Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 5 февраля 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 12 февраля 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Пестеревой О.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью УК 4 "Наш дом-Архангельск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 октября 2014 года по делу N А05-7220/2014 (судья Дмитревская А.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью УК 4 "Наш дом-Архангельск" (ОГРН 1102901002687; ИНН 2901201517; место нахождения 163000, город Архангельск, улица Садовая, дом 53, офис 6; далее - общество, ООО УК 4 "Наш дом-Архангельск") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (ОГРН 1052901021689; ИНН 2901133673; место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Гайдара, дом 24; далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 22.05.2014 N 427/2014, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 20 октября 2014 года по делу N А05-7220/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО УК 4 "Наш дом-Архангельск" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что при выполнении обязательств по договору управления многоквартирным домом от 01.05.2011 руководствовалось положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Плата за капитальный ремонт была рассчитана с учетом протокола итогов голосования внеочередного общего собрания собственников многоквартирного дома от 25.02.2012, установившего общую стоимость капитального ремонта.
Управление в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, гражданка Бикулова Е.Б. обратилась в прокуратуру города Архангельска с просьбой провести проверку законности начисления целевого взноса на ремонт стояков.
В связи с этим Государственной жилищной инспекцией по Архангельской области (далее - инспекция) на основании распоряжения от 20.12.2013 N ОК-03/01-15/2814 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обществом требований жилищного законодательства при начислении платы по статье расходов "Целевой взнос на ремонт стояков".
В ходе проверки инспекцией установлено, что ООО УК 4 "Наш дом - Архангельск", являясь управляющей компанией многоквартирного дома N 11 по улице Ф. Абрамова в городе Архангельске, за апрель - июнь 2013 года неправомерно начислило гражданкам Бикуловой Е.Б. и Лейбман М.А., состоящим на льготном учете по категории "Ветеран труда Архангельской области", дополнительную плату за капитальный ремонт по статье "Целевой взнос на ремонт стояков" из расчета 39,33 руб./кв. м за апрель и май 2013 года в суммах 1962 руб. 57 коп. (Бикулова Е.Б.) и 2473 руб. 86 коп. (Лейбман М.А.) соответственно; за июнь 2013 года - из расчета 39,32 руб./кв. м в суммах 2473 руб. 23 коп. (Лейбман М.А.) и 1962 руб. 07 коп. (Бикулова Е.Б.), в то время как решением общего собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома от 25.02.2012 N 11 плата за капитальный ремонт стояков водопровода и канализации утверждена в размере 3,60 руб./кв. м.
Поскольку Бикулова Е.Б. и Лейбман М.А. не уплачивали указанные неправомерно начисленные суммы, то общество пришло к выводу о наличии у указанных лиц задолженности по дополнительно начисленным суммам на капитальный ремонт, что и послужило основанием для приостановления с 01.10.2013 выплат Бикуловой Е.Б. и Лейбман М.А. сумм, представляющих собой меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме.
В ходе проверки инспекция пришла к выводу о том, что своими действиями общество допустило нарушение требований статьи 160 ЖК РФ, пунктов 3 - 5, 16, 23 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 10.03.2010 N 61-пп (далее - Порядок N 61-пп), и о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.8 КоАП РФ.
Указанные нарушения отражены в акте проверки от 10.01.2014 N ОК-03/07-01/02.
По фактам выявленных нарушений 22.04.2014 управлением в отношении общества составлены протоколы N 325, 326 об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.8 КоАП РФ (том 1, листы 90 - 93; том 2, листы 84 - 87), а 22.05.2014 вынесено постановление N 427/2014 о назначении административного наказания, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5000 руб. (том 1, листы 10 - 16).
Не согласившись с указанным постановлением, ООО УК 4 "Наш дом - Архангельск" обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 14.8 КоАП РФ непредставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия или бездействие, направленные на нарушение норм федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации о льготах и преимуществах определенных категорий потребителей, а также о порядке предоставления этих льгот и преимуществ.
Частью 1 статьи 160 ЖК РФ предусмотрено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно части 3 статьи 160 ЖК РФ компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
В соответствии с Законом Архангельской области от 10.11.2004 N 262-33-ОЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан" (далее - Закон N 262-33-ОЗ) к лицам, получающим социальную поддержку, относятся ветераны труда Архангельской области.
