Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Кутузовой И.В., судей Пестеревой О.Ю. и Холминова А.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Саакян Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 марта 2015 года по делу N А05-297/2015 (судья Бунькова Е.В.)
открытое акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление" (место нахождения: 125284, город Москва, улица Поликарпова, дом 21/2; ОГРН 1097746358412; ИНН 7714783092, далее - ОАО "РЭУ") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к открытому акционерному обществу "Славянка" (место нахождения: 129110, город Москва, площадь Суворовская, дом 2, строение 3; ОГРН 1097746264219; ИНН 7702707386; далее - ОАО "Славянка") о взыскании 157 730 руб. 89 коп., в том числе 133 443 руб. 14 коп. задолженности за период с сентября 2011 года по май 2012 года, с сентября по декабрь 2012 года и 24 287 руб. 75 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 16.05.2012 по 29.12.2014.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истец увеличил размер иска, просил взыскать с ответчика 159 657 руб. 48 коп., в том числе 133 443 руб. 14 коп. долга за поставленную тепловую энергию в период с сентября 2011 года по май 2012 года, с сентября по декабрь 2012 года по договору от 01.04.2012 N 40202-04-01-001 и 26 214 руб. 34 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 16.05.2012 по 02.03.2015.
Увеличение размера исковых требований принято судом.
Решением суда от 11 марта 2015 года иск удовлетворен частично. С ОАО "Славянка" в пользу ОАО "РЭУ" взыскано 46 059 руб. 73 коп., в том числе 38 227 руб. 94 коп. долга и 7831 руб. 79 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами. В удовлетворении остальной части иска отказано. С ОАО "Славянка" в доход федерального бюджета взыскано 1670 руб. 00 коп. государственной пошлины. С ОАО "РЭУ" в доход федерального бюджета взыскано 4120 руб. 00 коп. государственной пошлины.
ОАО "РЭУ" с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, истец правомерно применил тариф, установленный постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 28.12.2011 N 99-э/49 (далее - Постановление N 99-э/49), оснований для применения истцом иного тарифа, в том числе средневзвешенного регионального тарифа в размере 1617 руб. 71 коп./Гкал, не имелось.
Стороны, надлежащим образом извещены о времени и месте разбирательства дела, представителей в суд не направили, в связи с этим апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Определением председателя третьего судебного состава от 12.08.2015 судья Потеева А.В. в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ заменена на судью Пестереву О.Ю.
Согласно части 5 статьи 18 АПК РФ в связи с заменой судьи рассмотрение жалобы начато сначала.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, оценив собранные доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из дела и установлено судом первой инстанции, 01.04.2012 Обществом (теплоснабжающая организация) и Компанией (абонент) заключен договор теплоснабжения N 40202-04-01-001 (далее - договор), по условиям которого теплоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель, а абонент обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и теплоноситель в объеме, сроки и на условиях, которые предусмотрены договором (пункт 2.1).
В пункте 8.3 договора установлен срок оплаты тепловой энергии и теплоносителя - до 15-го числа месяца, следующего за расчетным.
Согласно пункту 7.1 договора расчет стоимости тепловой энергии и теплоносителя производится по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством, органами, осуществляющими государственное регулирование тарифов. В случае установления органами местного самоуправления в пределах одного муниципального округа тарифа на тепловую энергию или горячее водоснабжение для населения, для расчетов стороны принимают данный тариф.
Пунктом 7.2 договора предусмотрено, что до момента утверждения тарифа на услуги теплоснабжения теплоснабжающей организации стоимость собственной тепловой энергии рассчитывается исходя из средневзвешенных региональных тарифов на тепловую энергию для объектов потребления абонента по данным Федеральной службы по тарифам России (Приложение 10).
В пункте 11.1 договора стороны согласовали, что настоящий договор вступает в силу с даты его подписания сторонами, действует до 31.12.2012 и распространяет свое действие на взаимоотношения сторон, возникшие с 01.07.2011.
В период с сентября 2011 года по декабрь 2012 года истцом произведена поставка тепловой энергии в дома, определенные сторонами в Приложении N 1 к договору (Архангельск, в/г 42), находящиеся в спорный период в управлении ответчика на основании договора управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны РФ от 02.08.2010 N 1-УЖФ, заключенного Министерством обороны Российской Федерации (заказчик) и ответчиком (управляющая компания).
