Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Основной элемент": Паньков О.Г. представитель по доверенности от 10.05.2014; Мауринов В.А., директор,
- от главного контрольного управления Правительства Хабаровского края представитель не явился;
- от прокуратуры Комсомольского района Хабаровского края: представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Основной элемент"
на решение от 29.12.2014
по делу N А73-11183/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Ж.Г. Шестак
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Основной элемент"
к главному контрольному управлению Правительства Хабаровского края
об оспаривании постановления главного контрольного управления Правительства Хабаровского края от 06.08.2014 N 338ж/14-ю по делу об административном правонарушении
третье лицо: прокуратура Комсомольского района Хабаровского края
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Основной элемент" (ОГРН 1102703003754, ИНН 2703057565, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием отменить постановление главного контрольного управления Правительства Хабаровского края (далее - административный орган) от 06.08.2014 N 338ж/14-ю, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена прокуратура Комсомольского района Хабаровского края (далее - прокуратура).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 29.12.2014 по делу N А73-11183/2014 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 29.12.2014 по делу N А73-11183/2014 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Административный орган, прокуратура в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ. С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ. Администрация сельского поселения "Село Хурба" Комсомольского района Хабаровского края ходатайствовало о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель и директор общества доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующего в деле лица, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции и отклоняет доводы жалобы в связи со следующим.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией последняя несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены "Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила).
Согласно пункту 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровья граждан; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования; меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества (пункт 11 Правил).
В силу пункта 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 утверждено "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (далее - Положение), включающее в себя правила и нормы технического обслуживания, ремонта и реконструкции зданий и объектов, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Пунктом 3.1 Положения установлено, что техническое обслуживание зданий включает в себя работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-технических требований к помещениям и прилегающей территории.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 утверждены "Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, Правила), которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, пунктом 2.1.1 которых установлено, что общие осмотры жилых зданий должны производиться два раза в год: весной и осенью (до начала отопительного сезона). После ливней, ураганных ветров, обильных снегопадов, наводнений и других явлений стихийного характера, вызывающих повреждения отдельных элементов зданий, а также в случае аварий на внешних коммуникациях или при выявлении деформации конструкций и неисправности инженерного оборудования, нарушающих условия нормальной эксплуатации, должны проводиться внеочередные (неплановые) осмотры.
Пунктом 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда определено, что требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту должны соблюдаться собственниками жилищного фонда, уполномоченными управляющими и иными организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет управление многоквартирным жилым домом N 2 по ул. Октябрьской с.Хурба Комсомольского района Хабаровского края.
07.04.2014 гражданка Боякова Н.К., проживающая в квартире N 5 дома N 2 по ул. Октябрьской с.Хурба Комсомольского района, обратилась с письменным заявлением к директору общества и к главе сельского поселения п.Хурба о принятии мер по ремонту крыши дома, так как 05.04.2014 сильный ветер снес шифер.
11.04.2014 комиссией в составе специалистов администрации сельского поселения п.Хурба было проведено обследование состояния крыши дома над квартирой Бояковой Н.К. и установлено, что кровля крыши повреждена частично: шифер поломан и местами на крыше образовались дыры; в квартире видны следы протечек на потолке в большой комнате, в коридоре в левом углу. В заключении комиссии указано о необходимости ремонта разрушенной кровли крыши дома. По результатам обследования составлен соответствующий акт от 11.04.2014.
12.05.2014 Боякова Н.К. повторно обратилась к директору управляющей компании с просьбой принять меры по ремонту крыши над ее квартирой. Одновременно гражданка обратилась с заявлением в прокуратуру Комсомольского района.
10.06.2014 прокуратурой проведена проверка исполнения жилищного законодательства в части содержания и проведения аварийных работ кровли в доме N 2 по ул. Октябрьской с.Хурба Комсомольского района Хабаровского края управляющей компанией ООО "Основной элемент" при осуществлении текущей деятельности по содержанию общего имущества жилого дома и проведению аварийных работ.
Прокуратурой совместно с должностным лицом администрации сельского поселения п.Хурба, в присутствии гражданки Бояковой Н.К. произведен осмотр кровли дома N 2 по ул. Октябрьской с.Хурба Комсомольского района Хабаровского края, в ходе которого обнаружено: имеется дефект кровли с северо-западной части дома; дефект крыши расположен от края крыши и распространяется на ее площадь вглубь, размеры дефекта около 3 метров, имеются повреждения небольших размеров. При прохождении в квартиру N 5 установлено, что в первом подъезде на верхнем втором этаже; стены здания, в которых видны следы воды и грибка. Установлено нарушения обществом статьи 161 ЖК РФ, пунктов 2.2.6, 2.1.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170. В период с 07.04.2014 по 10.06.2014 общество не приняло мер по составлению акта обследования кровли дома N 2 ул. Октябрьской с.Хурба Комсомольского района Хабаровского края после обращения, протекание крыши устранено не было. Результаты осмотра кровли зафиксированы соответствующим актом от 10.06.2014, подписанным должностными лицами прокуратуры, администрации с.Хурба, гражданкой Бояковой Н.К. В ходе осмотра производилась фотосъемка с использованием цифровой камеры смартфона Sony Experia 0682 IД 4170В РМ 0270.
