Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2014 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Червяковой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18 декабря 2013 года по делу N А07-14252/2013 (судья Хафизова С.Я.).
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" - Асадченко Л.Ю. (доверенность от 09.01.2014),
Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору - Шибаева О.Н. (доверенность от 31.12.2013 N 54).
Открытое акционерное общество "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республика Башкортостан" (далее - заявитель, общество, ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному надзору (далее - административный орган, комитет, Госкомжилнадзор РБ) о признании незаконным и отмене постановления от 25.07.2013 по делу N 13-3319-209-006 о назначении административного наказания (далее - постановление о назначении административного наказания), которым общество привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 6.4 Кодекс Республики Башкортостан об административных правонарушениях в виде назначения административного штрафа в размере 21 000 руб.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 18.12.2013 по настоящему делу в удовлетворении заявления обществу отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, постановление о назначении административного наказания отменить и прекратить производство по делу. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на то, что текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений и ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ не может по своей инициативе и за собственный счет производить ни текущий ни капитальный ремонт общего имущества дома без соответствующего решения собственников помещений. По мнению подателя апелляционной жалобы, утверждение арбитражного суда первой инстанции о том, что постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не даны разъяснения относительно ст. 6.4 Кодекс Республики Башкортостан об административных правонарушениях, является ошибочным, поскольку диспозиция данной нормы является аналогичной ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В представленных возражениях на апелляционную жалобу Госкомжилнадзор РБ просит решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, согласно договору N 6, заключенному между МУП "УЖХ ГО г. Уфа РБ" (УЖХ) и ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" (управляющая организация) 01.01.2009 и дополнительному соглашению к нему от 01.12.2009, управляющей организации поручено осуществлять функции управления по обеспечению технического обслуживания, выполнение работ по текущему ремонту, санитарному содержанию дома и придомовой территории, поставке коммунальных и иных услуг в общежитии по адресу: г. Уфа, ул. Ферина,1/3 (л.д. 24-29).
Административным органом на основании обращения гр. Б.И.И. по распоряжению от 03.07.2013 N 3319, 04.07.2013 и 09.07.2013 проведена внеплановая выездная проверка ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" по вопросам соблюдения правил благоустройства жилого дома, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Ферина,1/3.
Административным органом выявлены нарушения Правил благоустройства городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа город Уфа РБ от 02.07.2009 N 17/7 (далее - Правила благоустройства городского округа) и Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), а именно:
- - придомовая территория не убрана, по периметру дома выявлены бытовые отходы, строительный мусор и другие материалы на газонах, дворовых проездах, площадка запасного выхода захламлена крупногабаритным мусором (п. п. 5.4.10, 5.4.11 Правил благоустройства городского округа);
- - контейнеры не оборудованы плотно закрывающимися крышками, маркировка на контейнерах не содержит информацию о времени вывоза ТБО и реквизитов владельца, подрядной организации, вывозящей ТБО (п. п. 5.6.6, 5.6.9 Правил благоустройства городского округа);
- - расстояние от северной торцевой стены дома N 1/3 по ул. Ферина до контейнерной площадки составляет L~=12мч15 (п. 5.6.6 Правил благоустройства городского округа, п. 3.7.6 Правил N 170);
- - нарушение правил размещения бункера-накопителя (не асфальтированная площадка, ненадлежащее ограждение) (п. 5.6.6 Правил благоустройства городского округа, п. 3.7.4 Правил N 170);
- - наличие на фасаде дома расклеенных объявлений (п. 7.2.5 Правил благоустройства городского округа).
Результаты проверки отражены в акте проверки от 09.07.2013 N 1-3319 (л.д. 58).
В присутствии представителя заявителя, 10.07.2013 в отношении ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" административным органом составлен протокол об административном правонарушении по делу N 13-3319-209-006 по признакам правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 Кодекс Республики Башкортостан об административных правонарушениях (л.д. 61, 62).
Административным органом 25.07.2013 вынесено постановление по делу N 13-3319-209-006 о назначении административного наказания, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 Кодекс Республики Башкортостан об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 21 000 руб. (л.д. 44, 45).