В силу статьи 3 этого Закона ветеранам труда Архангельской области предоставляются меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах установленной социальной нормы площади жилья. Льготы по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде, независимо от формы собственности; оплаты в размере 50 процентов стоимости коммунальных услуг (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), предоставленных в жилом помещении и в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, а также в жилом помещении в домовладении, в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с абзацем вторым пункта 8 настоящей статьи.
В целях реализации мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом N 262-33-ОЗ на территории Архангельской области принят Закон Архангельской области от 28.05.2008 N 515-27-ОЗ "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" (далее - Закон N 515-27-ОЗ).
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона N 515-27-ОЗ меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренные нормативными правовыми актами, указанными в пункте 2 этой статьи, предоставляются непосредственно гражданам в денежной форме путем перечисления средств на их банковские счета или через почтовые отделения связи.
Пунктом 1.1 статьи 3 Закона N 515-27-ОЗ предусмотрено, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, предусмотренные нормативными правовыми актами, указанными в пункте 2 статьи 1 настоящего Областного закона, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Из положений статьи 3 Закона N 515-27-ОЗ следует, что перечисление в соответствии с пунктом 1 статьи 1 этого Закона средств гражданам на их банковские счета или через почтовые отделения связи осуществляется ежемесячно не позднее 12-го числа месяца, следующего за месяцем, за который производится оплата жилого помещения и коммунальных услуг. При этом порядок предоставления указанных мер социальной поддержки устанавливается постановлением правительства Архангельской области.
Такой порядок утвержден постановлением правительства Архангельской области от 10.03.2010 N 61-пп (далее - Порядок N 61-пп).
Согласно пункту 3 Порядка N 61-пп меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме путем перечисления денежных средств гражданам на их банковские счета либо через организации почтовой связи.
В пункте 4 Порядка N 61-пп установлено, что оплата жилого помещения и коммунальных услуг производится гражданами в соответствии с платежными документами (счетом-квитанцией, отражающим суммы начисленных платежей и суммы, подлежащие перечислению гражданину в виде денежной выплаты) по установленным ставкам и тарифам в полном объеме.
В соответствии с пунктом 5 названного Порядка расчет денежной выплаты осуществляется организациями, производящими начисление оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, включая твердое топливо и сжиженный газ, исходя из установленной социальной нормы площади жилья (если иное не установлено законодательством), действующих ставок, тарифов и нормативов потребления (если иное не установлено законодательством), стоимости твердого топлива и сжиженного газа. Организации в установленном порядке несут ответственность за правильность производимых расчетов.
В силу пункта 23 Порядка N 61-пп организации жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющие начисление платежей населению по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, на основании заключенных соглашений с государственными учреждениями ежемесячно, до 5-го числа, представляют (на магнитных носителях) в государственные учреждения списки (с указанием суммы начисленных денежных выплат за предыдущий месяц) получателей денежной выплаты, имеющих задолженность по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, установленную вступившим в законную силу решением суда (в том числе реквизиты судебного решения: наименование суда, вынесшего решение, дата вынесения и вступления в законную силу решения суда, номер дела, размер и период задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг), а также получателей денежной выплаты, не выполняющих соглашение по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (при наличии такого соглашения).
Пунктом 16 Порядка N 61-пп предусмотрено, что руководитель государственного учреждения Архангельской области - отделения социальной защиты населения принимает решение о приостановлении предоставления денежных выплат в числе прочего в следующих случаях: наличия у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в течение двух и более месяцев подряд; незаключения и (или) невыполнения соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (при наличии такого соглашения). Решение о приостановлении предоставления денежных выплат принимается в течение пяти рабочих дней со дня получения от организаций жилищно-коммунального хозяйства информации о гражданах, имеющих задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в течение двух и более месяцев подряд либо не заключивших и (или) не выполняющих соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (при наличии такого соглашения). Предоставление денежной выплаты приостанавливается с первого числа месяца, в котором наступили обстоятельства, вследствие которых гражданину приостановлено предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В случае принятия решения о приостановлении предоставления денежных выплат государственное учреждение в течение десяти рабочих дней направляет в адрес получателя денежной выплаты уведомление, содержащее информацию: о причинах приостановления предоставления денежных выплат; о дате, с которой приостановлено предоставление денежных выплат; о мерах, которые необходимо принять получателю денежных выплат для возобновления получения денежных выплат.
