Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 28.01.2014 ПО ДЕЛУ N 33-2449

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 января 2014 г. по делу N 33-2449


Судья: Моргасов М.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.
и судей Кочергиной Т.В., Раскатовой Н.Н.,
при секретаре А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Раскатовой Н.Н.,
дело по апелляционной жалобе истцов М.Е., Б.В., Б.М.,
на решение Коптевского районного суда г. Москвы от 05 ноября 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении иска М.Е., Б.В., Б.М. к Управе Тимирязевского района г. Москвы, Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о восстановлении нарушенного права, внесении в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий отказать.",

установила:

Истцы М.Е., Б.В., Б.М., уточнив исковые требования, обратились в суд с иском к Управе Тимирязевского района г. Москвы, Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы (ДЖП и ЖФ г. Москвы) о восстановлении нарушенного права, внесении в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Свои требования истцы мотивировали тем, что они состояли в очереди на улучшение жилищных условий с * года, когда семья была принята на учет для приобретения квартиры в доме ЖСК.
В * г. сотрудник Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы подтвердил нахождение семьи истцов в очереди на улучшение жилищных условий.
В * г. истцы узнали об отсутствии в очереди на улучшение жилищных условий, о чем в установленном порядке истцам не сообщалось.
Ведение жилищного учета и перерегистрация жителей города Москвы, включенных в очередь на улучшение жилищных условий, регулировалось ст. 16 Закона г. Москвы N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Снятие граждан с жилищного учета регулировалось статьей 15 указанного Закона.
Учет лиц, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий, осуществляется путем включения в книгу учета, при этом решения по данной категории граждан должны храниться постоянно.
Семьи истцов имела все основания для улучшения жилищных условий с учетом проживания в г. Москве более * лет и того обстоятельства, что на члена семьи приходится * кв. м жилой площади, в связи с чем истцы просили восстановить нарушенное право на улучшение жилищных условий, путем внесения истцов в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, вставших на жилищный учет до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации (то есть до 01 марта 2005 г.), при этом учесть период пребывания в очереди с момента постановки на учет нуждающихся согласно решению Исполкома N * от * г.
В судебное заседание суда первой инстанции истец М.Е. явилась, иск поддержала в полном объеме по указанным основаниям.
В судебное заседание суда первой инстанции истцы Б.В., Б.М. не явились, извещались надлежащим образом, в письменном заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебное заседание суда первой инстанции представитель ответчика ДЖП и ЖФ г. Москвы не явился, извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв, в котором заявил о пропуске срока исковой давности.
В судебное заседание суда первой инстанции представитель ответчика Управы Тимирязевского района г. Москвы М.А. явился, оставил рассмотрение спора на усмотрение суда.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого просят истцы М.Е., Б.В., Б.М. по доводам апелляционной жалобы.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции, состоявшееся 28 января 2014 года, истец М.Е. явилась.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, выслушав истца М.Е., судебная коллегия полагает, что решение суда отмене не подлежит, поскольку постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела при правильном применении и соблюдении норм материального и процессуального права.
Статья 3 Закона города Москвы от 15 января 2003 г. N 22 "Об улучшении жилищных условий г. Москвы", правоотношения по переходу из очереди лиц, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий в домах ЖСК, в иную очередь не регулировала.
Согласно п. 3, ст. 43 Закона города Москвы N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" признан утратившими силу Закон города Москвы от 15 января 2003 года N 22 "Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы".
Из п. 2, ст. 15 указанного выше Закона следует, что решение о снятии жителей города Москвы с жилищного учета принимает уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы не позднее чем через 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для принятия данного решения.
В силу п. 3, ст. 15 указанного Закона о принятом решении уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы сообщает заявителю в письменной форме путем направления извещения по почте не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения. Копию решения о снятии с жилищного учета заявитель может получить не позднее чем через 10 рабочих дней со дня непосредственного обращения в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы.