Выставленные истцом счета-фактуры ответчик оплатил не в полном объеме, что послужило основанием для предъявления настоящего иска в арбитражный суд.
На основании статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу статьи 548 ГК РФ правила о договоре энергоснабжения применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Судом первой инстанции установлено, что в период с сентября 2011 года по декабрь 2011 года стоимость отпущенной тепловой энергии истец определял в соответствии с пунктом 7.2 договора по средневзвешенному региональному тарифу на тепловую энергию - 1370 руб. 94 коп./Гкал без НДС (1617 руб. 71 коп./Гкал с НДС). В период с 01.01.2012 по 31.05.2012 истец выставлял счета по тарифу 3115 руб./Гкал (без НДС), с 01.09.2012 по 31.12.2012 - по тарифу 3842 руб./Гкал (без НДС).
Тарифы на тепловую энергию на 2012 год, отпускаемую потребителям города Архангельска, оплачивающим производство и передачу тепловой энергии, были установлены истцу Постановлением N 99-э/49.
Между сторонами возник спор по тарифу, подлежащему применению в период с января по декабрь 2012 года. По периоду с сентября по декабрь 2011 года спор отсутствует.
Суд первой инстанции, учитывая, что в Постановлении N 99-э/49 население в отдельную группу потребителей не выделено, то есть в 2012 году отдельный тариф на тепловую энергию для населения утвержден не был, принял позицию и контррасчет ответчика, согласно которым долг рассчитан по средневзвешенному региональному тарифу на тепловую энергию (1617 руб. 71 коп./Гкал).
Между тем суд первой инстанции не учел следующее.
В соответствии со статьей 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении") тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям подлежат государственному регулированию.
Согласно пункту 3 статьи 8 Закона о теплоснабжении подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. При этом затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям. Если теплоснабжающая организация осуществляет реализацию тепловой энергии, теплоносителя потребителям с использованием только собственных тепловых сетей, тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по сетям такой организации не устанавливается.
Из указанных выше норм права следует, что тариф на тепловую энергию подлежит установлению для ресурсоснабжающей организации, а не для группы потребителей.
Статья 10 Закона о теплоснабжении предусматривает возможность установления льготных тарифов для отдельных категорий потребителей.
При этом наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций. Перечень потребителей или категорий потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, имеющих право на льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель (за исключением физических лиц), подлежит опубликованию в порядке, установленном правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (части 14 и 15 статьи 10 Закона о теплоснабжении).
В силу подпункта "а" пункта 22 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (в редакции, действовавшей в спорный период с марта по декабрь 2012 года, далее - Правила N 124) стоимость коммунального ресурса рассчитывается по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), а в отношении категорий потребителей, для которых государственное регулирование цен (тарифов) не осуществляется, - по ценам, рассчитанным в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, действовавших до 01.09.2012, в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), действующих с 01.09.2012, предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). В случае установления тарифов (цен), дифференцированных по группам потребителей, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с применением тарифов (цен), установленных для соответствующей группы потребителей.
Таким образом, нормы жилищного законодательства также предусматривают расчет стоимости коммунальных услуг по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организации, и только в случае установления тарифов, дифференцированных по группам потребителей (в том числе и льготных тарифов) - по тарифам, установленным для соответствующей группы потребителей.
В соответствии со статьей 4 Областного закона Архангельской области от 02.07.2012 N 512-32-ОЗ "Об установлении лиц, имеющих право на льготы по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций" (далее - Закон N 512-32-ОЗ) в 2012 году право на льготы предоставлено населению и потребителям, приравненным к населению.
Основанием для предоставления льгот лицам, указанным в статье 4 настоящего закона, является принятие уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) постановления об установлении льготного тарифа на тепловую энергию (мощность), теплоноситель (пункт 1 статьи 5 Закона N 512-32-ОЗ).
Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 28.12.2011 N 99-э/73 "О льготных тарифах на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения" установлены и введены в действие с 01.01.2012 льготные тарифы. Для населения города Архангельска, получающего тепловую энергию от ОАО "РЭУ", льготный тариф не установлен, следовательно, не предусмотрена и компенсация убытков, связанных с применением льготных тарифов.
