Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: ТСЖ ссылается на то, что облицовочный слой стен жилого дома находится в аварийном состоянии и оно не в состоянии самостоятельно выполнить ремонт.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Коробова К.Ю., Никитушкиной Л.Л., при участии от товарищества собственников жилья "Бестужевская дача" Васильева М.В. (доверенность от 01.02.2015), от Жилищного комитета Санкт-Петербурга Губановой М.Д. (доверенность от 14.04.2015 N 2-1280/15), рассмотрев 23.06.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Бестужевская дача" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.09.2014 (судья Орлова Е.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2015 (судьи Мельникова Н.А., Савина Е.В., Семиглазов В.А.) по делу N А56-37004/2014,
установил:
Товарищество собственников жилья "Бестужевская дача", место нахождения: 195271, Санкт-Петербург, Замшина ул., д. 31, корп. 4, ОГРН 1047855164697, ИНН 7804308581 (далее - ТСЖ), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Жилищному комитету Санкт-Петербурга, место нахождения: 191023, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11, ОГРН 1047839009129, ИНН 7840013199 (далее - Комитет), об обязании включить в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге (далее - Программа) работы по ремонту фасада многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, Замшина ул., д. 31, корп. 4 (далее - МКД) и установить сроки их выполнения - 2015-2016 годы.
Решением от 17.09.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 23.03.2015, в иске отказано.
В кассационной жалобе ТСЖ просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, судами неполно установлены и исследованы обстоятельства дела, не учтено, что при включении МКД в Программу и принятии решения о выполнении определенных видов работ Комитет документально не обосновал правильность определения их очередности, не принял во внимание направленные ТСЖ Комитету сведения об ухудшении технического состояния облицовки МКД.
В судебном заседании представитель ТСЖ поддержал доводы жалобы, а представитель Комитета возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 23.07.2012 в связи с падением с фасада МКД на прилегающую территорию осколков кирпича облицовки было с привлечением специалистов федерального государственного бюджетного учреждения "Всероссийский научно-исследовательского институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций" проведено обследование МКД и составлено техническое заключение, согласно которому облицовочный слой стен МКД находится в аварийном состоянии, создающем угрозу для жизни и здоровья граждан.
В связи с изложенным ТСЖ обратилось в правительство Санкт-Петербурга, указав, что оно не в состоянии самостоятельно выполнить ремонт.
Комитет в письмах от 18.12.2013 и от 17.12.2014 сообщил ТСЖ, что в связи со сложившейся ситуацией были проведены совещание и комиссионное обследование МКД, в ходе которого установлено, что причиной разрушения кирпичной облицовки являются ошибки, допущенные при проектировании, и нарушение технологии устройства облицовки. ТСЖ было рекомендовано обратиться с соответствующим иском к обществу с ограниченной ответственностью "Строй-Инвест", выполнявшему ремонт наружных стен МКД по договору подряда от 01.03.2004 N 115, а также разъяснено, что капитальный ремонт МКД будет проведен в срок, установленный региональной программой.
Администрация Калининского района Санкт-Петербурга в письме от 14.08.2014 N 11.11/2200-2 в ответ на обращение ТСЖ также указала на необходимость обращения к подрядчику, выполнившему работы по облицовке фасада МКД, сообщив, что капитальный ремонт здания 2005 года постройки будет проведен в срок, установленный Программой.
Изложенное послужило основанием для обращения ТСЖ в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали ТСЖ в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходя из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям.
Согласно Закону Санкт-Петербурга от 11.12.2013 N 690-120 "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 690-120) Программа разрабатывается и утверждается правительством Санкт-Петербурга на срок 25 лет.
Частью 3 статьи 1 указанного Закона предусмотрено, что очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в Программе в соответствии с критериями оценки состояния многоквартирных домов в целях включения их в Программу согласно приложению к данному Закону.
Данное положение применяется к отношениям, связанным с определением очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах при формировании Программы с 2015 года.
