Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11.04.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства N 1"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 05.09.2013,
принятое судьей Максименко Л.А., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.01.2014,
принятое судьями Кононовым П.И., Караваевой А.В., Буториной Г.Г.,
по делу N А31-7009/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства N 1"
к Государственной жилищной инспекции Костромской области
о признании незаконным предписания
и
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства N 1" (далее - ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Костромской области (далее - Жилищная инспекция, административный орган) о признании недействительным предписания от 20.06.2013 N 136-04.
Решением суда от 05.09.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 24.01.2014 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на часть 1 статьи 1.5, часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ), пункт 8 постановления Правительства от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", заявитель жалобы считает, что суды сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам, а оспариваемое предписание является незаконным. По мнению Общества, Жилищной инспекцией незаконно выдано предписание в отношении Общества на выполнение работ по обеспечению бесперебойного и непрерывного предоставления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению, так как оно изначально не может быть исполнено силами управляющей компании. Кроме того, Общество считает, что суды не приняли во внимание тот факт, что теплотрасса от ЦТП до дома 108 по проспекту Мира надлежащим образом не эксплуатируется, собственники данной теплотрассы не известны; причиной предоставления ненадлежащих коммунальных услуг является низкое давление горячего водоснабжения на вводе в дом, каких-либо дефектов или неисправностей на инженерном оборудовании дома не выявлено. Общество утверждает, что в связи с ненадлежащим исполнением ресурсоснабжающими организациями своих обязанностей по поставке коммунального ресурса надлежащего качества у ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" отсутствовала возможность обеспечения жителей коммунальными услугами надлежащего качества.
Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе.
Жилищная инспекция в отзыве на кассационную жалобу не согласилась с доводами заявителя, просила оставить решение и постановление без изменения; заявила ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направила.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" осуществляет функции управления в отношении многоквартирного дома 108 по проспекту Мира города Костромы, обеспечивает содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме за счет средств собственников на основании договора управления.
С 20.03.2013 по 28.03.2013 на основании обращения жителей дома N 108 по проспекту Мира города Костромы Жилищной инспекцией проведена проверка Общества на предмет соблюдения в обслуживаемом доме нормативного уровня и режима обеспечения коммунальными услугами по горячему и холодному водоснабжению.
При проверке установлено, что в квартирах N 13 и 31 дома 108 услуги по горячему и холодному водоснабжению предоставляются ненадлежащего качества: по холодному водоснабжению - при норме давления холодной воды на вводе в дом 2,7 атм. расход холодной воды в квартире N 13 не соответствовал нормативу - 0,105 л/с при норме 0,09 л/с, в квартире N 31 - 0,06 л/с при норме 0,09 л/с, что свидетельствует о ненадлежащем состоянии внутридомовых сетей холодного водоснабжения; по горячему водоснабжению - температура горячей воды в квартире N 13 составила +52 град. С, в квартире N 31 +50 град. С при норме +60 град. С.
28.03.2013 Жилищной инспекцией в адрес Общества выдано обязательное для исполнения предписание N 75-04 о принятии в срок до 15.05.2013 мер по обеспечению бесперебойного и непрерывного предоставления коммунальной услуги по холодному водоснабжению для бытового потребления жителям квартир N 13, 31 (ванная комната), обеспечению нормативной температуры горячей воды в квартирах N 13, 31, представлению схемы сетей горячего и холодного водоснабжения.
20.05.2013 административным органом в отношении Общества вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по статье 7.23 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
20.06.2013 на основании приказа руководителя Жилищной инспекции от 18.06.2013 N 1359 была проведена внеплановая выездная проверка Общества на предмет выполнения предписания административного органа от 28.03.2013 N 75-04.
По результатам проверки Жилищной инспекцией было установлено нарушение Обществом пунктов 3, 6 Приложения N 1, пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354): подпунктов "а", "б", "г", "д" пункта 10, подпункта "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
20.06.2013 Жилищная инспекция выдала Обществу новое предписание N 136-04, обязав его в срок до 01.08.2013 устранить допущенные нарушения в части предоставления коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению ненадлежащего качества.