Отказывая обществу в удовлетворении заявления, арбитражный суд первой инстанции исходил из доказанности в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 6.4 Кодекс Республики Башкортостан об административных правонарушениях, а также вины общества в совершении вмененного ему административного правонарушения, и отсутствия процессуальных нарушений со стороны заинтересованного лица, при привлечении заявителя к административной ответственности.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
В соответствии со ст. 6.4 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях нарушение правил благоустройства на придомовых территориях многоквартирных домов, если указанное деяние не образует состав правонарушения, предусмотренного законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Субъектами административной ответственности могут быть любые юридические лица, в результате чьей деятельности, нарушаются соответствующие требования к жилым помещениям, общественным помещениям, зданиям, сооружениям.
Как следует из имеющихся в деле N А07-14252/2013 Арбитражного суда Республики Башкортостан доказательств и установлено арбитражным судом первой инстанции, заявитель, на основании договора управления многоквартирным домом от 01.01.2009 N 6 и дополнительного соглашения к нему от 01.12.2009, является исполнителем услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в связи с чем является субъектом указанного административного правонарушения.
В силу п. 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя управление жилищным фондом.
Правила N 170 определяют благоустройство территории как комплекс работ, направленных на улучшение экологического, санитарно-гигиенического, эстетического состояния территории в целом. Благоустройство осуществляется в целях приведения той или иной территории в состояние, пригодное для строительства и нормального использования по назначению, созданию здоровых, удобных и комфортных условий жизни населения и включает в себя работы и мероприятия по: инженерной подготовке территории, устройству дорог, развитию коммуникационных сетей и сооружение водоснабжения, канализации, энергоснабжения и др.; улучшению микроклимата, созданию комфортной среды проживания, охране от загрязнения воздушного бассейна, открытых водоемов и почвы, санитарной очистке территорий, снижению шума и др.
В силу п. 3.1.1 Правил благоустройства городского округа, к объектам благоустройства городского округа относятся территории общего пользования, в том числе проспекты, улицы, бульвары, дороги, переулки, спуски, проезды, пешеходные и велосипедные.
Также указанными Правилами установлено, что: придомовые территории должны содержаться в чистоте. Уборка и очистка во дворах должна производиться ежедневно (п. 5.4.10); запрещается: накапливать мусор на территории двора, загромождать и засорять дворовые территории металлическим ломом, строительным и бытовым мусором и другими материалами; устройство наливных помоек, разлив помоев и нечистот за территорией домов и улиц, вынос мусора на внутриквартальные проезды и проезжую часть улиц. Жидкие нечистоты вывозятся с использованием специально оборудованного транспорта (п. 5.4.11); контейнерные площадки и контейнеры для сбора отходов производства и потребления на городских территориях должны размещаться в соответствии с требованиями санитарных норм и правил (п. 5.6.6); контейнеры и бункеры-накопители должны быть в технически исправном состоянии, покрашены и иметь маркировку с указанием реквизитов владельца, подрядной организации, вывозящей ТБО, времени вывоза ТБО. Контейнеры для сбора ТБО должны быть оборудованы плотно закрывающейся крышкой, а на автозаправочных станциях (АЗС) должны запираться на замки (п. 5.6.9); запрещается наклеивание и развешивание на зданиях, ограждениях, павильонах пассажирского транспорта, опорах освещения, деревьях каких-либо объявлений и других информационных сообщений. Организация работ по удалению самовольно размещаемых рекламных и иных объявлений, надписей и изображений со всех объектов возлагается на балансодержателей, владельцев, пользователей или арендаторов указанных объектов (п. 7.2.5).
Кроме того, Правилами N 170, в числе прочего установлено, что: мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений. Площадки для контейнеров на колесиках должны оборудоваться пандусом от проезжей части и ограждением (бордюром) высотой 7-10 см, исключающим возможность скатывания контейнеров в сторону (п. 3.7.4); мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20 м, но не более 100 м от входных подъездов (п. 3.7.6).
