Судебные решения, арбитраж
Земля под домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Струкачевой Н.П.,
при участии:
- от заявителя: начальник юридического отдела Робакидзе В.И. (доверенность от 30.09.2013 N 286/2013/06);
- от заинтересованного лица: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
- от третьих лиц: представители не явились, уведомлены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 11.10.2013 по делу N А32-33989/2012, принятое судьей Орловой А.В.,
по заявлению открытого акционерного общества "Краснодаргоргаз"
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю,
при участии третьих лиц: Краснодарская краевая ассоциация по защите прав потребителей, Пономарев А.И., Савченко Л.Ф., МУ "РЭП-32",
о признании недействительным решения,
установил:
ОАО "Краснодаргоргаз" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 17.10.2012 г. по делу N 127/2012, согласно которому в действиях ОАО "Краснодаргоргаз" признан факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившийся в ущемлении интересов владельцев и нанимателей жилых помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по ул. Бульвар Платановый. 5, в г. Краснодаре, в том числе гр. Савченко Л.Ф., путем приостановления газоснабжения с 22.05.2012 г. в нарушение порядка и условий приостановления исполнения договора поставки газа, установленных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2013 оспариваемое решение признано недействительным в части пунктов 1, 3. Судебный акт мотивирован тем, что действия ОАО "Краснодаргоргаз", ограничивающие поставку газа потребителям, не заключившим договоры на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, соответствуют Правилам поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 (Правила N 549).
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что общество в нарушение Правил N 549 не представило потребителям соответствующих уведомлений, определяющих причины и дату ввода ограничения поставки газа в жилые помещения. Также антимонопольный орган указывает, что из-за хаотичности и множественности направленных в адрес потребителя уведомлений, последний не имел возможности точно определить дату приостановления поставки коммунальных услуг. Также антимонопольный орган считает указание соответствующей информации о приостановлении подачи газа в счетах-извещениях на оплату газа ненадлежащим способом уведомления потребителя. Выводы суда общей юрисдикции в части правомерности действий ОАО "Краснодаргоргаз" по отключению потребителей, у которых имелись соответствующие договоры на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, не могут носить преюдициальный характер. При этом Управление полагает недоказанным факт эксплуатации в спорном многоквартирном доме ненадлежащего газоиспользующего оборудования, явившийся основанием для приостановления газоснабжения. По мнению антимонопольного органа, представленный акт обследования содержит только выводы, не описывает характер неисправностей, что не позволяет принять данный документ в качестве доказательства наличия соответствующих оснований для приостановления газоснабжения.
ОАО "Краснодаргоргаз" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Представители заинтересованного и третьих лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Согласно части 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с подпунктом "к" пункта 21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановление Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 (Правила N 549), на абоненте лежит обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования (далее - ВДГО), своевременно заключать договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении.
Внутридомовое газовое оборудование - газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа (пункт 3 Правил N 549).
В силу пункта 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, газопроводы многоквартирного дома до первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков относятся к внутридомовой инженерной системе газоснабжения и являются частью общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) плата за содержание общего имущества является составной частью платы за жилое помещение. Статьей 155 Жилищного кодекса определено, что плата за жилое помещение в зависимости от выбранного собственниками жилых помещений способа управления многоквартирным домом вносится управляющей организации, ТСЖ, ЖСК, ЖК или иной специализированный кооператив, на которых в силу статей 110, 138 и 161 Жилищного кодекса лежит обязанность по обеспечению надлежащего содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.
С указанными положениями Жилищного кодекса корреспондируется содержащееся в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам), понятие "исполнителя", которое возлагает на него ответственность за обслуживание внутридомовых инженерных систем, в том числе системы газоснабжения.
Обязанность потребителя газа по заключению договора на техническое обслуживание ВДГО предусмотрена пунктом 93 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Согласно подпункту "е" пункта 45 Правил N 549 поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента в случае отсутствия у абонента договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного со специализированной организацией.
До приостановления исполнения договора поставщик газа обязан направить абоненту 2 уведомления о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах. Направление первого уведомления о предстоящем приостановлении подачи газа осуществляется не позднее чем за 40 календарных дней, а второго - не позднее чем за 20 календарных дней до дня приостановления подачи газа (пункт 46 Правил N 549).
При этом в силу пункта 47 Правил N 549 подача газа без предварительного уведомления абонента может быть приостановлена в следующих случаях:
а) авария в газораспределительной сети;
б) авария внутридомового или внутриквартирного газового оборудования либо утечка газа из внутридомового или внутриквартирного газового оборудования;
в) техническое состояние внутридомового или внутриквартирного газового оборудования по заключению специализированной организации, с которой абонент заключил договор о техническом обслуживании указанного оборудования, создает угрозу возникновения аварии.
