Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 29.01.2014 N 33-293/2014

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 января 2014 г. N 33-293/2014


Судья: Петухов Д.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Чуфистова И.В.
судей Селезневой Е.Н., Бакуменко Т.Н.
при секретаре У.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4750/13 по апелляционной жалобе К.Ю., Р. на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> по заявлению К.Ю., Р. об оспаривании решения администрации Приморского района Санкт-Петербурга об отказе в согласовании проекта перепланировки жилого помещения и отказа в переводе жилого помещения в нежилое.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., выслушав объяснения представителей заявителей К.И. (по доверенности), Н. (по доверенности и ордеру), судебная коллегия

установила:

К.Ю., Р. обратились в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением об оспаривании отказа администрации Приморского района Санкт-Петербурга в согласовании проекта перепланировки квартиры <адрес> с целью перевода указанного жилого помещения в нежилое.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права К.Ю., Р. просили суд вынести решение о сохранении квартиры в переустроенном и перепланированном виде и возложить на администрацию Приморского района Санкт-Петербурга обязанность издать распоряжение о переводе данного жилого помещения нежилой фонд.
В обоснование поданного в суд заявления К.Ю., Р. ссылались на то обстоятельство, что им на праве общей долевой собственности принадлежит отдельная изолированная квартира <адрес>, при этом, с целью перевода данного жилого помещения в нежилое предыдущий собственник жилого помещения - Н. обращался в межведомственную комиссию администрации Приморского района Санкт-Петербурга с заявлением о согласовании проекта перепланировки квартиры, представив, при этом, все необходимые для этого документы, однако районная администрация уведомлением от <дата> N <...> отказала Н. в переводе жилого помещения в нежилое, незаконно, по мнению заявителей, сославшись на отсутствие согласия собственников помещений многоквартирного дома на устройство отдельного дополнительного входа в помещение со стороны фасада здания, а также на нарушение требований пункта 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170, запрещающего устройство отдельного входа в помещение посредством пробития или расширения проемов во внешних и внутренних стенах крупноблочных и крупнопанельных зданий.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> в удовлетворении заявленных требований К.Ю., Р. отказано.
В апелляционной жалобе К.Ю., Р. выражают несогласие с постановленным по делу решением, ссылаясь на несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и на неправильное применение судом норм материального права.
Представители администрации Приморского района Санкт-Петербурга, Жилищного комитета Санкт-Петербурга в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены посредством факсимильной связи в соответствии с правилами части 1 статьи 113 ГПК Российской Федерации, сведений о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Согласно статьям 257 (ч. 2), 327 (ч. 1) ГПК Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей заявителей, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, К.Ю., Р. на основании договора купли-продажи от <дата>, являются сособственниками отдельной квартиры <адрес> (л.д. 15 - 18).
Уведомлением от <дата> N <...> заместителя главы администрации Приморского района Санкт-Петербурга предыдущему собственнику квартиры Н. отказано в переводе жилого помещения в нежилое со ссылкой на положение пункта 3 части 1 статьи 27 ЖК Российской Федерации - несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства (л.д. 10).
Как видно из оспариваемого решения районной администрации, основанием для вывода о несоответствии проекта переустройства и перепланировки жилого помещения требованиям законодательства, послужило отсутствие протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по вопросу устройства дополнительного входа в помещение квартиры со стороны фасада здания, а также нарушение разработчиками проекта требований пункта 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170, запрещающего устройство отдельного входа в помещение посредством пробития или расширения проемов во внешних и внутренних стенах крупноблочных и крупнопанельных зданий.
Суд первой инстанции в ходе разбирательства по делу установил, что заявители не обращались в администрацию Приморского района Санкт-Петербурга с заявлением о предоставления государственной услуги по согласованию переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, в связи с чем, пришел к выводу о том, что права заявителей указанным решением не нарушены.
Согласно п. 3.4.10 и п. 3.4.41 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 года N 1078, администрации районов Санкт-Петербурга уполномочены в установленном порядке согласовывать переустройство и (или) перепланировку жилых помещений, а также осуществлять в установленном порядке по согласованию с Жилищным комитетом перевод жилых помещений в нежилые помещения.