Административным органом установлено, что при обслуживании многоквартирного жилого дома по адресу: г. Уфа, ул. Ферина, 1/3, ответственность за содержание которого принял на себя заявитель, допущено ухудшение условий проживания граждан в жилом доме, что выразилось в наличии нарушений, перечисленных в акте проверки и воспроизведенных в последующем в протоколе об административном правонарушении и в постановлении о назначении административного наказания.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ не может по своей инициативе и за собственный счет производить ни текущий ни капитальный ремонт общего имущества дома без соответствующего решения собственников помещений отклоняется судом апелляционной инстанции.
Действующее законодательство не ставит обязанность содержания жилого фонда в состоянии, пригодном для проживания, в зависимость от принятия собственниками решения о проведения ремонта.
В соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая организация не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Приведенной правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подтверждается, что законодатель не разграничивает обязанности управляющей компании по проведению текущих, неотложных, обязательных сезонных работ и услуг в зависимость от их отнесения к работам и услугам текущего или капитального характера.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в связи с этим, отклоняется судом апелляционной инстанции.
В Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции, инженерные коммуникации этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Таким образом, ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" как управляющая компания, ответственная за выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников в жилом доме по адресу: г. Уфа, ул. Ферина, 1/3, в любом случае обязано соблюдать Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 и Правила благоустройства городского округа.
Вопрос о наличии вины общества в совершении правонарушения исследован при рассмотрении административного дела, соответствующие выводы имеются в оспариваемом постановлении.
Вина ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" в совершении правонарушения выразилась в бездействии, поскольку при должной осмотрительности и надлежащем исполнении своих обязанностей, общество могло выявить нарушения и предпринять своевременные меры по их устранению.
Поскольку доказательств совершения заявителем всех возможных действий для недопущения нарушения в материалы дела не представлено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о виновности заявителя в совершении правонарушения (ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о доказанности наличия в действиях управляющей компании состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой признание незаконным и отмену постановления о назначении административного наказания, со стороны заинтересованного лица не допущено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18 декабря 2013 года по делу N А07-14252/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий судья
М.Б.МАЛЫШЕВ
Судьи
А.А.АРЯМОВ
В.Ю.КОСТИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.02.2014 N 18АП-977/2014 ПО ДЕЛУ N А07-14252/2013
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2014 г. N 18АП-977/2014
Дело N А07-14252/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2014 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Червяковой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18 декабря 2013 года по делу N А07-14252/2013 (судья Хафизова С.Я.).
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" - Асадченко Л.Ю. (доверенность от 09.01.2014),
Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору - Шибаева О.Н. (доверенность от 31.12.2013 N 54).
Открытое акционерное общество "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республика Башкортостан" (далее - заявитель, общество, ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному надзору (далее - административный орган, комитет, Госкомжилнадзор РБ) о признании незаконным и отмене постановления от 25.07.2013 по делу N 13-3319-209-006 о назначении административного наказания (далее - постановление о назначении административного наказания), которым общество привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 6.4 Кодекс Республики Башкортостан об административных правонарушениях в виде назначения административного штрафа в размере 21 000 руб.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 18.12.2013 по настоящему делу в удовлетворении заявления обществу отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, постановление о назначении административного наказания отменить и прекратить производство по делу. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на то, что текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений и ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ не может по своей инициативе и за собственный счет производить ни текущий ни капитальный ремонт общего имущества дома без соответствующего решения собственников помещений. По мнению подателя апелляционной жалобы, утверждение арбитражного суда первой инстанции о том, что постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не даны разъяснения относительно ст. 6.4 Кодекс Республики Башкортостан об административных правонарушениях, является ошибочным, поскольку диспозиция данной нормы является аналогичной ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В представленных возражениях на апелляционную жалобу Госкомжилнадзор РБ просит решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, согласно договору N 6, заключенному между МУП "УЖХ ГО г. Уфа РБ" (УЖХ) и ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" (управляющая организация) 01.01.2009 и дополнительному соглашению к нему от 01.12.2009, управляющей организации поручено осуществлять функции управления по обеспечению технического обслуживания, выполнение работ по текущему ремонту, санитарному содержанию дома и придомовой территории, поставке коммунальных и иных услуг в общежитии по адресу: г. Уфа, ул. Ферина,1/3 (л.д. 24-29).
