Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29.12.2014
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Судьи Павлюк Т.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Романовой Ю.А.
при участии:
- от лиц участвующих в деле: без участия (извещены);
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Алтайскому краю в лице Территориального отдела в г. Рубцовске, Рубцовском и Егорьевском районах (07АП-12035/14) с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи апелляционной жалобы
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 05.11.2014
по делу N А03-16057/2014 (Судья Сбитнев А.Ю.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом" (ООО "УК "Наш дом") (ИНН 2209034968, ОГРН 1082209001137)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Алтайскому краю в лице Территориального отдела в г. Рубцовске, Рубцовском и Егорьевском районах
о признании незаконным и отмене постановления от 05.08.2014 N 27/419,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "УК "Наш дом" (далее - заявитель, общество, ООО "УК "Наш Дом") с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в лице Территориального отдела в г. Рубцовске, Рубцовском и Егорьевском районах (далее - административный орган, Управление) от 05.08.2014 N 27/419 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 21 000 руб.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства на основании статьи 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 05.11.2014 заявленные требования удовлетворены, постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице Территориального отдела в г. Рубцовске, Рубцовском и Егорьевском районах от 05.08.2014 N 27/419 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об оставлении постановления без изменения. Апелляционная жалоба мотивирована неправильным применением норм материального и процессуального права.
Более подробно доводы приведены в апелляционной жалобе.
Отзыв на апелляционную жалобу в соответствии со статьей 262 АПК РФ не поступил.
В судебное заседание участвующие в деле лица, надлежащим образом уведомленные о месте и времени его проведения, не явились, в связи с чем на основании статей 123, 156 АПК РФ апелляционный суд рассмотрел дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, Седьмой арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в связи с обращением гражданин, проживающих в г. Рубцовске по ул. Октябрьская, в домах N N 102 и 106, о ненадлежащем содержании контейнерной площадки, расположенной возле жилого дома по адресу: г. Рубцовск, ул. Октябрьская, 110, на основании распоряжения Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю от 22.07.2014 N 273, в отношении ООО "УК "Наш дом" назначено проведение внеплановой выездной проверки.
В ходе проведения проверки 22.07.2014 должностным лицом Управления проведен осмотр территории контейнерной площадки, о чем составлен соответствующий протокол осмотра N 27/280, в соответствии с которым установлено, что на момент осмотра контейнеры пустые, с северной стороны от ограждения контейнерной площадки находится скопление мусора (коробки, пакеты, пустые бутылки и проч.) к концу осмотра скопление мусора устранено. При проведении осмотра осуществлялась фотосъемка территории, о чем указано в протоколе осмотра. По результатам проверки Управлением составлен соответствующий акт от 30.07.2014 N 273, в котором указано на то, что в управлении ОО "УК "Наш дом" находится многоквартирный жилой дом по адресу: г. Рубцовск, ул. Октябрьская, 106. Для сбора мусора жителями используется контейнерная площадка по адресу: ул. Октябрьская, 108. Согласно договору об оказании услуг по сбору, транспортировке и утилизации отходов и обслуживанию контейнерных стоянок от 15.04.2013 N 55, общество организует вывоз бытовых отходов с данной контейнерной площадки. Поскольку ООО "УК "Наш дом" не обеспечено быстрое удаление бытовых отходов, что установлено в результате проведенного осмотра, административный орган пришел к выводу о наличии в действиях общества нарушений требований Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, СанПиН 42-128-4690-88, 2.1.2.2645-10, а также приложения к СП 3.5.3.1129-02.
По мнению административного органа, выявленные нарушения свидетельствуют о наличии в действиях ООО "УК "Наш дом" признаков правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, в связи с чем 30.07.2014 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 27/494.
Постановлением от 05.08.2014 N 27/419 общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 21 000 руб.
Полагая, что указанное постановление вынесено незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о его отмене.
Суд первой инстанции, исследовав обстоятельства дела, проанализировав вышеизложенные нормы, а также положения статьи 6.4 КоАП РФ пришел к выводу о том, что нарушение указанных санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых и общественных помещений образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ, а не частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции обоснованными на основании следующего.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Согласно части 1 статьи 14.4 КоАП РФ продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются права потребителей и интересы государства к области предпринимательской деятельности, защищенные установленными требованиями технических регламентов, стандартов, техническими условиями и образцами по качеству, комплектности и упаковке товаров.
