Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Электроснабжающей организации, осуществляющей прямые расчеты с жителями многоквартирного дома, предписано произвести перерасчет по мотиву недопустимости взимания платы за энергию, потребленную на общедомовые нужды, в объеме, превышающем норматив потребления.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 сентября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Токмаковой А.Н., Гусева О.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору (далее - комитет) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2015 по делу N А07-27766/2014.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- комитета - Гузаирова З.М. (доверенность от 12.01.2015 N 3);
- общества с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" (далее - общество "ЭСКБ") - Асрарова К.Р. (доверенность от 10.06.2015 N 007/446).
Общество "ЭСКБ" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к комитету о признании недействительным предписания от 04.12.2014 N ЦО-14-257-33.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Управление жилищного хозяйства Демского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее - общество "УЖХ Демского района ГО г. УФА РБ").
Решением суда первой инстанции от 26.03.2015 (судья Искандаров У.С.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2015 (судьи Малышев М.Б., Плаксина Н.Г., Арямов А.А.) решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе комитет просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводом суда апелляционной инстанции о том, что в отсутствие заключенного договора энергоснабжения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией исполнителем коммунальных услуг становится ресурсоснабжающая организация. Комитет полагает, что отсутствие в данном случае договора энергоснабжения между обществом "ЭСКБ" и управляющей организацией в связи с односторонним расторжением обществом "ЭСКБ" ранее действовавшего договора энергоснабжения не лишает управляющую организацию статуса исполнителя и не наделяет таким статусом общество "ЭСКБ". В связи с этим комитет считает, что положения абз. 4 п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) неприменимы в рассматриваемой ситуации.
Кроме того, комитет указывает на то, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды (далее - ОДН) за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленный на ОДН, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (далее - МКД), проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. В случае если названное решение жильцов дома не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, исполнитель оплачивает за счет собственных средств. Таким образом, комитет считает, что в данном случае превышение объема электроэнергии на ОДН по нормативу должно оплачиваться управляющей организацией. По мнению комитета, доказательств того, что общим собранием собственников МКД были приняты решения о распределении сверхнормативного объема электроэнергии на ОДН между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого такого помещения не представлено.
В отзыве на кассационную жалобу общество "ЭСКБ" просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу комитета - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения постановления суда апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, общество "ЭСКБ" осуществляет электроснабжение жилого дома N 13/1 по ул. Дагестанской в г. Уфе, находящегося в управлении общества "УЖХ Демского района ГО г. УФА РБ".
В связи с поступлением в комитет обращения жителей названного дома по вопросам соответствия нормативным требованиям качества, объема и порядка предоставления жилищно-коммунальных услуг и определения размера платы за коммунальные ресурсы, на основании распоряжения от 10.11.2014 N 6257 комитетом проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества "ЭСКБ", результаты которой оформлены актом от 04.12.2014 N 14-6254-257.
Проверкой установлено, что с 01.08.2014 общество "ЭСКБ" на основании п. 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, в одностороннем порядке отказалось от исполнения заключенного с обществом "УЖХ Демского района ГО г. УФА РБ" договора электроснабжения для целей оказания собственникам помещений МКД коммунальной услуги электроснабжения, и продолжило осуществление энергоснабжения указанного жилого дома в отсутствие заключенных договоров на поставку коммунального ресурса "электроэнергия" с самостоятельным предъявлением собственникам помещений МКД платы за услугу "электроэнергия на общедомовые нужды". По результатам проверки правильности начисления такой платы в период с августа по октябрь 2014 года комитет пришел к выводу о нарушении обществом "ЭСКБ" порядка определения размера этой платы, установленного абз. 2, 3 п. 44 Правил N 354, в связи с чем определенный обществом "ЭСКБ" объем коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, превысил объем коммунальной услуги, рассчитанный в соответствии с указанными нормативными требованиями.
