Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.07.2014 ПО ДЕЛУ N А55-3847/2014

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июля 2014 г. по делу N А55-3847/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июля 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сафроновой О.А.,
с участием в судебном заседании:
представителей товарищества собственников жилья "МЕГАПОЛИС" - до и после перерыва - Трофименко Л.А. (доверенность от 05.05.2014), Арапова Ю.Е. (паспорт, председатель),
представитель Государственной жилищной инспекции Самарской области - до и после перерыва - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23-28 июля 2014 года в помещении суда апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "МЕГАПОЛИС"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 мая 2014 года по делу N А55-3847/2014 (судья Агеенко С.В.),
принятое по заявлению товарищества собственников жилья "МЕГАПОЛИС" (ИНН 6316140291, ОГРН 1096316000131), г. Самара,
к Государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара,
об оспаривании предписания,

установил:

Товарищество собственников жилья "Мегаполис" (далее - заявитель, ТСЖ "Мегаполис") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - жилищная инспекция) от 19.11.2013 N Сор-18982 об устранении нарушений законодательства (т. 1 л.д. 2-4).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.05.2014 по делу N А55-3847/2014 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Самарской области N Сор-18982 от 19.11.2013 в части обязания производить начисление платы за электрическую энергию на общедомовые нужды потребителям, пользующимся жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме по адресу: г. Самара, Московское шоссе, д. 57 в соответствии с п. п. 40, 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (утверждены Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.08.2012 N 197).
В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения (т. 1 л.д. 177-179).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Самарской области N Сор-18982 от 19.11.2013 производить начисление платы за отопление потребителям, проживающим в многоквартирном доме по адресу: г. Самара, Московское шоссе, д. 57 в соответствии с пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в указанной части (т. 2 л.д. 4-6).
Жилищная инспекция отзыв на апелляционную жалобу не представила.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя жилищной инспекции, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель ТСЖ "Мегаполис" поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 23.07.2014 до 12 час 40 мин 28.07.2014, после перерыва рассмотрение дела продолжено.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части в соответствии с правилами, предусмотренными частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы приведенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей ТСЖ "Мегаполис", суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, по итогам проведения внеплановой документарной проверки жилищной инспекцией вынесено в адрес ТСЖ "Мегаполис" оспариваемое предписание от 19.11.2013 N Сор-18982 (т. 1 л.д. 10-11), согласно которому заявителю предписано в срок до 19.02.2014:
- - производить начисление платы за отопление потребителям, проживающим в многоквартирном доме по адресу: г. Самара, Московское шоссе, д. 57 в соответствии с пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307;
- - производить начисление платы за электрическую энергию на общедомовые нужды потребителям, пользующимися жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме по адресу: г. Самара, Московское шоссе, д. 57 в соответствии с п. п. 40, 48 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (утверждены Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.08.2012 N 197).
ТСЖ "Мегаполис" не согласилось с оспариваемым предписанием и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования частично, правильно применил нормы материального права.
В апелляционной жалобе апеллянт не согласен с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Самарской области N Сор-18982 от 19.11.2013 производить начисление платы за отопление потребителям, проживающим в многоквартирном доме по адресу: г. Самара, Московское шоссе, д. 57 в соответствии с пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
Из материалов дела видно, что заявитель производит расчет платы за коммунальные услуги (отопление) с учетом периода потребления коммунального ресурса - в течении 6 месяцев на основании принятого решения общего собрания членов ТСЖ от 01.03.2013.
По мнению жилищной инспекции, заявитель обязан производить начисление платы за отопление потребителям, проживающим в многоквартирном доме по адресу: г. Самара, Московское шоссе, д. 57 в соответствии с пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (равномерно в течение 12 месяцев).
Суд первой инстанции правомерно позицию жилищной инспекции признал обоснованной, исходя из следующего.
Согласно пункту 8.1 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится осуществление государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям законодательства.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного, надзора имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля надзора также регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении Государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований" установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Пунктом 2.2 Положения о государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 10.04.2013 N 150, в ведении жилищной инспекции находится осуществление регионального государственного жилищного надзора за соблюдением порядка расчета и внесения платы за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 2.3 Положения в результате проведенных мероприятий по контролю и в случае выявления правонарушений в соответствии с законодательством об административных правонарушениях жилищная инспекция выдает представления (предписания) юридическим, и физическим лицам, а также должностным лицам об устранении выявленных административных правонарушений.
Согласно пункту 6 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", признаны утратившими силу Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, за исключением пунктов в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, и пунктов приложения N 2 к указанным Правилам, в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, которые утрачивают силу с 01.01.2015.
Следовательно, до 01.01.2015 в отношении коммунальной услуги по отоплению применяется порядок определения расчета платы за отопление, установленный Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
Из информации, представленной управляющей организацией, следует, что в многоквартирном доме установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии.
Соответственно, расчет платы потребителям за услуги отопления должен производиться в соответствии с требованиями пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, согласно которым плата за отопление рассчитывается равными долями в течение года исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. При этом если дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, исполнитель обязан один раз в год произвести корректировку платы.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской власти от 13.09.2012 N 207 "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов на территории Самарской области" определено, что при расчете платы граждан за коммунальную услугу по отоплению применять порядок расчета в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
Как следует из письма Министерства регионального развития РФ от 28.05.2007 N 10087-ЮТ/07 Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (пункты 19, 21, 23 и 25), в соответствии с которым размер платы за коммунальные ресурсы периодически корректируется исполнителем: согласно подпункту "б" пункта 21 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам определяется исходя из среднемесячного количества потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. Это позволяет потребителям вносить плату равномерно в течение 12 месяцев в году, а также координируется с размером субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, предоставляемым гражданам в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг". Один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам. При этом размер годовой платы за отопление рассчитывается исходя из фактически потребленного количества тепловой энергии, определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета.
Изложенная правовая позиция содержится в решении Верховного Суда Российской Федерации от 20.02.2013 N АКПИ12-1630.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, данных в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии закону или иным правовым актам нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что заявителем не представлены доказательства нарушения оспариваемым по делу актом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая во внимание, что производя расчет платы за отопление равными долями в течение всего года является более экономически выгодной методикой, оспариваемое предписание в вышеуказанной части не может нарушать какие-либо права и законные интересы заявителя в экономической деятельности.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным оспариваемого предписания в части обязания производить начисление платы за отопление потребителям, проживающим в многоквартирном доме по адресу: г. Самара, Московское шоссе, д. 57 в соответствии с пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении решения в обжалуемой части суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену решения в обжалуемой части, также не установлено.
Таким образом, судебное решение в обжалуемой части является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 13 мая 2014 года по делу N А55-3847/2014 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "МЕГАПОЛИС" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ

Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)