Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.08.2015 ПО ДЕЛУ N А05-4014/2015

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 августа 2015 г. по делу N А05-4014/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 4 августа 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 6 августа 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Докшиной А.Ю. и Ралько О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коряковской М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Левобережье" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 мая 2015 года по делу N А05-4014/2015 (судья Быстров И.В.),
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Левобережье" (место нахождения: 163035, город Архангельск, улица Парковая, дом 2; ОГРН 1072901002052, ИНН 2901160290; далее - ООО "Управляющая компания "Левобережье", ООО "УК "Левобережье", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным предписания государственной жилищной инспекции Архангельской области (место нахождения: 163072, город Архангельск, улица Комсомольская, дом 38, корпус 1; ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; далее - инспекция, административный орган) от 09.02.2015 N А-10/02-12/191.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 19 мая 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что управляющая компания не может нести ответственность за невыполнение работ по текущему ремонту, не будучи уполномоченной на их выполнение собственниками. Полагает, что собственники, приняв на себя обязательства по несению бремени расходов на содержание, отказавшись от предложенного плана работ по текущему ремонту общего имущества должны нести ответственность.
Инспекция в отзыве доводы жалобы не признала, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 09.02.2015 государственным жилищным инспектором Хромцовой И.В. на основании распоряжения руководителя инспекции Лукина А.Н. от 05.02.2015 N А-10/01-15/324 (т. 2, л. 8 - 10) проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обществом требований жилищного законодательства, правил содержания и ремонта общего имущества жилого дома N 43 по улице Магистральной в г. Архангельске. Поводом для проведения этой проверки послужило поступившее в инспекцию обращение жильца указанного многоквартирного жилого дома с жалобой на ненадлежащее содержание и ремонт дома и нарушение прав потребителей жилищно-коммунальных услуг (т. 2, л. 6 - 7).
В ходе данной проверки, проведенной в присутствии представителя общества Ковалевского В.А., инспекция выявила нарушения требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), а именно:
- - подтопление техподполья в районе I и II подъездов (нарушены пункты 4.1.3, 4.1.15 Правил N 170);
- - захламление техподполья отдельными местами в районе I, II и III подъездов (нарушены пункты 4.1.3, 4.1.15 правил N 170);
- - отсутствие тепловой изоляции трубопроводов горячего водоснабжения и отопления в техподполье в районе I, II, III и IV подъездов (нарушены пункты 2.6.7, 2.6.13 правил N 170);
- - негерметичность трубопровода канализации в техподполье в районе III подъезда - отсутствие пробки у прочистки (нарушен пункт 4.1.9 Правил N 170);
- - наличие насекомых (комаров) в техподполье дома (нарушен пункт 3.4.8 Правил N 170);
- - отсутствие двери входа в техподполье в I подъезде (нарушен пункт 4.7.1 Правил N 170);
- - отсутствие тепловой изоляции на трубопроводах отопления в лестничных клетках II, IV подъездов на цокольном этаже (нарушены пункты 2.6.7, 2.6.13 правил N 170);
- - неисправность внутреннего остекления заполнения оконного проема в лестничных клетках I подъезда между I и II этажами, IV подъезда между II и III этажами (нарушены пункты 4.7.1, 4.7.2 Правил N 170);
- - неисправность наружного заполнения оконного проема в лестничной клетке IV подъезда между II и III этажами (нарушены пункты 4.7.1, 4.7.2 Правил N 170);
- - неисправность внутреннего заполнения оконного проема в лестничных клетках III подъезда между II и III этажами, IV подъезда между I и II этажами (нарушены пункты 4.7.1, 4.7.2 Правил N 170);
- - отсутствие внутреннего заполнения оконного проема (форточки) в лестничной клетке IV подъезда между IV и V этажами (нарушены пункты 4.7.1, 4.7.2 Правил N 170);
- - неисправное состояние строительных конструкций в лестничной клетке III подъезда на I этаже - неисправность зашивки штробы (нарушен пункт 3.2.2 Правил N 170).
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 09.02.2015 N А-10/02-06/191 (т. 2, л. 25 - 29).
По результатам проверки инспекцией в адрес общества вынесено предписание от 09.02.2015 N А-10/02-12/191 об устранении в срок до 19.03.2015 выявленных нарушений (т. 2, л. 30 - 32).
