Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17.03.2015 ПО ДЕЛУ N А60-55688/2014

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 марта 2015 г. по делу N А60-55688/2014


Резолютивная часть решения объявлена 11 марта 2015 года
Полный текст решения изготовлен 17 марта 2015 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Л. Дегонской при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.С. Показаньевой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Товарищества собственников жилья "Крестинского 49/2" (ИНН 6674184355)
к Управлению Государственной жилищной инспекции по Свердловской области (ИНН 6670169564)
о признании незаконными действий и бездействия государственного органа,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: Канатова Т.И., председатель, Симонова О.В., представитель по доверенности от 21.07.2014;
- от заинтересованного лица: Емец А.А., представитель по доверенности N 29-04-17-92 от 23.12.2014.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Ходатайство Управления Государственной жилищной инспекции по Свердловской области о приобщении к материалам дела отзыва судом удовлетворено, отзыв приобщен к материалам дела.
Ходатайство Товарищества собственников жилья "Крестинского 49/2" о приобщении к материалам дела подлинного платежного поручения судом удовлетворено, подлинное платежное поручение приобщено к материалам дела.
Иных заявлений и ходатайств не поступило.

Товарищество собственников жилья "Крестинского 49/2" (далее - заявитель) обратилось в суд с заявлением к Управлению Государственной жилищной инспекции по Свердловской области о признании незаконными
бездействия, выразившегося в неосуществлении действий по внесению многоквартирного дома N 49 корпус 2 по улице Крестинского в городе Екатеринбурге в реестр многоквартирных домов, собственники помещений в которых приняли решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете,
и действия по передаче органу местного самоуправления и Региональному фонду капитального ремонта (региональному оператору) информации (сведений) о том, что собственники помещений в многоквартирном доме N 49 корпус 2 по улице Крестинского в городе Екатеринбурге не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его в установленный законом срок.
Также заявитель просит обязать Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области в течение десяти дней с даты вступления настоящего решения в законную силу внести многоквартирный дом N 49 корпус 2 по улице Крестинского в городе Екатеринбурге в реестр многоквартирных домов, собственники помещений в которых приняли решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, передать сведения об этом органу местного самоуправления и Региональному фонду капитального ремонта.
Управление Государственной жилищной инспекции по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, управление) возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, ссылаясь на то, что решение принято заявителем после опубликования региональной программы капитального ремонта. По мнению заинтересованного лица, решение принятое собственниками помещений в многоквартирном жилом доме N 49/2 по ул. Крестинского в г. Екатеринбурге не соответствует требованиям региональной программы в части определения перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

ТСЖ "Крестинского 49/2" 28.04.2014 проведено общее собрание собственников помещений, согласно которому собственниками помещений дома сделан выбор способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете.
Товарищество 19.08.2014 уведомило Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области о принятом решении.
Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области рассмотрело уведомление ТСЖ "Крестинского 49/2" о выборе собственниками помещений дома по ул. Крестинского, дом N 49 корпус 2 в г. Екатеринбурге способа формирования фонда капитального ремонта и решением (письмом) от 15.10.2014 N 29-01-82/16093 известило заявителя о результатах рассмотрения информации (уведомления).
Данным решением (письмом) управление отказало заявителю во включении представленных сведений в Реестр уведомлений о выбранном собственниками помещений способе формирования фонда капитального ремонта и Реестр специальных счетов.
При рассмотрении дела суд основывается на следующем.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействии) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания арбитражным судом недействительным ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц является совокупность двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с частью 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Частью 4 статьи 170 ЖК РФ предусмотрено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: 1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; 2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта; 3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта; 4) владелец специального счета; 5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
В силу части 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение двух месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Иной вывод, предложенный заинтересованным лицом, противоречит и ст. 168, и ч. 5 ст. 170 ЖК РФ, ущемляет права собственников помещений в многоквартирном доме, произвольно ограничивая их в сроке, в течение которого они могли выбрать способ формирования фонда капитального ремонта.

