Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 12.12.2013 ПО ДЕЛУ N А40-110704/2013

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 декабря 2013 г. по делу N А40-110704/2013


Резолютивная часть решения объявлена 10 декабря 2013 года.
Решение в полном объеме изготовлено 12 декабря 2013 года.
Арбитражный суд в составе судьи Кузина М.М. (149-1000)
при ведении протокола секретарем судебного заседания Магомедовым Р.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Нуколовой Наталии Владимировны, Заверняевой Веры Александровны, Семешиной Виктории Савельевны
к Комитету Московской области по долевому жилищному строительству, ветхому и аварийному жилью, Министерству строительного комплекса Московской области
третье лицо: Закрытое акционерное общество "Строительное управление 155"
об оспаривании определений об отказе в возбуждении дел об административных правонарушениях и решений по жалобам на указанные определения
с участием:
от заявителя: Зимарев К.А. (дов. от 07.10.2013 г., дов. от 02.10.2013 г., дов. от 15.10.2013 г.)
от ответчика: не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен

установил:

Нуколова Наталия Владимировн, Заверняева Вера Александровна, Семешина Виктория Савельевна обратились в арбитражный суд с объединенным в порядке ст. 130 АПК РФ заявлением о признании незаконными и отмене определений от 26.02.2013 г. N 06/008/13, N 06/010/13 от 30.04.2013 г. 50 МС N 06/0013/13, решений от 12.04.2013 г. N 08/0007/13, 08/0010/13, вынесенные Комитетом Московской области по долевому жилищному строительству, ветхому и аварийному жилью об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.28 КоАП РФ в отношении ЗАО "Строительное управление N 155" и направлении заявлений заявителей в Министерство строительного комплекса Московской области на новое рассмотрение для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. Определением от 12.11.2013 г. суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Министерство Строительного Комплекса Московской области.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 26.11.2013 г. по делу N А40-135043/13-106-886 объединены в одно производство дела N А40-135043/2013 (106-886) и N А40-110704/2013 (149-1000) для совместного рассмотрения в рамках дела N А40-110704/2013 (149-1000). Так как судом установлено, что Семешина В.С. обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Министерству строительного комплекса Московской области о признании незаконным и отмене определения от 30.04.2013 50 МС N 06/0013/13 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, которому присвоен номер N А40-135043/2013 (106-886). А по делу А40-110704/2013 (149-1000) рассматривается заявление Никуловой Н.В. и Заверняевой В.А. к Министерству строительного комплекса Московской области (Мособлжилкомстрой) о признании незаконными и отмене определений от 26.02.2013 N 06/008/13, N 06/010/13, решения от 12.04.2013 г. N 08/0007/13, N 08/0010/13 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении предусмотренном ч. 1 ст. 14.28 КоАП РФ; обязании возбудить дело об административном правонарушении. Оба заявления относятся к рассмотрению вопроса о возбуждении административного производства в отношении ЗАО "Строительное управление N 155" по ч. 1 ст. 14.28 КоАП РФ, заявлены абсолютно одинаковые основания, касающиеся взыскания денежных средств с граждан в отношении одного ответчика.
Заявители требования поддержали в полном объеме, по доводам изложенным в заявлении, мотивированном тем, что у Ответчика оснований для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении не имелось, действия по отказу не отвечают требованиям ч. 3 и ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ. Жилищно-строительные кооперативы были созданы при непосредственном участии самого застройщика ЗАО "СУ-155", лицами, находящимися под его контролем и руководством, не имеющими цели удовлетворить потребности в жилье, вошедшими в органы управления ЖСК, заведомо определившими подлежащий строительству объект, и осуществившими привлечение денежных средств граждан в пользу ЗАО "СУ-155" исключительно на условиях финансирования строительства уже выбранного объекта, с определением конкретной квартиры, подлежащей передаче физическому лицу, путем заключения с ним двустороннего договора. Данные обстоятельства и доводы никакой оценки со стороны административного органа не получили, хотя они имеют значение для определения лица, осуществившего привлечение денежных средств, оценки законности его действий при отсутствии заключенным с гражданами договоров долевого участия в строительстве и, следовательно, для определения события правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.28 КоАП РФ, в связи с чем, определения от 26.02.2013 N 06/008/13, N 06/010/13 определение от 30.04.2013 50 МС N 06/0013/13 и решения от 12.04.2013 N 08/0007/13, N 08/0010/13, вынесенные Комитетом Московской области по долевому жилищному строительству, ветхому и аварийному жилью подлежат отмене.
