Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.12.2014 по делу N А47-7592/2014 (судья Федорова С.Г.).
Общество с ограниченной ответственностью "Водоканал города Орска" (далее - ООО "Орск Водоканал", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - ГЖИ по Оренбургской области, инспекция, административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 03.07.2014 N 38/1-347-2014 о привлечении к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ, которым заявителю назначен штраф в размере 5000 руб.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 30.12.2014 (резолютивная часть решения объявлена 16.12.2014) заявленные требования удовлетворены.
ГЖИ по Оренбургской области не согласилась с указанным решением и обжаловала его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда. Считает, что наличие в действиях заявителя состава вмененного ему правонарушения подтверждено. Обращает внимание на то, что заявитель является исполнителем коммунальных услуг и обязан обеспечить их надлежащее качество, однако эту обязанность не исполнил. Между обществом и собственниками помещений жилого дома заключено соглашение от 28.09.2012 о количестве предоставляемых услуг и предоставление обществом таких услуг подтверждено квитанциями об оплате. В этой связи полагает, что жилой дом имеет согласованное технологическое подключение к сетям заявителя. Также указывает на наличие у заявителя информации о прекращении холодного водоснабжения дома, но им не были приняты меры для устранения нарушения.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание их представители не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без участия представителей заинтересованного лица.
В представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу ООО "Орск Водоканал" против удовлетворения жалобы возражает, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Орск Водоканал" зарегистрировано в качестве юридического лица 11.12.2004 за основным государственным регистрационным номером 1045610209006 и осуществляет деятельность по производственной эксплуатации водопроводно-канализационного комплекса муниципального образования (т. 1 л.д. 90-118).
На основании заключенного с Комитетом по управлению имуществом г. Орска договора аренды движимого имущества от 01.08.2006 N 112/1202 заявителю передано муниципальное имущество в целях осуществления деятельности по водоснабжению и водоотведения потребителей города Орска (т. 1 л.д. 71-73).
В связи с поступлением в ГЖИ по Оренбургской области из Прокуратуры Ленинского района г. Орска заявления жильцов д. 45 по ул. Вяземской в г. Орске об отсутствии водоснабжения указанного дома (т. 1 л.д. 53-54), на основании распоряжения руководителя инспекции от 08.05.2014 N 1151 (т. 1 л.д. 55) 14.05.2014 должностными лицами инспекции проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обществом правил предоставления коммунальных услуг в указанном многоквартирном жилом доме. Результаты проверки оформлены Актом проверки от 14.05.2014 N А-1151 (т. 1 л.д. 57). Актом зафиксировано нарушение требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) ввиду предоставления услуги по холодному водоснабжению ненадлежащего качества (на момент проверки холодное водоснабжение в доме отсутствует).
Уведомлением от 14.05.2014 (т. 1 л.д. 60), направленным в адрес заявителя по факсу и полученным адресатом 14.05.2014 (что подтверждается факсимильным отчетом - т. 1 л.д. 59) ООО "Орск Водоканал" извещено о необходимости явки его представителя в административный орган 15.05.2014 для участия в составлении протокола об административном правонарушении.
05.05.2014 ГЖИ по Оренбургской области в отношении заявителя без участия его представителя составлен протокол об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ (т. 1 л.д. 52).
Определением N 347 от 25.06.2014 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 03.07.2014 (т. 1 л.д. 146). Копия определения направлена в адрес заявителя по факсу и получена адресатом 25.06.2014 (т. 1 л.д. 147).
По результатам рассмотрения материалов проверки в отношении ООО "Орск Водоканал" в отсутствие его представителя, вынесено постановление N 38/01-347-2014 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 5000 рублей (т. 1 л.д. 13-15).
Считая это постановление незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Принимая решение об удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из вывода о недоказанности наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.ч.4, 6, 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении. В судебном заседании суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 7.23 КоАП РФ установлено, что нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Субъектами этого правонарушения являются должностные лица и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективную сторону правонарушения образуют действия или бездействие, повлекшие за собою нарушение уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами, которые закреплены нормативно.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения населения коммунальными услугами.