Обществу "ЭСКБ" выдано предписание от 04.12.2014 N ЦО-14-257-33, которым предписано в срок до 30.01.2015: обеспечить устранение выявленного нарушения; привести объем по услуге "электроэнергия, предоставленной на общедомовые нужды" и определение размера платы по лицевым счетам жилых помещений дома N 13/1 по ул. Дагестанской в г. Уфе в соответствии с абз. 2, 3 п. 44 Правил N 354; произвести перерасчет (возврат) денежных средств по лицевым счетам жилых и нежилых помещений за услугу "электроэнергия, предоставленную на общедомовые нужды" на разницу начисленной и предъявленной к оплате суммы и суммы, определенной исходя из норматива потребления коммунальной услуги за расчетные периоды с августа по октябрь 2014 года; представить письменную информацию об исполнении предписания с указанием сумм проведенного перерасчета в комитет с приложением платежных документов.
Полагая, что названное предписание комитета незаконным, общество "ЭСКБ" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, сделав вывод о том, что поскольку общество "ЭСКБ" не является исполнителем коммунальной услуги в отношении названного МКД, в то же время им заключен договор с исполнителем коммунальной услуги (управляющей организацией) об осуществлении расчетов с потребителями и данные расчеты следует производить по правилам, предусмотренным абз. 2, 3 п. 44 Правил N 354, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав материалы дела, установив, что именно общество "ЭСКБ", являющееся ресурсоснабжающей организаций, в рассматриваемой ситуации является исполнителем коммунальной услуги, сделал вывод об отсутствии оснований для понуждения общества "ЭСКБ" к определению объема коммунальной услуги в соответствии с абз. 2, 3 п. 44 Правил N 354.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать в том числе предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (ч. 1). При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме в том числе за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.3). Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (ч. 12). Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией (ч. 15). Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (ч. 16).
Правилами N 354 регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В соответствии с п. 2 Правил N 354, под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса (к числу которых отнесена электрическая энергия) в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
На основании п. 9 Правил N 354 условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются: а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом; б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив; в) в договорах в том числе горячего водоснабжения, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Пунктом 13 Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подп. "б" п. 10 этих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В силу п. 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно подп. "а" п. 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе о водоснабжении, заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в п. 14 или 15 Правил N 354.
В соответствии с п. 21 Правил N 354, договоры, заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.
Судом апелляционной инстанции на основании вышеуказанных норм права, с учетом положений ч. 1 ст. 36, ч. 3 ст. 39, ст. 153, 155 ЖК РФ, верно определено, что управляющая компания становится исполнителем соответствующей коммунальной услуги для потребителей только после заключения договора с ресурсоснабжающей организацией, а в отсутствие такого договора к предоставлению коммунальной услуги приступает ресурсоснабжающая организация, которая и становится исполнителем коммунальной услуги.
На основании п. 44 Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения 2 к этим Правилам. Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств. Установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами N 11 - 14 Приложения 2 к Правилам N 354.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что управление многоквартирным домом N 13/1 по ул. Дагестанской в г. Уфе осуществляется обществом "УЖХ Демского района ГО г. Уфа", с которым обществом "ЭСКБ" (ресурсоснабжающая организация) заключен договор энергоснабжения. Исполнение названного договора прекращено обществом "ЭСКБ" в одностороннем порядке с 01.08.2014 в связи с неисполнением обществом "УЖХ Демского района ГО г. Уфа" обязательств по оплате поставленной электроэнергии (в соответствии с п. 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442).
На основании изложенного судом апелляционной инстанции сделан вывод о том, что поскольку именно общество "ЭСКБ", являющееся ресурсоснабжающей организацией, в рассматриваемой ситуации признается исполнителем коммунальной услуги, основания для понуждения его к определению объема коммунальной услуги в соответствии с абз. 2, 3 п. 44 Правил N 354 отсутствуют.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспоренное предписание комитета, содержащее требование об осуществлении обществом "ЭСКБ" перерасчета платы за оказанную услугу электроснабжения, предоставленную на ОДН в соответствии с абз. 2, 3 п. 44 Правил N 354 незаконно и нарушает права общества "ЭСКБ" в сфере экономической деятельности ввиду возложения на него обязанности по несению дополнительных расходов.
