Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
резолютивная часть постановления оглашена 06.04.2015
постановление изготовлено в полном объеме 09.04.2015
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Румянцева П.В., Мухина С.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу по апелляционной жалобе ТСЖ "Ивана Бабушкина, дом 10"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.06.2014
по делу N А40-11294/14, принятое судьей Блинниковой И.А.
по заявлению Товарищества собственников жилья Ивана Бабушкина, дом 10
к Департаменту городского имущества по г. Москве
- о признании недействительным отказа;
- при участии:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: Устабасиди Д.В. по доверенности от 30.12.2014;
- установил:
постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24.12.2014 постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2014 по делу N А40-11294/2014 отменено по процессуальным основаниям (ст. 155 АПК РФ).
Дело направлено в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.06.2014 заявление "Товарищества собственников жилья ул. Ивана Бабушкина, дом 10" о признании недействительным отказа Департамента государственного имущества г. Москвы в неприеме заявления о выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории по адресу: 117292, Москва, улица Ивана Бабушкина, дом 10, в границах, согласно приложению к Градостроительному заключению N 01-06-2006-06/301-06 от 28.12.2006 N створы 5-3-5 в литерах А-Б-В-Г-Д-Е-Ж-З-И-К и А-К-Л-М-А, оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, товарищество собственников жилья обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель товарищества в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Департамента в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 18.10.2013 Товарищество собственников жилья "Ивана Бабушкина, дом 10" на основании п. п. 6, 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 12 Закона г. Москвы N 48 "О землепользовании в г. Москве" обратилось в Департамент имущества г. Москвы с заявлением N 33-5-30492/13 о предоставлении государственной услуги по выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории г. Москвы в отношении земельного участка, расположенного по адресу: 117292, Москва, улица Ивана Бабушкина, дом 10 в границах, установленных Приложением к Градостроительному заключению N 01-06-2006-06/301-06 от 28.12.2006 N створы 5-3-5, в литерах А-Б-В-Г-Д-Е-Ж-И-К-Л-А и А-Л-М-Н-А.
Заявление подано в уполномоченный орган в порядке, установленном Административным регламентом, утвержденным п. 1.4 Постановления Правительства г. Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП.
К заявлению приложен комплект документов: заверенная копия документа, удостоверяющего личность заявителя, оригинал выписки из Единого государственного реестра юридических лиц на 10.09.2013 N 7454906_УД, оригинал выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах заявителя на здания, строения, сооружения, находящиеся на земельном участке на 18.04.2012 N 04/024/2012-321, оригинал кадастрового паспорта здания, строения, сооружения от 23.08.2013, копия свидетельства о праве собственности на помещение в доме N 62786 серия 77-АН, копия приложения к градостроительному заключению N 01-06-2006-06/301-06 от 28.12.2006 N створы 5-3-5, заключение Департамента земельных ресурсов - Объединения территориального регулирования землепользования ЮЗАО г. Москвы от 21.11.2006 N 33-2Т6-3578/6-(0)-1, выписка из протокола общего собрания членов товарищества собственников жилья и собственников от 17.05.2011 N 4, копия акта разрешенного использования участка территории градостроительного объекта от 02.04.2007 N А-35550/01 (зарегистрирован 06.04.2007 N 31.22.003824), копия геоподосновы N 1410-О-ГП.
Департаментом принято решение, оформленное письмом от 01.11.2013 N 33-5-30429/13-(0)-1 об отказе заявителю в предоставлении государственной услуги, по основаниям, предусмотренным Федеральными законами N 191-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москве".
Считая, отказ в выдаче распоряжения незаконным, не соответствующим нормам Земельного кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, а уполномоченный орган необоснованно уклоняющимся от исполнения возложенной на него законом функции, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, решение суда первой инстанции признается законным и обоснованным, исходя из следующего.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом.
Пунктом 7 данной нормы установлено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" указано, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Согласно Постановлению Правительства г. Москвы от 29.05.2007 N 411-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов г. Москвы в 2006 и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2007", формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в таком доме.
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, формирование земельного участка включает в себя выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно ч. 12 "Особенности формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома" Постановления Правительства г. Москвы от 29.05.2007 N 411-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов г. Москвы в 2006 и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2007", формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в таком доме. Доля в праве общей собственности на земельный участок не может быть выделена в натуре.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 3 ст. 12 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании", ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий.