Нормативы обеспечения населения коммунальными услугами, круг участников правоотношений по обеспечению населения коммунальными услугами, права и обязанности этих участников, определения понятий коммунальной услуги, участников правоотношений по предоставлению коммунальной услуги установлены Правилами N 354.
Пунктом 2 Правил N 354 установлено, что под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). При этом, к коммунальным ресурсам отнесена в том числе холодная вода.
В соответствии с пп."д" п. 3 Правил N 354, условием предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является в том числе соответствие качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям, приведенным в приложении N 1 к этим Правилам.
Потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга в виде холодного водоснабжения, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме (п. 4 Правил N 354).
Подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 установлена обязанность исполнителя предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, этими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Требования к качеству коммунальных услуг приведены в Приложении N 1 к указанным Правилам, в силу п. 1 которого допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды составляет 8 часов суммарно в течение 1 месяца и 4 часа единовременно.
Как следует из оспариваемого постановления, инспекцией ООО "Орск Водоканал" вменяется в вину нарушение указанных требований ввиду необеспечения бесперебойного круглосуточного холодного водоснабжения многоквартирного жилого дома N 45 по ул. Вяземской в г. Орске. При этом, административным органом принято во внимание, что собственниками помещений указанного жилого дома избран непосредственный способ управления домом, при осуществлении которого исполнителем коммунальной услуги может выступать ресурсоснабжающая организация.
Признавая несостоятельным вывод административного органа о взаимосвязанности действий (бездействия) заявителя и выявленных последствий в виде отсутствие водоснабжения жилого дома, суд первой указал на то, что из представленных доказательств (заявление граждан в адрес общества и ответ общества от 16.05.2014) следует, что отсутствие холодного водоснабжения в доме вызвано не действиями заявителя, а тем, что водопроводные сети указанного дома обществу не передавались и подключены к водопроводным сетям рядом стоящего здания. В этой связи судом принят довод общества о том, что оно не может обеспечить предоставление жильцам дома N 45 коммунальной услуги надлежащего качества. Судом также приняты во внимание доводы общества о том, что им отключение сетей дома не производилось и за выдачей технических условий на присоединение к централизованным сетям холодного водоснабжения собственники помещений дома в общество не обращались.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с позицией суда первой инстанции.
Довод заявителя об отсутствии непосредственного присоединения сетей дома к централизованным сетям холодного водоснабжения (имеется подключение к водопроводным сетям рядом стоящего здания, принадлежащего ИП Ильменеву А.В.), основан исключительно на представленных в материалы дела письме самого общества (т. 1 л.д. 28) и копии приложенной к материалам дела схемы (т. 1 л.д. 31).
Вместе с тем, в подтверждение фактического предоставления обществом услуги по холодному водоснабжению дома N 45 по ул. Вяземской в г. Орске заинтересованным лицом в материалы дела представлены: соглашение от 28.09.2012, заключенное обществом с собственником помещений этого дома, о количестве предоставляемых услуг (водоснабжение для хозяйственно-бытовых нужд); квитанции об оплате в том числе холодного водоснабжения, содержащие сведения об ООО "Орск Водоканал" как об исполнителе услуги (т. 1 л.д. 64-69).
В силу пп."д" п. 17 Правил N 354, ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) со дня первого фактического подключения жилого дома (домовладения) в установленном порядке к централизованной сети инженерно-технического обеспечения непосредственно или через сети инженерно-технического обеспечения, связывающие несколько жилых домов (домовладений), расположенных на близлежащих земельных участках, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, за исключением периода времени, в течение которого между собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, в письменной форме заключен и исполняется договор о предоставлении коммунальных услуг и такой договор не расторгнут.
Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено (п. 21 Правил N 354).