Согласно части 7 статьи 168 ЖК РФ в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Краткосрочные планы реализации Программы утверждаются ежегодно до начала финансового года в порядке, установленном правительством Санкт-Петербурга, и подлежат опубликованию на официальном интернет - сайте правительства Санкт-Петербурга не менее чем за 3 месяца до начала капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включенных в указанные краткосрочные планы.
Порядок утверждения краткосрочных планов реализации Программы и порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при ее актуализации установлены постановлением правительства Санкт-Петербурга от 18.02.2014 N 86.
Многоквартирные дома включаются в проект краткосрочного плана в соответствии с Программой начиная с первого года периода, предусмотренного Программой, а также с учетом многоквартирных домов с более ранним периодом в случае, если капитальный ремонт такого многоквартирного дома не проведен, в порядке очередности исходя из критериев, установленных Законом N 690-120.
В приложении к Закону N 690-120 приведены следующие критерии оценки состояния многоквартирных домов в целях включения их в Программу:
- - продолжительность эксплуатации конструктивного элемента или вида инженерного оборудования, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, по отношению к минимальной продолжительности эффективной эксплуатации конструктивных элементов и инженерного оборудования зданий, установленной Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН 58-88(р);
- - техническое состояние (физический износ) конструктивных элементов и инженерных систем, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, для которых планируется капитальный ремонт, определяемое на основании Ведомственных строительных норм "Правила оценки физического износа жилых зданий" (ВСН 53-86(р);
- - выявление физического износа общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, достигшего установленного законодательством Российской Федерации о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности и не обеспечивающего безопасность жизни и здоровья граждан, сохранности имущества физических или юридических лиц, государственного имущества, что подтверждается предписанием органа государственного жилищного надзора, и требующего замены и(или) восстановления строительных конструкций или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, и(или) замены отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и(или) восстановления указанных элементов в связи с опасностью их обрушения, когда основания для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции отсутствуют.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 29.06.2015 ПО ДЕЛУ N А56-37004/2014
Требование: О включении в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге работ по ремонту фасада жилого дома.Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: ТСЖ ссылается на то, что облицовочный слой стен жилого дома находится в аварийном состоянии и оно не в состоянии самостоятельно выполнить ремонт.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2015 г. по делу N А56-37004/2014
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Коробова К.Ю., Никитушкиной Л.Л., при участии от товарищества собственников жилья "Бестужевская дача" Васильева М.В. (доверенность от 01.02.2015), от Жилищного комитета Санкт-Петербурга Губановой М.Д. (доверенность от 14.04.2015 N 2-1280/15), рассмотрев 23.06.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Бестужевская дача" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.09.2014 (судья Орлова Е.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2015 (судьи Мельникова Н.А., Савина Е.В., Семиглазов В.А.) по делу N А56-37004/2014,
установил:
Товарищество собственников жилья "Бестужевская дача", место нахождения: 195271, Санкт-Петербург, Замшина ул., д. 31, корп. 4, ОГРН 1047855164697, ИНН 7804308581 (далее - ТСЖ), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Жилищному комитету Санкт-Петербурга, место нахождения: 191023, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11, ОГРН 1047839009129, ИНН 7840013199 (далее - Комитет), об обязании включить в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге (далее - Программа) работы по ремонту фасада многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, Замшина ул., д. 31, корп. 4 (далее - МКД) и установить сроки их выполнения - 2015-2016 годы.
Решением от 17.09.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 23.03.2015, в иске отказано.
В кассационной жалобе ТСЖ просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, судами неполно установлены и исследованы обстоятельства дела, не учтено, что при включении МКД в Программу и принятии решения о выполнении определенных видов работ Комитет документально не обосновал правильность определения их очередности, не принял во внимание направленные ТСЖ Комитету сведения об ухудшении технического состояния облицовки МКД.
