Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 21.05.2015 N Ф08-10297/2014 ПО ДЕЛУ N А53-12478/2014

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 мая 2015 г. по делу N А53-12478/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Бабаевой О.В. и Рогальского С.В., при участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление N 5" Пролетарского района г. Ростова-на-Дону (ИНН 6167096332, ОГРН 1076167007003) - Беликова С.В. (директор), от ответчика - акционерного общества "Водоканал Ростова-на-Дону" (ИНН 6167081833, ОГРН 1056167043470) - Те В.В. (доверенность от 15.10.2014), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление N 5" Пролетарского района г. Ростова-на-Дону на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.07.2014 (судья Новик В.Л.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2014 (судьи Чотчаев Б.Т., Величко М.Г., Ковалева Н.В.) по делу N А53-12478/2014, установил следующее.
ООО "Жилищно-эксплуатационное управление N 5" (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с иском к АО "Водоканал Ростова-на-Дону" (далее - общество) о возложении обязанности произвести перерасчет стоимости услуг водоотведения, оказанных с 01.06.2013 по 01.01.2014 в отношении жилых домов, находящихся в управлении истца, на общую сумму 2 149 472 рубля 99 копеек.
Решением от 22.07.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.10.2014, в иске отказано. Судебные инстанции установили, что многоквартирные дома, находящиеся в управлении истца, оборудованы общедомовыми приборами учета воды; вместе с тем общедомовые приборы учета сточных вод в названных домах отсутствуют. В связи с этим на основании норм действующего законодательства объем сточных вод, принятый обществом, должен приниматься равным объему воды, поданной в эти многоквартирные дома из всех источников централизованного водоснабжения.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение и постановление. По мнению заявителя, суды не учли, что в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (далее - постановление N 344) с 01.06.2013 в состав коммунальной услуги по водоотведению не включается водоотведение на общедомовые нужды. Таким образом, ответчик обязан произвести перерасчет стоимости услуг водоотведения, оказанных с 01.06.2013 по 01.01.2014, на общую сумму 2 149 472 рубля 99 копеек.
В отзыве общество отклонило доводы жалобы.
Производство по кассационной жалобе приостанавливалось до рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации кассационной жалобы по делу N А36-733/2014. Поскольку по указанному делу Верховным Судом Российской Федерации вынесено определение от 17.04.2015, производство по жалобе следует возобновить.
Изучив материалы дела и выслушав названных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить.
Как видно из материалов дела, на основании договора от 08.12.2011 N 12710 на отпуск воды и прием сточных вод (в редакции дополнительных соглашений) и договора от 23.07.2013 N 12710 холодного водоснабжения и водоотведения, заключенных обществом и управлением (абонент), общество осуществляет оказание услуг водоснабжения и водоотведения в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении абонента.
Считая, что в связи с принятием постановления N 344 с 01.06.2013 в состав коммунальной услуги по водоотведению не включается водоотведение на общедомовые нужды и общество обязано произвести перерасчет стоимости услуг водоотведения, оказанных с 01.06.2013 по 01.01.2014, на общую сумму 2 149 472 рубля 99 копеек, управление обратилось в арбитражный суд с иском.
Как установили судебные инстанции, спорные многоквартирные дома, находящиеся в управлении истца, оборудованы общедомовыми приборами учета воды, поступающей из источников централизованного водоснабжения. Вместе с тем общедомовые приборы учета сточных вод в названных домах отсутствуют.
Отказывая в иске, суды исходили из того, что при отсутствии общедомового прибора учета сточных вод допускается осуществление коммерческого учета расчетным способом: объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения. Объем воды, поступившей в многоквартирные дома, определен по показаниям общедомовых приборов учета.
Между тем суды не учли следующего.
Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ).
В силу положений части 1 статьи 153, части 4 статьи 154, пункта 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ, пунктов 63, 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), на основании платежных документов граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за водоотведение.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок расчета платы за коммунальные услуги регулируется Правилами N 354 и зависит от наличия у потребителей приборов учета коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Исключение сделано для коммунальной услуги по отоплению.
Объем услуг по водоотведению из жилых и нежилых помещений многоквартирного дома рассчитывается по индивидуальным приборам учета сточных вод, а при отсутствии таковых - по сумме объемов холодной и горячей воды, поставленной в эти помещения, которые определяются по суммарным показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета этих коммунальных ресурсов за расчетный период. При отсутствии приборов учета воды в жилых помещениях объем сточных вод определяется как произведение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, и норматива водоотведения. При отсутствии приборов, фиксирующих объем водоснабжения в нежилых помещениях, этот объем определяется расчетным способом, аналогичным тому, который определен в договорах водоснабжения между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией, а при отсутствии такого условия - расчетным способом, установленным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о водоснабжении (пункты 42, 43, 59 Правил N 354 и формула 4 Приложения N 2 к Правилам N 354).
Порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, зависит от наличия коллективного прибора учета коммунального ресурса.
Согласно пункту 48 Правил N 354, пунктам 10, 17 и формулам 10 и 15 Приложения N 2 к этим Правилам при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, определяется как произведение тарифа на водоотведение и объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды и приходящийся на конкретное жилое или нежилое помещение. Указанный объем рассчитывается как произведение доли в общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, и норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленного в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Правилами N 306 не предусмотрен расчет норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды. Ранее действующие нормы, предусматривавшие такой норматив, исключены из этих Правил (пункт 1 Постановления N 344). Законность и обоснованность данной нормы проверялась Верховным Судом Российской Федерации в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и суд признал ее соответствующей закону (решение Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2014 N АКПИ14-1190).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 N 1380 в пункте 8 Правил N 306 норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды установлен равным 0.
Таким образом, при отсутствии в многоквартирных домах общедомовых приборов учета сточных вод законных оснований для начисления жильцам платы за коммунальную услугу по водоотведению на общедомовые нужды не имеется.
Кроме того, суды не проверили, соответствует ли заявленное управлением требование статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. По сути между сторонами имеются разногласия по размеру задолженности. Суды не выяснили, совершаются ли обществом какие-либо неправомерные действия в отношении ответчика и может ли заявленное требование рассматриваться как требование о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В судебном заседании представитель управления пояснил, что ранее по другому делу между сторонами заключено мировое соглашение, касающееся и задолженности за спорный период. Данное обстоятельство также не было предметом рассмотрения суда.
При изложенных обстоятельствах судебные акты следует отменить, дело - направить на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует выяснить, соответствует ли требование управления статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, при необходимости проверить правильность расчета истца, принять решение в зависимости от установленного.
Руководствуясь статьями 146, 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

возобновить производство по кассационной жалобе ООО "Жилищно-эксплуатационное управление N 5" по делу N А53-12478/2014.
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.07.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2014 по делу N А53-12478/2014 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Ю.В.РЫЖКОВ
Судьи
О.В.БАБАЕВА
С.В.РОГАЛЬСКИЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)