Как следует из материалов дела, гражданки Бикулова Е.Б. и Лейбман М.А. состоят на льготном учете по категории "Ветеран труда Архангельской области", следовательно, они являются лицами, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Также из материалов дела следует, что Бикулова Е.Б. и Лейбман М.А. являются собственниками квартир в многоквартирном доме N 11 по улице Ф. Абрамова в городе Архангельске.
При этом в соответствии с агентским договором от 01.05.2011 N 3-УК4/11 (том 1, листы 85 - 88), заключенным обществом с ограниченной ответственностью "Информационно-расчетный центр" (далее - ООО "ИРЦ", агент) и ООО УК 4 "Наш дом - Архангельск" (принципал), агент обязался за счет принципала осуществлять сбор платежей с населения в многоквартирных домах, в том числе в многоквартирном доме N 11 по улице Ф. Абрамова в городе Архангельске, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, содержание и техническое обслуживание лифтов, вывоз ТБО и КГС (в том числе утилизацию), обслуживание внутригазового оборудования; платы за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; платы за отопление и горячее водоснабжение, а также производить перечисление фактически собранных денежных средств непосредственно принципалу.
В силу абзаца второго пункта 1.1.1 агентского договора от 01.05.2011 N 3-УК4/11 агент обязуется осуществлять начисление платежей населению в многоквартирных домах принципала по расчетным квитанциям, форму и содержание которых утверждает принципал.
Как следует из представленных административному органу государственным казенным учреждением "Отделение социальной защиты населения по городу Архангельску" сведений, основанием для приостановления денежной выплаты потребителям Бикуловой Е.Б. и Лейбман М.А. явились сведения о наличии у них задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за октябрь 2013 года без указания суммы долга, представленные ООО "ИРЦ" в обменном файле от 03.11.2013.
В ходе административного расследования управлением установлено, что числящаяся за Бикуловой Е.Б. и Лейбман М.А. задолженность по статье "Целевой взнос на ремонт стояков" образовалась из-за начисления обществом указанной платы за апрель и май 2013 года - из расчета 39,33 руб./кв. м в суммах 1962 руб. 57 коп. (Бикулова Е.Б.) и 2473 руб. 86 коп. (Лейбман М.А.); за июнь 2013 года - из расчета 39,32 руб./кв. м в сумме 2473 руб. 23 коп. (Лейбман М.А.) и 1962 руб. 07 коп. (Бикулова Е.Б.).
Названные суммы, основанные на тарифах 39,33 руб./кв. м и 39,32 руб./кв. м самовольно начислены по указанию генерального директора общества от 24.04.2013 N 02/04-84 в нарушение требований ЖК РФ.
Из решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 25.02.2012 следует, что собственниками утверждены стоимость капитального ремонта стояков водопровода и канализации в размере 1 143 741 руб. 36 коп., а также порядок финансирования данных работ - за счет средств собственников помещений по статье "Капитальный ремонт", при этом плата за капитальный ремонт установлена в размере 3,60 руб./кв. м, срок возмещения расходов на капитальный ремонт определен до 20.12.2012.
При этом, как правильно отметил суд первой инстанции, решения собственниками помещений многоквартирного дома N 11 по улице Ф. Абрамова в городе Архангельске по утверждению дополнительной платы за капитальный ремонт в размере 39,33 руб./кв. м на апрель - май 2013 года и 39,32 руб./кв. м - на июнь 2013 года не принималось.
Как правильно указал суд первой инстанции, протокол от 25.02.2012 итогов голосования внеочередного общего собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома также не содержит решения по утверждению дополнительной платы за капитальный ремонт в указанных размерах на период с апреля по май 2013 года и на июнь 2013 года. Приведенная в этом протоколе формулировка итогов голосования по третьему вопросу (об утверждении источника финансирования и сроков возмещения расходов на капитальный ремонт) не дает оснований считать, что собственниками принято решение по утверждению дополнительной платы за капитальный ремонт в размерах 39,33 руб./кв. м на апрель - май 2013 года и 39,32 руб./кв. м - на июнь 2013 года, поскольку из ее содержания следует лишь то, что капитальный ремонт должен быть проведен исключительно за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, оплачиваемых исходя из установленного размера платежей собственников помещений по статье "Капитальный ремонт" - 3,60 рубля с одного квадратного метра, при этом утвержденный срок возмещения расходов на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений многоквартирного дома - до 01.07.2012. Взимание каких-либо дополнительных сумм с собственников помещений в указанном доме решением собственников не предусмотрено.
