Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Борисовой Г.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Шамовой Г.А.
при участии:
от ЗАО "ЭКСИ-Банк": Тындик Т.В. по доверенности от 28.10.2014
от Комитета по тарифам Санкт-Петербурга правительства Санкт-Петербурга: Тоток В.А. по доверенности от 29.12.2014
от Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы России: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3245/2015) ЗАО "ЭКСИ-Банк" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.12.2014 по делу N А56-65086/2014 (судья Боровлев Д.Ю.), принятое
по заявлению ЗАО "ЭКСИ-Банк"
к 1. Комитету по тарифам Санкт-Петербурга правительства Санкт-Петербурга, 2. Северо-Западному таможенному управлению Федеральной таможенной службы России
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Закрытое акционерное общество "ЭКСИ-Банк" (ОГРН 1027800000942, адрес: 197376, г. Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, 23; далее - ЗАО "ЭКСИ-Банк", общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по тарифам Санкт-Петербурга Правительства Санкт-Петербурга (адрес: 191023, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 14/52, лит. А; далее - Комитет) от 18.09.2014 N 149/1-14 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Северо-Западное таможенное управление Федеральной таможенной службы России (адрес: 191187, г. Санкт-Петербург, наб. Кутузова, д. 20; далее - Управление, СЗТУ).
Решением от 24.12.2014 арбитражный суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ЗАО "ЭКСИ-Банк" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что не нарушало установленный законом порядок регулирования тарифов при расчетах за подачу тепловой энергии с потребителями.
В судебном заседании представитель ЗАО "ЭКСИ-Банк" поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Комитета возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве. Управление, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие СЗТУ в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, ЗАО "ЭКСИ-Банк" является собственником нежилых помещений 5Н, 7Н, 11Н, 13Н, 14Н, 18Н, 24Н общей площадью 5532,8 кв. м, расположенных в нежилом здании по адресу: Санкт-Петербург, ул. Проф. Попова, д. 23, лит. А, кадастровый номер 78:3170:0:1:13, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 78ВЛ N 110734, выданным ГУЮ ГБР 01.09.2000 года.
Общество является собственником котельной с внутренними и внешними сетями, строительство которой осуществлялось в помещении, принадлежащем банку, с 20.11.2001 по 19.02.2002, введена в эксплуатацию Актом приемки законченного строительством под пуско-наладку объекта системы газоснабжения от 20.02.2002.
30.07.2014 в адрес Комитета поступило обращение СЗТУ ФТС России (вх. N 01-13-1343/14-0-0 от 30.07.2014) по вопросу заключения дополнительного соглашения для осуществления расчетов за поставляемое в 2014 году теплоснабжение к договору об организации расчетов за теплоснабжение от 15.09.2003, заключенному между ЗАО "ЭКСИ-банк" (энергоснабжающая организация) и СЗТУ ФТС России (потребитель). Из обращения СЗТУ и приложений к нему следует, что расчеты за теплоснабжение объекта управления СЗТУ, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, д. 23, производились между вышеуказанными организациями по договору от 15.09.2003.
Согласно проекту дополнительного соглашения N 11 от 01.01.2014 к договору от 15.09.2003 и расчету оплаты за услуги по отоплению здания по ул. Профессора Попова, д. 23 на отопительный период 2014 год, расчеты за тепловую энергию производятся по цене, определяемой исходя из фактических затрат энергоснабжающей организации (ЗАО "ЭКСИ-банк") на содержание котельной и могут быть пересмотрены обществом в одностороннем порядке.
13.08.2014 в адрес Комитета поступили копии договора с приложением дополнительного соглашения N 10 от 01.01.2013, копии счетов-фактур и платежных поручений, подтверждающих оплату СЗТУ за отопление за октябрь - декабрь 2013 года, в соответствии с которыми расчеты между обществом и СЗТУ за отопление в период с октября по декабрь 2013 года осуществлялись по цене (тарифу) 1 216,34 руб. за 1 Гкал.
В соответствии с Положением о Комитете по тарифам Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 N 1346 (далее - Положение о Комитете), органом государственной власти, уполномоченным устанавливать тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными ФСТ России предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также осуществлять контроль за применением указанных тарифов на территории Санкт-Петербурга, является Комитет.
Усмотрев в действиях ЗАО "ЭКСИ-банк" нарушение порядка организации расчетов за тепловую энергию, Комитет определением от 11.08.2014 N 149/1-14 возбудил в отношении ЗАО "ЭКСИ-банк" дело по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
09.09.2014 Комитетом в отношении общества составлен протокол N 149/1-14 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов административного дела постановлением Комитета от 18.09.2014 N 149/1-14 общество признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, ему назначен административный штраф в размере 100 000 руб.
Постановление Комитета от 18.09.2014 N 149/1-14 обжаловано ЗАО "ЭКСИ-банк" в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом состава и события вменяемого обществу административного правонарушения, процессуальных нарушений, допущенных Комитетом в ходе привлечения общества к административной ответственности не установил. На основании изложенного требования ЗАО "ЭКСИ-банк" оставлены судом без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей ЗАО "ЭКСИ-банк" и Комитета, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, образует в том числе, любое иное нарушение установленного порядка ценообразования, помимо перечисленных в данной норме.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении, Закон N 190-ФЗ) регулированию подлежат, в том числе, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям (пункт 4 части 1 статьи 8 Закона N 190-ФЗ); тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям (пункт 5 части 1 статьи 8 Закона N 190-ФЗ); тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (пункт 6 части 1 статьи 8 Закона N 190-ФЗ).
В силу части 3 статьи 8 Закона N 190-ФЗ подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. При этом затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям.
В соответствии со статьями 5, 7 и 8 Закона N 190-ФЗ тарифы в сфере теплоснабжения подлежат государственному регулированию и устанавливаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам).
В соответствии с пунктом 33 Правил организации теплоснабжения в Российской, Федерации, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила организации теплоснабжения), потребители оплачивают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель теплоснабжающей организации по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей, и (или) по ценам, определяемым по соглашению сторон в случаях, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении", за потребленный объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в порядке, предусмотренном данными Правилами, если иное не установлено договором теплоснабжения.
Пунктом 34 Правил организации теплоснабжения определено, что плановая общая стоимость потребляемой тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в месяце, за который осуществляется оплата, рассчитывается как произведение определенного договором теплоснабжения договорного объема потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в месяце, за который осуществляется оплата, и тарифа на тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель или цены, определяемой по соглашению сторон.
Положения пунктов 33 - 34 Правил организации теплоснабжения не распространяются на бюджетные и казенные учреждения, казенные предприятия, а также на товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами и заключившие договоры с ресурсоснабжающими организациями, и иных потребителей, в отношении которых жилищным законодательством Российской Федерации предусмотрен иной порядок оплаты коммунальных услуг или коммунальных ресурсов.
Согласно пункту 44 Правил организации теплоснабжения в случае если в жилом доме имеется встроенное или пристроенное нежилое помещение и тепловой ввод находится в жилой части дома, то заявка о заключении договора теплоснабжения подается лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством, при этом объем потребления и порядок учета поставляемых собственникам жилых и нежилых помещений тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя фиксируются в договоре теплоснабжения раздельно по жилой части дома и встроенному или пристроенному нежилому помещению. В случае если в жилом доме имеется встроенное или пристроенное нежилое помещение и тепловой ввод находится в нежилой части дома, то заявки о заключении договора теплоснабжения подаются владельцем нежилого помещения и лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством, при этом объем потребления и порядок учета поставляемых собственникам жилых и нежилых помещений тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя фиксируются в договоре теплоснабжения раздельно по жилой части дома и встроенному или пристроенному нежилому помещению. В случае если в нежилом здании имеется 1 тепловой ввод, то заявка на заключение договора теплоснабжения подается владельцем нежилого помещения, в котором имеется тепловой ввод, при наличии в нежилом здании нескольких тепловых вводов, заявки на заключение договора теплоснабжения подаются каждым владельцем помещения, в котором имеется тепловой ввод. Отношения по обеспечению тепловой энергией (мощностью) и (или) теплоносителем и оплате соответствующих услуг с владельцами иных помещений, не имеющих теплового ввода, определяются по соглашению между владельцами таких помещений и владельцами помещений, заключивших договор теплоснабжения.
Как следует из письма ЗАО "ЭКСИ-банк" от 21.08.2014 исх. N 01-01-07/831 (вх. N 01-14-3124/14-0-0 от 21.08.2014), направленного в адрес Комитета, обществом заключены договоры о предоставлении тепловой энергии в горячей воде с СЗТУ РФ (с 2003 года), ООО "ТАЙМ" (с 2003 года), ООО "Группа компаний Мега-Авто" (с 2013 года).
В соответствии с условиями договоров, заключенными с перечисленными организациями, количество поданной тепловой энергии определяется в соответствии с данными учета ее фактического потребления, согласно показаниям приборов учета энергоснабжающей (с 2013 года - теплоснабжающей) организации (ЗАО "ЭКСИ-банк"). Расчеты за тепловую энергию производятся по договорной цене, определяемой из фактических затрат на содержание котельной, системы газоснабжения с обеспечением безаварийной и безопасной ее эксплуатации. При этом энергоснабжающая (теплоснабжающая) организация оставляет за собой право изменения договорной цены в связи с изменением цен на энергоносители и изменением фактических расходов на содержание котельной. Протоколы согласования цены, являющиеся неотъемлемой частью перечисленных договоров, обществом не представлены. Согласно представленным ЗАО "ЭКСИ-банк" в Комитет счетам-фактурам цена (тариф) за 1 Гкал тепловой энергии, поставленной потребителям СЗТУ РФ, ООО "ТАЙМ", ООО "Группа компаний Мега-Авто" за период с октября 2013 по апрель 2014 года, составила от 5 256,80 руб. до 5 665,54 руб.
Комитет пришел к выводу, что ЗАО "ЭКСИ-банк" является теплоснабжающей организацией (так как самостоятельно производит тепловую энергию), осуществляет реализацию тепловой энергии потребителям без привлечения сторонних теплосетевых организаций и, таким образом, должно осуществлять взаиморасчеты с потребителями по тарифам на тепловую энергию, установленным в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении.
Доказательств того, что общество обращалось в Комитет с заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям, материалы дела не содержат, в связи с чем, Комитетом и судом первой инстанции сделан правомерный вывод, что государственное регулирование тарифов на указанный регулируемый вид деятельности в отношении общества Комитетом не осуществлялось.
Таким образом, Комитетом и судом первой инстанции правомерно и обоснованно установлено событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы ЗАО "ЭКСИ-банк" о том, что положения статьи 8 Закона N 190-ФЗ не распространяются на общество, так как подача теплоснабжения осуществляется ограниченному кругу юридических лиц, владеющих нежилыми помещениями, котельная имеет малую мощность - 1 120 кВт, теплоснабжение осуществляется только по собственным тепловым сетям, при этом общество не снабжает тепловой энергией остальных собственников помещений в здании. Аналогичные доводы заявлялись ЗАО "ЭКСИ-банк" при рассмотрении дела об административном правонарушении Комитетом и при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции, им дана полная и надлежащая оценка.
Согласно статье 8 Закона о теплоснабжении тарифы на тепловую энергию (мощность) (пункт 4 части 1) и тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (пункт 6 части 1) являются самостоятельными видами цен (тарифов) в сфере теплоснабжения подлежащими регулированию.
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Закона N 190-ФЗ теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
Административным органом правомерно установлено и материалами дела подтверждается то обстоятельство, что ЗАО "ЭКСИ-банк" в рассматриваемом случае выступает как теплоснабжающая организация, самостоятельно производит тепловую энергию, осуществляет реализацию тепловой энергии потребителям без привлечения сторонних теплосетевых организаций и, в связи с изложенным, должно осуществлять взаиморасчеты с потребителями по тарифам на тепловую энергию, установленным в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении. Доводы апелляционной жалобы о том, что ЗАО "ЭКСИ-банк" не является теплоснабжающей организацией, так как договор от 15.09.2003 не является договором теплоснабжения ввиду того, что в нем отсутствуют существенные условия, предусмотренные Законом N 190-ФЗ и Правилами организации теплоснабжения, отклоняется апелляционным судом, как необоснованный и не соответствующий фактическим обстоятельствам дела.
Ссылки ЗАО "ЭКСИ-банк" на пункт 44 Правил организации теплоснабжения, как на положение, освобождающее общество от обязанности урегулирования тарифов на теплоснабжение в установленном законом порядке, отклоняются апелляционным судом, поскольку указанные доводы основаны на ошибочном толковании норм материального права. То обстоятельство, что в соответствии с указанным пунктом Правил организации теплоснабжения отношения по обеспечению тепловой энергией и оплате соответствующих услуг с владельцами иных помещений, не имеющих теплового ввода, определяются по соглашению между владельцами таких помещений и владельцами помещений, заключивших договор теплоснабжения, не освобождает ЗАО "ЭКСИ-банк" от обязанности по соблюдению законодательства, регулирующего порядок установления тарифов на тепловую энергию уполномоченным органом.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, обществом в материалы дела не представлено. ЗАО "ЭКСИ-банк" имело реальную и объективную возможность для соблюдения требований законодательства в сфере регулирования тарифов на теплоснабжение.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции и Комитетом сделан правомерный и обоснованный вывод о наличии в действиях ЗАО "ЭКСИ-банк" состава и события вменяемого административного правонарушения.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения общества к административной ответственности арбитражными судами первой и апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Оснований для признания правонарушения, совершенного обществом, малозначительным и освобождения ЗАО "ЭКСИ-банк" от ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ Комитетом и судом первой инстанции правомерно не установлено.
Размер административного штрафа проверен судами первой и апелляционной инстанции и признан обоснованным, назначенным с учетом характера вменяемого административного правонарушения, с учетом отсутствия сведений об обстоятельствах, смягчающих административную ответственность, в пределах санкции части 2 статьи 14.6 КоАП РФ. По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Частью 3 статьи 211 АПК РФ установлено, что если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции признает правомерными вводы суда первой инстанции о законности и обоснованности постановления Комитета от 18.09.2014 N 149/1-14. Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные вводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24 декабря 2014 года по делу N А56-65086/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "ЭКСИ-Банк" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Б.СЕМЕНОВА
Судьи
Г.В.БОРИСОВА
Е.А.СОМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.04.2015 N 13АП-3245/2015 ПО ДЕЛУ N А56-65086/2014
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2015 г. по делу N А56-65086/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Борисовой Г.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Шамовой Г.А.
при участии:
от ЗАО "ЭКСИ-Банк": Тындик Т.В. по доверенности от 28.10.2014
от Комитета по тарифам Санкт-Петербурга правительства Санкт-Петербурга: Тоток В.А. по доверенности от 29.12.2014
от Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы России: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3245/2015) ЗАО "ЭКСИ-Банк" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.12.2014 по делу N А56-65086/2014 (судья Боровлев Д.Ю.), принятое
по заявлению ЗАО "ЭКСИ-Банк"
к 1. Комитету по тарифам Санкт-Петербурга правительства Санкт-Петербурга, 2. Северо-Западному таможенному управлению Федеральной таможенной службы России
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Закрытое акционерное общество "ЭКСИ-Банк" (ОГРН 1027800000942, адрес: 197376, г. Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, 23; далее - ЗАО "ЭКСИ-Банк", общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по тарифам Санкт-Петербурга Правительства Санкт-Петербурга (адрес: 191023, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 14/52, лит. А; далее - Комитет) от 18.09.2014 N 149/1-14 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Северо-Западное таможенное управление Федеральной таможенной службы России (адрес: 191187, г. Санкт-Петербург, наб. Кутузова, д. 20; далее - Управление, СЗТУ).
Решением от 24.12.2014 арбитражный суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ЗАО "ЭКСИ-Банк" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что не нарушало установленный законом порядок регулирования тарифов при расчетах за подачу тепловой энергии с потребителями.
В судебном заседании представитель ЗАО "ЭКСИ-Банк" поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Комитета возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве. Управление, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие СЗТУ в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, ЗАО "ЭКСИ-Банк" является собственником нежилых помещений 5Н, 7Н, 11Н, 13Н, 14Н, 18Н, 24Н общей площадью 5532,8 кв. м, расположенных в нежилом здании по адресу: Санкт-Петербург, ул. Проф. Попова, д. 23, лит. А, кадастровый номер 78:3170:0:1:13, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 78ВЛ N 110734, выданным ГУЮ ГБР 01.09.2000 года.
Общество является собственником котельной с внутренними и внешними сетями, строительство которой осуществлялось в помещении, принадлежащем банку, с 20.11.2001 по 19.02.2002, введена в эксплуатацию Актом приемки законченного строительством под пуско-наладку объекта системы газоснабжения от 20.02.2002.
30.07.2014 в адрес Комитета поступило обращение СЗТУ ФТС России (вх. N 01-13-1343/14-0-0 от 30.07.2014) по вопросу заключения дополнительного соглашения для осуществления расчетов за поставляемое в 2014 году теплоснабжение к договору об организации расчетов за теплоснабжение от 15.09.2003, заключенному между ЗАО "ЭКСИ-банк" (энергоснабжающая организация) и СЗТУ ФТС России (потребитель). Из обращения СЗТУ и приложений к нему следует, что расчеты за теплоснабжение объекта управления СЗТУ, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, д. 23, производились между вышеуказанными организациями по договору от 15.09.2003.
Согласно проекту дополнительного соглашения N 11 от 01.01.2014 к договору от 15.09.2003 и расчету оплаты за услуги по отоплению здания по ул. Профессора Попова, д. 23 на отопительный период 2014 год, расчеты за тепловую энергию производятся по цене, определяемой исходя из фактических затрат энергоснабжающей организации (ЗАО "ЭКСИ-банк") на содержание котельной и могут быть пересмотрены обществом в одностороннем порядке.
13.08.2014 в адрес Комитета поступили копии договора с приложением дополнительного соглашения N 10 от 01.01.2013, копии счетов-фактур и платежных поручений, подтверждающих оплату СЗТУ за отопление за октябрь - декабрь 2013 года, в соответствии с которыми расчеты между обществом и СЗТУ за отопление в период с октября по декабрь 2013 года осуществлялись по цене (тарифу) 1 216,34 руб. за 1 Гкал.
В соответствии с Положением о Комитете по тарифам Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 N 1346 (далее - Положение о Комитете), органом государственной власти, уполномоченным устанавливать тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными ФСТ России предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также осуществлять контроль за применением указанных тарифов на территории Санкт-Петербурга, является Комитет.
Усмотрев в действиях ЗАО "ЭКСИ-банк" нарушение порядка организации расчетов за тепловую энергию, Комитет определением от 11.08.2014 N 149/1-14 возбудил в отношении ЗАО "ЭКСИ-банк" дело по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
09.09.2014 Комитетом в отношении общества составлен протокол N 149/1-14 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов административного дела постановлением Комитета от 18.09.2014 N 149/1-14 общество признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, ему назначен административный штраф в размере 100 000 руб.
Постановление Комитета от 18.09.2014 N 149/1-14 обжаловано ЗАО "ЭКСИ-банк" в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом состава и события вменяемого обществу административного правонарушения, процессуальных нарушений, допущенных Комитетом в ходе привлечения общества к административной ответственности не установил. На основании изложенного требования ЗАО "ЭКСИ-банк" оставлены судом без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей ЗАО "ЭКСИ-банк" и Комитета, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, образует в том числе, любое иное нарушение установленного порядка ценообразования, помимо перечисленных в данной норме.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении, Закон N 190-ФЗ) регулированию подлежат, в том числе, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям (пункт 4 части 1 статьи 8 Закона N 190-ФЗ); тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям (пункт 5 части 1 статьи 8 Закона N 190-ФЗ); тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (пункт 6 части 1 статьи 8 Закона N 190-ФЗ).
В силу части 3 статьи 8 Закона N 190-ФЗ подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. При этом затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям.
В соответствии со статьями 5, 7 и 8 Закона N 190-ФЗ тарифы в сфере теплоснабжения подлежат государственному регулированию и устанавливаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам).
В соответствии с пунктом 33 Правил организации теплоснабжения в Российской, Федерации, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила организации теплоснабжения), потребители оплачивают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель теплоснабжающей организации по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей, и (или) по ценам, определяемым по соглашению сторон в случаях, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении", за потребленный объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в порядке, предусмотренном данными Правилами, если иное не установлено договором теплоснабжения.
Пунктом 34 Правил организации теплоснабжения определено, что плановая общая стоимость потребляемой тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в месяце, за который осуществляется оплата, рассчитывается как произведение определенного договором теплоснабжения договорного объема потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в месяце, за который осуществляется оплата, и тарифа на тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель или цены, определяемой по соглашению сторон.
Положения пунктов 33 - 34 Правил организации теплоснабжения не распространяются на бюджетные и казенные учреждения, казенные предприятия, а также на товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами и заключившие договоры с ресурсоснабжающими организациями, и иных потребителей, в отношении которых жилищным законодательством Российской Федерации предусмотрен иной порядок оплаты коммунальных услуг или коммунальных ресурсов.
Согласно пункту 44 Правил организации теплоснабжения в случае если в жилом доме имеется встроенное или пристроенное нежилое помещение и тепловой ввод находится в жилой части дома, то заявка о заключении договора теплоснабжения подается лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством, при этом объем потребления и порядок учета поставляемых собственникам жилых и нежилых помещений тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя фиксируются в договоре теплоснабжения раздельно по жилой части дома и встроенному или пристроенному нежилому помещению. В случае если в жилом доме имеется встроенное или пристроенное нежилое помещение и тепловой ввод находится в нежилой части дома, то заявки о заключении договора теплоснабжения подаются владельцем нежилого помещения и лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством, при этом объем потребления и порядок учета поставляемых собственникам жилых и нежилых помещений тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя фиксируются в договоре теплоснабжения раздельно по жилой части дома и встроенному или пристроенному нежилому помещению. В случае если в нежилом здании имеется 1 тепловой ввод, то заявка на заключение договора теплоснабжения подается владельцем нежилого помещения, в котором имеется тепловой ввод, при наличии в нежилом здании нескольких тепловых вводов, заявки на заключение договора теплоснабжения подаются каждым владельцем помещения, в котором имеется тепловой ввод. Отношения по обеспечению тепловой энергией (мощностью) и (или) теплоносителем и оплате соответствующих услуг с владельцами иных помещений, не имеющих теплового ввода, определяются по соглашению между владельцами таких помещений и владельцами помещений, заключивших договор теплоснабжения.
Как следует из письма ЗАО "ЭКСИ-банк" от 21.08.2014 исх. N 01-01-07/831 (вх. N 01-14-3124/14-0-0 от 21.08.2014), направленного в адрес Комитета, обществом заключены договоры о предоставлении тепловой энергии в горячей воде с СