Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть объявлена 11.11.2014
Полный текст постановления изготовлен 14.11.2014
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.
судей Стрегелевой Г.А., Смолко С.И.
при ведении протокола в судебном заседании кассационной инстанции помощником судьи Частиковой О.В.
- от открытого акционерного общества "Жилищник" (ОГРН 1076731017780, ИНН 6731065371, г. Смоленск, ул. 2-я Киевская, 20, 214018); Сергеева П.В. - представителя по доверенности от 26.06.2014;
- от общества с ограниченной ответственностью "Смоленская теплосетевая Компания" (ОГРН 1116732012100, ИНН 6732025501, г. Смоленск, ул. Кашена, 3А, 214012); Артемьевой В.Л. - представителя по доверенности от 09.01.2014 N 91; Клименковой О.А. - представителя по доверенности от 21.07.2014 N 131;
- от Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (ОГРН 1026701444615, ИНН 6730031796, г. Смоленск, ул. Октябрьской революции, 14А, 214000); не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от третьих лиц
- Сыскова Вадима Михайловича (г. Смоленск); не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- Соловьевой Татьяны Александровны (г. Смоленск); не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- - Смоленского муниципального унитарного предприятия "Вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1026701420734, ИНН 6731009296, г. Смоленск, ул. Б.Советская, 5, 214000); Ипатова В.В. - представителя по доверенности от 27.08.2014;
- рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, кассационные жалобы открытого акционерного общества "Жилищник", общества с ограниченной ответственностью "Смоленская теплосетевая компания", Смоленского муниципального унитарного предприятия "Вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 15.04.2014 (судья Печорина В.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014 (судьи Федин К.А., Стаханова В.Н., Мордасов Е.В.) по делу N А62-181/2014,
установил:
Открытое акционерное общество "Жилищник" и общество с ограниченной ответственностью "Смоленская теплосетевая компания" (далее - ОАО "Жилищник", ООО "СТК", заявители) обратились в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительными решения и предписаний Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее - Управление, антимонопольный орган, УФАС) от 10.12.2013 N 04-01/13-2013.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Сысков В.М., Соловьева Т.А., Смоленское муниципальное унитарное предприятие "Вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства" (далее - СМУП "ВЦ ЖКХ").
Решением суда от 15.04.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.07.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "Жилищник", ООО "СТК" обратились в суд кассационной инстанции с жалобами на решение и постановление, просят их отменить в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В кассационной жалобе СМУП "ВЦ ЖКХ" просит отменить решение, постановление суда, поскольку они приняты с нарушением норм материального права и принять новый судебный акт, признав незаконным решение Смоленского УФАС от 10.12.2013 N 04-01/13-2013.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобах, отзыве на них, заслушав объяснения представителей ОАО "Жилищник", ООО "СТК", СМУП "ВЦ ЖКХ", кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, ОАО "Жилищник" являясь управляющей организацией для потребителей ряда многоквартирных домов г. Смоленска, в рамках осуществления деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами заключило агентские договоры со СМУП "ВЦ ЖКХ" (Агент) (договор от 20.10.2010 N 144/10) и ООО "Смоленская ТСК" (Агент) (договор от 01.01.2013 N А-15), предметом которых является выполнение комплекса работ по расчету размера платы, изготовлению и доставке платежных документов потребителям, организации сбора и перечислению поступающих платежей от потребителей за отопление и горячее водоснабжение по жилищному фонду, находящемуся в управлении управляющей организацией ОАО "Жилищник", согласно приложению N 1, осуществлению комплекса фактических и юридических действий по возврату в судебном и ином порядке дебиторской задолженности.