Таким образом, основания для применения указанных тарифов для расчета платы по статье "Целевой взнос на ремонт стояков" (39,33 руб./кв. м на апрель - май 2013 года и 39,32 руб./кв. м на июнь 2013 года) у общества отсутствовали, в связи с этим Бикулова Е.Б. и Лейбман М.А. правомерно не уплачивали начисленные им суммы такого целевого взноса.
Как следует из материалов дела, указанные граждане своевременно и в полном объеме производили оплату предъявляемых им счетам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, за исключением оплаты указанного целевого взноса, в связи с чем задолженности по оплате коммунальных услуг у них не имелось.
Поскольку обществом с ограниченной ответственностью "Центр расчетных услуг" были представлены недостоверные сведения о наличии у Бикуловой Е.Б. и Лейбман М.А. задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, то с 01.10.2013 указанным гражданам неправомерно приостановлена выплата предусмотренной льготы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Таким образом, в результате именно неправомерных действий общества, являющегося организацией, ответственной за правильность производимых расчетов, и организацией, осуществляющей начисление платежей за жилое помещение и расчет денежной выплаты, были не предоставлены Бикуловой Е.Б. и Лейбман М.А. льготы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусматривает, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае общество не представило доказательств, подтверждающих, что оно приняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в деянии ООО УК 4 "Наш дом - Архангельск" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.8 КоАП РФ.
Доводы, приведенные обществом в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции, им в соответствии со статьей 71 АПК РФ дана надлежащая оценка.
На основании изложенного выводы суда первой инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с этим основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 октября 2014 года по делу N А05-7220/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью УК 4 "Наш дом-Архангельск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.В.МУРАХИНА
Судьи
Н.Н.ОСОКИНА
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.02.2015 ПО ДЕЛУ N А05-7220/2014
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 февраля 2015 г. по делу N А05-7220/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 5 февраля 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 12 февраля 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Пестеревой О.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью УК 4 "Наш дом-Архангельск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 октября 2014 года по делу N А05-7220/2014 (судья Дмитревская А.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью УК 4 "Наш дом-Архангельск" (ОГРН 1102901002687; ИНН 2901201517; место нахождения 163000, город Архангельск, улица Садовая, дом 53, офис 6; далее - общество, ООО УК 4 "Наш дом-Архангельск") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (ОГРН 1052901021689; ИНН 2901133673; место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Гайдара, дом 24; далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 22.05.2014 N 427/2014, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 20 октября 2014 года по делу N А05-7220/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО УК 4 "Наш дом-Архангельск" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что при выполнении обязательств по договору управления многоквартирным домом от 01.05.2011 руководствовалось положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Плата за капитальный ремонт была рассчитана с учетом протокола итогов голосования внеочередного общего собрания собственников многоквартирного дома от 25.02.2012, установившего общую стоимость капитального ремонта.
Управление в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, гражданка Бикулова Е.Б. обратилась в прокуратуру города Архангельска с просьбой провести проверку законности начисления целевого взноса на ремонт стояков.
В связи с этим Государственной жилищной инспекцией по Архангельской области (далее - инспекция) на основании распоряжения от 20.12.2013 N ОК-03/01-15/2814 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обществом требований жилищного законодательства при начислении платы по статье расходов "Целевой взнос на ремонт стояков".
В ходе проверки инспекцией установлено, что ООО УК 4 "Наш дом - Архангельск", являясь управляющей компанией многоквартирного дома N 11 по улице Ф. Абрамова в городе Архангельске, за апрель - июнь 2013 года неправомерно начислило гражданкам Бикуловой Е.Б. и Лейбман М.А., состоящим на льготном учете по категории "Ветеран труда Архангельской области", дополнительную плату за капитальный ремонт по статье "Целевой взнос на ремонт стояков" из расчета 39,33 руб./кв. м за апрель и май 2013 года в суммах 1962 руб. 57 коп. (Бикулова Е.Б.) и 2473 руб. 86 коп. (Лейбман М.А.) соответственно; за июнь 2013 года - из расчета 39,32 руб./кв. м в суммах 2473 руб. 23 коп. (Лейбман М.А.) и 1962 руб. 07 коп. (Бикулова Е.Б.), в то время как решением общего собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома от 25.02.2012 N 11 плата за капитальный ремонт стояков водопровода и канализации утверждена в размере 3,60 руб./кв. м.