Общество не согласилось с выданным ему предписанием и обратилось с заявлением в суд.
Судом первой инстанции принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
При этом пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
- - непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать;
- - управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
- - управление управляющей организацией.
В рассматриваемом случае из материалов дела следует, что в силу договора управления многоквартирными домами от 01.07.2008 и приложением 1 к нему (т. 2, л. 12 - 17) общество является управляющей организацией, которая обязалась за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, в том числе дома N 43 по улице Магистральная в г. Архангельске.
Статьей 39 ЖК РФ предусмотрено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются названными выше Правилами N 491.
Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с подпунктами "а", "в" - "д", "з" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома в числе прочего включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 этих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 этих же Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Пунктом 42 Правил N 491 установлено, что управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда установлены правилами N 170. Указанные Правила определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В названном нормативном правовом акте перечислено, что именно входит в содержание и техническое обслуживание дома, а также определены параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей организацией.
Вывод об обязательности применения Правил N 170 при управлении жилым домом согласуется с правовой позицией, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод обжалуемого решения о том, что общество как управляющая организация является лицом, ответственным за содержание названного жилого дома, и обязано обеспечить содержание общего имущества в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.
В силу пункта 4.1.3 Правил N 170 подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию.
Согласно пункту 4.1.15 этих же Правил не допускается подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования; не допускается захламлять и загрязнять подвальные помещения.
Указанные требования согласуются с положениями пункта 9.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64, предусматривающего, что при эксплуатации жилых зданий и помещений не допускается, в том числе захламление, загрязнение и затопление жилых помещений, подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений.
В данном случае в нарушение этих требований 09.02.2015 было подтоплено техподполье в районе I и II подъездов жилого дома N 43 по ул. Магистральная в г. Архангельске. Кроме того, имело место захламление техподполья этого жилого дома отдельными местами в районе I, II и III подъездов.
Исходя из положений пункта 4.1.9 Правил N 170, при техническом обслуживании и ремонте подвалов следует обеспечить исправную, достаточную теплоизоляцию внутренних трубопроводов, стояков. Устранить протечки, утечки, закупорки, засоры, срывы гидравлических затворов, санитарных приборов и негерметичность стыковых соединений в системах канализации. Обеспечить надежность и прочность крепления канализационных трубопроводов и выпусков, наличие пробок у прочисток и т.д.
В рассматриваемом случае инспекцией в ходе проверки установлена негерметичность трубопровода канализации (отсутствие пробки у прочистки) в техподполье в районе III подъезда названного жилого дома.
Пунктом 2.6.7 Правил N 170 предусмотрено, что в неотапливаемых помещениях в период подготовки к зиме следует проверить состояние и произвести ремонт изоляции труб водопровода и канализации, центрального отопления и горячего водоснабжения, утеплить противопожарный водопровод. При этом в силу пункта 2.6.13 этих же Правил к числу прочих работ, которые должны быть проведены по системам отопления и горячего водоснабжения летний период, отнесены восстановление разрушенных или замена недостаточной тепловой изоляции труб в лестничных клетках, подвалах, чердаках и в нишах санитарных узлов.
Инспекция в ходе проверки установила, что в названном жилом доме в нарушение указанных требований отсутствовала тепловая изоляция трубопроводов горячего водоснабжения и отопления в техподполье в районе I, II, III и IV подъездов, отсутствовала тепловая изоляция на трубопроводах отопления в лестничных клетках II, IV подъездов на цокольном этаже.
Исходя из пункта 3.4.8 Правил N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда в соответствии с санитарными нормами и правилами должна регулярно проводить дератизацию и дезинфекцию по уничтожению грызунов и насекомых в местах общего пользования, подвалах, технических подпольях.
Согласно пункту 3.8.1 Санитарно-эпидемиологических правил "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности СП 3.5.1378-03", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 07.06.2003 и введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 N 131, дезинсекция включает истребительные мероприятия и защиту от нападения синантропных членистоногих (тараканов, постельных клопов, блох, муравьев, мух, комаров, гамазовых клещей и других), имеющих эпидемиологическое, санитарно-гигиеническое и беспокоящее значение, в населенных пунктах (здания и прилегающая территория) и в открытой природе.