Таким образом, судом апелляционной инстанции правомерно удовлетворены заявленные обществом "ЭСКБ" требования.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, выводов суда апелляционной инстанции не опровергают, основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права и, по сути, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2015 по делу N А07-27766/2014 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 07.09.2015 N Ф09-6282/15 ПО ДЕЛУ N А07-27766/2014
Требование: О признании недействительным предписания уполномоченного органа.Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Электроснабжающей организации, осуществляющей прямые расчеты с жителями многоквартирного дома, предписано произвести перерасчет по мотиву недопустимости взимания платы за энергию, потребленную на общедомовые нужды, в объеме, превышающем норматив потребления.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 сентября 2015 г. N Ф09-6282/15
Дело N А07-27766/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 сентября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Токмаковой А.Н., Гусева О.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору (далее - комитет) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2015 по делу N А07-27766/2014.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- комитета - Гузаирова З.М. (доверенность от 12.01.2015 N 3);
- общества с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" (далее - общество "ЭСКБ") - Асрарова К.Р. (доверенность от 10.06.2015 N 007/446).
Общество "ЭСКБ" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к комитету о признании недействительным предписания от 04.12.2014 N ЦО-14-257-33.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Управление жилищного хозяйства Демского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее - общество "УЖХ Демского района ГО г. УФА РБ").
Решением суда первой инстанции от 26.03.2015 (судья Искандаров У.С.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2015 (судьи Малышев М.Б., Плаксина Н.Г., Арямов А.А.) решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе комитет просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводом суда апелляционной инстанции о том, что в отсутствие заключенного договора энергоснабжения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией исполнителем коммунальных услуг становится ресурсоснабжающая организация. Комитет полагает, что отсутствие в данном случае договора энергоснабжения между обществом "ЭСКБ" и управляющей организацией в связи с односторонним расторжением обществом "ЭСКБ" ранее действовавшего договора энергоснабжения не лишает управляющую организацию статуса исполнителя и не наделяет таким статусом общество "ЭСКБ". В связи с этим комитет считает, что положения абз. 4 п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) неприменимы в рассматриваемой ситуации.
Кроме того, комитет указывает на то, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды (далее - ОДН) за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленный на ОДН, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (далее - МКД), проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. В случае если названное решение жильцов дома не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, исполнитель оплачивает за счет собственных средств. Таким образом, комитет считает, что в данном случае превышение объема электроэнергии на ОДН по нормативу должно оплачиваться управляющей организацией. По мнению комитета, доказательств того, что общим собранием собственников МКД были приняты решения о распределении сверхнормативного объема электроэнергии на ОДН между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого такого помещения не представлено.
В отзыве на кассационную жалобу общество "ЭСКБ" просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу комитета - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения постановления суда апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, общество "ЭСКБ" осуществляет электроснабжение жилого дома N 13/1 по ул. Дагестанской в г. Уфе, находящегося в управлении общества "УЖХ Демского района ГО г. УФА РБ".
В связи с поступлением в комитет обращения жителей названного дома по вопросам соответствия нормативным требованиям качества, объема и порядка предоставления жилищно-коммунальных услуг и определения размера платы за коммунальные ресурсы, на основании распоряжения от 10.11.2014 N 6257 комитетом проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества "ЭСКБ", результаты которой оформлены актом от 04.12.2014 N 14-6254-257.
Проверкой установлено, что с 01.08.2014 общество "ЭСКБ" на основании п. 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, в одностороннем порядке отказалось от исполнения заключенного с обществом "УЖХ Демского района ГО г. УФА РБ" договора электроснабжения для целей оказания собственникам помещений МКД коммунальной услуги электроснабжения, и продолжило осуществление энергоснабжения указанного жилого дома в отсутствие заключенных договоров на поставку коммунального ресурса "электроэнергия" с самостоятельным предъявлением собственникам помещений МКД платы за услугу "электроэнергия на общедомовые нужды". По результатам проверки правильности начисления такой платы в период с августа по октябрь 2014 года комитет пришел к выводу о нарушении обществом "ЭСКБ" порядка определения размера этой платы, установленного абз. 2, 3 п. 44 Правил N 354, в связи с чем определенный обществом "ЭСКБ" объем коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, превысил объем коммунальной услуги, рассчитанный в соответствии с указанными нормативными требованиями.