11.06.2014 по факту выявленных нарушений прокурором Комсомольского района в отношении общества, в отсутствие директора общества при его надлежащем извещении, вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 7.22 КоАП РФ. Постановление вместе с материалами проверки направлено в главное контрольное управление Правительства Хабаровского края для рассмотрения по существу.
Определением от 23.07.2014 рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении общества было назначено на 06.08.2014 в 15.15 по адресу: г. Хабаровск, Амурский бульвар, 43.
06.08.2014 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем начальника главного контрольного управления Правительства Хабаровского края вынесено постановление N 338Ж/14-Ю, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд, который обоснованно признал постановление соответствующим законодательству.
Несоблюдение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22. КоАП РФ, и влечет административную ответственность в виде наложения на юридических лиц административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Субъектами указанного административного правонарушения являются: лицо, ответственное за содержание жилых домов (жилых помещений), либо лицо, которому жилищный фонд передан по договорам о передаче имущества (арендатор, наниматель), а именно: жилищно-эксплуатационные, эксплуатационные организации и их управляющие; подрядные организации; администрации органов местного самоуправления; межведомственные комиссии; собственники жилых домов; другие органы и их должностные лица.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 3 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, является управляющая организация в тех случаях, если ей согласно статье 162 ЖК РФ переданы функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилых домов и (или) жилых помещений.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что принятые обществом 06.04.2014 меры по устранению повреждений кровли не привели к желаемому результату, поскольку после проведения ремонтных работ обществом не были обеспечены благоприятные и безопасные условия проживания граждан, что послужило основанием для повторного обращения собственника квартиры в управляющую организацию с просьбой устранить дефекты кровли.
Довод жалобы общества о том, что были приняты надлежащие меры по устранению повреждений кровли противоречит имеющимся в материалах дела доказательствам, которые подтверждают состав вменяемого обществу административного правонарушения. У общества имелась реальная возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Объективных причин, препятствующих выполнению управляющей организацией возложенных на нее действующим законодательством обязанностей, материалы дела не содержат.
Отсутствие решения общего собрания многоквартирного дома не освобождает управляющую компанию от обязанности содержать общее имущество жилого дома в надлежащем состоянии. Действующее законодательство не ставит обязанность содержания жилого фонда в состоянии, пригодном для проживания, в зависимость от инициативы жильцов по проведению общего собрания для принятия решения о проведении ремонта общего имущества. Общество, являясь управляющей организацией, обязано соблюдать общеобязательные требования, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на обеспечение условий для безопасного и благоприятного проживания граждан. Приняв на себя исполнение обязанностей по надлежащему содержанию объекта жилищного фонда, и, являясь коммерческой организацией, общество приняло на себя риск ответственности за неисполнение своих обязанностей, а также риск, связанный с осуществлением коммерческой деятельности, и не может ссылаться на отсутствие средств для осуществления такой деятельности либо иные обстоятельства, приведшие к неисполнению им своих обязанностей перед жильцами.
Суд не может согласиться с доводом жалобы общества о том, что оспариваемое постановление от 06.08.2014 вынесено административным органом с нарушением установленного статьей 4.5 КоАП РФ двухмесячного срока привлечения к административной ответственности. Дата, которую указывает общество 07.04.2014, является датой первого обращения гражданина в управляющую компанию.
Статьей 4.5 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения; при длящемся административном правонарушении такой срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Из материалов дела следует, что днем обнаружения совершенного обществом правонарушения является 10.06.2014 (дата выявления и фиксации административного правонарушения актом). По факту выявленных нарушений прокурором Комсомольского района в отношении общества вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении 11.06.2014. Постановление по делу об административном правонарушении было вынесено 06.08.2014, то есть в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
По результатам рассмотрения материалов административного производства судом нарушений порядка и срока привлечения юридического лица к административной ответственности не установлено.
