Судебные решения, арбитраж
Земля под домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2014 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Гиданкиной А.В. и Илюшникова С.М., отсутствие в судебном заседании заявителя - администрации города Новочеркасска Ростовской области (ОГРН 1026102224884, ИНН 6150022660), заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (ОГРН 1026103173172, ИНН 614100507429), третьего лица - департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новочеркасска, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Новочеркасска Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.08.2014 (судья Колесник И.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 (судьи Ефимова О.Ю., Александрова В.А., Гуденица Т.Г.) по делу N А53-14047/2014, установил следующее.
Администрация города Новочеркасска (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление) о признании недействительным решения от 04.04.2014 по делу N 5791/04 о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Решением суда от 14.08.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.10.2014, в удовлетворении заявленного требования отказано. Судебные акты мотивированы тем, что бездействие администрации, выразившееся в непроведении конкурса по отбору управляющей организации для управления введенным в эксплуатацию многоквартирным домом, нарушает положения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В кассационной жалобе администрация просит судебные акты отменить и удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы указывает, что департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новочеркасска (далее - департамент) в 2012 году был наделен полномочиями по организации открытых конкурсов по отбору управляющих организаций, поэтому решение управления принято в отношении ненадлежащего субъекта. Собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления домом. Управление не представило доказательств, подтверждающих наличие действительных либо возможных негативных последствий для конкуренции, а также совершение администрацией каких-либо действий в ущерб конкурентным отношения.
В отзыве управление просит судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании поручения ФАС России от 07.08.2013 N ИА/30892/13 управление провело проверку порядка соблюдения органами местного самоуправления положений Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающих условия и порядок проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным жилым домом.
Антимонопольный орган установил, что Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Новочеркасска выдало разрешение от 01.06.2012 N RU 61355000-0280 на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Новочеркасск, ул. Молодежная, 71, однако конкурс по отбору управляющей организации органом местного самоуправления не проводился.
Решением управления от 04.04.2014 N 5791/04 администрация признана нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в непроведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по указанному выше адресу, после выдачи в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке разрешения на ввод в эксплуатацию указанного многоквартирного дома.
Администрация, полагая, что решение антимонопольного органа является недействительным, обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Как разъяснено в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно части 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс. В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Порядок проведения торгов в форме конкурса по выбору управляющей организации установлен в Правилах проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила N 75).
В силу пункта 2 Правил N 75 под организатором конкурса понимается орган местного самоуправления или органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, уполномоченные проводить конкурс. Следовательно, обязанность проводить открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления вновь введенным в эксплуатацию многоквартирным домом законодателем возложена на администрацию.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 75 конкурс проводится на основе принципов создания равных условий участия в конкурсе для юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей; добросовестной конкуренции; эффективного использования средств собственников помещений в многоквартирном доме в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий пользования помещениями в многоквартирном доме, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в доме; доступности информации о проведении конкурса и обеспечение открытости его проведения.
Согласно пункту 2 Правил N 75 в целях данных правил конкурс - форма торгов, победителем которых признается участник конкурса, предложивший за указанный организатором конкурса в конкурсной документации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в течение установленного срока выполнить наибольший по стоимости объем работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, на право управления которым проводится конкурс.
Проведение отбора управляющих организаций необходимо в целях обеспечения конкуренции, равного доступа на рынок управления многоквартирными домами хозяйствующих субъектов, соответствующих установленным критериям. Рынок управления многоквартирными домами является конкурентным.
Управление установило, что администрация в сроки, установленные жилищным законодательством, конкурс не провела. Суды пришли к правильному выводу о том, что непроведение в случаях, предусмотренных жилищным законодательством, открытого конкурса, подразумевающего состязательность хозяйствующих субъектов, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса могут быть выявлены контрагенты, предлагающие наилучшие условия, что обеспечивает соблюдение интересов собственников помещений в многоквартирных домах, а также хозяйствующих субъектов, действующих на соответствующем товарном рынке - рынке управления многоквартирными домами.
В данном случае для квалификации действий органа местного самоуправления по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции не требуется доказывать факт наступления неблагоприятных последствий, достаточно наличия угрозы их наступления. Суд пришел к правомерному выводу о нарушении администрацией части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Довод администрации о том, что она является ненадлежащим субъектом в антимонопольном деле, отклонен судами, поскольку департамент не является органом местного самоуправления, речь о котором идет в Жилищном кодексе Российской Федерации и Правилах N 75.
Довод о том, что собственники помещений в многоквартирном доме избрали способ управления, не свидетельствует об отсутствии нарушения, принимая во внимание, что в течение установленного срока администрация не исполнила обязанность по проведению конкурса; кроме того, дом введен в эксплуатацию 01.06.2012, решение принято собственниками 03.02.2013.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.08.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 по делу N А53-14047/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 25.12.2014 ПО ДЕЛУ N А53-14047/2014
Разделы:Земля под домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2014 г. по делу N А53-14047/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2014 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Гиданкиной А.В. и Илюшникова С.М., отсутствие в судебном заседании заявителя - администрации города Новочеркасска Ростовской области (ОГРН 1026102224884, ИНН 6150022660), заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (ОГРН 1026103173172, ИНН 614100507429), третьего лица - департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новочеркасска, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Новочеркасска Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.08.2014 (судья Колесник И.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 (судьи Ефимова О.Ю., Александрова В.А., Гуденица Т.Г.) по делу N А53-14047/2014, установил следующее.