Объективная сторона состоит в продаже товаров, выполнении работ либо оказании населению услуг, не соответствующих требованиям технических регламентов, стандартов, техническими условиями и образцами по качеству, комплектности и упаковке товаров.
Как следует из материалов дела, заявитель, в соответствии с договором управления многоквартирным домом осуществляет обслуживание дома, расположенного по адресу: г. Рубцовск, ул. Октябрьская, д. 106.
В соответствии с указанным договором, общество обеспечивает благоприятные и безопасные условия проживания граждан и пользования нежилыми помещениями, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, обеспечение предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся жилыми и нежилыми помещениями по перечню и в порядке, установленными настоящим договором.
Для сбора мусора жителями используется контейнерная площадка, расположенная по адресу: ул. Октябрьская, 108. Согласно договору об оказании услуг по сбору, транспортировке и утилизации отходов и обслуживанию контейнерных стоянок от 15.04.2013 N 55, общество организует вывоз бытовых отходов с данной контейнерной площадки.
Следовательно, данная контейнерная площадка предназначена для обслуживания многоквартирного жилого дома, находящегося в управлении ООО "УК "Наш дом".
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, при исполнении своих обязанностей по управлению указанным домом, Общество допустило нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые зафиксированы в протоколе об административном правонарушении, а именно: территория контейнерной площадки загрязнена твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором.
Как установлено пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ определяет, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 2.11. СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" уборка территории должна проводиться ежедневно, включая в теплое время года - полив территории, в зимнее время - антигололедные мероприятия (удаление, посыпание песком, антигололедными реагентами и другое). Пунктом 1.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" предусмотрено, что указанные санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, а также для органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Таким образом, требования указанных санитарных правил обязательны к применению при эксплуатации жилых зданий.
Проанализировав содержание указанных правовых норм, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у управляющей компании обязанности в силу указанных норм, контролировать соблюдение на указанной контейнерной площадке требований СанПиН 2.1.2.2645-10.
Вместе с тем, представленные административным органом в обоснование ненадлежащего исполнения заявителем указанной обязанности доказательства, исключали возможность вывода о наличии оснований для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Суд первой инстанции правомерно указал, что ответственность за данное правонарушение предусмотрена статьей 6.4 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного часть 1 статьи 14.4 КоАП РФ, состоит в продаже товаров, выполнении работ либо оказании населению услуг, не соответствующих требованиям технических регламентов, стандартов, техническими условиями и образцами по качеству, комплектности и упаковке товаров.
В соответствии со статьей 6.4 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении (несоблюдении) гигиенических нормативов, санитарно-эпидемиологических требований, определенных санитарными правилами, а также в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Вменяемое обществу нарушение заключается в ненадлежащем соблюдении санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации жилых зданий, которой охватывается и содержание придомовой территории (в частности, контейнерной площадки). Указанный вывод суда первой инстанции, соответствует положениям Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, ст. 156, 157 ЖК РФ.
Так, подпунктами "е", "ж" п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, предусмотрено, что к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме относится земельный участок, на котором находится данный дом, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома. Перечень работ и услуг по содержанию общего имущества приведен в пункте 11 указанных Правил, предусматривающем, что содержание общего имущества включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Пунктом 3.7.1 Постановления Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170 "Правила технической эксплуатации жилищного фонда" предусмотрено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать:
- - установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов;
- - своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием;
- - организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
Таким образом, ненадлежащее соблюдение санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации жилых зданий, охватывает и содержание придомовой территории. В связи с чем, вменяемое обществу административное правонарушение подлежит квалификации по статье 6.4 КоАП РФ, как специальной норме, предусматривающей ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе о правильной квалификации административным органом правонарушения по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям главы 7 АПК РФ доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, и не могут быть признаны основанием к отмене или изменению обжалуемого решения. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции, не имеется.
Ссылка подателя жалобы на судебную практику не может быть принята апелляционным судом во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеет.
Поскольку за рассмотрение заявления об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности не предусмотрена уплата государственной пошлины, то не облагается государственной пошлиной и апелляционная жалоба по таким заявлениям, вопрос распределения судебных расходов судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 05.11.2014 по делу N А03-16057/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Судья
Т.В.ПАВЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.12.2014 N 07АП-12035/2014 ПО ДЕЛУ N А03-16057/2014
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2014 г. по делу N А03-16057/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 29.12.2014
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Судьи Павлюк Т.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Романовой Ю.А.