С учетом вышеуказанных норм законодательства, совокупности установленных по делу обстоятельств, суд сделал правомерный вывод о законности постановления административного органа. Административное наказание назначено правонарушителю в минимальном размере штрафной санкции, предусмотренной статьей 7.22 настоящего Кодекса.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 29.12.2014 по делу N А73-11183/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
Судьи
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА
Е.А.ШВЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.02.2015 N 06АП-195/2015 ПО ДЕЛУ N А73-11183/2014
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2015 г. N 06АП-195/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Основной элемент": Паньков О.Г. представитель по доверенности от 10.05.2014; Мауринов В.А., директор,
- от главного контрольного управления Правительства Хабаровского края представитель не явился;
- от прокуратуры Комсомольского района Хабаровского края: представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Основной элемент"
на решение от 29.12.2014
по делу N А73-11183/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Ж.Г. Шестак
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Основной элемент"
к главному контрольному управлению Правительства Хабаровского края
об оспаривании постановления главного контрольного управления Правительства Хабаровского края от 06.08.2014 N 338ж/14-ю по делу об административном правонарушении
третье лицо: прокуратура Комсомольского района Хабаровского края
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Основной элемент" (ОГРН 1102703003754, ИНН 2703057565, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием отменить постановление главного контрольного управления Правительства Хабаровского края (далее - административный орган) от 06.08.2014 N 338ж/14-ю, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена прокуратура Комсомольского района Хабаровского края (далее - прокуратура).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 29.12.2014 по делу N А73-11183/2014 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 29.12.2014 по делу N А73-11183/2014 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Административный орган, прокуратура в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ. С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ. Администрация сельского поселения "Село Хурба" Комсомольского района Хабаровского края ходатайствовало о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель и директор общества доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующего в деле лица, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции и отклоняет доводы жалобы в связи со следующим.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией последняя несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены "Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила).
Согласно пункту 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровья граждан; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования; меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества (пункт 11 Правил).
В силу пункта 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 утверждено "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (далее - Положение), включающее в себя правила и нормы технического обслуживания, ремонта и реконструкции зданий и объектов, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Пунктом 3.1 Положения установлено, что техническое обслуживание зданий включает в себя работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-технических требований к помещениям и прилегающей территории.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 утверждены "Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, Правила), которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, пунктом 2.1.1 которых установлено, что общие осмотры жилых зданий должны производиться два раза в год: весной и осенью (до начала отопительного сезона). После ливней, ураганных ветров, обильных снегопадов, наводнений и других явлений стихийного характера, вызывающих повреждения отдельных элементов зданий, а также в случае аварий на внешних коммуникациях или при выявлении деформации конструкций и неисправности инженерного оборудования, нарушающих условия нормальной эксплуатации, должны проводиться внеочередные (неплановые) осмотры.
Пунктом 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда определено, что требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту должны соблюдаться собственниками жилищного фонда, уполномоченными управляющими и иными организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет управление многоквартирным жилым домом N 2 по ул. Октябрьской с.Хурба Комсомольского района Хабаровского края.
07.04.2014 гражданка Боякова Н.К., проживающая в квартире N 5 дома N 2 по ул. Октябрьской с.Хурба Комсомольского района, обратилась с письменным заявлением к директору общества и к главе сельского поселения п.Хурба о принятии мер по ремонту крыши дома, так как 05.04.2014 сильный ветер снес шифер.
11.04.2014 комиссией в составе специалистов администрации сельского поселения п.Хурба было проведено обследование состояния крыши дома над квартирой Бояковой Н.К. и установлено, что кровля крыши повреждена частично: шифер поломан и местами на крыше образовались дыры; в квартире видны следы протечек на потолке в большой комнате, в коридоре в левом углу. В заключении комиссии указано о необходимости ремонта разрушенной кровли крыши дома. По результатам обследования составлен соответствующий акт от 11.04.2014.
12.05.2014 Боякова Н.К. повторно обратилась к директору управляющей компании с просьбой принять меры по ремонту крыши над ее квартирой. Одновременно гражданка обратилась с заявлением в прокуратуру Комсомольского района.
10.06.2014 прокуратурой проведена проверка исполнения жилищного законодательства в части содержания и проведения аварийных работ кровли в доме N 2 по ул. Октябрьской с.Хурба Комсомольского района Хабаровского края управляющей компанией ООО "Основной элемент" при осуществлении текущей деятельности по содержанию общего имущества жилого дома и проведению аварийных работ.
Прокуратурой совместно с должностным лицом администрации сельского поселения п.Хурба, в присутствии гражданки Бояковой Н.К. произведен осмотр кровли дома N 2 по ул. Октябрьской с.Хурба Комсомольского района Хабаровского края, в ходе которого обнаружено: имеется дефект кровли с северо-западной части дома; дефект крыши расположен от края крыши и распространяется на ее площадь вглубь, размеры дефекта около 3 метров, имеются повреждения небольших размеров. При прохождении в квартиру N 5 установлено, что в первом подъезде на верхнем втором этаже; стены здания, в которых видны следы воды и грибка. Установлено нарушения обществом статьи 161 ЖК РФ, пунктов 2.2.6, 2.1.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170. В период с 07.04.2014 по 10.06.2014 общество не приняло мер по составлению акта обследования кровли дома N 2 ул. Октябрьской с.Хурба Комсомольского района Хабаровского края после обращения, протекание крыши устранено не было. Результаты осмотра кровли зафиксированы соответствующим актом от 10.06.2014, подписанным должностными лицами прокуратуры, администрации с.Хурба, гражданкой Бояковой Н.К. В ходе осмотра производилась фотосъемка с использованием цифровой камеры смартфона Sony Experia 0682 IД 4170В РМ 0270.
