Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: О.Г. Красковской
Судей: А.В. Солодилова, И.А. Тарасова
при участии:
- от истца: Химкина З.В., представитель по доверенности N КЭ-18-18-14/210Д от 01.01.2014; Макгаева И.Р., представитель по доверенности N КЭ-18-18-14/459 Д от 02.08.2014;
- от ответчика: Абоимов А.А., представитель по доверенности б/н от 12.02.2014;
- рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
на решение от 18.03.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2014
по делу N А24-5130/2013
Арбитражного суда Камчатского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Н.Б.Кудрявцев, в апелляционном суде судьи: С.В.Шевченко, К.П.Засорин, И.С.Чижиков
По иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Силуэт"
третьи лица: Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, Государственная жилищная инспекция Камчатского края
о запрете выставлении счетов и сбора денежных средств
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (ОГРН 1024101024078, ИНН 4100000668, место нахождения: 683000, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Набережная, 10; далее - ОАО "Камчатскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Силуэт" (ОГРН 1114177003775, ИНН 4105040294, место нахождения: 683023, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, проспект Победы, 77, 9; далее - управляющая компания) об установлении запрета на выставление счетов и сбор денежных средств в оплату коммунальных услуг по отоплению, горячему водоснабжению, электроснабжению в отношении потребителей, проживающих в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении ответчика.
Иск обоснован тем, что управляющая компания, осуществляя функции управления рядом жилых домов, не заключила с ОАО "Камчатскэнерго" договоры о приобретении коммунального ресурса. Вследствие этого в силу положений пунктов 14, 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (Далее - Правила N 354), именно истец выступает в отношениях с конечными потребителями в качестве исполнителя коммунальных услуг соответствующего вида. Следовательно, ответчик не вправе выставлять счета и взимать с населения домов плату за отпущенные коммунальные ресурсы. Поскольку ответчик продолжает осуществлять данные действия, иск должен быть удовлетворен с установлением соответствующего запрета вплоть до заключения между сторонами договоров ресурсоснабжения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственная жилищная инспекция Камчатского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края.
Решением от 18.03.2014 в иске отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2014 решение оставлено без изменения.
Судебные акты мотивированы тем, что обязанность управляющей компании по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям в обслуживаемых объектах жилищного фонда возникла непосредственно после заключения договора управления, и между сторонами фактически сложились договорные правоотношения по приобретению коммунального ресурса. Исполнение данной обязанности пункт 14 Правил N 354 связывает с самим фактом поставки на дома коммунальных ресурсов для оказания соответствующих коммунальных услуг, в том числе и в рамках фактически сложившихся договорных правоотношений между сторонами, что имеет место в данном случае. При этом в расчетах за энергоресурс обязанным лицом перед ОАО "Камчатскэнерго" в силу положений статьи 155 ЖК РФ и Правил N 354 является ответчик. Как следствие, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
В кассационной жалобе ОАО "Камчатскэнерго" просит решение и постановление апелляционного суда отменить, принять новое решение об удовлетворении иска, либо направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что суды неверно применили к спорным правоотношениям пункты 14, 17 Правил N 354, которые прямо указывают на отсутствие у управляющей организации статуса исполнителя коммунальных услуг до заключения соответствующего договора на приобретение коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающей организацией. Полагает, что законодательно определены различные варианты расчетов за коммунальные услуги в зависимости от организации взаимоотношений по оказанию коммунальных услуг. Считает неверным вывод судов об избрании истцом ненадлежащего способа защиты, считает данный способ адекватным допущенному нарушению его прав со стороны ответчика, взимающего плату за коммунальные услуги без осуществления расчетов с ОАО "Камчатскэнерго". Иск направлен на предупреждение нарушения и на превентивную защиту интересов истца.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края также поддержало мнение о наличии оснований для отмены решения.
Управляющая компания в отзыве на кассационную жалобу выражает несогласие с приведенными в ней доводами, считает решение и постановление апелляционного суда соответствующими закону и предлагает оставить их без изменения.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции, проведенном посредством систем видеоконференц-связи, представители истца и ответчика поддержали доводы, изложенные в жалобе и в отзыве на нее.
Проверив законность решения и постановления апелляционного суда, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований для их отмены, предусмотренных в статье 288 АПК РФ, не имеется, исходя из следующего.
Суды установили, что в управлении управляющей компании находится ряд многоквартирных жилых домов в г. Петропавловске-Камчатском по ул. Тушканова, 9, ул. Блюхера, 43, ул. Мишенная, 102, ул. Пржевальского, 24, ул. Геологическая, 4, пр. Победы, 59/1 (45/1), ул. Космонавтов, 53, ул. Космонавтов, 3, ул. Беринга, 117, пр. Рыбаков, 1, 1/1, 3, 22.
ОАО "Камчатскэнерго" поставляет в названные многоквартирные дома коммунальные ресурсы, затрачиваемые на оказание населению домов коммунальных услуг по отоплению, горячему водоснабжению и электроснабжению.
Между сторонами не подписаны договоры на приобретение коммунальных ресурсов.