Как указано выше, в соответствии с пунктом 7.2 договора средневзвешенные региональные тарифы подлежат применению до момента утверждения тарифа на услуги теплоснабжения теплоснабжающей организации.
Тарифы на тепловую энергию для ОАО "РЭУ" на 2012 год установлены в Постановлении N 99-э/49, поэтому оснований для применения при расчетах между сторонами в период с января по декабрь 2012 года средневзвешенного регионального тарифа не имелось.
При таких обстоятельствах истец правомерно предъявил к оплате ответчику стоимость тепловой энергии, отпущенной в период с 01.01.2012 по 31.05.2012 истец по тарифу 3115 руб./Гкал (без НДС), с 01.10.2012 по 31.12.2012 - по тарифу 3842 руб./Гкал (без НДС), установленным Постановлением N 99-э/49.
Также апелляционный суд отмечает, что суд первой инстанции, признавая верным расчет ответчика (том 1, л.д. 154) на сумму 67 629 руб. 27 коп. и определяя сумму задолженности в размере 38 227 руб. 94 коп. (67 629 руб. 27 коп. минус 29 401 руб. 33 коп.) не учел, что указанный расчет за май 2012 года, за период с сентября по декабрь 2012 года составлен с использованием такого показателя как количество часов работы котельной.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу подпункта "в" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле.
В соответствии с формулой, приведенной в подпункте "в" пункта 21 Правил N 124, общий объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, представляет собой сумму слагаемых, в числе которых объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, а также объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг исходя из расчетных объемов коммунального ресурса.
Согласно пункту 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальную услугу отопления в жилых помещениях определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам Формула, приведенная в подпункте 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307 представляет собой произведение общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома (кв. м) на норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м) на тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
В соответствии с пунктом 43 Правил N 354 при отсутствии индивидуального прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в нежилом помещении, рассчитывается исходя из расчетного объема коммунального ресурса.
Расчетный объем коммунального ресурса за расчетный период определяется на основании данных, указанных в пункте 59 настоящих Правил (по среднемесячному объему), а при отсутствии таких данных объем для отопления определяется в соответствии с формулами 2 и 3 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из расчетной величины потребления тепловой энергии, равной применяемому в таком многоквартирном доме нормативу потребления коммунальной услуги отопления.
В соответствии с формулой, приведенной в пункте 2 Приложения N 2 к Правилам N 354 расчетный объем коммунального ресурса за расчетный период, представляет собой произведение общей площади нежилого помещения на норматив потребления коммунальной услуги.
Применение иного способа учета фактического потребления энергии, в том числе и использование такого показателя как количество часов работы котельной, прямо противоречит указанной специальной норме жилищного законодательства, подлежащей применению в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов.
Определением апелляционного суда от 17.06.2015 ОАО "Славянка" было предложено представить пояснения со ссылкой на нормативные акты по расчету стоимости тепловой энергии с учетом количества часов работы котельной.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ ответчик указанные пояснения в суд апелляционной инстанции не представил.
Таким образом, при определении суммы задолженности за тепловую энергию, отпущенную на нужды отопления, судебная коллегия принимает расчет истца на сумму 162 844 руб. 47 коп. (том 1, л.д. 50). С учетом частичной оплаты (29 401 руб. 33 коп.) задолженность составляет 133 443 руб. 14 коп.
В силу пункта 1 статьи 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В связи с неполной оплатой отпущенной тепловой энергии истец предъявил к взысканию с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами по учетной ставке банковского процента 8,25%, действовавшей на день предъявления иска, за период с 16.05.2012 по 02.03.2015 в общей сумме 26 214 руб. 34 коп.
Расчет процентов за пользование чужими денежными средствами, произведенный истцом (том 1, л.д. 131), является верным и принимается судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах исковые требования ОАО "РЭУ" подлежат удовлетворению в полном объеме, а решение суда первой инстанции отмене в части отказа в удовлетворении части иска.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что при подаче исковых заявлений имущественного характера при цене иска от 100 001 руб. до 200 000 руб. государственная пошлина должна составлять 4000 руб. плюс 3 процента от суммы, превышающей 100 000 руб.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" разъяснено, что применительно к пункту 6 статьи 52 НК РФ сумма государственной пошлины исчисляется в полных рублях: сумма менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля.