при участии:
- от лиц участвующих в деле: без участия (извещены);
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Алтайскому краю в лице Территориального отдела в г. Рубцовске, Рубцовском и Егорьевском районах (07АП-12035/14) с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи апелляционной жалобы
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 05.11.2014
по делу N А03-16057/2014 (Судья Сбитнев А.Ю.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом" (ООО "УК "Наш дом") (ИНН 2209034968, ОГРН 1082209001137)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Алтайскому краю в лице Территориального отдела в г. Рубцовске, Рубцовском и Егорьевском районах
о признании незаконным и отмене постановления от 05.08.2014 N 27/419,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "УК "Наш дом" (далее - заявитель, общество, ООО "УК "Наш Дом") с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в лице Территориального отдела в г. Рубцовске, Рубцовском и Егорьевском районах (далее - административный орган, Управление) от 05.08.2014 N 27/419 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 21 000 руб.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства на основании статьи 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 05.11.2014 заявленные требования удовлетворены, постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице Территориального отдела в г. Рубцовске, Рубцовском и Егорьевском районах от 05.08.2014 N 27/419 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об оставлении постановления без изменения. Апелляционная жалоба мотивирована неправильным применением норм материального и процессуального права.
Более подробно доводы приведены в апелляционной жалобе.
Отзыв на апелляционную жалобу в соответствии со статьей 262 АПК РФ не поступил.
В судебное заседание участвующие в деле лица, надлежащим образом уведомленные о месте и времени его проведения, не явились, в связи с чем на основании статей 123, 156 АПК РФ апелляционный суд рассмотрел дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, Седьмой арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в связи с обращением гражданин, проживающих в г. Рубцовске по ул. Октябрьская, в домах N N 102 и 106, о ненадлежащем содержании контейнерной площадки, расположенной возле жилого дома по адресу: г. Рубцовск, ул. Октябрьская, 110, на основании распоряжения Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю от 22.07.2014 N 273, в отношении ООО "УК "Наш дом" назначено проведение внеплановой выездной проверки.
В ходе проведения проверки 22.07.2014 должностным лицом Управления проведен осмотр территории контейнерной площадки, о чем составлен соответствующий протокол осмотра N 27/280, в соответствии с которым установлено, что на момент осмотра контейнеры пустые, с северной стороны от ограждения контейнерной площадки находится скопление мусора (коробки, пакеты, пустые бутылки и проч.) к концу осмотра скопление мусора устранено. При проведении осмотра осуществлялась фотосъемка территории, о чем указано в протоколе осмотра. По результатам проверки Управлением составлен соответствующий акт от 30.07.2014 N 273, в котором указано на то, что в управлении ОО "УК "Наш дом" находится многоквартирный жилой дом по адресу: г. Рубцовск, ул. Октябрьская, 106. Для сбора мусора жителями используется контейнерная площадка по адресу: ул. Октябрьская, 108. Согласно договору об оказании услуг по сбору, транспортировке и утилизации отходов и обслуживанию контейнерных стоянок от 15.04.2013 N 55, общество организует вывоз бытовых отходов с данной контейнерной площадки. Поскольку ООО "УК "Наш дом" не обеспечено быстрое удаление бытовых отходов, что установлено в результате проведенного осмотра, административный орган пришел к выводу о наличии в действиях общества нарушений требований Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, СанПиН 42-128-4690-88, 2.1.2.2645-10, а также приложения к СП 3.5.3.1129-02.
По мнению административного органа, выявленные нарушения свидетельствуют о наличии в действиях ООО "УК "Наш дом" признаков правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, в связи с чем 30.07.2014 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 27/494.
Постановлением от 05.08.2014 N 27/419 общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 21 000 руб.
Полагая, что указанное постановление вынесено незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о его отмене.
Суд первой инстанции, исследовав обстоятельства дела, проанализировав вышеизложенные нормы, а также положения статьи 6.4 КоАП РФ пришел к выводу о том, что нарушение указанных санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых и общественных помещений образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ, а не частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции обоснованными на основании следующего.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Согласно части 1 статьи 14.4 КоАП РФ продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются права потребителей и интересы государства к области предпринимательской деятельности, защищенные установленными требованиями технических регламентов, стандартов, техническими условиями и образцами по качеству, комплектности и упаковке товаров.