Таким образом, законодателем определены конкретные условия, при наличии которых поставщик газа вправе приостановить подачу газа абонентам.
Антимонопольным органом установлено, что ОАО "Краснодаргоргаз" является газоснабжающей организацией.
В статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" определено, что услуги по транспортировке газа по трубопроводам относятся к естественно-монопольному виду деятельности.
На этом основании ОАО "Краснодаргоргаз" как субъект естественной монополии занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по транспортировке газа по трубопроводам, географическими границами которого является территория, охваченная присоединенными газораспределительными сетями данного Общества.
Следовательно, деятельность Общества подлежит регулированию с учетом требований антимонопольного законодательства.
Из материалов дела следует, что поставка газа осуществляется ОАО "Краснодаргоргаз" на основании заключенных им как поставщиком с физическими лицами договоров в виде открытых лицевых счетов.
Оспариваемым решением в действиях ОАО "Краснодаргоргаз" выявлен факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившийся в ущемлении интересов владельцев и нанимателей жилых помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по ул. Бульвар Платановый, 5, в г. Краснодаре, в том числе гр. Савченко Л.Ф., путем приостановления газоснабжения с 22.05.2012 в нарушение п. 46 Правил N 549.
Как следует из материалов дела, 22.05.2012 ОАО "Краснодаргоргаз", являясь исполнителем услуг по подаче газа, отключило подачу газа в квартиры абонентов, которые являются добросовестными плательщиками услуг. Свои действия общество обосновало тем, что абоненты не заключили с ним договоры на техническое обслуживание внутридомового газового обслуживания.
Судом установлено, что ОАО "Краснодаргоргаз", помимо уведомлений о необходимости заключения такого договора в средствах массовой информации и на официальном сайте ОАО "Краснодаргоргаз" - www.krasnodar.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, ежемесячно в счет-квитанциях уведомляло своих абонентов о необходимости заключения договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении.
Довод антимонопольного органа о том, что в направляемых счетах-извещениях отсутствует указание конкретной даты приостановления поставки газа, не принимается судом ввиду следующего.
Правилами N 549 в уведомлении о приостановлении поставки газа не предусмотрено проставление даты и срока приостановления поставки газа, а имеется указание на необходимость направления уведомлений о предстоящем отключении не позднее, чем за 40, а последующее уведомление - не позднее, чем за 20 дней предстоящего приостановления поставки газа. Соответствующее требование обществом соблюдено. ОАО "Краснодаргоргаз" исполнило обязанность по направлению уведомлений не позднее, чем за 40, а последующее уведомление - не позднее, чем за 20 дней предстоящего приостановления поставки газа, в соответствии с п. 46 Правил N 549.
Кроме того, факт направления надлежащих уведомлений в адрес потребителей установлен и вступившим в законную силу решения Ленинского районного суда г. Краснодара по исковому заявлению Краснодарской краевой ассоциации по защите прав потребителей к ОАО "Краснодаргоргаз" о признании противоправными действий ограничивающих поставку газа в отношении неопределенного круга потребителей, своевременно оплачивающим газ и имеющих договоры на обслуживание внутридомового газового оборудования со специализированной организацией.
В решении Ленинского районного суда от 26.07.2012 сделан вывод о том, что абоненты неоднократно надлежащим образом были уведомлены о приостановлении поставки газа в случае отсутствия договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, в соответствии с п. 46 Правил, что подтверждается копией счет-извещения за услуги газоснабжения, подписанные абонентами.
По правилам части 3 статьи 69 АПК РФ данное обстоятельство признается арбитражным судом апелляционной инстанции установленным и не требующим дополнительного повторного доказывания в рамках настоящего дела.
Ссылка антимонопольного органа на то, что данные выводы суда имеют правовой характер и не являются обязательными при рассмотрении арбитражным судом настоящего дела, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку, в данном случае, доказательства извещения абонентов о предстоящем отключении в случае неисполнения обязанности по заключению договора на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования представлены в материалы дела, доводы антимонопольного органа о том, что указанная поставщиком услуг информация в квитанциях на оплату мелким шрифтом не соответствует требованиям пункта 46 Правил N 549, является несостоятельным и не основан на нормах права, которыми не установлена обязательная форма такого уведомления потребителя. Данными нормами установлены только требования к содержанию и срокам направления такого уведомления, которые поставщиком соблюдены. Тот факт, что с учетом множественности таких уведомлений приостановка подачи газа произошла фактически по истечении сроков, указанных в пункте 46 Правил N 549, не означает нарушение ОАО "Краснодаргоргаз" требований указанных Правил, поскольку, более позднее отключение по сравнению со сроками, установленными Правилами, не может повлечь за собой нарушение прав потребителей, установленных данными Правилами. Напротив, потребитель имел больше времени на то, чтобы устранить допущенные нарушения и предотвратить наступившие в результате отсутствия договора на техническое обслуживание последствия.