По правилам ст. 16 указанного Закона ведение жилищного учета и перерегистрацию жителей города Москвы, включенных в список принятых на жилищный учет, осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы (п. 1).
В соответствии со ст. 32 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий органами, по решению которых граждане были приняты на учет.
О снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 13.05.1997 г. N 356 утратило силу решение исполкома Моссовета и Президиума МГСПС от 30.11.1984 г. N 3365 "Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в городе Москве", на основании чего предусмотренное указанными Правилами обеспечение с помощью города граждан жилыми помещениями в домах ЖСК прекращено. В этой связи Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы издано распоряжение от 23.08.2002 N 278 "О снятии граждан с учета на приобретение жилой площади в домах жилищно-строительных кооперативов (ЖСК)", в соответствии с которым начальникам управлений Департамента в административных округах в течение сентября - ноября текущего года предписано:
- - на основании данных ИС Курс-3 снять с учета на приобретение жилой площади в домах ЖСК граждан, которые одновременно состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по социальному (коммерческому) найму;
- - по остальным гражданам, состоящим на учете на приобретение жилой площади в домах ЖСК, провести перерегистрацию и по результатам принять решение:
- - при наличии оснований (раздел II Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве, утвержденного постановлением Московской городской Думы от 31.01.2001 N 12) в установленном порядке поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, при этом период пребывания в очереди на приобретение жилой площади в доме ЖСК не учитывается, но отражается в распоряжении о принятии гражданина на учет;
- - при отсутствии оснований снять с учета на приобретение жилой площади в доме ЖСК;
- - о принятом решение сообщить гражданину.
В силу п. 13.1 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве, утвержденного постановлением Московской городской Думы от 31.01.2001 N 12, нормой постановки на учет является размер общей площади жилого помещения, приходящийся на каждого проживающего и составляющий 10 квадратных метров общей площади для отдельных квартир и 15 квадратных метров общей площади для квартир коммунального заселения и квартир (домов) гостиничного типа.
На основании распоряжения N * от * г. Префекта САО г. Москвы предписано на основании данных ИС Курс-3 снять с учета на приобретение жилой площади в домах ЖСК * семей/* человек, состоящих в очереди на приобретение жилой площади в домах ЖСК.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно письму отдела учета и распределения жилой площади Исполкома Тимирязевского районного совета народных депутатов от * г. семья М.Е. из *-х человек принята в очередь на улучшение жилищных условий в ЖСК.
На основании письма отдела учета и распределения жилой площади Исполкома Тимирязевского районного совета народных депутатов от * г. на имя М.Е., ее семья в составе трех человек принята в очередь на покупку трехкомнатной квартиры в доме ЖСК.
Из архивной выписки "Центрального государственного архива города Москвы" от * г. N * следует, что решением Тимирязевского Исполкома райсовета народных депутатов * г. N * принята на очередь для покупки квартиры в домах после капитального ремонта семья М.Е. из трех человек.
Из письма Департамента муниципального жилья г. Москвы от * г. следует, что очередь семьи М.Е. в ЖСК переведена с трехкомнатной на двухкомнатную квартиру, номер учетного дела *.
Согласно писем УДЖП и ЖФ г. Москвы в САО от * г., ДЖП и ЖФ г. Москвы от * г. на имя М.Е., последней сообщено, что в настоящее время восстановление на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, ранее состоявших на учете для приобретения жилья в домах ЖСК, не предусмотрено, в * г. отменено решение исполкома Моссовета и Президиума МГСПС от 30 ноября 1984 г. N 3365 "Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в г. Москве", в связи с чем обеспечение граждан жилых помещений в домах ЖСК прекращено, семья М.Е. снята с регистрационного учета в установленном порядке.
Таким образом, с этого момента истцы не могли не знать о снятии с очереди на улучшение жилищных условий путем обеспечения жилой площадью в домах ЖСК, что также подтверждается соответствующими доводами искового заявления.