ОАО "Камчатскэнерго" правомерно исходит из того, что в силу положений пунктов 2, 14, 17 Правил N 354 управляющая организация приступает к предоставлению коммунальной услуги в любом случае не ранее начала поставки коммунального ресурса по соответствующему договору, заключенному с ресурсоснабжающей организацией. До заключения такого договора лицом, предоставляющим коммунальные услуги соответствующего вида, следует рассматривать ресурсоснабжающую организацию. При этом требования к порядку и форме заключения договоров ресурсоснабжения в настоящее время императивно определены в Правилах, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Между тем истец не учитывает, что Правила N 354 вступили в силу с 01.09.2012 (подпункт "в" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" - далее - Постановление N 354). В свою очередь, из материалов дела, в том числе вступивших в законную силу преюдициально значимых для настоящего дела судебных актов по делу N А24-1621/2013 Арбитражного суда Камчатского края следует, что ответчик приступил к исполнению обязанностей по управлению названными домами и оказанию коммунальных услуг населению до вступления в силу указанных Правил. Сложившиеся между сторонами правоотношения по поставке и приобретению коммунальных ресурсов фактически признавались и воспринимались в качестве договорных с учетом требований ранее действовавших Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
Согласно подпункту "а" пункта 2 Постановления N 354 утвержденные им Правила применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
Из содержания данной нормы права и Постановления N 354 в целом не следует, что в связи с вступлением в силу Правил N 354 управляющие организации, ранее приступившие к предоставлению коммунальных услуг населению управляемых ими объектов жилищного фонда, но не заключившие в установленном ныне порядке договоры ресурсоснабжения, утрачивают статус исполнителей коммунальных услуг. Из содержания пунктов 14, 17 Правил N 354 такой вывод также не усматривается.
При таких обстоятельствах у судов отсутствовали причины рассматривать ОАО "Камчатскэнерго" в качестве исполнителя коммунальных услуг по названным в иске объектам жилищного фонда и применять запреты, связанные с осуществлением функций исполнителя, к ответчику, обладающему таким статусом.
Как следствие, кассационная инстанция отклоняет доводы заявителя жалобы о несогласии с применением судами положений Правил N 354 и их выводом об избрании истцом ненадлежащего способа защиты, поскольку в данном случае суждения судов не повлияли на итог рассмотрения спора.
В связи с изложенным решение и постановление апелляционного суда не подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 18.03.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2014 по делу N А24-5130/2013 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
О.Г.КРАСКОВСКАЯ
Судьи
А.В.СОЛОДИЛОВ
И.А.ТАРАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 12.09.2014 N Ф03-3970/2014 ПО ДЕЛУ N А24-5130/2013
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2014 г. N Ф03-3970/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: О.Г. Красковской
Судей: А.В. Солодилова, И.А. Тарасова
при участии:
- от истца: Химкина З.В., представитель по доверенности N КЭ-18-18-14/210Д от 01.01.2014; Макгаева И.Р., представитель по доверенности N КЭ-18-18-14/459 Д от 02.08.2014;
- от ответчика: Абоимов А.А., представитель по доверенности б/н от 12.02.2014;
- рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
на решение от 18.03.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2014
по делу N А24-5130/2013
Арбитражного суда Камчатского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Н.Б.Кудрявцев, в апелляционном суде судьи: С.В.Шевченко, К.П.Засорин, И.С.Чижиков
По иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Силуэт"
третьи лица: Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, Государственная жилищная инспекция Камчатского края
о запрете выставлении счетов и сбора денежных средств
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (ОГРН 1024101024078, ИНН 4100000668, место нахождения: 683000, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Набережная, 10; далее - ОАО "Камчатскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Силуэт" (ОГРН 1114177003775, ИНН 4105040294, место нахождения: 683023, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, проспект Победы, 77, 9; далее - управляющая компания) об установлении запрета на выставление счетов и сбор денежных средств в оплату коммунальных услуг по отоплению, горячему водоснабжению, электроснабжению в отношении потребителей, проживающих в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении ответчика.
Иск обоснован тем, что управляющая компания, осуществляя функции управления рядом жилых домов, не заключила с ОАО "Камчатскэнерго" договоры о приобретении коммунального ресурса. Вследствие этого в силу положений пунктов 14, 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (Далее - Правила N 354), именно истец выступает в отношениях с конечными потребителями в качестве исполнителя коммунальных услуг соответствующего вида. Следовательно, ответчик не вправе выставлять счета и взимать с населения домов плату за отпущенные коммунальные ресурсы. Поскольку ответчик продолжает осуществлять данные действия, иск должен быть удовлетворен с установлением соответствующего запрета вплоть до заключения между сторонами договоров ресурсоснабжения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственная жилищная инспекция Камчатского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края.
Решением от 18.03.2014 в иске отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2014 решение оставлено без изменения.