Порядок предоставления государственной услуги по переводу жилого помещения в нежилое помещение установлен административным регламентом предоставления администрациями районов Санкт-Петербурга государственной услуги по осуществлению в установленном порядке по согласованию с Жилищным комитетом перевода жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые помещения, утвержденным в Приложении N 2 к распоряжению Жилищного комитета от 13 апреля 2012 года N 263-р "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг".
Так, в соответствии с пунктами 1.1, 1.2 Административного регламента предметом регулирования Административного регламента являются отношения, возникшие между заявителем и администрацией района Санкт-Петербурга в сфере предоставления государственной услуги по согласованию переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в Санкт-Петербурге. Заявителями являются собственники жилых помещений в Санкт-Петербурге.
Из материалов дела следует, что непосредственно заявители не обращались в администрацию Приморского района Санкт-Петербурга с заявлением о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в многоквартирном доме, а также с заявлением о переводе жилого помещения по указанному адресу в нежилое, в связи с чем, уведомление от <дата> N <...> заместителя главы администрации Приморского района Санкт-Петербурга не может нарушать их прав и устанавливать для заявителей не предусмотренные законом обязанности.
Требование о сохранении помещения в перепланированном и переустроенном виде не могло быть удовлетворено судом по данному делу, поскольку, по смыслу статьи 29 (части 4, 5) ЖК Российской Федерации, такое требование может быть рассмотрено судом по существу только в качестве встречного иска при обращении органа, осуществляющего согласование, о приведении жилого помещения в прежнее состояние или о продаже жилого помещения с торгов.
Кроме того, следует признать правильным и указание районной администрации на необходимость получения согласия собственников помещений многоквартирного дома на обустройство отдельного входа со стороны фасада здания.
Проект перепланировки квартиры, разработанный ООО <...>, предусматривает оборудование отдельного входа в помещение квартиры со стороны улицы в месте расположения оконного проема квартиры, путем разборки подоконной части самонесущей стеновой панели и устройства (монтажа) наружной лестницы-крыльца (л.д. 72).
Согласно описанию устройства крыльца (содержание проекта устройства отдельного входа, разработанного ООО <...>), конструкция крыльца выполняется из железобетонных конструкций, опирающихся, с одной стороны, на бетонное основание, с другой стороны посредством соединительного узла (болтовые соединения) - со стеной дома; общий размер крыльца составит 3230 х 3600 мм; при этом, с целью подхода клиентов магазина планируется устройство тротуарной дорожки (мощение из брусчатки), ведущей от крыльца к пешеходной зоне размером площадки 3470 х 3600 (л.д. 114, 117).
Таким образом, представленный на согласование в администрацию Приморского района Санкт-Петербурга проект перепланировки квартиры, предусматривает занятие и единоличное использование заявителем в своих интересах части земельного участка с отмосткой фундамента дома и элементами озеленения, непосредственно примыкающего к отмостке фундамента дома.
Это же обстоятельство подтверждается фотографиями места обустройства отдельного входа в квартиру, находящимися в составе проекта устройства отдельного входа (л.д. 111, 113).
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 36 ЖК Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении его не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако, по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При этом, в указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу ст. 305 ГК Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
С учетом приведенных выше норм права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, следует прийти к выводу о том, что отсутствие кадастрового учета земельного участка с элементами озеленения, непосредственно примыкающего к фундаменту дома, и нахождение такого участка в собственности внутригородского муниципального образования или субъекта Российской Федерации, не является основанием для освобождения собственника помещения многоквартирного дома от обязанности получить согласие остальных собственников помещений дома на уменьшение земельного участка и передачу его части во владение собственнику, заинтересованному в его использовании для личных нужд, поскольку собственники помещений многоквартирного дома вправе в любое время потребовать передачи земельного участка в собственность и в реализации этого права им не может быть отказано.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 36 ЖК Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, поэтому, в силу приведенной выше нормы права, самонесущая стеновая панель дома, в которой в соответствии с проектом предполагается устройство отдельного входа в помещение квартиры, относится к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома, поскольку является ограждающей конструкцией дома, в связи с чем, заявителям, по смыслу статьи 247 ГК Российской Федерации, на использование данной стеновой панели фасада здания в собственных интересах необходимо получить согласие остальных собственников помещений дома.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> по делу N 2-4750/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу К.Ю., Р. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)