Согласно ч. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Утвержденные проекты межевания являются основой для подготовки актов разрешенного использования, градостроительных планов земельных участков или иных документов, удостоверяющих соответствие условий разрешенного использования и границ отдельных земельных участков и их частей градостроительным требованиям к землепользованию в г. Москве, а также основанием для внесения изменений в документацию по градостроительному зонированию территории г. Москвы, в том числе правила землепользования и застройки территории г. Москвы (п. 1.4 Постановления Правительства г. Москвы от 29.11.2005 N 941-ПП).
В соответствии с п. 4.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации 28.05.2010 N 12-П положение ч. 3 ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" об обращении с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, исключительно на основании решения общего собрания собственников находящихся в нем помещений в нарушение конституционных принципов справедливости и равенства вводит необоснованные различия в условиях реализации собственниками помещений в многоквартирных домах своих прав, гарантированных ст. ст. 19, 35, 36 Конституции Российской Федерации.
Это означает, что обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Согласно ст. 12 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москве", уполномоченный орган исполнительной власти г. Москвы осуществляет по заявлению лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, формирование земельного участка многоквартирного дома, обращается с заявлением о проведении его государственного кадастрового учета в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере проведения государственного кадастрового учета, и передает полученный кадастровый план заявителю. Формирование земельного участка многоквартирного дома осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы в срок не более 6 месяцев.
Площадь земельного участка многоквартирного дома определяется в соответствии с нормативами, предусмотренными земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий.
Проект межевания квартала Академического района, в котором находится многоквартирный дом по адресу: Москва, ул. Ивана Бабушкина, дом 10, в настоящее время не разработан.
Ранее, Департаментом предложено товариществу по вопросу разработки проекта межевания территории квартала обратиться в уполномоченный орган - Москомархитектуры.
Таким образом, формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, представляет собой строго определенную Правительством г. Москвы и федеральным законодателем процедуру, в результате соблюдения которой обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, постановка его на кадастровый учет и последующее его предоставление собственникам помещений многоквартирного дома, при этом суд обращает внимание на то, что реализация Департаментом последующих ступеней процедуры формирования земельного участка невозможна без осуществления предшествующих этапов, так например, невозможно издать распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карты) территории без утвержденного в установленном порядке проекта межевания территории.
Вступившим в законную силу решением суда по делу N А40-103374/11-121-881 установлена невозможность формирования земельного участка ввиду отсутствия разработки проекта межевания.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебными актами арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Признавая, что со стороны Департамента не было незаконного действия, выразившегося в отказе в приеме заявления, суд исходил из того, что на обращение общества Департаментом рассмотрено заявление и приложенные к нему документы, и принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги, то есть, совершены действия, которые направлены на разрешение в установленном порядке обращения заявителя. Кроме того, отказывая заявителю Департаментом сообщено заявителю, что проект межевания территории разработан ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" и в настоящее время находится в департаменте на согласовании (письмо от 01.11.2013 N 33-5-30429/13-(0)-1) и указано, что с учетом прав и законных интересов всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме по указанному адресу, для рассмотрения вопроса формирования земельного участка, как объекта имущества для дальнейшей регистрации на него права общей долевой собственности в соответствии с минимальными или максимальными границами, установленными проектом межевания территории квартала, необходимо представить протокол общего собрания указанных собственников по данному вопросу. В заключении от 28.12.2006 N 01-06-2006-06/301-06, на которое ссылается заявитель, указано, что земельный участок площадью 1,18 га включен, в том числе, пешеходный проход общего пользования квартала - 0,02 га.
Заявителем не обоснована площадь земельного участка для эксплуатации многоквартирного жилого дома.
В обоснование границ земельного участка товарищество ссылается на Приложение к градостроительному заключению N 01-06-2006-06/301-06 от 28.12.2006, однако данный документ не может быть признан надлежащим обоснованием, поскольку заключение служит доказательством границ земельного участка необходимых для строительства, а не для эксплуатации жилого дома.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.06.2014 по делу N А40-11294/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Т.Т.МАРКОВА
Судьи
П.В.РУМЯНЦЕВ
С.М.МУХИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.04.2015 N 09АП-1735/2015-АК ПО ДЕЛУ N А40-11294/14
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 апреля 2015 г. N 09АП-1735/2015-АК
Дело N А40-11294/14
резолютивная часть постановления оглашена 06.04.2015
постановление изготовлено в полном объеме 09.04.2015
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Румянцева П.В., Мухина С.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу по апелляционной жалобе ТСЖ "Ивана Бабушкина, дом 10"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.06.2014
по делу N А40-11294/14, принятое судьей Блинниковой И.А.