Судебные акты мотивированы тем, что обязанность управляющей компании по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям в обслуживаемых объектах жилищного фонда возникла непосредственно после заключения договора управления, и между сторонами фактически сложились договорные правоотношения по приобретению коммунального ресурса. Исполнение данной обязанности пункт 14 Правил N 354 связывает с самим фактом поставки на дома коммунальных ресурсов для оказания соответствующих коммунальных услуг, в том числе и в рамках фактически сложившихся договорных правоотношений между сторонами, что имеет место в данном случае. При этом в расчетах за энергоресурс обязанным лицом перед ОАО "Камчатскэнерго" в силу положений статьи 155 ЖК РФ и Правил N 354 является ответчик. Как следствие, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
В кассационной жалобе ОАО "Камчатскэнерго" просит решение и постановление апелляционного суда отменить, принять новое решение об удовлетворении иска, либо направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что суды неверно применили к спорным правоотношениям пункты 14, 17 Правил N 354, которые прямо указывают на отсутствие у управляющей организации статуса исполнителя коммунальных услуг до заключения соответствующего договора на приобретение коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающей организацией. Полагает, что законодательно определены различные варианты расчетов за коммунальные услуги в зависимости от организации взаимоотношений по оказанию коммунальных услуг. Считает неверным вывод судов об избрании истцом ненадлежащего способа защиты, считает данный способ адекватным допущенному нарушению его прав со стороны ответчика, взимающего плату за коммунальные услуги без осуществления расчетов с ОАО "Камчатскэнерго". Иск направлен на предупреждение нарушения и на превентивную защиту интересов истца.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края также поддержало мнение о наличии оснований для отмены решения.
Управляющая компания в отзыве на кассационную жалобу выражает несогласие с приведенными в ней доводами, считает решение и постановление апелляционного суда соответствующими закону и предлагает оставить их без изменения.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции, проведенном посредством систем видеоконференц-связи, представители истца и ответчика поддержали доводы, изложенные в жалобе и в отзыве на нее.
Проверив законность решения и постановления апелляционного суда, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований для их отмены, предусмотренных в статье 288 АПК РФ, не имеется, исходя из следующего.
Суды установили, что в управлении управляющей компании находится ряд многоквартирных жилых домов в г. Петропавловске-Камчатском по ул. Тушканова, 9, ул. Блюхера, 43, ул. Мишенная, 102, ул. Пржевальского, 24, ул. Геологическая, 4, пр. Победы, 59/1 (45/1), ул. Космонавтов, 53, ул. Космонавтов, 3, ул. Беринга, 117, пр. Рыбаков, 1, 1/1, 3, 22.
ОАО "Камчатскэнерго" поставляет в названные многоквартирные дома коммунальные ресурсы, затрачиваемые на оказание населению домов коммунальных услуг по отоплению, горячему водоснабжению и электроснабжению.
Между сторонами не подписаны договоры на приобретение коммунальных ресурсов.
ОАО "Камчатскэнерго" правомерно исходит из того, что в силу положений пунктов 2, 14, 17 Правил N 354 управляющая организация приступает к предоставлению коммунальной услуги в любом случае не ранее начала поставки коммунального ресурса по соответствующему договору, заключенному с ресурсоснабжающей организацией. До заключения такого договора лицом, предоставляющим коммунальные услуги соответствующего вида, следует рассматривать ресурсоснабжающую организацию. При этом требования к порядку и форме заключения договоров ресурсоснабжения в настоящее время императивно определены в Правилах, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Между тем истец не учитывает, что Правила N 354 вступили в силу с 01.09.2012 (подпункт "в" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" - далее - Постановление N 354). В свою очередь, из материалов дела, в том числе вступивших в законную силу преюдициально значимых для настоящего дела судебных актов по делу N А24-1621/2013 Арбитражного суда Камчатского края следует, что ответчик приступил к исполнению обязанностей по управлению названными домами и оказанию коммунальных услуг населению до вступления в силу указанных Правил. Сложившиеся между сторонами правоотношения по поставке и приобретению коммунальных ресурсов фактически признавались и воспринимались в качестве договорных с учетом требований ранее действовавших Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
Согласно подпункту "а" пункта 2 Постановления N 354 утвержденные им Правила применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
Из содержания данной нормы права и Постановления N 354 в целом не следует, что в связи с вступлением в силу Правил N 354 управляющие организации, ранее приступившие к предоставлению коммунальных услуг населению управляемых ими объектов жилищного фонда, но не заключившие в установленном ныне порядке договоры ресурсоснабжения, утрачивают статус исполнителей коммунальных услуг. Из содержания пунктов 14, 17 Правил N 354 такой вывод также не усматривается.
При таких обстоятельствах у судов отсутствовали причины рассматривать ОАО "Камчатскэнерго" в качестве исполнителя коммунальных услуг по названным в иске объектам жилищного фонда и применять запреты, связанные с осуществлением функций исполнителя, к ответчику, обладающему таким статусом.
Как следствие, кассационная инстанция отклоняет доводы заявителя жалобы о несогласии с применением судами положений Правил N 354 и их выводом об избрании истцом ненадлежащего способа защиты, поскольку в данном случае суждения судов не повлияли на итог рассмотрения спора.
В связи с изложенным решение и постановление апелляционного суда не подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 18.03.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2014 по делу N А24-5130/2013 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
О.Г.КРАСКОВСКАЯ
Судьи
А.В.СОЛОДИЛОВ
И.А.ТАРАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)