В связи с поступившими в УФАС заявлениями жителей, проживающих в многоквартирных домах 26 по проспекту Гагарина и 25 по ул. Котовского в г. Смоленске, которые содержали требования, касающиеся навязывания им невыгодных условий договора, а именно: необоснованное требование о передаче денежных средств лицам, не являющимся для них стороной договора - ООО "Смоленская ТСК" и СМУП "ВЦ ЖКХ", антимонопольным органом возбуждено дело N 04-01/13-2013 по признакам нарушения пункта 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
По результатам рассмотрения антимонопольного дела Управлением принято решение от 10.12.2013, согласно которому соглашения между ОАО "Жилищник" и ООО "Смоленская ТСК" и между ОАО "Жилищник" и СМУП "ВЦ ЖКХ" о навязывании собственникам (нанимателям) помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ОАО "Жилищник", и не принявших на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решение о внесении платы за отдельные жилищно-коммунальные услуги на расчетные счета лиц, не являющихся стороной договора управления многоквартирным домом, условий о перечислении денежных средств за оказанные ОАО "Жилищник" жилищно-коммунальные услуги на расчетные счета ООО "Смоленская ТСК" и СМУП "ВЦ ЖКХ", признаны недопустимыми в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 11 Закона N 135-ФЗ.
10.12.2013 УФАС выдало ОАО "Жилищник", ООО "Смоленская ТСК" и СМУП "ВЦ ЖКХ" предписания о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции: исключении из агентских договоров положений, предусматривающих прием платежей за жилищно-коммунальные услуги на расчетные счета ООО "Смоленская ТСК", СМУП "ВЦ ЖКХ"; исключении из платежных документов, предъявляемых к оплате потребителям, не принявшим на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома решение о внесении платы за отдельные жилищно-коммунальные услуги на расчетные счета ООО "Смоленская ТСК" и СМУП "ВЦ ЖКХ", информации о том, что получателями платежей являются указанные лица.
Посчитав решение и предписания незаконными, заявители оспорили их в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно руководствовался следующим.
В силу п. 1 ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со ст. 12 настоящего Закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования).
Пункт 64 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила), устанавливает, что потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива.
Данный пункт Правил получил оценку в Решении Верховного Суда РФ от 05.05.2014 N АКПИ14-197.
Верховный Суд РФ указал на следующее. Федеральным законом от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации введены части 6.3 и 7.1, согласно которым на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда (в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед товариществом или кооперативом либо управляющей организацией соответственно, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Из содержания приведенных норм следует, что собственники помещений и наниматели жилых помещений вносят плату за коммунальные услуги (кроме потребляемых на общедомовые нужды) непосредственно ресурсоснабжающим организациям при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, и при условии, что решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги принято на общем собрании членов товарищества или кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме.
Закрепление решением этого общего собрания порядка внесения платы за коммунальные услуги означает установление нового способа исполнения обязательств потребителями коммунальных услуг перед исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива по договору, содержащему положения о предоставлении таких услуг.
Таким образом, при наличии соответствующего решения затрагивается способ исполнения обязательств в рамках правоотношений потребителей коммунальных услуг и исполнителя (в частности, управляющей организации).
В силу пункта 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ порядок внесения платы за коммунальные услуги относится к существенным условиям договора управления многоквартирным домом.
В данном случае договорами от 20.10.2010 N 144/10 и от 01.01.2013 N А-15 был изменен порядок внесения размера платы за отопление и горячее водоснабжение без решения на то собственников помещений многоквартирного дома, управление которыми осуществляет ОАО "Жилищник".
При таких обстоятельствах вывод антимонопольного органа о том, что соглашения между ОАО "Жилищник", ООО "Смоленская теплосетевая компания" и СМУП "ВЦ ЖКХ" является навязыванием потребителям услуг отопления и горячего водоснабжения, оказываемых ОАО "Жилищник", требований о перечислении денежных средств за такие услуги на расчетный счет ООО "Смоленская теплосетевая компания" и СМУП "ВЦ ЖКХ" является недопустимым в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Судами первой и апелляционной инстанций дана оценка всем доводам, в том числе указанным в кассационной жалобе. В ней по существу заявители повторяют все то, на что ссылались ранее, и это отражено в принятых судебных актах.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 15.04.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014 по делу N А62-181/2014 оставить без изменения, а кассационные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
Судьи
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
С.И.СМОЛКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 14.11.2014 ПО ДЕЛУ N А62-181/2014
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2014 г. по делу N А62-181/2014
Резолютивная часть объявлена 11.11.2014
Полный текст постановления изготовлен 14.11.2014
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.