по заявлению Товарищества собственников жилья Ивана Бабушкина, дом 10
к Департаменту городского имущества по г. Москве
- о признании недействительным отказа;
- при участии:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: Устабасиди Д.В. по доверенности от 30.12.2014;
- установил:
постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24.12.2014 постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2014 по делу N А40-11294/2014 отменено по процессуальным основаниям (ст. 155 АПК РФ).
Дело направлено в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.06.2014 заявление "Товарищества собственников жилья ул. Ивана Бабушкина, дом 10" о признании недействительным отказа Департамента государственного имущества г. Москвы в неприеме заявления о выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории по адресу: 117292, Москва, улица Ивана Бабушкина, дом 10, в границах, согласно приложению к Градостроительному заключению N 01-06-2006-06/301-06 от 28.12.2006 N створы 5-3-5 в литерах А-Б-В-Г-Д-Е-Ж-З-И-К и А-К-Л-М-А, оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, товарищество собственников жилья обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель товарищества в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Департамента в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 18.10.2013 Товарищество собственников жилья "Ивана Бабушкина, дом 10" на основании п. п. 6, 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 12 Закона г. Москвы N 48 "О землепользовании в г. Москве" обратилось в Департамент имущества г. Москвы с заявлением N 33-5-30492/13 о предоставлении государственной услуги по выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории г. Москвы в отношении земельного участка, расположенного по адресу: 117292, Москва, улица Ивана Бабушкина, дом 10 в границах, установленных Приложением к Градостроительному заключению N 01-06-2006-06/301-06 от 28.12.2006 N створы 5-3-5, в литерах А-Б-В-Г-Д-Е-Ж-И-К-Л-А и А-Л-М-Н-А.
Заявление подано в уполномоченный орган в порядке, установленном Административным регламентом, утвержденным п. 1.4 Постановления Правительства г. Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП.
К заявлению приложен комплект документов: заверенная копия документа, удостоверяющего личность заявителя, оригинал выписки из Единого государственного реестра юридических лиц на 10.09.2013 N 7454906_УД, оригинал выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах заявителя на здания, строения, сооружения, находящиеся на земельном участке на 18.04.2012 N 04/024/2012-321, оригинал кадастрового паспорта здания, строения, сооружения от 23.08.2013, копия свидетельства о праве собственности на помещение в доме N 62786 серия 77-АН, копия приложения к градостроительному заключению N 01-06-2006-06/301-06 от 28.12.2006 N створы 5-3-5, заключение Департамента земельных ресурсов - Объединения территориального регулирования землепользования ЮЗАО г. Москвы от 21.11.2006 N 33-2Т6-3578/6-(0)-1, выписка из протокола общего собрания членов товарищества собственников жилья и собственников от 17.05.2011 N 4, копия акта разрешенного использования участка территории градостроительного объекта от 02.04.2007 N А-35550/01 (зарегистрирован 06.04.2007 N 31.22.003824), копия геоподосновы N 1410-О-ГП.
Департаментом принято решение, оформленное письмом от 01.11.2013 N 33-5-30429/13-(0)-1 об отказе заявителю в предоставлении государственной услуги, по основаниям, предусмотренным Федеральными законами N 191-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москве".
Считая, отказ в выдаче распоряжения незаконным, не соответствующим нормам Земельного кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, а уполномоченный орган необоснованно уклоняющимся от исполнения возложенной на него законом функции, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, решение суда первой инстанции признается законным и обоснованным, исходя из следующего.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом.
Пунктом 7 данной нормы установлено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" указано, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Согласно Постановлению Правительства г. Москвы от 29.05.2007 N 411-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов г. Москвы в 2006 и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2007", формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в таком доме.
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, формирование земельного участка включает в себя выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно ч. 12 "Особенности формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома" Постановления Правительства г. Москвы от 29.05.2007 N 411-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов г. Москвы в 2006 и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2007", формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в таком доме. Доля в праве общей собственности на земельный участок не может быть выделена в натуре.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 3 ст. 12 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании", ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий.