Исходя из представленных в материалы дела доказательств, суд апелляционной инстанции полагает подтвержденным материалами дела наличие у ООО "Орск Водоканал", как у ресурсоснабжающей организации, статуса исполнителя коммунальной услуги холодного водоснабжения по отношению к собственникам и пользователям помещений многоквартирного жилого дома N 45 по ул. Вяземской в г. Орске, в связи с чем общество несет обязанность обеспечить надлежащее качество этой услуги до границы раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Неисполнение обществом этой обязанности установлено проведенной инспекцией проверкой (факт отсутствия холодного водоснабжения дома подтверждается перепиской заявителя с собственниками помещений этого дома, актом проверки и не отрицается самим заявителем), в связи с чем следует признать подтвержденным наличие в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
Однако, суд апелляционной инстанции отмечает отсутствие в оспоренном постановлении надлежащего анализа действий общества на предмет наличия вины в совершении правонарушения.
В соответствии с ч. 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Фактически административный орган, оценивая виновный характер действий общества ограничился изложением общего тезиса о непринятии заявителем всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение положений Правил N 354. Обстоятельства, свидетельствующие о виновном характере действий заявителя (включая причины допущенного нарушения и обстоятельства его совершения) в тексте оспоренного постановления не отражены. Собственно в постановлении вообще отсутствует описание и анализ каких-либо действий (бездействия) заявителя. Доказательства, позволяющие определить вину общества, инспекцией в ходе производства по делу об административном правонарушении не получались и в материалы настоящего дела не представлены, что исключает возможность установления этого обстоятельства в суде.
Недоказанность вины общества в совершении правонарушения свидетельствует о недоказанности наличия в его действиях состава правонарушения, что в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ является основанием для отмены оспоренного постановления.
Таким образом, требования заявителя о признании незаконным и отмене оспоренного постановления удовлетворены судом первой инстанции при наличии достаточных оснований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.12.2013 года по делу N А47-7592/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
А.А.АРЯМОВ
Судьи
Н.Г.ПЛАКСИНА
М.Б.МАЛЫШЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.03.2015 N 18АП-1406/2015 ПО ДЕЛУ N А47-7592/2014
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2015 г. N 18АП-1406/2015
Дело N А47-7592/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.12.2014 по делу N А47-7592/2014 (судья Федорова С.Г.).
Общество с ограниченной ответственностью "Водоканал города Орска" (далее - ООО "Орск Водоканал", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - ГЖИ по Оренбургской области, инспекция, административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 03.07.2014 N 38/1-347-2014 о привлечении к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ, которым заявителю назначен штраф в размере 5000 руб.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 30.12.2014 (резолютивная часть решения объявлена 16.12.2014) заявленные требования удовлетворены.
ГЖИ по Оренбургской области не согласилась с указанным решением и обжаловала его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда. Считает, что наличие в действиях заявителя состава вмененного ему правонарушения подтверждено. Обращает внимание на то, что заявитель является исполнителем коммунальных услуг и обязан обеспечить их надлежащее качество, однако эту обязанность не исполнил. Между обществом и собственниками помещений жилого дома заключено соглашение от 28.09.2012 о количестве предоставляемых услуг и предоставление обществом таких услуг подтверждено квитанциями об оплате. В этой связи полагает, что жилой дом имеет согласованное технологическое подключение к сетям заявителя. Также указывает на наличие у заявителя информации о прекращении холодного водоснабжения дома, но им не были приняты меры для устранения нарушения.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание их представители не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без участия представителей заинтересованного лица.
В представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу ООО "Орск Водоканал" против удовлетворения жалобы возражает, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Орск Водоканал" зарегистрировано в качестве юридического лица 11.12.2004 за основным государственным регистрационным номером 1045610209006 и осуществляет деятельность по производственной эксплуатации водопроводно-канализационного комплекса муниципального образования (т. 1 л.д. 90-118).
На основании заключенного с Комитетом по управлению имуществом г. Орска договора аренды движимого имущества от 01.08.2006 N 112/1202 заявителю передано муниципальное имущество в целях осуществления деятельности по водоснабжению и водоотведения потребителей города Орска (т. 1 л.д. 71-73).