Общество не согласилось с данным предписанием и обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086, Положением о государственной жилищной инспекции Костромской области, утвержденным постановлением Губернатора Костромской области от 31.08.2012 N 187, Правилами N 354, Арбитражный суд Костромской области отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд пришел к выводам о законности оспариваемого предписания и об отсутствии нарушения прав и законных интересов Общества.
Второй арбитражный апелляционный суд, руководствуясь этими же нормами права, согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 5, 6 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086 (действовало до 24.06.2013), органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль за использованием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий; за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами; за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями.
При этом данные органы вправе проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными указанным Положением; давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений.
В силу пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1", обслуживающее спорный жилой дом, в качестве управляющей организации, получает от жителей плату за содержание, текущий ремонт дома и управление имуществом многоквартирного жилого дома, обязано соблюдать требования законодательства, определяющие порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицами.
Следовательно, для проведения в отношении управляющей компании проверки имелись соответствующие правовые основания; в случае выявления нарушений в содержании многоквартирного дома Инспекция вправе была выдать соответствующее предписание об их устранении.
Требования, которые управляющая организация обязана соблюдать в процессе предоставления коммунальных услуг, предусмотрены в том числе в Правилах N 354.
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1 Правил N 354).
В соответствии с подпунктами "г", "д" Правил N 354 условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются: предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам N 354.
Согласно подпунктам "а", "б" пункта 4 Правил N 354 потребителю могут быть предоставлены услуги: по холодному водоснабжению, то есть снабжению холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения; по горячему водоснабжению, то есть снабжению горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 9 Правил N 354 условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива (далее - товарищество или кооператив) с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом. При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг. Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил N 354, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (пункт 13 Правил N 354). Исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа; информировать потребителей в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами, о причинах и предполагаемой продолжительности предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (подпункты "а", "б", "к", "м" пункта 31 Правил N 354).
В главе X Правил N 354 регламентирован порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно пункту 104 Правил N 354 при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению. В течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг. Дату и время возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале учета таких фактов.
В пункте 108 Правил N 354 предусмотрено, что в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки.
Как следует из материалов дела и установили суды, Обществу как управляющей организации по договору управления многоквартирным домом (далее - договор управления) с целью надлежащего содержания и текущего ремонта общего имущества переданы функции по управлению многоквартирным жилым домом по адресу: город Кострома, проспект Мира, дом 108.
В пункте 2.1.1 данного договора предусмотрена обязанность Общества осуществлять контроль качества предоставляемых коммунальных услуг (если предоставление услуг горячего и холодного водоснабжения, отопления, водоотведения, газо- и электроснабжения осуществляется на основании договорных отношений между собственниками и ресурсоснабжающими организациями), либо предоставлять услуги надлежащего качества.
Суды установили, что Общество, обслуживающее жилой дом 108 по проспекту Мира в городе Костроме, в качестве управляющей организации получает от жителей плату за содержание, текущий ремонт дома и управление имуществом многоквартирного жилого дома, обязано соблюдать требования законодательства, определяющие порядок предоставления коммунальных услуг.
Факты нарушения Обществом пунктов 3, 6 Приложения N 1, пункта 31 Правил N 354, подпунктов "а", "б", "г", "д" пункта 10, подпункта "з" пункта 11 Правил N 491, судами установлены и материалами дела подтверждены.
Доказательства, свидетельствующие о том, что ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1", приняло срочные меры по устранению выявленных нарушений, в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного суды пришли к правильным выводам о законности предписания Жилищной инспекции от 20.06.2013 N 316-04, принятого ей в пределах предоставленных полномочий, и отсутствии нарушения прав и законных интересов Общества.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" в удовлетворении заявленного требования.