В судебном заседании представитель ТСЖ поддержал доводы жалобы, а представитель Комитета возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 23.07.2012 в связи с падением с фасада МКД на прилегающую территорию осколков кирпича облицовки было с привлечением специалистов федерального государственного бюджетного учреждения "Всероссийский научно-исследовательского институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций" проведено обследование МКД и составлено техническое заключение, согласно которому облицовочный слой стен МКД находится в аварийном состоянии, создающем угрозу для жизни и здоровья граждан.
В связи с изложенным ТСЖ обратилось в правительство Санкт-Петербурга, указав, что оно не в состоянии самостоятельно выполнить ремонт.
Комитет в письмах от 18.12.2013 и от 17.12.2014 сообщил ТСЖ, что в связи со сложившейся ситуацией были проведены совещание и комиссионное обследование МКД, в ходе которого установлено, что причиной разрушения кирпичной облицовки являются ошибки, допущенные при проектировании, и нарушение технологии устройства облицовки. ТСЖ было рекомендовано обратиться с соответствующим иском к обществу с ограниченной ответственностью "Строй-Инвест", выполнявшему ремонт наружных стен МКД по договору подряда от 01.03.2004 N 115, а также разъяснено, что капитальный ремонт МКД будет проведен в срок, установленный региональной программой.
Администрация Калининского района Санкт-Петербурга в письме от 14.08.2014 N 11.11/2200-2 в ответ на обращение ТСЖ также указала на необходимость обращения к подрядчику, выполнившему работы по облицовке фасада МКД, сообщив, что капитальный ремонт здания 2005 года постройки будет проведен в срок, установленный Программой.
Изложенное послужило основанием для обращения ТСЖ в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали ТСЖ в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходя из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям.
Согласно Закону Санкт-Петербурга от 11.12.2013 N 690-120 "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 690-120) Программа разрабатывается и утверждается правительством Санкт-Петербурга на срок 25 лет.
Частью 3 статьи 1 указанного Закона предусмотрено, что очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в Программе в соответствии с критериями оценки состояния многоквартирных домов в целях включения их в Программу согласно приложению к данному Закону.
Данное положение применяется к отношениям, связанным с определением очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах при формировании Программы с 2015 года.
Согласно части 7 статьи 168 ЖК РФ в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Краткосрочные планы реализации Программы утверждаются ежегодно до начала финансового года в порядке, установленном правительством Санкт-Петербурга, и подлежат опубликованию на официальном интернет - сайте правительства Санкт-Петербурга не менее чем за 3 месяца до начала капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включенных в указанные краткосрочные планы.
Порядок утверждения краткосрочных планов реализации Программы и порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при ее актуализации установлены постановлением правительства Санкт-Петербурга от 18.02.2014 N 86.
Многоквартирные дома включаются в проект краткосрочного плана в соответствии с Программой начиная с первого года периода, предусмотренного Программой, а также с учетом многоквартирных домов с более ранним периодом в случае, если капитальный ремонт такого многоквартирного дома не проведен, в порядке очередности исходя из критериев, установленных Законом N 690-120.
В приложении к Закону N 690-120 приведены следующие критерии оценки состояния многоквартирных домов в целях включения их в Программу:
- - продолжительность эксплуатации конструктивного элемента или вида инженерного оборудования, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, по отношению к минимальной продолжительности эффективной эксплуатации конструктивных элементов и инженерного оборудования зданий, установленной Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН 58-88(р);
- - техническое состояние (физический износ) конструктивных элементов и инженерных систем, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, для которых планируется капитальный ремонт, определяемое на основании Ведомственных строительных норм "Правила оценки физического износа жилых зданий" (ВСН 53-86(р);
- - выявление физического износа общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, достигшего установленного законодательством Российской Федерации о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности и не обеспечивающего безопасность жизни и здоровья граждан, сохранности имущества физических или юридических лиц, государственного имущества, что подтверждается предписанием органа государственного жилищного надзора, и требующего замены и(или) восстановления строительных конструкций или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, и(или) замены отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и(или) восстановления указанных элементов в связи с опасностью их обрушения, когда основания для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции отсутствуют.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)