В связи с поступлением в ГЖИ по Оренбургской области из Прокуратуры Ленинского района г. Орска заявления жильцов д. 45 по ул. Вяземской в г. Орске об отсутствии водоснабжения указанного дома (т. 1 л.д. 53-54), на основании распоряжения руководителя инспекции от 08.05.2014 N 1151 (т. 1 л.д. 55) 14.05.2014 должностными лицами инспекции проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обществом правил предоставления коммунальных услуг в указанном многоквартирном жилом доме. Результаты проверки оформлены Актом проверки от 14.05.2014 N А-1151 (т. 1 л.д. 57). Актом зафиксировано нарушение требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) ввиду предоставления услуги по холодному водоснабжению ненадлежащего качества (на момент проверки холодное водоснабжение в доме отсутствует).
Уведомлением от 14.05.2014 (т. 1 л.д. 60), направленным в адрес заявителя по факсу и полученным адресатом 14.05.2014 (что подтверждается факсимильным отчетом - т. 1 л.д. 59) ООО "Орск Водоканал" извещено о необходимости явки его представителя в административный орган 15.05.2014 для участия в составлении протокола об административном правонарушении.
05.05.2014 ГЖИ по Оренбургской области в отношении заявителя без участия его представителя составлен протокол об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ (т. 1 л.д. 52).
Определением N 347 от 25.06.2014 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 03.07.2014 (т. 1 л.д. 146). Копия определения направлена в адрес заявителя по факсу и получена адресатом 25.06.2014 (т. 1 л.д. 147).
По результатам рассмотрения материалов проверки в отношении ООО "Орск Водоканал" в отсутствие его представителя, вынесено постановление N 38/01-347-2014 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 5000 рублей (т. 1 л.д. 13-15).
Считая это постановление незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Принимая решение об удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из вывода о недоказанности наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.ч.4, 6, 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении. В судебном заседании суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 7.23 КоАП РФ установлено, что нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Субъектами этого правонарушения являются должностные лица и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективную сторону правонарушения образуют действия или бездействие, повлекшие за собою нарушение уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами, которые закреплены нормативно.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения населения коммунальными услугами.
Нормативы обеспечения населения коммунальными услугами, круг участников правоотношений по обеспечению населения коммунальными услугами, права и обязанности этих участников, определения понятий коммунальной услуги, участников правоотношений по предоставлению коммунальной услуги установлены Правилами N 354.
Пунктом 2 Правил N 354 установлено, что под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). При этом, к коммунальным ресурсам отнесена в том числе холодная вода.
В соответствии с пп."д" п. 3 Правил N 354, условием предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является в том числе соответствие качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям, приведенным в приложении N 1 к этим Правилам.
Потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга в виде холодного водоснабжения, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме (п. 4 Правил N 354).
Подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 установлена обязанность исполнителя предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, этими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Требования к качеству коммунальных услуг приведены в Приложении N 1 к указанным Правилам, в силу п. 1 которого допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды составляет 8 часов суммарно в течение 1 месяца и 4 часа единовременно.
Как следует из оспариваемого постановления, инспекцией ООО "Орск Водоканал" вменяется в вину нарушение указанных требований ввиду необеспечения бесперебойного круглосуточного холодного водоснабжения многоквартирного жилого дома N 45 по ул. Вяземской в г. Орске. При этом, административным органом принято во внимание, что собственниками помещений указанного жилого дома избран непосредственный способ управления домом, при осуществлении которого исполнителем коммунальной услуги может выступать ресурсоснабжающая организация.
Признавая несостоятельным вывод административного органа о взаимосвязанности действий (бездействия) заявителя и выявленных последствий в виде отсутствие водоснабжения жилого дома, суд первой указал на то, что из представленных доказательств (заявление граждан в адрес общества и ответ общества от 16.05.2014) следует, что отсутствие холодного водоснабжения в доме вызвано не действиями заявителя, а тем, что водопроводные сети указанного дома обществу не передавались и подключены к водопроводным сетям рядом стоящего здания. В этой связи судом принят довод общества о том, что оно не может обеспечить предоставление жильцам дома N 45 коммунальной услуги надлежащего качества. Судом также приняты во внимание доводы общества о том, что им отключение сетей дома не производилось и за выдачей технических условий на присоединение к централизованным сетям холодного водоснабжения собственники помещений дома в общество не обращались.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с позицией суда первой инстанции.
Довод заявителя об отсутствии непосредственного присоединения сетей дома к централизованным сетям холодного водоснабжения (имеется подключение к водопроводным сетям рядом стоящего здания, принадлежащего ИП Ильменеву А.В.), основан исключительно на представленных в материалы дела письме самого общества (т. 1 л.д. 28) и копии приложенной к материалам дела схемы (т. 1 л.д. 31).
Вместе с тем, в подтверждение фактического предоставления обществом услуги по холодному водоснабжению дома N 45 по ул. Вяземской в г. Орске заинтересованным лицом в материалы дела представлены: соглашение от 28.09.2012, заключенное обществом с собственником помещений этого дома, о количестве предоставляемых услуг (водоснабжение для хозяйственно-бытовых нужд); квитанции об оплате в том числе холодного водоснабжения, содержащие сведения об ООО "Орск Водоканал" как об исполнителе услуги (т. 1 л.д. 64-69).
В силу пп."д" п. 17 Правил N 354, ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) со дня первого фактического подключения жилого дома (домовладения) в установленном порядке к централизованной сети инженерно-технического обеспечения непосредственно или через сети инженерно-технического обеспечения, связывающие несколько жилых домов (домовладений), расположенных на близлежащих земельных участках, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, за исключением периода времени, в течение которого между собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, в письменной форме заключен и исполняется договор о предоставлении коммунальных услуг и такой договор не расторгнут.
Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено (п. 21 Правил N 354).
Исходя из представленных в материалы дела доказательств, суд апелляционной инстанции полагает подтвержденным материалами дела наличие у ООО "Орск Водоканал", как у ресурсоснабжающей организации, статуса исполнителя коммунальной услуги холодного водоснабжения по отношению к собственникам и пользователям помещений многоквартирного жилого дома N 45 по ул. Вяземской в г. Орске, в связи с чем общество несет обязанность обеспечить надлежащее качество этой услуги до границы раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Неисполнение обществом этой обязанности установлено проведенной инспекцией проверкой (факт отсутствия холодного водоснабжения дома подтверждается перепиской заявителя с собственниками помещений этого дома, актом проверки и не отрицается самим заявителем), в связи с чем следует признать подтвержденным наличие в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
Однако, суд апелляционной инстанции отмечает отсутствие в оспоренном постановлении надлежащего анализа действий общества на предмет наличия вины в совершении правонарушения.
В соответствии с ч. 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Фактически административный орган, оценивая виновный характер действий общества ограничился изложением общего тезиса о непринятии заявителем всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение положений Правил N 354. Обстоятельства, свидетельствующие о виновном характере действий заявителя (включая причины допущенного нарушения и обстоятельства его совершения) в тексте оспоренного постановления не отражены. Собственно в постановлении вообще отсутствует описание и анализ каких-либо действий (бездействия) заявителя. Доказательства, позволяющие определить вину общества, инспекцией в ходе производства по делу об административном правонарушении не получались и в материалы настоящего дела не представлены, что исключает возможность установления этого обстоятельства в суде.
Недоказанность вины общества в совершении правонарушения свидетельствует о недоказанности наличия в его действиях состава правонарушения, что в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ является основанием для отмены оспоренного постановления.
Таким образом, требования заявителя о признании незаконным и отмене оспоренного постановления удовлетворены судом первой инстанции при наличии достаточных оснований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.12.2013 года по делу N А47-7592/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
А.А.АРЯМОВ
Судьи
Н.Г.ПЛАКСИНА
М.Б.МАЛЫШЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)