Поскольку Бикулова Е.Б. и Лейбман М.А. не уплачивали указанные неправомерно начисленные суммы, то общество пришло к выводу о наличии у указанных лиц задолженности по дополнительно начисленным суммам на капитальный ремонт, что и послужило основанием для приостановления с 01.10.2013 выплат Бикуловой Е.Б. и Лейбман М.А. сумм, представляющих собой меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме.
В ходе проверки инспекция пришла к выводу о том, что своими действиями общество допустило нарушение требований статьи 160 ЖК РФ, пунктов 3 - 5, 16, 23 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 10.03.2010 N 61-пп (далее - Порядок N 61-пп), и о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.8 КоАП РФ.
Указанные нарушения отражены в акте проверки от 10.01.2014 N ОК-03/07-01/02.
По фактам выявленных нарушений 22.04.2014 управлением в отношении общества составлены протоколы N 325, 326 об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.8 КоАП РФ (том 1, листы 90 - 93; том 2, листы 84 - 87), а 22.05.2014 вынесено постановление N 427/2014 о назначении административного наказания, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5000 руб. (том 1, листы 10 - 16).
Не согласившись с указанным постановлением, ООО УК 4 "Наш дом - Архангельск" обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 14.8 КоАП РФ непредставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия или бездействие, направленные на нарушение норм федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации о льготах и преимуществах определенных категорий потребителей, а также о порядке предоставления этих льгот и преимуществ.
Частью 1 статьи 160 ЖК РФ предусмотрено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно части 3 статьи 160 ЖК РФ компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
В соответствии с Законом Архангельской области от 10.11.2004 N 262-33-ОЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан" (далее - Закон N 262-33-ОЗ) к лицам, получающим социальную поддержку, относятся ветераны труда Архангельской области.
В силу статьи 3 этого Закона ветеранам труда Архангельской области предоставляются меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах установленной социальной нормы площади жилья. Льготы по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде, независимо от формы собственности; оплаты в размере 50 процентов стоимости коммунальных услуг (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), предоставленных в жилом помещении и в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, а также в жилом помещении в домовладении, в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с абзацем вторым пункта 8 настоящей статьи.
В целях реализации мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом N 262-33-ОЗ на территории Архангельской области принят Закон Архангельской области от 28.05.2008 N 515-27-ОЗ "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" (далее - Закон N 515-27-ОЗ).
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона N 515-27-ОЗ меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренные нормативными правовыми актами, указанными в пункте 2 этой статьи, предоставляются непосредственно гражданам в денежной форме путем перечисления средств на их банковские счета или через почтовые отделения связи.
Пунктом 1.1 статьи 3 Закона N 515-27-ОЗ предусмотрено, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, предусмотренные нормативными правовыми актами, указанными в пункте 2 статьи 1 настоящего Областного закона, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Из положений статьи 3 Закона N 515-27-ОЗ следует, что перечисление в соответствии с пунктом 1 статьи 1 этого Закона средств гражданам на их банковские счета или через почтовые отделения связи осуществляется ежемесячно не позднее 12-го числа месяца, следующего за месяцем, за который производится оплата жилого помещения и коммунальных услуг. При этом порядок предоставления указанных мер социальной поддержки устанавливается постановлением правительства Архангельской области.
Такой порядок утвержден постановлением правительства Архангельской области от 10.03.2010 N 61-пп (далее - Порядок N 61-пп).
Согласно пункту 3 Порядка N 61-пп меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме путем перечисления денежных средств гражданам на их банковские счета либо через организации почтовой связи.
В пункте 4 Порядка N 61-пп установлено, что оплата жилого помещения и коммунальных услуг производится гражданами в соответствии с платежными документами (счетом-квитанцией, отражающим суммы начисленных платежей и суммы, подлежащие перечислению гражданину в виде денежной выплаты) по установленным ставкам и тарифам в полном объеме.