Ссылка Управления на недоказанность факта эксплуатации в спорном многоквартирном доме ненадлежащего газоиспользующего оборудования, явившегося основанием для приостановления газоснабжения, не принимается судом апелляционной инстанции. По правилам части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Как следует из материалов дела, соответствующее доказательство наличия оснований для прекращения подачи газа ОАО "Краснодаргоргаз" представило. Таким доказательством является акт обследования, которым зафиксирован факт ненадлежащей эксплуатации газоиспользующего оборудования также внутридомового газового оборудования, в результате чего технического состояние указанного оборудования создавало угрозу возникновения аварийной ситуации. В опровержение данного факта и, как следствие, в обоснование правомерности принятого антимонопольным органом решения, не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что внутридомовое газовое оборудование соответствовало установленным техническим требованиям и фактически не создавало угрозы возникновения аварийной ситуации. Управление не указывает, на основании каких доказательств, результатов обследований и заключений специализированных организаций, оно делает выводы о том, что оборудование не находилось в том состоянии, которое могло вызвать возникновение аварийной ситуации, угрожающей жизни, здоровью и имуществу граждан. Какие именно доказательства позволяют антимонопольному органу ссылаться на необоснованность выводов комиссии, обследовавшей внутридомовое газовое оборудование спорного многоквартирного дома, состоящей из представителей специализированной организации, в том числе начальника и мастера службы ВДГО, слесаря службы ВДГО, а также утвердившего акт ведущего инженера по организации работ по ТО объектов газового хозяйства, заявителем жалобы не указано.
В этой связи суд считает безосновательной ссылку антимонопольного органа на недоказанность выводов, изложенных в акте обследования от 18.05.2012.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2013 по делу N А32-33989/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
Г.А.СУРМАЛЯН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.02.2014 N 15АП-20538/2013 ПО ДЕЛУ N А32-33989/2012
Разделы:Земля под домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2014 г. N 15АП-20538/2013
Дело N А32-33989/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Струкачевой Н.П.,
при участии:
- от заявителя: начальник юридического отдела Робакидзе В.И. (доверенность от 30.09.2013 N 286/2013/06);
- от заинтересованного лица: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
- от третьих лиц: представители не явились, уведомлены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 11.10.2013 по делу N А32-33989/2012, принятое судьей Орловой А.В.,
по заявлению открытого акционерного общества "Краснодаргоргаз"
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю,
при участии третьих лиц: Краснодарская краевая ассоциация по защите прав потребителей, Пономарев А.И., Савченко Л.Ф., МУ "РЭП-32",
о признании недействительным решения,
установил:
ОАО "Краснодаргоргаз" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 17.10.2012 г. по делу N 127/2012, согласно которому в действиях ОАО "Краснодаргоргаз" признан факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившийся в ущемлении интересов владельцев и нанимателей жилых помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по ул. Бульвар Платановый. 5, в г. Краснодаре, в том числе гр. Савченко Л.Ф., путем приостановления газоснабжения с 22.05.2012 г. в нарушение порядка и условий приостановления исполнения договора поставки газа, установленных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2013 оспариваемое решение признано недействительным в части пунктов 1, 3. Судебный акт мотивирован тем, что действия ОАО "Краснодаргоргаз", ограничивающие поставку газа потребителям, не заключившим договоры на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, соответствуют Правилам поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 (Правила N 549).
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что общество в нарушение Правил N 549 не представило потребителям соответствующих уведомлений, определяющих причины и дату ввода ограничения поставки газа в жилые помещения. Также антимонопольный орган указывает, что из-за хаотичности и множественности направленных в адрес потребителя уведомлений, последний не имел возможности точно определить дату приостановления поставки коммунальных услуг. Также антимонопольный орган считает указание соответствующей информации о приостановлении подачи газа в счетах-извещениях на оплату газа ненадлежащим способом уведомления потребителя. Выводы суда общей юрисдикции в части правомерности действий ОАО "Краснодаргоргаз" по отключению потребителей, у которых имелись соответствующие договоры на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, не могут носить преюдициальный характер. При этом Управление полагает недоказанным факт эксплуатации в спорном многоквартирном доме ненадлежащего газоиспользующего оборудования, явившийся основанием для приостановления газоснабжения. По мнению антимонопольного органа, представленный акт обследования содержит только выводы, не описывает характер неисправностей, что не позволяет принять данный документ в качестве доказательства наличия соответствующих оснований для приостановления газоснабжения.