Согласно писем ДЖП и ЖФ г. Москвы от * г. и * г., УДЖП и ЖФ г. Москвы в САО от * г., М.Е. разъяснено, что на основании распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 23 августа 2002 г. N 278 "О снятии граждан с жилищного учета на приобретение жилой площади в домах ЖСК" граждане, состоящие в очереди на приобретение жилой площади в домах ЖСК сняты с жилищного учета в связи с ликвидацией очереди в ЖСК.
Из ЕЖД от * г. усматривается, что истцы зарегистрированы и проживают в жилом помещении по адресу: *.
Из ответа УДЖП и ЖФ г. Москвы в САО от * г., * г. следует, что учетное дело N * уничтожено в установленном порядке, согласно "Перечню типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения", утвержденного Федеральной архивной службой России от * г.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд обоснованно исходил из того, что с учетом прекращения обеспечения граждан жилыми помещениями в домах ЖСК с помощью города истцы были правомерно сняты с учета по улучшению жилищных условий и оснований для их восстановления на жилищном учете с момента первоначальной постановки не имеется. Оснований для восстановления истцов в иной очереди - на получение квартиры по договору социального найма не имеется. При этом суд обоснованно исходил из того, что такой способ улучшения жилищных условий как предоставление квартир в домах ЖСК перестал существовать, согласно распоряжению ДЖП и ЖФ г. Москвы от * г. N *, период пребывания в очереди на приобретение жилой площади в ЖСК не учитывается при поставке в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. В то же время истцы не представили доказательства того, что они обращались в ДЖП и ЖФ г. Москвы после ликвидации очереди на приобретение жилой площади в ЖСК и представляли документы, подтверждающие наличие у них оснований для поставки в общую очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Вместе с тем, отсутствие сведений об уведомлении истцов о снятии их с учета не может являться основанием для восстановления в очереди на приобретение квартиры ЖСК, поскольку такая очередь не существует. Кроме того, М.Е. еще * г. была уведомлена ДЖП и ЖФ г. Москвы о снятии ее с очереди в ЖСК и возможности обращения в установленном законом порядке с заявлением о принятии ее семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 11), однако никаких действий не предприняла и в ДЖП и ЖФ г. Москвы с соответствующим заявлением не обращалась.
Также суд первой инстанции справедливо указал, что истцы в * г. узнали об их отсутствии в очереди на улучшение жилищных условий. Данный факт подтверждался истцами в их исковом заявлении. Представителем ДЖП и ЖФ г. Москвы было заявлено о применении срока исковой давности к заявленным требованиям. Срок обращения в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц составляет, согласно статье 256 ГПК РФ, три месяца с того момента, как заявитель узнал о нарушении его прав и свобод. Пропуск срока обращения в суд может явиться основанием для отказа в удовлетворении заявления. В данном случае М.Е. обратилась в суд с исковым заявлением о неправомерном снятии ее семьи с учета по улучшению жилищных условий, то есть по сути с заявлением об оспаривании действий органа государственной власти (ДЖП и ЖФ г. Москвы), только * г., то есть с существенным пропуском указанного трехмесячного срока. Доводы М.Е. о том, что у нее не было надлежащих доказательств снятия ее с учета для того, чтобы обратиться в суд, не могут служить уважительной причиной пропуска срока обращения в суд и основанием для его восстановления. В связи с изложенным, пропуск М.Е., Б.В., Б.М. срока обращения в суд с требованием о внесении в учет очередников нуждающихся в улучшении жилищных условий, является самостоятельным основанием для отказа в заявленных требованиях.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда и иной оценке исследованных судом доказательств и установленных по делу обстоятельств, а также основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, что не отнесено ст. 330 ГПК РФ к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что решение Коптевского районного суда г. Москвы от 05 ноября 2013 года не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
Не усматривая оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Коптевского районного суда г. Москвы от 05 ноября 2013 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов М.Е., Б.В., Б.М. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)