в жилом доме <адрес>.
27 мая 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "Славянка".
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 15 июня 2015 года исковые требования Военного прокурора Хабаровского гарнизона удовлетворены.
На Министерство обороны РФ, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ возложена обязанность установить общедомовые приборы учета электрической и тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения в жилом доме <адрес> в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В апелляционной жалобе ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, постановленного с нарушением норм материального права, при неправильном определении обстоятельств имеющих значение для дела. Указывает на то, что полномочий на установку и введение в эксплуатацию общедомовых приборов учета электрической и тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения в жилом доме Министерства обороны РФ, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ не имеет. Министерством обороны РФ не выделяются денежные средства на указанные виды работ. Для таких целей заключаются государственные контракты с обслуживающими либо иными подрядными организациями. ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ является самостоятельным юридическим лицом, не уполномочено Министерством обороны РФ на совершение действий от его имени, в связи с чем является ненадлежащим ответчиком по делу.
Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не поступило.
В соответствии с пунктом 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, жилой дом <адрес> передан на балансовый учет ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ от Хабаровской КЭЧ в ходе реорганизации.
В указанном жилом доме отсутствуют общедомовые приборы учета электрической и тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения.
Удовлетворяя исковые требования Военного прокурора Хабаровского гарнизона, суд, руководствуясь ст. 210 ГК РФ, ч. 9 ст. 11, ч. 5, 9, 10 ст. 13 ФЗ N 261 от 23.11.2009 г. "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", установив, что жилой дом <адрес> входит в состав специализированного жилищного фонда Министерства обороны РФ, в котором отсутствуют общедомовые приборы учета электрической и тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения, пришел к выводу о возложении обязанности по установке указанных приборов на Министерство обороны РФ, как собственника специализированного жилищного фонда и ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, осуществляющее задачи по организации учета, контроля за сохранностью, использованием, управлением и распоряжением имуществом Вооруженных Сил РФ по решениям Министерства обороны РФ.
С таким выводом судебная коллегия согласиться не может в связи с неверным применением к спорным правоотношениям норм материального права.
В силу п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Пунктом 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В силу названных Правил организация, обслуживающая жилищный фонд, и ее должностные лица должны обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы.
Лицами, ответственными за содержание жилых домов, жилых помещений, являются: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
При этом в названных Правилах перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Согласно ч. 5 ст. 13 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.07.2012 г. собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены общедомовыми приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии,, а также индивидуальными и общими приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
Подпунктом "с" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 предусмотрена обязанность исполнителя обеспечить установку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку общедомовых приборов учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
В пункте 2 указанных Правил раскрывается содержание понятий, используемых в Правилах, согласно которым исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом. Счетчики входят в состав соответствующих внутридомовых инженерных систем (п. 5, 6, 7).
Согласно пп. "и", "к" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491 содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Учитывая приведенные нормы, судебная коллегия полагает необходимым решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в связи с предъявлением иска к ненадлежащим ответчикам.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 15 июня 2015 года по гражданскому делу по исковому заявлению Военного прокурора Хабаровского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации об установлении общедомовых приборов учета электрической и тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения в жилом доме <адрес> - отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Военного прокурора Хабаровского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации об установлении общедомовых приборов учета электрической и тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения в жилом доме <адрес> - отказать.
Апелляционную жалобу ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ - удовлетворить.

Председательствующий
С.В.КУСТОВА

Судьи
Т.В.МАСЛОВА
А.А.ТАРАСОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)