ОАО "Краснодаргоргаз" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Представители заинтересованного и третьих лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Согласно части 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с подпунктом "к" пункта 21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановление Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 (Правила N 549), на абоненте лежит обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования (далее - ВДГО), своевременно заключать договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении.
Внутридомовое газовое оборудование - газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа (пункт 3 Правил N 549).
В силу пункта 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, газопроводы многоквартирного дома до первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков относятся к внутридомовой инженерной системе газоснабжения и являются частью общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) плата за содержание общего имущества является составной частью платы за жилое помещение. Статьей 155 Жилищного кодекса определено, что плата за жилое помещение в зависимости от выбранного собственниками жилых помещений способа управления многоквартирным домом вносится управляющей организации, ТСЖ, ЖСК, ЖК или иной специализированный кооператив, на которых в силу статей 110, 138 и 161 Жилищного кодекса лежит обязанность по обеспечению надлежащего содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.
С указанными положениями Жилищного кодекса корреспондируется содержащееся в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам), понятие "исполнителя", которое возлагает на него ответственность за обслуживание внутридомовых инженерных систем, в том числе системы газоснабжения.
Обязанность потребителя газа по заключению договора на техническое обслуживание ВДГО предусмотрена пунктом 93 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Согласно подпункту "е" пункта 45 Правил N 549 поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента в случае отсутствия у абонента договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного со специализированной организацией.
До приостановления исполнения договора поставщик газа обязан направить абоненту 2 уведомления о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах. Направление первого уведомления о предстоящем приостановлении подачи газа осуществляется не позднее чем за 40 календарных дней, а второго - не позднее чем за 20 календарных дней до дня приостановления подачи газа (пункт 46 Правил N 549).
При этом в силу пункта 47 Правил N 549 подача газа без предварительного уведомления абонента может быть приостановлена в следующих случаях:
а) авария в газораспределительной сети;
б) авария внутридомового или внутриквартирного газового оборудования либо утечка газа из внутридомового или внутриквартирного газового оборудования;
в) техническое состояние внутридомового или внутриквартирного газового оборудования по заключению специализированной организации, с которой абонент заключил договор о техническом обслуживании указанного оборудования, создает угрозу возникновения аварии.
Таким образом, законодателем определены конкретные условия, при наличии которых поставщик газа вправе приостановить подачу газа абонентам.
Антимонопольным органом установлено, что ОАО "Краснодаргоргаз" является газоснабжающей организацией.
В статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" определено, что услуги по транспортировке газа по трубопроводам относятся к естественно-монопольному виду деятельности.
На этом основании ОАО "Краснодаргоргаз" как субъект естественной монополии занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по транспортировке газа по трубопроводам, географическими границами которого является территория, охваченная присоединенными газораспределительными сетями данного Общества.
Следовательно, деятельность Общества подлежит регулированию с учетом требований антимонопольного законодательства.
Из материалов дела следует, что поставка газа осуществляется ОАО "Краснодаргоргаз" на основании заключенных им как поставщиком с физическими лицами договоров в виде открытых лицевых счетов.
Оспариваемым решением в действиях ОАО "Краснодаргоргаз" выявлен факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившийся в ущемлении интересов владельцев и нанимателей жилых помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по ул. Бульвар Платановый, 5, в г. Краснодаре, в том числе гр. Савченко Л.Ф., путем приостановления газоснабжения с 22.05.2012 в нарушение п. 46 Правил N 549.
Как следует из материалов дела, 22.05.2012 ОАО "Краснодаргоргаз", являясь исполнителем услуг по подаче газа, отключило подачу газа в квартиры абонентов, которые являются добросовестными плательщиками услуг. Свои действия общество обосновало тем, что абоненты не заключили с ним договоры на техническое обслуживание внутридомового газового обслуживания.
Судом установлено, что ОАО "Краснодаргоргаз", помимо уведомлений о необходимости заключения такого договора в средствах массовой информации и на официальном сайте ОАО "Краснодаргоргаз" - www.krasnodar.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, ежемесячно в счет-квитанциях уведомляло своих абонентов о необходимости заключения договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении.
Довод антимонопольного органа о том, что в направляемых счетах-извещениях отсутствует указание конкретной даты приостановления поставки газа, не принимается судом ввиду следующего.