В материалах дела имеется письменный отзыв ответчика, согласно которому Ответчик по заявленным требованиям возражает, указал, что у административного органа отсутствовали основания для возбуждения в отношении ЗАО "СУ-155" дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.28 КоАП РФ, так как создание ЖСК "Новая Трехгорка 82", ЖСК "Новая Трехгорка 84" не противоречит требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации. Аффилированность юридических и физических лиц, участвующих в создании ЖСК не является предметом рассмотрения в рамках привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ответчики и третье лицо извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в судебное заседание не явились, спор рассматривается в их отсутствии в порядке ст. 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения заявителя, оценив представленные доказательства, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 13 ГК РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным либо действий (бездействия) государственного органа незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного акта либо действий (бездействия) закону или иному нормативно-правовому акту, возлагается на лицо, принявший указанный акт, осуществившее оспариваемые действия (бездействие).
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ соблюден заявителем.
Как следует из материалов дела, Нуколова Н.В., Заверняева В.А. и Семешина В.С., (заявители) обратились в Комитет Московской области по долевому жилищному строительству, ветхому и аварийному жилью (административный орган) с заявлением о привлечении к административной ответственности застройщика - Закрытого акционерного общества "Строительное управление N 155" (ЗАО "СУ-155") за привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома: Московская область, Одинцовский район, с/о Мамоновский, вблизи деревни Лохино, корп. 82 и 84 в нарушение требований, установленных законом, что образует состав административного правонарушения (пункт 1 статьи 14.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Заявители указывали, что предоставили денежные средства в целях получения права собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, который не введен в эксплуатацию. Документально предоставление денежных средств оформлялось в качестве паевых взносов пайщиков Жилищно-строительного кооператива "Новая Трехгорка, 82" и Жилищно-строительного кооператива "Новая Трехгорка, 84" (кооперативы). Однако в действительности предоставляемые денежные средства не являлись паевым взносом, поскольку кооперативы не осуществляли и не могли осуществлять уставную деятельность, были созданы лишь номинально (для вида) и контролировались застройщиком, который и являлся на самом деле лицом, организовавшим привлечение средств граждан без заключения договора долевого участия в строительстве многоквартирного дома. Целью создания кооперативов являлось исключительно обход законодательства об участии в долевом строительстве. Такие действия ЗАО "СУ-155" нарушают требования законодательства об участии в долевом строительстве и лишили заявителей права на получение жилого помещения в многоквартирном доме.
Застройщиком по вышеуказанному адресу является ЗАО "СУ-155" на основании выданных администрацией городского поселения Одинцово Московской области разрешений на строительство от 26.11.2012 N RU50811105-071 и N RU50511105-069.
Согласно представленным от граждан материалам следует, сто между ЗАО "СУ-155" и ЖСК "Новая Трехгорка 82", а также ЖСК "Новая Трехгорка 84" заключены договоры инвестирования от 16.01.2012 N Н/Т-82 и N Н/Т-84.
В свою очередь между гражданами и указанными ЖСК заключены договора об участии в ЖСК. Для вступления в ЖСК и получения прав на квартиры в жилых домах, граждане вносили денежные средства в виде паевых взносов в указанные ЖСК, о чем свидетельствуют предоставленные гражданами справки о полной выплате паевых взносов.
Согласно платежным поручениям граждане внесли денежные средства на расчетный счет ЖСК "Новая Трехгорка 82", ЖСК "Новая Трехгорка 84", что установлено договором об участии в ЖСК. Наличие документов, подтверждающих привлечение денежных средств граждан ЗАО "СУ-155", не установлено.
Таким образом, создание вышеуказанных ЖСК не противоречит требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации. Аффилированность юридических и физических лиц, участвующих в создании ЖСК, не является предметом рассмотрения в рамках привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В отношении застройщика ЗАО "СУ N 155" Комитетом Московской области по долевому жилищному строительству, ветхому и аварийному жилью вынесены определения от 26.02.2013 г. N 06/008/13, N 06/010/13 от 30.04.2013 г. 50 МС N 06/0013/13 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.28 КоАП РФ.