судей Стрегелевой Г.А., Смолко С.И.
при ведении протокола в судебном заседании кассационной инстанции помощником судьи Частиковой О.В.
- от открытого акционерного общества "Жилищник" (ОГРН 1076731017780, ИНН 6731065371, г. Смоленск, ул. 2-я Киевская, 20, 214018); Сергеева П.В. - представителя по доверенности от 26.06.2014;
- от общества с ограниченной ответственностью "Смоленская теплосетевая Компания" (ОГРН 1116732012100, ИНН 6732025501, г. Смоленск, ул. Кашена, 3А, 214012); Артемьевой В.Л. - представителя по доверенности от 09.01.2014 N 91; Клименковой О.А. - представителя по доверенности от 21.07.2014 N 131;
- от Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (ОГРН 1026701444615, ИНН 6730031796, г. Смоленск, ул. Октябрьской революции, 14А, 214000); не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от третьих лиц
- Сыскова Вадима Михайловича (г. Смоленск); не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- Соловьевой Татьяны Александровны (г. Смоленск); не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- - Смоленского муниципального унитарного предприятия "Вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1026701420734, ИНН 6731009296, г. Смоленск, ул. Б.Советская, 5, 214000); Ипатова В.В. - представителя по доверенности от 27.08.2014;
- рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, кассационные жалобы открытого акционерного общества "Жилищник", общества с ограниченной ответственностью "Смоленская теплосетевая компания", Смоленского муниципального унитарного предприятия "Вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 15.04.2014 (судья Печорина В.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014 (судьи Федин К.А., Стаханова В.Н., Мордасов Е.В.) по делу N А62-181/2014,
установил:
Открытое акционерное общество "Жилищник" и общество с ограниченной ответственностью "Смоленская теплосетевая компания" (далее - ОАО "Жилищник", ООО "СТК", заявители) обратились в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительными решения и предписаний Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее - Управление, антимонопольный орган, УФАС) от 10.12.2013 N 04-01/13-2013.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Сысков В.М., Соловьева Т.А., Смоленское муниципальное унитарное предприятие "Вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства" (далее - СМУП "ВЦ ЖКХ").
Решением суда от 15.04.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.07.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "Жилищник", ООО "СТК" обратились в суд кассационной инстанции с жалобами на решение и постановление, просят их отменить в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В кассационной жалобе СМУП "ВЦ ЖКХ" просит отменить решение, постановление суда, поскольку они приняты с нарушением норм материального права и принять новый судебный акт, признав незаконным решение Смоленского УФАС от 10.12.2013 N 04-01/13-2013.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобах, отзыве на них, заслушав объяснения представителей ОАО "Жилищник", ООО "СТК", СМУП "ВЦ ЖКХ", кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, ОАО "Жилищник" являясь управляющей организацией для потребителей ряда многоквартирных домов г. Смоленска, в рамках осуществления деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами заключило агентские договоры со СМУП "ВЦ ЖКХ" (Агент) (договор от 20.10.2010 N 144/10) и ООО "Смоленская ТСК" (Агент) (договор от 01.01.2013 N А-15), предметом которых является выполнение комплекса работ по расчету размера платы, изготовлению и доставке платежных документов потребителям, организации сбора и перечислению поступающих платежей от потребителей за отопление и горячее водоснабжение по жилищному фонду, находящемуся в управлении управляющей организацией ОАО "Жилищник", согласно приложению N 1, осуществлению комплекса фактических и юридических действий по возврату в судебном и ином порядке дебиторской задолженности.