В силу пункта 3.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "СанПиН 3.5.2.1376-03.3.5.2. Дезинсекция. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 04.06.2003, при эксплуатации в производственных, жилых помещениях, зданиях, сооружениях, транспорта следует соблюдать меры, препятствующие проникновению, обитанию, размножению и расселению синантропных членистоногих, в том числе обеспечение уборки и дезинсекции в соответствии с санитарными правилами для объекта.
В данном случае инспекцией в ходе проверки выявлено наличие насекомых (комаров) в техподполье дома, чем нарушены указанные выше требования, в том числе требования пункта 3.4.8 Правил N 170.
Согласно пункту 4.7.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: исправное состояние окон, дверей и световых фонарей; нормативные воздухоизоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон, дверей и световых фонарей; периодическую очистку светопрозрачных заполнений.
Исходя из положений пункта 4.7.2 этих же Правил, неисправности заполнений оконных и дверных проемов: неплотности по периметру оконных и дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; разрушение замазки в фальцах; отслоение штапиков; отсутствие или износ уплотняющих прокладок; загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен; недостаточный уклон и некачественная заделка краев оконных сливов; отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, переплетов и дверных полотен; засорение желобов в коробке для стока конденсата, промерзание филенок балконных дверей; проникание атмосферной влаги через заполнение проемов; щели в соединениях отдельных элементов между собой; обледенение отдельных участков окон и балконных дверей, приточных отверстий вентиляционных приборов под подоконниками в крупнопанельных домах следует устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития.
Вопреки этим требованиям, в указанном жилом доме отсутствовала дверь входа в техподполье в I подъезде (нарушен пункт 4.7.1 Правил N 170), имели место неисправность наружного заполнения оконного проема в лестничной клетке IV подъезда между II и III этажами, неисправность внутреннего заполнения оконного проема в лестничных клетках III подъезда между II и III этажами, IV подъезда между I и II этажами, отсутствие внутреннего заполнения оконного проема (форточки) в лестничной клетке IV подъезда между IV и V этажами.
Пунктом 3.2.2 Правил N 170 установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках.
Проверкой было установлено, что вопреки указанной норме, в лестничной клетке III подъезда на I этаже дома имелось неисправное состояние строительных конструкций - неисправность зашивки штробы.
Факт невыполнения обществом требований названных пунктов Правил N 170, перечисленных в оспариваемом предписании, установлен Инспекцией, подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается.
Довод апелляционной жалобы о том, что устранение выявленных инспекцией нарушений связано с выполнением работ капитального и текущего характера, в связи с чем эти работы должны выполняться управляющей организацией только в том случае, если собственники помещений жилого дома приняли решение о проведении этих работ и выделении денежных средств для их финансирования, подлежит отклонению, поскольку сам по себе факт отсутствия решения собственников помещений о проведении соответствующих работ не имеет правового значения при оценке соблюдения обществом законодательства по исполнению обязанностей по управлению и содержанию жилого фонда.
Выполнение работ (услуг), входящих в обязанность управляющей организации, не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия решения собственника об их проведении и соответствующей оплате таких работ (услуг).
Как обоснованно установлено судом первой инстанции, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Затраты на проведение таких работ и предоставление услуг могут быть в последующем возмещены управляющей организации собственниками жилых помещений.
Более того, приведенные в заявлении Общества факты, касающиеся согласования с собственниками помещений жилого дома работ по текущему ремонту и их стоимости, имели место в марте 2015 года, то есть после вынесения оспариваемого предписания от 09.02.2015, и по этой причине вообще не могут каким-либо образом влиять на законность предписания инспекции.
Поскольку оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству, вынесено инспекцией при наличии у нее соответствующих полномочий, и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, оснований для удовлетворения требования общества о признании данного предписания незаконным не имеется.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие выводы суда, изложенные в обжалуемом решении.
Дело рассмотрено судом первой инстанции без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 мая 2015 года по делу N А05-4014/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Левобережье" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
В.И.СМИРНОВ
Судьи
А.Ю.ДОКШИНА
О.Б.РАЛЬКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)