Не согласившись с указанными определениями от 02.2013 г. N 06/008/13, N 06/010/13 Нуколова Наталия Владимировн, Заверняева Вера Александровна подали жалобы об их отмене в Министерство Московской области по долевому жилищному строительству, ветхого и аварийного жилья и с просьбой возбудить в отношении ЗАО "СУ N 155" дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.28 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение денежных средств гражданина, связанное с возникающим у гражданина правом собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, который на момент привлечения таких денежных средств гражданина не введен в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, лицом, не имеющим в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и Гили) иных объектов недвижимости на это права и (или) привлекающим денежные средства граждан в нарушение требований, установленных указанным законодательством, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается только:
1) на основании договора участия в долевом строительстве;
2) путем выпуска эмитентом, имеющим в собственности или на праве аренды, праве субаренды земельный участок и получившим в установленном порядке разрешение на строительство на этом земельном участке многоквартирного дома, облигаций особого вида - жилищных сертификатов, закрепляющих право их владельцев на получение от эмитента жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;
3) жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.
Запрещается привлечение денежных средств граждан для строительства в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 Закона N 214-ФЗ. Лица, привлекающие денежные средства граждан для строительства в нарушение требований, установленных указанной статьей, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно платежным поручениям граждане Николова Н.В. и Заверняева В.А. внесли денежные средства на расчетный счет ЖСК "Новая Трехгорка 82", ЖСК "Новая Трехгорка 84", что установлено договором об участии в ЖСК. Наличие документов, подтверждающих привлечение денежных средств граждан ЗАО "СУ-155", не установлено.
Семешина В.С. на основании Договора об участии в ЖСК от 28.09.2012 N 102175/Ж09221 является пайщиком ЖСК "Новая Трехгорка, 84" (далее - ЖСК). Наличие документов, подтверждающих привлечение денежных средств ЗАО "СУ-155" не установлено.
Согласно части 1 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 349-ФЗ) жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.
Требования части 1 статьи 110 Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 349-ФЗ) распространяются на жилищные кооперативы и жилищно-строительные кооперативы, созданные после дня вступления в силу указанного Закона.
Федеральный закон от 30.11.2011 N 349-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федерального закона от 30.07.2011 N 349-ФЗ) в соответствии со статьей 5 вступил в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 01.12.2011.
ЖСК согласно сведениям, размещенным на портале Федеральной налоговой службы зарегистрирован 19.07.2011, т.е. до вступления в силу Федерального закона от 30.07.2011 N 349-ФЗ.
Часть 1 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции от 18.07.2011) было установлено, что жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме.
Таким образом, создание ЖСК не противоречит требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации. Аффилированность юридических и физических лиц, участвующих в создании ЖСК, не является предметом рассмотрения в рамках привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, суд считает правомерным вывод Ответчиков, об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 14.28 КоАП РФ.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии события административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.
В соответствии с ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Исходя из изложенного, должностным лицом Комитета в отношении ЗАО "СУ-155" вынесено Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Все доводы заявителей рассмотрены судом и признанны судом необоснованными.
При указанных обстоятельствах требования заявителей не подлежат удовлетворению.
На основании ст. ст. 14, 16, 40, 123, 124, 149, 153, 367 Таможенного кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 4, 27, 29, 65, 69, 71, 110, 123, 156, 167 - 170, 199 - 201 АПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявлений Нуколовой Наталии Владимировны, Заверняевой Веры Александровны, Семешиной Виктории Савельевны о признании незаконными и отмене определений от 26.02.2013 г. N 06/008/13, N 06/010/13 от 30.04.2013 г. 50 МС N 06/0013/13, решений от 12.04.2013 г. N 08/0007/13, 08/0010/13, вынесенные Комитетом Московской области по долевому жилищному строительству, ветхому и аварийному жилью об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.28 КоАП РФ в отношении ЗАО "Строительное управление N 155" и направлении заявлений заявителей в Министерство строительного комплекса Московской области на новое рассмотрение для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья
М.М.КУЗИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)