Правилами N 549 в уведомлении о приостановлении поставки газа не предусмотрено проставление даты и срока приостановления поставки газа, а имеется указание на необходимость направления уведомлений о предстоящем отключении не позднее, чем за 40, а последующее уведомление - не позднее, чем за 20 дней предстоящего приостановления поставки газа. Соответствующее требование обществом соблюдено. ОАО "Краснодаргоргаз" исполнило обязанность по направлению уведомлений не позднее, чем за 40, а последующее уведомление - не позднее, чем за 20 дней предстоящего приостановления поставки газа, в соответствии с п. 46 Правил N 549.
Кроме того, факт направления надлежащих уведомлений в адрес потребителей установлен и вступившим в законную силу решения Ленинского районного суда г. Краснодара по исковому заявлению Краснодарской краевой ассоциации по защите прав потребителей к ОАО "Краснодаргоргаз" о признании противоправными действий ограничивающих поставку газа в отношении неопределенного круга потребителей, своевременно оплачивающим газ и имеющих договоры на обслуживание внутридомового газового оборудования со специализированной организацией.
В решении Ленинского районного суда от 26.07.2012 сделан вывод о том, что абоненты неоднократно надлежащим образом были уведомлены о приостановлении поставки газа в случае отсутствия договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, в соответствии с п. 46 Правил, что подтверждается копией счет-извещения за услуги газоснабжения, подписанные абонентами.
По правилам части 3 статьи 69 АПК РФ данное обстоятельство признается арбитражным судом апелляционной инстанции установленным и не требующим дополнительного повторного доказывания в рамках настоящего дела.
Ссылка антимонопольного органа на то, что данные выводы суда имеют правовой характер и не являются обязательными при рассмотрении арбитражным судом настоящего дела, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку, в данном случае, доказательства извещения абонентов о предстоящем отключении в случае неисполнения обязанности по заключению договора на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования представлены в материалы дела, доводы антимонопольного органа о том, что указанная поставщиком услуг информация в квитанциях на оплату мелким шрифтом не соответствует требованиям пункта 46 Правил N 549, является несостоятельным и не основан на нормах права, которыми не установлена обязательная форма такого уведомления потребителя. Данными нормами установлены только требования к содержанию и срокам направления такого уведомления, которые поставщиком соблюдены. Тот факт, что с учетом множественности таких уведомлений приостановка подачи газа произошла фактически по истечении сроков, указанных в пункте 46 Правил N 549, не означает нарушение ОАО "Краснодаргоргаз" требований указанных Правил, поскольку, более позднее отключение по сравнению со сроками, установленными Правилами, не может повлечь за собой нарушение прав потребителей, установленных данными Правилами. Напротив, потребитель имел больше времени на то, чтобы устранить допущенные нарушения и предотвратить наступившие в результате отсутствия договора на техническое обслуживание последствия.
Ссылка Управления на недоказанность факта эксплуатации в спорном многоквартирном доме ненадлежащего газоиспользующего оборудования, явившегося основанием для приостановления газоснабжения, не принимается судом апелляционной инстанции. По правилам части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Как следует из материалов дела, соответствующее доказательство наличия оснований для прекращения подачи газа ОАО "Краснодаргоргаз" представило. Таким доказательством является акт обследования, которым зафиксирован факт ненадлежащей эксплуатации газоиспользующего оборудования также внутридомового газового оборудования, в результате чего технического состояние указанного оборудования создавало угрозу возникновения аварийной ситуации. В опровержение данного факта и, как следствие, в обоснование правомерности принятого антимонопольным органом решения, не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что внутридомовое газовое оборудование соответствовало установленным техническим требованиям и фактически не создавало угрозы возникновения аварийной ситуации. Управление не указывает, на основании каких доказательств, результатов обследований и заключений специализированных организаций, оно делает выводы о том, что оборудование не находилось в том состоянии, которое могло вызвать возникновение аварийной ситуации, угрожающей жизни, здоровью и имуществу граждан. Какие именно доказательства позволяют антимонопольному органу ссылаться на необоснованность выводов комиссии, обследовавшей внутридомовое газовое оборудование спорного многоквартирного дома, состоящей из представителей специализированной организации, в том числе начальника и мастера службы ВДГО, слесаря службы ВДГО, а также утвердившего акт ведущего инженера по организации работ по ТО объектов газового хозяйства, заявителем жалобы не указано.
В этой связи суд считает безосновательной ссылку антимонопольного органа на недоказанность выводов, изложенных в акте обследования от 18.05.2012.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2013 по делу N А32-33989/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
Г.А.СУРМАЛЯН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)