11.06.2014 по факту выявленных нарушений прокурором Комсомольского района в отношении общества, в отсутствие директора общества при его надлежащем извещении, вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 7.22 КоАП РФ. Постановление вместе с материалами проверки направлено в главное контрольное управление Правительства Хабаровского края для рассмотрения по существу.
Определением от 23.07.2014 рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении общества было назначено на 06.08.2014 в 15.15 по адресу: г. Хабаровск, Амурский бульвар, 43.
06.08.2014 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем начальника главного контрольного управления Правительства Хабаровского края вынесено постановление N 338Ж/14-Ю, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд, который обоснованно признал постановление соответствующим законодательству.
Несоблюдение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22. КоАП РФ, и влечет административную ответственность в виде наложения на юридических лиц административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Субъектами указанного административного правонарушения являются: лицо, ответственное за содержание жилых домов (жилых помещений), либо лицо, которому жилищный фонд передан по договорам о передаче имущества (арендатор, наниматель), а именно: жилищно-эксплуатационные, эксплуатационные организации и их управляющие; подрядные организации; администрации органов местного самоуправления; межведомственные комиссии; собственники жилых домов; другие органы и их должностные лица.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 3 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, является управляющая организация в тех случаях, если ей согласно статье 162 ЖК РФ переданы функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилых домов и (или) жилых помещений.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что принятые обществом 06.04.2014 меры по устранению повреждений кровли не привели к желаемому результату, поскольку после проведения ремонтных работ обществом не были обеспечены благоприятные и безопасные условия проживания граждан, что послужило основанием для повторного обращения собственника квартиры в управляющую организацию с просьбой устранить дефекты кровли.
Довод жалобы общества о том, что были приняты надлежащие меры по устранению повреждений кровли противоречит имеющимся в материалах дела доказательствам, которые подтверждают состав вменяемого обществу административного правонарушения. У общества имелась реальная возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Объективных причин, препятствующих выполнению управляющей организацией возложенных на нее действующим законодательством обязанностей, материалы дела не содержат.
Отсутствие решения общего собрания многоквартирного дома не освобождает управляющую компанию от обязанности содержать общее имущество жилого дома в надлежащем состоянии. Действующее законодательство не ставит обязанность содержания жилого фонда в состоянии, пригодном для проживания, в зависимость от инициативы жильцов по проведению общего собрания для принятия решения о проведении ремонта общего имущества. Общество, являясь управляющей организацией, обязано соблюдать общеобязательные требования, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на обеспечение условий для безопасного и благоприятного проживания граждан. Приняв на себя исполнение обязанностей по надлежащему содержанию объекта жилищного фонда, и, являясь коммерческой организацией, общество приняло на себя риск ответственности за неисполнение своих обязанностей, а также риск, связанный с осуществлением коммерческой деятельности, и не может ссылаться на отсутствие средств для осуществления такой деятельности либо иные обстоятельства, приведшие к неисполнению им своих обязанностей перед жильцами.
Суд не может согласиться с доводом жалобы общества о том, что оспариваемое постановление от 06.08.2014 вынесено административным органом с нарушением установленного статьей 4.5 КоАП РФ двухмесячного срока привлечения к административной ответственности. Дата, которую указывает общество 07.04.2014, является датой первого обращения гражданина в управляющую компанию.
Статьей 4.5 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения; при длящемся административном правонарушении такой срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Из материалов дела следует, что днем обнаружения совершенного обществом правонарушения является 10.06.2014 (дата выявления и фиксации административного правонарушения актом). По факту выявленных нарушений прокурором Комсомольского района в отношении общества вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении 11.06.2014. Постановление по делу об административном правонарушении было вынесено 06.08.2014, то есть в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
По результатам рассмотрения материалов административного производства судом нарушений порядка и срока привлечения юридического лица к административной ответственности не установлено.
С учетом вышеуказанных норм законодательства, совокупности установленных по делу обстоятельств, суд сделал правомерный вывод о законности постановления административного органа. Административное наказание назначено правонарушителю в минимальном размере штрафной санкции, предусмотренной статьей 7.22 настоящего Кодекса.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 29.12.2014 по делу N А73-11183/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
Судьи
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА
Е.А.ШВЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)