Согласно региональной программе капитального ремонта (п. 6001 перечня домов по г. Екатеринбургу) многоквартирный дом N 49 корпус 2 по ул. Крестинского включен в программу на плановый период 2036 - 2038 годов с видами работ: ремонт фасада, ремонт фундамента, ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт подвальных помещений, ремонт или замена лифтового оборудования; на плановый период 2039 - 2041 годов с видами работ: ремонт крыши, ремонт систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения; на плановый период 2042 - 2044 годов с видом работ: ремонт системы электроснабжения.
Из представленной к уведомлению копии протокола общего собрания собственников помещений дома от 28.04.2014 следует, что собственники помещений в многоквартирном доме определили перечень работ по капитальному ремонту в составе менее, чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренных региональной программой капитального ремонта (указаны только замена стояков ХВС, ГВС, канализации в 2014 году). Кроме того, по мнению заинтересованного лица, не определены сроки проведения работ, не включенных в перечень для голосования.
Заинтересованное лицо считает, что с учетом сроков опубликования программы (29.04.2014) собственникам в многоквартирном доме, включенном в региональную программу капитального ремонта, надлежало принять и реализовать принятое решение в период с 29.04.2014 по 01.09.2014 года.
Действующим законодательством, как указывает заинтересованное лицо, четко определен пресекательный срок реализации первоначального права на определение способа формирования фонда капитального ремонта в соответствии с ч. 5 ст. 170 ЖК РФ и ст. 15 Закона N 127-03, на которое не распространяется требование ч. 1 ст. 173 ЖК РФ.
Положения ч. 1 ст. 173 ЖК РФ регулируют права собственников на изменение способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирном по истечении срока установленного ст. 170 ЖК РФ и ст. 14 Закона N 127-03.
Согласно представленной копии протокола общего собрания собственниками помещений многоквартирного дома от 28.04.2014, решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете принималось собственниками помещений многоквартирного дома в период до 28 апреля 2014 года.
Протоколом от 28.04.2014 принято решение о проведении капитального ремонта систем ГВС, ХВС и водоотведения в 2014 году, в то время как региональной программой данные работы запланированы на 2039 - 2041 годы.
При этом и ЖК РФ, и Региональная программа устанавливают, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме должен быть не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта, а сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта, но обязывают собственников к единомоментному принятию решения по видам работ и срокам их проведения.
Цель статьи 170 ЖК РФ - выбор способа формирования фонда капитального ремонта, стало быть, юридически значимым для разрешения вопроса о том, в какой перечень (реестр) подлежит включению многоквартирный дом, является именно определенность в том, на специальный счет или на счет регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме приняли решение производить перечисление взносов на капитальный ремонт в целях формирования фонда капитального ремонта.
Таким образом, наличествующее в настоящем споре поведение собственников помещений в многоквартирном доме по ул. Крестинского, дом N 49 корпус 2 в г. Екатеринбурге, не противоречит какому-либо нормативному предписанию, вследствие чего вывод Управления Государственной жилищной инспекции по Свердловской области о том, что решение, принятое ими 28.04.2014, не соответствует части 5 статьи 170 ЖК РФ, суд не находит состоятельным, а поскольку ТСЖ "Крестинского 49/2" были выполнены и все иные требования статьи 170, 172 ЖК РФ, заинтересованное лицо незаконно уклонилось от внесения многоквартирного дома N 49 корпус 2 по ул. Крестинского в г. Екатеринбурге в реестр многоквартирных домов, собственники помещений в которых приняли решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, не передало органу местного самоуправления и региональному оператору сведения о том, что собственники помещений в этом многоквартирном доме не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его в установленный законом срок.
При таких обстоятельствах оспоренные товариществом бездействие и действия Управления Государственной жилищной инспекции по Свердловской области не соответствуют ЖК РФ, что влечет признание их незаконными, обременение инспекции обязанностями по устранению нарушения прав заявителя, допущенных при этом, отнесение на заинтересованное лицо по правилам части 1 статьи 110, части 1 статьи 112 АПК РФ судебных расходов в размере 2000 рублей государственной пошлины, уплаченной ТСЖ "Крестинского 49/2" при подаче заявления платежным поручением N 280 от 15.12.2014.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконным бездействие Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области, выразившееся в неосуществлении действий по внесению многоквартирного дома N 49 корпус 2 по улице Крестинского в городе Екатеринбурге в реестр многоквартирных домов, собственники помещений в которых приняли решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, и действия по передаче органу местного самоуправления и Региональному фонду капитального ремонта (региональному оператору) информации (сведений) о том, что собственники помещений в многоквартирном доме N 49 корпус 2 по улице Крестинского в городе Екатеринбурге не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его в установленный законом срок.
Обязать Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ТСЖ "Крестинского 49/2".
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Управления Государственной жилищной инспекции по Свердловской области (ИНН 6670169564) в пользу Товарищества собственников жилья "Крестинского 49/2" (ИНН 6674184355) 2000 рублей 00 копеек, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья
Н.Л.ДЕГОНСКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)