Административным органом на основании обращения гр. Б.И.И. по распоряжению от 03.07.2013 N 3319, 04.07.2013 и 09.07.2013 проведена внеплановая выездная проверка ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" по вопросам соблюдения правил благоустройства жилого дома, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Ферина,1/3.
Административным органом выявлены нарушения Правил благоустройства городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа город Уфа РБ от 02.07.2009 N 17/7 (далее - Правила благоустройства городского округа) и Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), а именно:
- - придомовая территория не убрана, по периметру дома выявлены бытовые отходы, строительный мусор и другие материалы на газонах, дворовых проездах, площадка запасного выхода захламлена крупногабаритным мусором (п. п. 5.4.10, 5.4.11 Правил благоустройства городского округа);
- - контейнеры не оборудованы плотно закрывающимися крышками, маркировка на контейнерах не содержит информацию о времени вывоза ТБО и реквизитов владельца, подрядной организации, вывозящей ТБО (п. п. 5.6.6, 5.6.9 Правил благоустройства городского округа);
- - расстояние от северной торцевой стены дома N 1/3 по ул. Ферина до контейнерной площадки составляет L~=12мч15 (п. 5.6.6 Правил благоустройства городского округа, п. 3.7.6 Правил N 170);
- - нарушение правил размещения бункера-накопителя (не асфальтированная площадка, ненадлежащее ограждение) (п. 5.6.6 Правил благоустройства городского округа, п. 3.7.4 Правил N 170);
- - наличие на фасаде дома расклеенных объявлений (п. 7.2.5 Правил благоустройства городского округа).
Результаты проверки отражены в акте проверки от 09.07.2013 N 1-3319 (л.д. 58).
В присутствии представителя заявителя, 10.07.2013 в отношении ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" административным органом составлен протокол об административном правонарушении по делу N 13-3319-209-006 по признакам правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 Кодекс Республики Башкортостан об административных правонарушениях (л.д. 61, 62).
Административным органом 25.07.2013 вынесено постановление по делу N 13-3319-209-006 о назначении административного наказания, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 Кодекс Республики Башкортостан об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 21 000 руб. (л.д. 44, 45).
Отказывая обществу в удовлетворении заявления, арбитражный суд первой инстанции исходил из доказанности в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 6.4 Кодекс Республики Башкортостан об административных правонарушениях, а также вины общества в совершении вмененного ему административного правонарушения, и отсутствия процессуальных нарушений со стороны заинтересованного лица, при привлечении заявителя к административной ответственности.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
В соответствии со ст. 6.4 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях нарушение правил благоустройства на придомовых территориях многоквартирных домов, если указанное деяние не образует состав правонарушения, предусмотренного законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Субъектами административной ответственности могут быть любые юридические лица, в результате чьей деятельности, нарушаются соответствующие требования к жилым помещениям, общественным помещениям, зданиям, сооружениям.
Как следует из имеющихся в деле N А07-14252/2013 Арбитражного суда Республики Башкортостан доказательств и установлено арбитражным судом первой инстанции, заявитель, на основании договора управления многоквартирным домом от 01.01.2009 N 6 и дополнительного соглашения к нему от 01.12.2009, является исполнителем услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в связи с чем является субъектом указанного административного правонарушения.
В силу п. 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя управление жилищным фондом.
Правила N 170 определяют благоустройство территории как комплекс работ, направленных на улучшение экологического, санитарно-гигиенического, эстетического состояния территории в целом. Благоустройство осуществляется в целях приведения той или иной территории в состояние, пригодное для строительства и нормального использования по назначению, созданию здоровых, удобных и комфортных условий жизни населения и включает в себя работы и мероприятия по: инженерной подготовке территории, устройству дорог, развитию коммуникационных сетей и сооружение водоснабжения, канализации, энергоснабжения и др.; улучшению микроклимата, созданию комфортной среды проживания, охране от загрязнения воздушного бассейна, открытых водоемов и почвы, санитарной очистке территорий, снижению шума и др.
В силу п. 3.1.1 Правил благоустройства городского округа, к объектам благоустройства городского округа относятся территории общего пользования, в том числе проспекты, улицы, бульвары, дороги, переулки, спуски, проезды, пешеходные и велосипедные.