Нормы материального права суды применили правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Государственная пошлина в размере 2000 рублей, уплаченная за рассмотрение кассационной жалобы по платежному поручению от 10.02.2014 N 93, подлежит возврату Обществу в порядке, установленном статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
решение Арбитражного суда Костромской области от 05.09.2013 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.01.2014 по делу N А31-7009/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства N 1" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства N 1" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 2000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 10.02.2014 N 93.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 14.04.2014 ПО ДЕЛУ N А31-7009/2013
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 апреля 2014 г. по делу N А31-7009/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 11.04.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства N 1"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 05.09.2013,
принятое судьей Максименко Л.А., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.01.2014,
принятое судьями Кононовым П.И., Караваевой А.В., Буториной Г.Г.,
по делу N А31-7009/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства N 1"
к Государственной жилищной инспекции Костромской области
о признании незаконным предписания
и
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства N 1" (далее - ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Костромской области (далее - Жилищная инспекция, административный орган) о признании недействительным предписания от 20.06.2013 N 136-04.
Решением суда от 05.09.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 24.01.2014 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на часть 1 статьи 1.5, часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ), пункт 8 постановления Правительства от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", заявитель жалобы считает, что суды сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам, а оспариваемое предписание является незаконным. По мнению Общества, Жилищной инспекцией незаконно выдано предписание в отношении Общества на выполнение работ по обеспечению бесперебойного и непрерывного предоставления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению, так как оно изначально не может быть исполнено силами управляющей компании. Кроме того, Общество считает, что суды не приняли во внимание тот факт, что теплотрасса от ЦТП до дома 108 по проспекту Мира надлежащим образом не эксплуатируется, собственники данной теплотрассы не известны; причиной предоставления ненадлежащих коммунальных услуг является низкое давление горячего водоснабжения на вводе в дом, каких-либо дефектов или неисправностей на инженерном оборудовании дома не выявлено. Общество утверждает, что в связи с ненадлежащим исполнением ресурсоснабжающими организациями своих обязанностей по поставке коммунального ресурса надлежащего качества у ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" отсутствовала возможность обеспечения жителей коммунальными услугами надлежащего качества.
Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе.
Жилищная инспекция в отзыве на кассационную жалобу не согласилась с доводами заявителя, просила оставить решение и постановление без изменения; заявила ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направила.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" осуществляет функции управления в отношении многоквартирного дома 108 по проспекту Мира города Костромы, обеспечивает содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме за счет средств собственников на основании договора управления.
С 20.03.2013 по 28.03.2013 на основании обращения жителей дома N 108 по проспекту Мира города Костромы Жилищной инспекцией проведена проверка Общества на предмет соблюдения в обслуживаемом доме нормативного уровня и режима обеспечения коммунальными услугами по горячему и холодному водоснабжению.
При проверке установлено, что в квартирах N 13 и 31 дома 108 услуги по горячему и холодному водоснабжению предоставляются ненадлежащего качества: по холодному водоснабжению - при норме давления холодной воды на вводе в дом 2,7 атм. расход холодной воды в квартире N 13 не соответствовал нормативу - 0,105 л/с при норме 0,09 л/с, в квартире N 31 - 0,06 л/с при норме 0,09 л/с, что свидетельствует о ненадлежащем состоянии внутридомовых сетей холодного водоснабжения; по горячему водоснабжению - температура горячей воды в квартире N 13 составила +52 град. С, в квартире N 31 +50 град. С при норме +60 град. С.
28.03.2013 Жилищной инспекцией в адрес Общества выдано обязательное для исполнения предписание N 75-04 о принятии в срок до 15.05.2013 мер по обеспечению бесперебойного и непрерывного предоставления коммунальной услуги по холодному водоснабжению для бытового потребления жителям квартир N 13, 31 (ванная комната), обеспечению нормативной температуры горячей воды в квартирах N 13, 31, представлению схемы сетей горячего и холодного водоснабжения.
20.05.2013 административным органом в отношении Общества вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по статье 7.23 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
20.06.2013 на основании приказа руководителя Жилищной инспекции от 18.06.2013 N 1359 была проведена внеплановая выездная проверка Общества на предмет выполнения предписания административного органа от 28.03.2013 N 75-04.
По результатам проверки Жилищной инспекцией было установлено нарушение Обществом пунктов 3, 6 Приложения N 1, пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354): подпунктов "а", "б", "г", "д" пункта 10, подпункта "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
20.06.2013 Жилищная инспекция выдала Обществу новое предписание N 136-04, обязав его в срок до 01.08.2013 устранить допущенные нарушения в части предоставления коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению ненадлежащего качества.