В соответствии с пунктом 5 названного Порядка расчет денежной выплаты осуществляется организациями, производящими начисление оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, включая твердое топливо и сжиженный газ, исходя из установленной социальной нормы площади жилья (если иное не установлено законодательством), действующих ставок, тарифов и нормативов потребления (если иное не установлено законодательством), стоимости твердого топлива и сжиженного газа. Организации в установленном порядке несут ответственность за правильность производимых расчетов.
В силу пункта 23 Порядка N 61-пп организации жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющие начисление платежей населению по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, на основании заключенных соглашений с государственными учреждениями ежемесячно, до 5-го числа, представляют (на магнитных носителях) в государственные учреждения списки (с указанием суммы начисленных денежных выплат за предыдущий месяц) получателей денежной выплаты, имеющих задолженность по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, установленную вступившим в законную силу решением суда (в том числе реквизиты судебного решения: наименование суда, вынесшего решение, дата вынесения и вступления в законную силу решения суда, номер дела, размер и период задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг), а также получателей денежной выплаты, не выполняющих соглашение по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (при наличии такого соглашения).
Пунктом 16 Порядка N 61-пп предусмотрено, что руководитель государственного учреждения Архангельской области - отделения социальной защиты населения принимает решение о приостановлении предоставления денежных выплат в числе прочего в следующих случаях: наличия у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в течение двух и более месяцев подряд; незаключения и (или) невыполнения соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (при наличии такого соглашения). Решение о приостановлении предоставления денежных выплат принимается в течение пяти рабочих дней со дня получения от организаций жилищно-коммунального хозяйства информации о гражданах, имеющих задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в течение двух и более месяцев подряд либо не заключивших и (или) не выполняющих соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (при наличии такого соглашения). Предоставление денежной выплаты приостанавливается с первого числа месяца, в котором наступили обстоятельства, вследствие которых гражданину приостановлено предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В случае принятия решения о приостановлении предоставления денежных выплат государственное учреждение в течение десяти рабочих дней направляет в адрес получателя денежной выплаты уведомление, содержащее информацию: о причинах приостановления предоставления денежных выплат; о дате, с которой приостановлено предоставление денежных выплат; о мерах, которые необходимо принять получателю денежных выплат для возобновления получения денежных выплат.
Как следует из материалов дела, гражданки Бикулова Е.Б. и Лейбман М.А. состоят на льготном учете по категории "Ветеран труда Архангельской области", следовательно, они являются лицами, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Также из материалов дела следует, что Бикулова Е.Б. и Лейбман М.А. являются собственниками квартир в многоквартирном доме N 11 по улице Ф. Абрамова в городе Архангельске.
При этом в соответствии с агентским договором от 01.05.2011 N 3-УК4/11 (том 1, листы 85 - 88), заключенным обществом с ограниченной ответственностью "Информационно-расчетный центр" (далее - ООО "ИРЦ", агент) и ООО УК 4 "Наш дом - Архангельск" (принципал), агент обязался за счет принципала осуществлять сбор платежей с населения в многоквартирных домах, в том числе в многоквартирном доме N 11 по улице Ф. Абрамова в городе Архангельске, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, содержание и техническое обслуживание лифтов, вывоз ТБО и КГС (в том числе утилизацию), обслуживание внутригазового оборудования; платы за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; платы за отопление и горячее водоснабжение, а также производить перечисление фактически собранных денежных средств непосредственно принципалу.
В силу абзаца второго пункта 1.1.1 агентского договора от 01.05.2011 N 3-УК4/11 агент обязуется осуществлять начисление платежей населению в многоквартирных домах принципала по расчетным квитанциям, форму и содержание которых утверждает принципал.
Как следует из представленных административному органу государственным казенным учреждением "Отделение социальной защиты населения по городу Архангельску" сведений, основанием для приостановления денежной выплаты потребителям Бикуловой Е.Б. и Лейбман М.А. явились сведения о наличии у них задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за октябрь 2013 года без указания суммы долга, представленные ООО "ИРЦ" в обменном файле от 03.11.2013.