Следовательно, государственная пошлина по настоящему делу составляет 5790 руб. 00 коп.
В связи с тем, что при принятии искового заявления к производству истцу представлена отсрочка по уплате государственной пошлины, государственная пошлина за рассмотрение иска в сумме 5790 руб. 00 коп. подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы также подлежит отнесению на ответчика.
Поскольку ОАО "РЭУ" определением апелляционного суда от 13.04.2015 предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в сумме 3000 руб. 00 коп. подлежит взысканию с ОАО "Славянка" в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 марта 2015 года по делу N А05-297/2015 отменить в части отказа в удовлетворении части иска.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Взыскать с открытого акционерного общества "Славянка" (129110, город Москва, площадь Суворовская, дом 2, строение 3; ОГРН 1097746264219; ИНН 7702707386) в пользу открытого акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление" (125284, город Москва, улица Поликарпова, дом 21/2; ОГРН 1097746358412, ИНН 7714783092) задолженность за полученную тепловую энергию за период с сентября 2011 года по май 2012 года, с сентября по декабрь 2012 года в сумме 133 443 руб. 14 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 26 214 руб. 34 коп.
Взыскать с открытого акционерного общества "Славянка" (129110, город Москва, площадь Суворовская, дом 2, строение 3; ОГРН 1097746264219; ИНН 7702707386) в доход федерального бюджета 5790 руб. 00 коп. государственной пошлины.".
Взыскать с открытого акционерного общества "Славянка" (129110, город Москва, площадь Суворовская, дом 2, строение 3; ОГРН 1097746264219; ИНН 7702707386) в доход федерального бюджета 3000 руб. 00 коп. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.08.2015 ПО ДЕЛУ N А05-297/2015
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 2015 г. по делу N А05-297/2015
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Кутузовой И.В., судей Пестеревой О.Ю. и Холминова А.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Саакян Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 марта 2015 года по делу N А05-297/2015 (судья Бунькова Е.В.)
установил:
открытое акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление" (место нахождения: 125284, город Москва, улица Поликарпова, дом 21/2; ОГРН 1097746358412; ИНН 7714783092, далее - ОАО "РЭУ") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к открытому акционерному обществу "Славянка" (место нахождения: 129110, город Москва, площадь Суворовская, дом 2, строение 3; ОГРН 1097746264219; ИНН 7702707386; далее - ОАО "Славянка") о взыскании 157 730 руб. 89 коп., в том числе 133 443 руб. 14 коп. задолженности за период с сентября 2011 года по май 2012 года, с сентября по декабрь 2012 года и 24 287 руб. 75 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 16.05.2012 по 29.12.2014.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истец увеличил размер иска, просил взыскать с ответчика 159 657 руб. 48 коп., в том числе 133 443 руб. 14 коп. долга за поставленную тепловую энергию в период с сентября 2011 года по май 2012 года, с сентября по декабрь 2012 года по договору от 01.04.2012 N 40202-04-01-001 и 26 214 руб. 34 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 16.05.2012 по 02.03.2015.
Увеличение размера исковых требований принято судом.
Решением суда от 11 марта 2015 года иск удовлетворен частично. С ОАО "Славянка" в пользу ОАО "РЭУ" взыскано 46 059 руб. 73 коп., в том числе 38 227 руб. 94 коп. долга и 7831 руб. 79 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами. В удовлетворении остальной части иска отказано. С ОАО "Славянка" в доход федерального бюджета взыскано 1670 руб. 00 коп. государственной пошлины. С ОАО "РЭУ" в доход федерального бюджета взыскано 4120 руб. 00 коп. государственной пошлины.
ОАО "РЭУ" с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, истец правомерно применил тариф, установленный постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 28.12.2011 N 99-э/49 (далее - Постановление N 99-э/49), оснований для применения истцом иного тарифа, в том числе средневзвешенного регионального тарифа в размере 1617 руб. 71 коп./Гкал, не имелось.