Общество не согласилось с данным предписанием и обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086, Положением о государственной жилищной инспекции Костромской области, утвержденным постановлением Губернатора Костромской области от 31.08.2012 N 187, Правилами N 354, Арбитражный суд Костромской области отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд пришел к выводам о законности оспариваемого предписания и об отсутствии нарушения прав и законных интересов Общества.
Второй арбитражный апелляционный суд, руководствуясь этими же нормами права, согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 5, 6 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086 (действовало до 24.06.2013), органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль за использованием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий; за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами; за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями.
При этом данные органы вправе проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными указанным Положением; давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений.
В силу пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1", обслуживающее спорный жилой дом, в качестве управляющей организации, получает от жителей плату за содержание, текущий ремонт дома и управление имуществом многоквартирного жилого дома, обязано соблюдать требования законодательства, определяющие порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицами.
Следовательно, для проведения в отношении управляющей компании проверки имелись соответствующие правовые основания; в случае выявления нарушений в содержании многоквартирного дома Инспекция вправе была выдать соответствующее предписание об их устранении.
Требования, которые управляющая организация обязана соблюдать в процессе предоставления коммунальных услуг, предусмотрены в том числе в Правилах N 354.
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1 Правил N 354).
В соответствии с подпунктами "г", "д" Правил N 354 условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются: предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам N 354.
Согласно подпунктам "а", "б" пункта 4 Правил N 354 потребителю могут быть предоставлены услуги: по холодному водоснабжению, то есть снабжению холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения; по горячему водоснабжению, то есть снабжению горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 9 Правил N 354 условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива (далее - товарищество или кооператив) с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом. При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг. Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил N 354, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (пункт 13 Правил N 354). Исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа; информировать потребителей в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами, о причинах и предполагаемой продолжительности предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (подпункты "а", "б", "к", "м" пункта 31 Правил N 354).
В главе X Правил N 354 регламентирован порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно пункту 104 Правил N 354 при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению. В течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг. Дату и время возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале учета таких фактов.
В пункте 108 Правил N 354 предусмотрено, что в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки.
Как следует из материалов дела и установили суды, Обществу как управляющей организации по договору управления многоквартирным домом (далее - договор управления) с целью надлежащего содержания и текущего ремонта общего имущества переданы функции по управлению многоквартирным жилым домом по адресу: город Кострома, проспект Мира, дом 108.
В пункте 2.1.1 данного договора предусмотрена обязанность Общества осуществлять контроль качества предоставляемых коммунальных услуг (если предоставление услуг горячего и холодного водоснабжения, отопления, водоотведения, газо- и электроснабжения осуществляется на основании договорных отношений между собственниками и ресурсоснабжающими организациями), либо предоставлять услуги надлежащего качества.
Суды установили, что Общество, обслуживающее жилой дом 108 по проспекту Мира в городе Костроме, в качестве управляющей организации получает от жителей плату за содержание, текущий ремонт дома и управление имуществом многоквартирного жилого дома, обязано соблюдать требования законодательства, определяющие порядок предоставления коммунальных услуг.
Факты нарушения Обществом пунктов 3, 6 Приложения N 1, пункта 31 Правил N 354, подпунктов "а", "б", "г", "д" пункта 10, подпункта "з" пункта 11 Правил N 491, судами установлены и материалами дела подтверждены.
Доказательства, свидетельствующие о том, что ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1", приняло срочные меры по устранению выявленных нарушений, в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного суды пришли к правильным выводам о законности предписания Жилищной инспекции от 20.06.2013 N 316-04, принятого ей в пределах предоставленных полномочий, и отсутствии нарушения прав и законных интересов Общества.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали ООО "Управляющая компания ЖКХ N 1" в удовлетворении заявленного требования.
Нормы материального права суды применили правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Государственная пошлина в размере 2000 рублей, уплаченная за рассмотрение кассационной жалобы по платежному поручению от 10.02.2014 N 93, подлежит возврату Обществу в порядке, установленном статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 05.09.2013 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.01.2014 по делу N А31-7009/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства N 1" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства N 1" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 2000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 10.02.2014 N 93.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)