Обществу "ЭСКБ" выдано предписание от 04.12.2014 N ЦО-14-257-33, которым предписано в срок до 30.01.2015: обеспечить устранение выявленного нарушения; привести объем по услуге "электроэнергия, предоставленной на общедомовые нужды" и определение размера платы по лицевым счетам жилых помещений дома N 13/1 по ул. Дагестанской в г. Уфе в соответствии с абз. 2, 3 п. 44 Правил N 354; произвести перерасчет (возврат) денежных средств по лицевым счетам жилых и нежилых помещений за услугу "электроэнергия, предоставленную на общедомовые нужды" на разницу начисленной и предъявленной к оплате суммы и суммы, определенной исходя из норматива потребления коммунальной услуги за расчетные периоды с августа по октябрь 2014 года; представить письменную информацию об исполнении предписания с указанием сумм проведенного перерасчета в комитет с приложением платежных документов.
Полагая, что названное предписание комитета незаконным, общество "ЭСКБ" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, сделав вывод о том, что поскольку общество "ЭСКБ" не является исполнителем коммунальной услуги в отношении названного МКД, в то же время им заключен договор с исполнителем коммунальной услуги (управляющей организацией) об осуществлении расчетов с потребителями и данные расчеты следует производить по правилам, предусмотренным абз. 2, 3 п. 44 Правил N 354, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав материалы дела, установив, что именно общество "ЭСКБ", являющееся ресурсоснабжающей организаций, в рассматриваемой ситуации является исполнителем коммунальной услуги, сделал вывод об отсутствии оснований для понуждения общества "ЭСКБ" к определению объема коммунальной услуги в соответствии с абз. 2, 3 п. 44 Правил N 354.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать в том числе предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (ч. 1). При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме в том числе за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.3). Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (ч. 12). Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией (ч. 15). Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (ч. 16).
Правилами N 354 регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В соответствии с п. 2 Правил N 354, под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса (к числу которых отнесена электрическая энергия) в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
На основании п. 9 Правил N 354 условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются: а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом; б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив; в) в договорах в том числе горячего водоснабжения, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Пунктом 13 Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подп. "б" п. 10 этих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В силу п. 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно подп. "а" п. 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе о водоснабжении, заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в п. 14 или 15 Правил N 354.
В соответствии с п. 21 Правил N 354, договоры, заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.
Судом апелляционной инстанции на основании вышеуказанных норм права, с учетом положений ч. 1 ст. 36, ч. 3 ст. 39, ст. 153, 155 ЖК РФ, верно определено, что управляющая компания становится исполнителем соответствующей коммунальной услуги для потребителей только после заключения договора с ресурсоснабжающей организацией, а в отсутствие такого договора к предоставлению коммунальной услуги приступает ресурсоснабжающая организация, которая и становится исполнителем коммунальной услуги.
На основании п. 44 Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения 2 к этим Правилам. Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств. Установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами N 11 - 14 Приложения 2 к Правилам N 354.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что управление многоквартирным домом N 13/1 по ул. Дагестанской в г. Уфе осуществляется обществом "УЖХ Демского района ГО г. Уфа", с которым обществом "ЭСКБ" (ресурсоснабжающая организация) заключен договор энергоснабжения. Исполнение названного договора прекращено обществом "ЭСКБ" в одностороннем порядке с 01.08.2014 в связи с неисполнением обществом "УЖХ Демского района ГО г. Уфа" обязательств по оплате поставленной электроэнергии (в соответствии с п. 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442).
На основании изложенного судом апелляционной инстанции сделан вывод о том, что поскольку именно общество "ЭСКБ", являющееся ресурсоснабжающей организацией, в рассматриваемой ситуации признается исполнителем коммунальной услуги, основания для понуждения его к определению объема коммунальной услуги в соответствии с абз. 2, 3 п. 44 Правил N 354 отсутствуют.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспоренное предписание комитета, содержащее требование об осуществлении обществом "ЭСКБ" перерасчета платы за оказанную услугу электроснабжения, предоставленную на ОДН в соответствии с абз. 2, 3 п. 44 Правил N 354 незаконно и нарушает права общества "ЭСКБ" в сфере экономической деятельности ввиду возложения на него обязанности по несению дополнительных расходов.
Таким образом, судом апелляционной инстанции правомерно удовлетворены заявленные обществом "ЭСКБ" требования.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, выводов суда апелляционной инстанции не опровергают, основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права и, по сути, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2015 по делу N А07-27766/2014 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
Судьи
А.Н.ТОКМАКОВА
О.Г.ГУСЕВ
А.Н.ТОКМАКОВА
О.Г.ГУСЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)