Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.07.2014 ПО ДЕЛУ N А12-6049/2014

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июля 2014 г. по делу N А12-6049/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июля 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей: Акимовой Л.Б., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шепелевым С.В.,
при участии в заседании:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области - Е.В. Лысевская по доверенности от 9 января 2014 года,
от общества с ограниченной ответственностью "ТЭРА" - Е.А. Чеботырева,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 23 апреля 2014 года по делу N А12-6049/2014 (судья Н.Н. Середа),
по заявлению Администрации Советского района г. Волгограда

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, с участием общества с ограниченной ответственностью "Центр Дом", общества с ограниченной ответственностью "ТЭРА"
о признании незаконными решения и предписания,

установил:

Администрация Советского района г. Волгограда (далее заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными пунктов 2, 3, 4, 5 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее УФАС по Волгоградской области, антимонопольный орган) от 12.02.2014 г. по делу N 14-01-18.1-03/45, предписания от 12.02.2014 г. N 14-01-18.1-03/45, вынесенного в адрес Администрации Советского района г. Волгограда, и предписания от 12.02.2014 г. N 14-01-18.1-03/45, вынесенного в адрес конкурсной комиссии, как не соответствующих требованиям пунктов 24, 39 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирного дома, утвержденного Постановлением Правительства от 06.02.2006 г. N 75.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Центр Дом", ООО "ТЭРА".
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 23 апреля 2014 года признаны незаконными пункты 2, 3, 4, 5 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 12.02.2014 г. по делу N 14-01-18.1-03/45, предписание от 12.02.2014 г. N 14-01-18.1-03/45, вынесенное в адрес Администрации Советского района г. Волгограда, и предписание от 12.02.2014 г. N 14-01-18.1-03/45, вынесенное в адрес конкурсной комиссии, как не соответствующие требованиям пунктов 24, 39 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирного дома, утвержденного Постановлением Правительства от 06.02.2006 г. N 75.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 03 июня 2014 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей Администрации Советского района г. Волгограда, общества с ограниченной ответственностью "Центр Дом", надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, участвующих в судебном заседании, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в связи с поступлением в Администрацию разрешений на ввод объектов (жилых многоквартирных домов) в эксплуатацию на официальном сайте размещено извещение о проведении 20.01.2014 г. открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенным по адресу: г. Волгоград, ул. Малиновского, дома NN 4, 6, 8, 10 (т. 1 л.д. 44, 47, 94-100).
Для участия в торгах была подана одна заявка - ООО "ТЭРА". Однако еще до начала принятия заявок и соответственно проведения конкурса в Администрацию от ООО "Центр Дом" поступило сообщение о том, что собственники помещений указанных многоквартирных домов избрали способ управления. В связи с чем, просило снять с конкурса извещение о проведении торгов (т. 1 л.д. 101).
Решением конкурсной комиссии от 20.01.2014 г., утвержденным в этот же день Главой администрации Советского района г. Волгограда, лот N 1 снят с открытого конкурса (т. 1 л.д. 26).
ООО "ТЭРА", не согласившись с таким решением, 03.02.2014 г. обратилось в УФАС по Волгоградской области с жалобой на действия организатора конкурса - Администрацию Советского района г. Волгограда, в которой просило признать незаконными действия заказчика по отказу от проведения конкурса и признать ООО "ТЭРА" единственным участником конкурса (т. 2 л.д. 184).
Решением УФАС от 12.02.2014 г. по делу N 14-01-18.1-03/45 жалоба ООО "ТЭРА" признана необоснованной. Вместе с тем, пунктом 2 решения конкурсная комиссия Администрации признана нарушившей пункт 24 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирного дома, утвержденного Постановлением Правительства от 06.02.2006 г. N 75. Пунктом 3 решения Администрация признана нарушившей пункт 39 этих же Правил. Пункты 3 и 4 содержат решение о выдаче соответственно конкурсной комиссии - Администрации Советского района и Администрации Советского района предписаний (т. 1 л.д. 16).