Администрация города Новочеркасска (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление) о признании недействительным решения от 04.04.2014 по делу N 5791/04 о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Решением суда от 14.08.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.10.2014, в удовлетворении заявленного требования отказано. Судебные акты мотивированы тем, что бездействие администрации, выразившееся в непроведении конкурса по отбору управляющей организации для управления введенным в эксплуатацию многоквартирным домом, нарушает положения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В кассационной жалобе администрация просит судебные акты отменить и удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы указывает, что департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новочеркасска (далее - департамент) в 2012 году был наделен полномочиями по организации открытых конкурсов по отбору управляющих организаций, поэтому решение управления принято в отношении ненадлежащего субъекта. Собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления домом. Управление не представило доказательств, подтверждающих наличие действительных либо возможных негативных последствий для конкуренции, а также совершение администрацией каких-либо действий в ущерб конкурентным отношения.
В отзыве управление просит судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании поручения ФАС России от 07.08.2013 N ИА/30892/13 управление провело проверку порядка соблюдения органами местного самоуправления положений Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающих условия и порядок проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным жилым домом.
Антимонопольный орган установил, что Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Новочеркасска выдало разрешение от 01.06.2012 N RU 61355000-0280 на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Новочеркасск, ул. Молодежная, 71, однако конкурс по отбору управляющей организации органом местного самоуправления не проводился.
Решением управления от 04.04.2014 N 5791/04 администрация признана нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в непроведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по указанному выше адресу, после выдачи в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке разрешения на ввод в эксплуатацию указанного многоквартирного дома.
Администрация, полагая, что решение антимонопольного органа является недействительным, обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Как разъяснено в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно части 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс. В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Порядок проведения торгов в форме конкурса по выбору управляющей организации установлен в Правилах проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила N 75).
В силу пункта 2 Правил N 75 под организатором конкурса понимается орган местного самоуправления или органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, уполномоченные проводить конкурс. Следовательно, обязанность проводить открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления вновь введенным в эксплуатацию многоквартирным домом законодателем возложена на администрацию.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 75 конкурс проводится на основе принципов создания равных условий участия в конкурсе для юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей; добросовестной конкуренции; эффективного использования средств собственников помещений в многоквартирном доме в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий пользования помещениями в многоквартирном доме, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в доме; доступности информации о проведении конкурса и обеспечение открытости его проведения.
Согласно пункту 2 Правил N 75 в целях данных правил конкурс - форма торгов, победителем которых признается участник конкурса, предложивший за указанный организатором конкурса в конкурсной документации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в течение установленного срока выполнить наибольший по стоимости объем работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, на право управления которым проводится конкурс.
Проведение отбора управляющих организаций необходимо в целях обеспечения конкуренции, равного доступа на рынок управления многоквартирными домами хозяйствующих субъектов, соответствующих установленным критериям. Рынок управления многоквартирными домами является конкурентным.
Управление установило, что администрация в сроки, установленные жилищным законодательством, конкурс не провела. Суды пришли к правильному выводу о том, что непроведение в случаях, предусмотренных жилищным законодательством, открытого конкурса, подразумевающего состязательность хозяйствующих субъектов, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса могут быть выявлены контрагенты, предлагающие наилучшие условия, что обеспечивает соблюдение интересов собственников помещений в многоквартирных домах, а также хозяйствующих субъектов, действующих на соответствующем товарном рынке - рынке управления многоквартирными домами.
В данном случае для квалификации действий органа местного самоуправления по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции не требуется доказывать факт наступления неблагоприятных последствий, достаточно наличия угрозы их наступления. Суд пришел к правомерному выводу о нарушении администрацией части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Довод администрации о том, что она является ненадлежащим субъектом в антимонопольном деле, отклонен судами, поскольку департамент не является органом местного самоуправления, речь о котором идет в Жилищном кодексе Российской Федерации и Правилах N 75.
Довод о том, что собственники помещений в многоквартирном доме избрали способ управления, не свидетельствует об отсутствии нарушения, принимая во внимание, что в течение установленного срока администрация не исполнила обязанность по проведению конкурса; кроме того, дом введен в эксплуатацию 01.06.2012, решение принято собственниками 03.02.2013.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.08.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 по делу N А53-14047/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.Г.КАЛАШНИКОВА
М.Г.КАЛАШНИКОВА
Судьи
А.В.ГИДАНКИНА
С.М.ИЛЮШНИКОВ
А.В.ГИДАНКИНА
С.М.ИЛЮШНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)