Согласно ч. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Утвержденные проекты межевания являются основой для подготовки актов разрешенного использования, градостроительных планов земельных участков или иных документов, удостоверяющих соответствие условий разрешенного использования и границ отдельных земельных участков и их частей градостроительным требованиям к землепользованию в г. Москве, а также основанием для внесения изменений в документацию по градостроительному зонированию территории г. Москвы, в том числе правила землепользования и застройки территории г. Москвы (п. 1.4 Постановления Правительства г. Москвы от 29.11.2005 N 941-ПП).
В соответствии с п. 4.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации 28.05.2010 N 12-П положение ч. 3 ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" об обращении с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, исключительно на основании решения общего собрания собственников находящихся в нем помещений в нарушение конституционных принципов справедливости и равенства вводит необоснованные различия в условиях реализации собственниками помещений в многоквартирных домах своих прав, гарантированных ст. ст. 19, 35, 36 Конституции Российской Федерации.
Это означает, что обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Согласно ст. 12 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москве", уполномоченный орган исполнительной власти г. Москвы осуществляет по заявлению лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, формирование земельного участка многоквартирного дома, обращается с заявлением о проведении его государственного кадастрового учета в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере проведения государственного кадастрового учета, и передает полученный кадастровый план заявителю. Формирование земельного участка многоквартирного дома осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы в срок не более 6 месяцев.
Площадь земельного участка многоквартирного дома определяется в соответствии с нормативами, предусмотренными земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий.
Проект межевания квартала Академического района, в котором находится многоквартирный дом по адресу: Москва, ул. Ивана Бабушкина, дом 10, в настоящее время не разработан.
Ранее, Департаментом предложено товариществу по вопросу разработки проекта межевания территории квартала обратиться в уполномоченный орган - Москомархитектуры.
Таким образом, формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, представляет собой строго определенную Правительством г. Москвы и федеральным законодателем процедуру, в результате соблюдения которой обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, постановка его на кадастровый учет и последующее его предоставление собственникам помещений многоквартирного дома, при этом суд обращает внимание на то, что реализация Департаментом последующих ступеней процедуры формирования земельного участка невозможна без осуществления предшествующих этапов, так например, невозможно издать распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карты) территории без утвержденного в установленном порядке проекта межевания территории.
Вступившим в законную силу решением суда по делу N А40-103374/11-121-881 установлена невозможность формирования земельного участка ввиду отсутствия разработки проекта межевания.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебными актами арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Признавая, что со стороны Департамента не было незаконного действия, выразившегося в отказе в приеме заявления, суд исходил из того, что на обращение общества Департаментом рассмотрено заявление и приложенные к нему документы, и принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги, то есть, совершены действия, которые направлены на разрешение в установленном порядке обращения заявителя. Кроме того, отказывая заявителю Департаментом сообщено заявителю, что проект межевания территории разработан ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" и в настоящее время находится в департаменте на согласовании (письмо от 01.11.2013 N 33-5-30429/13-(0)-1) и указано, что с учетом прав и законных интересов всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме по указанному адресу, для рассмотрения вопроса формирования земельного участка, как объекта имущества для дальнейшей регистрации на него права общей долевой собственности в соответствии с минимальными или максимальными границами, установленными проектом межевания территории квартала, необходимо представить протокол общего собрания указанных собственников по данному вопросу. В заключении от 28.12.2006 N 01-06-2006-06/301-06, на которое ссылается заявитель, указано, что земельный участок площадью 1,18 га включен, в том числе, пешеходный проход общего пользования квартала - 0,02 га.
Заявителем не обоснована площадь земельного участка для эксплуатации многоквартирного жилого дома.
В обоснование границ земельного участка товарищество ссылается на Приложение к градостроительному заключению N 01-06-2006-06/301-06 от 28.12.2006, однако данный документ не может быть признан надлежащим обоснованием, поскольку заключение служит доказательством границ земельного участка необходимых для строительства, а не для эксплуатации жилого дома.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.06.2014 по делу N А40-11294/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Т.Т.МАРКОВА
Судьи
П.В.РУМЯНЦЕВ
С.М.МУХИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)