Предписанием от 12.02.2014 г. N 14-01-18.1-03/45 организатору торгов Администрации Советского района Волгограда предписано привести в соответствии с пунктом 39 Правил отказ от проведения открытого конкурса. Предписанием от 12.02.2014 г. N 14-01-18.1-03/45 конкурсной комиссии предписано отменить протокол заседания от 20.01.2014 г. по проведению открытого конкурса по отбору управляющих организаций на управление многоквартирными домами, расположенными по адресу: г. Волгоград, ул. Малиновского, дома NN 4, 6, 8, 10 (т. 1 л.д. 21, 24).
Заявитель, не согласившись с вынесенными ненормативными правовыми актами, обратился в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал, что оспоренные ненормативные правовые акты являются незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителя.
Апелляционная инстанция считает выводы суда первой инстанции обоснованными и подтвержденными собранными по делу доказательствами.
Согласно части 13 статьи 161 Жилищного кодекса РФ в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс. В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 26.02.2006 г. N 75 утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее Правила), согласно пункту 1 которых настоящие Правила устанавливают порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом. Выбор специализированной организации осуществляется организатором конкурса путем проведения торгов в соответствии с процедурами, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", что установлено пунктом 8 Правил.
Организатором конкурса является Администрация Советского района Волгограда в соответствии с Постановлением главы Волгограда от 19.11.2007 N 2575.
Согласно п. 2.3.6 положения об Администрации Советского района Волгограда, утвержденного Решением Волгоградской городской Думы от 24.12.2010 N 40/1252, к полномочиям Администрации относится: организация и проведение открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в порядке и случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Пунктом 39 Правил (с учетом Решения Верховного Суда РФ от 10.08.2009 N ГКПИ09-830) установлено, что в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом и реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.
Если организатор конкурса отказался от проведения конкурса, то организатор конкурса или по его поручению специализированная организация в течение 2 рабочих дней с даты принятия такого решения обязаны разместить извещение об отказе от проведения конкурса на официальном сайте. В течение 2 рабочих дней с даты принятия указанного решения организатор конкурса или по его поручению специализированная организация обязаны направить или вручить под расписку всем претендентам, участникам конкурса уведомление об отказе от проведения конкурса в письменной форме, а также в форме электронных сообщений (в случае если организатору конкурса известны адреса электронной почты претендентов, участников конкурса).
Таким образом, организатор конкурса - Администрация Советского района Волгограда является уполномоченным органом в силу п. 39 Правил на принятие решения об отказе от проведения конкурса.
В апелляционной жалобе УФАС по Волгоградской области ссылается на то, что решение об отказе от проведения конкурса организатором конкурса - Администрацией Советского района не принималось, а решение конкурсной комиссии о снятии лота N 1 с открытого конкурса принято с нарушением п. 24 Правил проведения открытого конкурса, как вынесенное за пределами полномочий конкурсной комиссии.
Апелляционный суд считает данный довод несостоятельным, поскольку прямое толкование пункта 39 Правил позволяет сделать вывод о том, что законодателем не предусмотрена конкретная форма решения, которое должен принять организатор конкурса в случае отказа от его проведения. Следовательно, таким решением может быть любое волеизъявление организатора конкурса, которое позволяло бы однозначно трактовать его действия как отказ от проведения конкурса.
В рассматриваемом случае таким волеизъявлением было утверждение 20.01.2014 г. Главой администрации Советского района г. Волгограда протокола заседания конкурсной комиссии от 20.01.2014 г., которая сняла с конкурса единственный лот N 1 по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами NN 4, 6, 8, 10 по ул. Малиновского г. Волгограда.
При указанных обстоятельствах, в оспариваемом решении суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии в действиях Администрации нарушений требований пункта 39 Правил.
Апелляционный суд считает также правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях конкурсной комиссии нарушений пункта 24 Правил.
Как следует из материалов дела и правомерно установлено судом первой инстанции, решение об отказе от проведения конкурса принято как организатором конкурса Администрацией, так и конкурсной комиссией в один день - 20.01.2014 г.