Также указанными Правилами установлено, что: придомовые территории должны содержаться в чистоте. Уборка и очистка во дворах должна производиться ежедневно (п. 5.4.10); запрещается: накапливать мусор на территории двора, загромождать и засорять дворовые территории металлическим ломом, строительным и бытовым мусором и другими материалами; устройство наливных помоек, разлив помоев и нечистот за территорией домов и улиц, вынос мусора на внутриквартальные проезды и проезжую часть улиц. Жидкие нечистоты вывозятся с использованием специально оборудованного транспорта (п. 5.4.11); контейнерные площадки и контейнеры для сбора отходов производства и потребления на городских территориях должны размещаться в соответствии с требованиями санитарных норм и правил (п. 5.6.6); контейнеры и бункеры-накопители должны быть в технически исправном состоянии, покрашены и иметь маркировку с указанием реквизитов владельца, подрядной организации, вывозящей ТБО, времени вывоза ТБО. Контейнеры для сбора ТБО должны быть оборудованы плотно закрывающейся крышкой, а на автозаправочных станциях (АЗС) должны запираться на замки (п. 5.6.9); запрещается наклеивание и развешивание на зданиях, ограждениях, павильонах пассажирского транспорта, опорах освещения, деревьях каких-либо объявлений и других информационных сообщений. Организация работ по удалению самовольно размещаемых рекламных и иных объявлений, надписей и изображений со всех объектов возлагается на балансодержателей, владельцев, пользователей или арендаторов указанных объектов (п. 7.2.5).
Кроме того, Правилами N 170, в числе прочего установлено, что: мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений. Площадки для контейнеров на колесиках должны оборудоваться пандусом от проезжей части и ограждением (бордюром) высотой 7-10 см, исключающим возможность скатывания контейнеров в сторону (п. 3.7.4); мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20 м, но не более 100 м от входных подъездов (п. 3.7.6).
Административным органом установлено, что при обслуживании многоквартирного жилого дома по адресу: г. Уфа, ул. Ферина, 1/3, ответственность за содержание которого принял на себя заявитель, допущено ухудшение условий проживания граждан в жилом доме, что выразилось в наличии нарушений, перечисленных в акте проверки и воспроизведенных в последующем в протоколе об административном правонарушении и в постановлении о назначении административного наказания.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ не может по своей инициативе и за собственный счет производить ни текущий ни капитальный ремонт общего имущества дома без соответствующего решения собственников помещений отклоняется судом апелляционной инстанции.
Действующее законодательство не ставит обязанность содержания жилого фонда в состоянии, пригодном для проживания, в зависимость от принятия собственниками решения о проведения ремонта.
В соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая организация не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Приведенной правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подтверждается, что законодатель не разграничивает обязанности управляющей компании по проведению текущих, неотложных, обязательных сезонных работ и услуг в зависимость от их отнесения к работам и услугам текущего или капитального характера.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в связи с этим, отклоняется судом апелляционной инстанции.
В Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции, инженерные коммуникации этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Таким образом, ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" как управляющая компания, ответственная за выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников в жилом доме по адресу: г. Уфа, ул. Ферина, 1/3, в любом случае обязано соблюдать Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 и Правила благоустройства городского округа.
Вопрос о наличии вины общества в совершении правонарушения исследован при рассмотрении административного дела, соответствующие выводы имеются в оспариваемом постановлении.
Вина ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" в совершении правонарушения выразилась в бездействии, поскольку при должной осмотрительности и надлежащем исполнении своих обязанностей, общество могло выявить нарушения и предпринять своевременные меры по их устранению.
Поскольку доказательств совершения заявителем всех возможных действий для недопущения нарушения в материалы дела не представлено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о виновности заявителя в совершении правонарушения (ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о доказанности наличия в действиях управляющей компании состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой признание незаконным и отмену постановления о назначении административного наказания, со стороны заинтересованного лица не допущено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18 декабря 2013 года по делу N А07-14252/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий судья
М.Б.МАЛЫШЕВ
Судьи
А.А.АРЯМОВ
В.Ю.КОСТИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)