В связи с поступившими в УФАС заявлениями жителей, проживающих в многоквартирных домах 26 по проспекту Гагарина и 25 по ул. Котовского в г. Смоленске, которые содержали требования, касающиеся навязывания им невыгодных условий договора, а именно: необоснованное требование о передаче денежных средств лицам, не являющимся для них стороной договора - ООО "Смоленская ТСК" и СМУП "ВЦ ЖКХ", антимонопольным органом возбуждено дело N 04-01/13-2013 по признакам нарушения пункта 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
По результатам рассмотрения антимонопольного дела Управлением принято решение от 10.12.2013, согласно которому соглашения между ОАО "Жилищник" и ООО "Смоленская ТСК" и между ОАО "Жилищник" и СМУП "ВЦ ЖКХ" о навязывании собственникам (нанимателям) помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ОАО "Жилищник", и не принявших на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решение о внесении платы за отдельные жилищно-коммунальные услуги на расчетные счета лиц, не являющихся стороной договора управления многоквартирным домом, условий о перечислении денежных средств за оказанные ОАО "Жилищник" жилищно-коммунальные услуги на расчетные счета ООО "Смоленская ТСК" и СМУП "ВЦ ЖКХ", признаны недопустимыми в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 11 Закона N 135-ФЗ.
10.12.2013 УФАС выдало ОАО "Жилищник", ООО "Смоленская ТСК" и СМУП "ВЦ ЖКХ" предписания о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции: исключении из агентских договоров положений, предусматривающих прием платежей за жилищно-коммунальные услуги на расчетные счета ООО "Смоленская ТСК", СМУП "ВЦ ЖКХ"; исключении из платежных документов, предъявляемых к оплате потребителям, не принявшим на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома решение о внесении платы за отдельные жилищно-коммунальные услуги на расчетные счета ООО "Смоленская ТСК" и СМУП "ВЦ ЖКХ", информации о том, что получателями платежей являются указанные лица.
Посчитав решение и предписания незаконными, заявители оспорили их в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно руководствовался следующим.
В силу п. 1 ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со ст. 12 настоящего Закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования).
Пункт 64 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила), устанавливает, что потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива.
Данный пункт Правил получил оценку в Решении Верховного Суда РФ от 05.05.2014 N АКПИ14-197.
Верховный Суд РФ указал на следующее. Федеральным законом от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации введены части 6.3 и 7.1, согласно которым на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда (в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед товариществом или кооперативом либо управляющей организацией соответственно, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Из содержания приведенных норм следует, что собственники помещений и наниматели жилых помещений вносят плату за коммунальные услуги (кроме потребляемых на общедомовые нужды) непосредственно ресурсоснабжающим организациям при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, и при условии, что решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги принято на общем собрании членов товарищества или кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме.
Закрепление решением этого общего собрания порядка внесения платы за коммунальные услуги означает установление нового способа исполнения обязательств потребителями коммунальных услуг перед исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива по договору, содержащему положения о предоставлении таких услуг.
Таким образом, при наличии соответствующего решения затрагивается способ исполнения обязательств в рамках правоотношений потребителей коммунальных услуг и исполнителя (в частности, управляющей организации).
В силу пункта 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ порядок внесения платы за коммунальные услуги относится к существенным условиям договора управления многоквартирным домом.
В данном случае договорами от 20.10.2010 N 144/10 и от 01.01.2013 N А-15 был изменен порядок внесения размера платы за отопление и горячее водоснабжение без решения на то собственников помещений многоквартирного дома, управление которыми осуществляет ОАО "Жилищник".
При таких обстоятельствах вывод антимонопольного органа о том, что соглашения между ОАО "Жилищник", ООО "Смоленская теплосетевая компания" и СМУП "ВЦ ЖКХ" является навязыванием потребителям услуг отопления и горячего водоснабжения, оказываемых ОАО "Жилищник", требований о перечислении денежных средств за такие услуги на расчетный счет ООО "Смоленская теплосетевая компания" и СМУП "ВЦ ЖКХ" является недопустимым в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Судами первой и апелляционной инстанций дана оценка всем доводам, в том числе указанным в кассационной жалобе. В ней по существу заявители повторяют все то, на что ссылались ранее, и это отражено в принятых судебных актах.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 15.04.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014 по делу N А62-181/2014 оставить без изменения, а кассационные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
Судьи
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
С.И.СМОЛКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)