Необходимость принятия такого решения обусловлена требованиями пункта 39 Правил, согласно которому, как уже указывалось выше, конкурс не проводится в случае, если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом и реализовали решение о выборе способа управления этим домом.
В рассматриваемом случае, 03.07.2013 г. между застройщиком ОАО "Синара Девелопмент" и ООО "Центр Дом" заключен договор на управление многоквартирными домами NN 4, 6, 8, 10 по ул. Малиновского г. Волгограда (т. 1 л.д. 102).
В последующем собственники помещений в многоквартирных домах NN 4, 6, 8, 10 по ул. Малиновского г. Волгограда на общем собрании 19.07.2013 г. избрали управляющую компания ООО "Центр Дом" (т. 1 л.д. 113).
В порядке реализации принятого решения между собственниками помещений в указанных домах и ООО "Центр Дом" заключены соответствующие договоры управления:
23.07.2013 г. договор с собственником квартиры N 3 дома N 4 по ул. Малиновского (т. 2 л.д. 82),
- 23.08.2013 г. договор с собственником квартиры N 51, а 23.12.2013 г. - с собственником квартиры N 33 дома N 10 по ул. Малиновского (т. 1 л.д. 194, 206);
- 15.10.2013 г. договор с собственником нежилых помещений офис N 2 дома N 6 по ул. Малиновского (т. 1 л.д. 155);
- 01.11.2013 г. договор с собственником квартиры N 2, а 25.12.2013 г. - с собственником квартиры N 63 дома N 8 по ул. Малиновского (т. 1 л.д. 168, 180).
В свою очередь ООО "Центр Дом" заключило все необходимые договоры с ресурсоснабжающими организациями:
- 14.10.2013 г. договор N 013931 с МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" для предоставления коммунальных услуг потребителям (т. 1 л.д. 219);
- 29.10.2013 г. договор N 012808 холодного водоснабжения водоотведения с МУП "Городской водоканал г. Волгограда" (т. 1 л.д. 223);
- 01.09.2013 г. договор N 501185/13 ресурсоснабжения (снабжение электроэнергией) с ОАО "Волгоградэнергосбыт" - т. 1 л.д. 228;
- 01.09.2013 г. договор N 742с с ООО "АГЖО-Волгоград" на сбор, транспортировку и передачу на размещение твердых отходов (т. 1 л.д. 233).
Таким образом, с учетом приведенных обстоятельств у конкурсной комиссии отсутствовали правовые основания для проведения конкурса. В противном случае были бы нарушены как права собственников многоквартирных домов NN 4, 6, 8, 10 по ул. Малиновского г. Волгограда, так и выбранной ими управляющей организации - ООО "Центр Дом", а также единственного участника конкурса ООО "ТЭРА", поскольку проведение конкурса и последующее заключение с ним как с единственным участником конкурса договора управления указанными домами неизбежно бы повлекло судебные разбирательства по вопросу законности проведения конкурса и заключения договора управления с указанным обществом.
В связи с чем, вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях конкурсной комиссии нарушений требований пункта 24 Правил является законным, обоснованным и соответствующим действующему законодательству.
Оспоренное предписание, вынесенное в адрес Администрации, предписывает привести в соответствие с пунктом 39 Правил решение об отказе от проведения открытого конкурса.
Вместе с тем, как указывалось выше, ни указанный пункт Правил, ни какой-либо иной пункт Правил не содержат конкретных требований к форме такого решения. Не указана такая форма ни в оспариваемом решении, ни в предписании, что исключает возможность его исполнения.
Предписание, вынесенное в адрес конкурсной комиссии, предписывает ей отменить протокол заседания от 20.01.2014 г., которым с конкурса снят лот N 1. Судом первой инстанции правомерно указано, что в случае отмены протокола у конкурсной комиссии автоматически возникает обязанность по дальнейшему проведению конкурса и принятию решения в связи с подачей на участие в конкурсе заявки ООО "ТЭРА", что невозможно в силу установленного пунктом 39 Правил прямого запрета проведения конкурса при указанных выше обстоятельствах.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение УФАС по Волгоградской области в оспариваемой части и оспариваемые предписания не соответствуют требованиям Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирного дома, утвержденного Постановлением Правительства от 06.02.2006 г. N 75, и нарушают права Администрации в сфере экономической деятельности как организатора торгов. В связи с чем, заявленные требования правомерно удовлетворены.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных судом первой инстанции, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение арбитражного суда Волгоградской области от 23 апреля 2014 года по делу N А12-6049/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
С.Г.ВЕРЯСКИНА

Судьи
М.А.АКИМОВА
Н.В.ЛУГОВСКОЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)