Стороны, надлежащим образом извещены о времени и месте разбирательства дела, представителей в суд не направили, в связи с этим апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Определением председателя третьего судебного состава от 12.08.2015 судья Потеева А.В. в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ заменена на судью Пестереву О.Ю.
Согласно части 5 статьи 18 АПК РФ в связи с заменой судьи рассмотрение жалобы начато сначала.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, оценив собранные доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из дела и установлено судом первой инстанции, 01.04.2012 Обществом (теплоснабжающая организация) и Компанией (абонент) заключен договор теплоснабжения N 40202-04-01-001 (далее - договор), по условиям которого теплоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель, а абонент обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и теплоноситель в объеме, сроки и на условиях, которые предусмотрены договором (пункт 2.1).
В пункте 8.3 договора установлен срок оплаты тепловой энергии и теплоносителя - до 15-го числа месяца, следующего за расчетным.
Согласно пункту 7.1 договора расчет стоимости тепловой энергии и теплоносителя производится по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством, органами, осуществляющими государственное регулирование тарифов. В случае установления органами местного самоуправления в пределах одного муниципального округа тарифа на тепловую энергию или горячее водоснабжение для населения, для расчетов стороны принимают данный тариф.
Пунктом 7.2 договора предусмотрено, что до момента утверждения тарифа на услуги теплоснабжения теплоснабжающей организации стоимость собственной тепловой энергии рассчитывается исходя из средневзвешенных региональных тарифов на тепловую энергию для объектов потребления абонента по данным Федеральной службы по тарифам России (Приложение 10).
В пункте 11.1 договора стороны согласовали, что настоящий договор вступает в силу с даты его подписания сторонами, действует до 31.12.2012 и распространяет свое действие на взаимоотношения сторон, возникшие с 01.07.2011.
В период с сентября 2011 года по декабрь 2012 года истцом произведена поставка тепловой энергии в дома, определенные сторонами в Приложении N 1 к договору (Архангельск, в/г 42), находящиеся в спорный период в управлении ответчика на основании договора управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны РФ от 02.08.2010 N 1-УЖФ, заключенного Министерством обороны Российской Федерации (заказчик) и ответчиком (управляющая компания).
Выставленные истцом счета-фактуры ответчик оплатил не в полном объеме, что послужило основанием для предъявления настоящего иска в арбитражный суд.
На основании статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу статьи 548 ГК РФ правила о договоре энергоснабжения применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Судом первой инстанции установлено, что в период с сентября 2011 года по декабрь 2011 года стоимость отпущенной тепловой энергии истец определял в соответствии с пунктом 7.2 договора по средневзвешенному региональному тарифу на тепловую энергию - 1370 руб. 94 коп./Гкал без НДС (1617 руб. 71 коп./Гкал с НДС). В период с 01.01.2012 по 31.05.2012 истец выставлял счета по тарифу 3115 руб./Гкал (без НДС), с 01.09.2012 по 31.12.2012 - по тарифу 3842 руб./Гкал (без НДС).
Тарифы на тепловую энергию на 2012 год, отпускаемую потребителям города Архангельска, оплачивающим производство и передачу тепловой энергии, были установлены истцу Постановлением N 99-э/49.
Между сторонами возник спор по тарифу, подлежащему применению в период с января по декабрь 2012 года. По периоду с сентября по декабрь 2011 года спор отсутствует.
Суд первой инстанции, учитывая, что в Постановлении N 99-э/49 население в отдельную группу потребителей не выделено, то есть в 2012 году отдельный тариф на тепловую энергию для населения утвержден не был, принял позицию и контррасчет ответчика, согласно которым долг рассчитан по средневзвешенному региональному тарифу на тепловую энергию (1617 руб. 71 коп./Гкал).
Между тем суд первой инстанции не учел следующее.
В соответствии со статьей 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении") тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям подлежат государственному регулированию.
Согласно пункту 3 статьи 8 Закона о теплоснабжении подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. При этом затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям. Если теплоснабжающая организация осуществляет реализацию тепловой энергии, теплоносителя потребителям с использованием только собственных тепловых сетей, тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по сетям такой организации не устанавливается.