В ходе административного расследования управлением установлено, что числящаяся за Бикуловой Е.Б. и Лейбман М.А. задолженность по статье "Целевой взнос на ремонт стояков" образовалась из-за начисления обществом указанной платы за апрель и май 2013 года - из расчета 39,33 руб./кв. м в суммах 1962 руб. 57 коп. (Бикулова Е.Б.) и 2473 руб. 86 коп. (Лейбман М.А.); за июнь 2013 года - из расчета 39,32 руб./кв. м в сумме 2473 руб. 23 коп. (Лейбман М.А.) и 1962 руб. 07 коп. (Бикулова Е.Б.).
Названные суммы, основанные на тарифах 39,33 руб./кв. м и 39,32 руб./кв. м самовольно начислены по указанию генерального директора общества от 24.04.2013 N 02/04-84 в нарушение требований ЖК РФ.
Из решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 25.02.2012 следует, что собственниками утверждены стоимость капитального ремонта стояков водопровода и канализации в размере 1 143 741 руб. 36 коп., а также порядок финансирования данных работ - за счет средств собственников помещений по статье "Капитальный ремонт", при этом плата за капитальный ремонт установлена в размере 3,60 руб./кв. м, срок возмещения расходов на капитальный ремонт определен до 20.12.2012.
При этом, как правильно отметил суд первой инстанции, решения собственниками помещений многоквартирного дома N 11 по улице Ф. Абрамова в городе Архангельске по утверждению дополнительной платы за капитальный ремонт в размере 39,33 руб./кв. м на апрель - май 2013 года и 39,32 руб./кв. м - на июнь 2013 года не принималось.
Как правильно указал суд первой инстанции, протокол от 25.02.2012 итогов голосования внеочередного общего собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома также не содержит решения по утверждению дополнительной платы за капитальный ремонт в указанных размерах на период с апреля по май 2013 года и на июнь 2013 года. Приведенная в этом протоколе формулировка итогов голосования по третьему вопросу (об утверждении источника финансирования и сроков возмещения расходов на капитальный ремонт) не дает оснований считать, что собственниками принято решение по утверждению дополнительной платы за капитальный ремонт в размерах 39,33 руб./кв. м на апрель - май 2013 года и 39,32 руб./кв. м - на июнь 2013 года, поскольку из ее содержания следует лишь то, что капитальный ремонт должен быть проведен исключительно за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, оплачиваемых исходя из установленного размера платежей собственников помещений по статье "Капитальный ремонт" - 3,60 рубля с одного квадратного метра, при этом утвержденный срок возмещения расходов на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений многоквартирного дома - до 01.07.2012. Взимание каких-либо дополнительных сумм с собственников помещений в указанном доме решением собственников не предусмотрено.
Таким образом, основания для применения указанных тарифов для расчета платы по статье "Целевой взнос на ремонт стояков" (39,33 руб./кв. м на апрель - май 2013 года и 39,32 руб./кв. м на июнь 2013 года) у общества отсутствовали, в связи с этим Бикулова Е.Б. и Лейбман М.А. правомерно не уплачивали начисленные им суммы такого целевого взноса.
Как следует из материалов дела, указанные граждане своевременно и в полном объеме производили оплату предъявляемых им счетам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, за исключением оплаты указанного целевого взноса, в связи с чем задолженности по оплате коммунальных услуг у них не имелось.
Поскольку обществом с ограниченной ответственностью "Центр расчетных услуг" были представлены недостоверные сведения о наличии у Бикуловой Е.Б. и Лейбман М.А. задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, то с 01.10.2013 указанным гражданам неправомерно приостановлена выплата предусмотренной льготы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Таким образом, в результате именно неправомерных действий общества, являющегося организацией, ответственной за правильность производимых расчетов, и организацией, осуществляющей начисление платежей за жилое помещение и расчет денежной выплаты, были не предоставлены Бикуловой Е.Б. и Лейбман М.А. льготы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусматривает, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае общество не представило доказательств, подтверждающих, что оно приняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в деянии ООО УК 4 "Наш дом - Архангельск" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.8 КоАП РФ.
Доводы, приведенные обществом в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции, им в соответствии со статьей 71 АПК РФ дана надлежащая оценка.
На основании изложенного выводы суда первой инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с этим основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 октября 2014 года по делу N А05-7220/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью УК 4 "Наш дом-Архангельск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.В.МУРАХИНА
Судьи
Н.Н.ОСОКИНА
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)