Объективная сторона состоит в продаже товаров, выполнении работ либо оказании населению услуг, не соответствующих требованиям технических регламентов, стандартов, техническими условиями и образцами по качеству, комплектности и упаковке товаров.
Как следует из материалов дела, заявитель, в соответствии с договором управления многоквартирным домом осуществляет обслуживание дома, расположенного по адресу: г. Рубцовск, ул. Октябрьская, д. 106.
В соответствии с указанным договором, общество обеспечивает благоприятные и безопасные условия проживания граждан и пользования нежилыми помещениями, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, обеспечение предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся жилыми и нежилыми помещениями по перечню и в порядке, установленными настоящим договором.
Для сбора мусора жителями используется контейнерная площадка, расположенная по адресу: ул. Октябрьская, 108. Согласно договору об оказании услуг по сбору, транспортировке и утилизации отходов и обслуживанию контейнерных стоянок от 15.04.2013 N 55, общество организует вывоз бытовых отходов с данной контейнерной площадки.
Следовательно, данная контейнерная площадка предназначена для обслуживания многоквартирного жилого дома, находящегося в управлении ООО "УК "Наш дом".
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, при исполнении своих обязанностей по управлению указанным домом, Общество допустило нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые зафиксированы в протоколе об административном правонарушении, а именно: территория контейнерной площадки загрязнена твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором.
Как установлено пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ определяет, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 2.11. СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" уборка территории должна проводиться ежедневно, включая в теплое время года - полив территории, в зимнее время - антигололедные мероприятия (удаление, посыпание песком, антигололедными реагентами и другое). Пунктом 1.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" предусмотрено, что указанные санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, а также для органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Таким образом, требования указанных санитарных правил обязательны к применению при эксплуатации жилых зданий.
Проанализировав содержание указанных правовых норм, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у управляющей компании обязанности в силу указанных норм, контролировать соблюдение на указанной контейнерной площадке требований СанПиН 2.1.2.2645-10.
Вместе с тем, представленные административным органом в обоснование ненадлежащего исполнения заявителем указанной обязанности доказательства, исключали возможность вывода о наличии оснований для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Суд первой инстанции правомерно указал, что ответственность за данное правонарушение предусмотрена статьей 6.4 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного часть 1 статьи 14.4 КоАП РФ, состоит в продаже товаров, выполнении работ либо оказании населению услуг, не соответствующих требованиям технических регламентов, стандартов, техническими условиями и образцами по качеству, комплектности и упаковке товаров.
В соответствии со статьей 6.4 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении (несоблюдении) гигиенических нормативов, санитарно-эпидемиологических требований, определенных санитарными правилами, а также в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Вменяемое обществу нарушение заключается в ненадлежащем соблюдении санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации жилых зданий, которой охватывается и содержание придомовой территории (в частности, контейнерной площадки). Указанный вывод суда первой инстанции, соответствует положениям Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, ст. 156, 157 ЖК РФ.
Так, подпунктами "е", "ж" п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, предусмотрено, что к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме относится земельный участок, на котором находится данный дом, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома. Перечень работ и услуг по содержанию общего имущества приведен в пункте 11 указанных Правил, предусматривающем, что содержание общего имущества включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Пунктом 3.7.1 Постановления Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170 "Правила технической эксплуатации жилищного фонда" предусмотрено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать:
- - установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов;
- - своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием;
- - организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
Таким образом, ненадлежащее соблюдение санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации жилых зданий, охватывает и содержание придомовой территории. В связи с чем, вменяемое обществу административное правонарушение подлежит квалификации по статье 6.4 КоАП РФ, как специальной норме, предусматривающей ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе о правильной квалификации административным органом правонарушения по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям главы 7 АПК РФ доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, и не могут быть признаны основанием к отмене или изменению обжалуемого решения. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции, не имеется.
Ссылка подателя жалобы на судебную практику не может быть принята апелляционным судом во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеет.
Поскольку за рассмотрение заявления об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности не предусмотрена уплата государственной пошлины, то не облагается государственной пошлиной и апелляционная жалоба по таким заявлениям, вопрос распределения судебных расходов судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 05.11.2014 по делу N А03-16057/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Судья
Т.В.ПАВЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)