Из указанных выше норм права следует, что тариф на тепловую энергию подлежит установлению для ресурсоснабжающей организации, а не для группы потребителей.
Статья 10 Закона о теплоснабжении предусматривает возможность установления льготных тарифов для отдельных категорий потребителей.
При этом наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций. Перечень потребителей или категорий потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, имеющих право на льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель (за исключением физических лиц), подлежит опубликованию в порядке, установленном правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (части 14 и 15 статьи 10 Закона о теплоснабжении).
В силу подпункта "а" пункта 22 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (в редакции, действовавшей в спорный период с марта по декабрь 2012 года, далее - Правила N 124) стоимость коммунального ресурса рассчитывается по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), а в отношении категорий потребителей, для которых государственное регулирование цен (тарифов) не осуществляется, - по ценам, рассчитанным в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, действовавших до 01.09.2012, в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), действующих с 01.09.2012, предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). В случае установления тарифов (цен), дифференцированных по группам потребителей, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с применением тарифов (цен), установленных для соответствующей группы потребителей.
Таким образом, нормы жилищного законодательства также предусматривают расчет стоимости коммунальных услуг по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организации, и только в случае установления тарифов, дифференцированных по группам потребителей (в том числе и льготных тарифов) - по тарифам, установленным для соответствующей группы потребителей.
В соответствии со статьей 4 Областного закона Архангельской области от 02.07.2012 N 512-32-ОЗ "Об установлении лиц, имеющих право на льготы по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций" (далее - Закон N 512-32-ОЗ) в 2012 году право на льготы предоставлено населению и потребителям, приравненным к населению.
Основанием для предоставления льгот лицам, указанным в статье 4 настоящего закона, является принятие уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) постановления об установлении льготного тарифа на тепловую энергию (мощность), теплоноситель (пункт 1 статьи 5 Закона N 512-32-ОЗ).
Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 28.12.2011 N 99-э/73 "О льготных тарифах на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения" установлены и введены в действие с 01.01.2012 льготные тарифы. Для населения города Архангельска, получающего тепловую энергию от ОАО "РЭУ", льготный тариф не установлен, следовательно, не предусмотрена и компенсация убытков, связанных с применением льготных тарифов.
Как указано выше, в соответствии с пунктом 7.2 договора средневзвешенные региональные тарифы подлежат применению до момента утверждения тарифа на услуги теплоснабжения теплоснабжающей организации.
Тарифы на тепловую энергию для ОАО "РЭУ" на 2012 год установлены в Постановлении N 99-э/49, поэтому оснований для применения при расчетах между сторонами в период с января по декабрь 2012 года средневзвешенного регионального тарифа не имелось.
При таких обстоятельствах истец правомерно предъявил к оплате ответчику стоимость тепловой энергии, отпущенной в период с 01.01.2012 по 31.05.2012 истец по тарифу 3115 руб./Гкал (без НДС), с 01.10.2012 по 31.12.2012 - по тарифу 3842 руб./Гкал (без НДС), установленным Постановлением N 99-э/49.
Также апелляционный суд отмечает, что суд первой инстанции, признавая верным расчет ответчика (том 1, л.д. 154) на сумму 67 629 руб. 27 коп. и определяя сумму задолженности в размере 38 227 руб. 94 коп. (67 629 руб. 27 коп. минус 29 401 руб. 33 коп.) не учел, что указанный расчет за май 2012 года, за период с сентября по декабрь 2012 года составлен с использованием такого показателя как количество часов работы котельной.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу подпункта "в" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле.
В соответствии с формулой, приведенной в подпункте "в" пункта 21 Правил N 124, общий объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, представляет собой сумму слагаемых, в числе которых объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, а также объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг исходя из расчетных объемов коммунального ресурса.
Согласно пункту 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальную услугу отопления в жилых помещениях определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам Формула, приведенная в подпункте 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307 представляет собой произведение общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома (кв. м) на норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м) на тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
В соответствии с пунктом 43 Правил N 354 при отсутствии индивидуального прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в нежилом помещении, рассчитывается исходя из расчетного объема коммунального ресурса.
Расчетный объем коммунального ресурса за расчетный период определяется на основании данных, указанных в пункте 59 настоящих Правил (по среднемесячному объему), а при отсутствии таких данных объем для отопления определяется в соответствии с формулами 2 и 3 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из расчетной величины потребления тепловой энергии, равной применяемому в таком многоквартирном доме нормативу потребления коммунальной услуги отопления.
В соответствии с формулой, приведенной в пункте 2 Приложения N 2 к Правилам N 354 расчетный объем коммунального ресурса за расчетный период, представляет собой произведение общей площади нежилого помещения на норматив потребления коммунальной услуги.
Применение иного способа учета фактического потребления энергии, в том числе и использование такого показателя как количество часов работы котельной, прямо противоречит указанной специальной норме жилищного законодательства, подлежащей применению в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов.
Определением апелляционного суда от 17.06.2015 ОАО "Славянка" было предложено представить пояснения со ссылкой на нормативные акты по расчету стоимости тепловой энергии с учетом количества часов работы котельной.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ ответчик указанные пояснения в суд апелляционной инстанции не представил.
Таким образом, при определении суммы задолженности за тепловую энергию, отпущенную на нужды отопления, судебная коллегия принимает расчет истца на сумму 162 844 руб. 47 коп. (том 1, л.д. 50). С учетом частичной оплаты (29 401 руб. 33 коп.) задолженность составляет 133 443 руб. 14 коп.
В силу пункта 1 статьи 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В связи с неполной оплатой отпущенной тепловой энергии истец предъявил к взысканию с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами по учетной ставке банковского процента 8,25%, действовавшей на день предъявления иска, за период с 16.05.2012 по 02.03.2015 в общей сумме 26 214 руб. 34 коп.
Расчет процентов за пользование чужими денежными средствами, произведенный истцом (том 1, л.д. 131), является верным и принимается судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах исковые требования ОАО "РЭУ" подлежат удовлетворению в полном объеме, а решение суда первой инстанции отмене в части отказа в удовлетворении части иска.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что при подаче исковых заявлений имущественного характера при цене иска от 100 001 руб. до 200 000 руб. государственная пошлина должна составлять 4000 руб. плюс 3 процента от суммы, превышающей 100 000 руб.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" разъяснено, что применительно к пункту 6 статьи 52 НК РФ сумма государственной пошлины исчисляется в полных рублях: сумма менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля.
Следовательно, государственная пошлина по настоящему делу составляет 5790 руб. 00 коп.
В связи с тем, что при принятии искового заявления к производству истцу представлена отсрочка по уплате государственной пошлины, государственная пошлина за рассмотрение иска в сумме 5790 руб. 00 коп. подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы также подлежит отнесению на ответчика.
Поскольку ОАО "РЭУ" определением апелляционного суда от 13.04.2015 предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в сумме 3000 руб. 00 коп. подлежит взысканию с ОАО "Славянка" в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 марта 2015 года по делу N А05-297/2015 отменить в части отказа в удовлетворении части иска.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Взыскать с открытого акционерного общества "Славянка" (129110, город Москва, площадь Суворовская, дом 2, строение 3; ОГРН 1097746264219; ИНН 7702707386) в пользу открытого акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление" (125284, город Москва, улица Поликарпова, дом 21/2; ОГРН 1097746358412, ИНН 7714783092) задолженность за полученную тепловую энергию за период с сентября 2011 года по май 2012 года, с сентября по декабрь 2012 года в сумме 133 443 руб. 14 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 26 214 руб. 34 коп.
Взыскать с открытого акционерного общества "Славянка" (129110, город Москва, площадь Суворовская, дом 2, строение 3; ОГРН 1097746264219; ИНН 7702707386) в доход федерального бюджета 5790 руб. 00 коп. государственной пошлины.".
Взыскать с открытого акционерного общества "Славянка" (129110, город Москва, площадь Суворовская, дом 2, строение 3; ОГРН 1097746264219; ИНН 7702707386) в доход федерального бюджета 3000 руб. 00 коп. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
И.В.КУТУЗОВА
И.В.КУТУЗОВА
Судьи
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА
А.А.ХОЛМИНОВ
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА
А.А.ХОЛМИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)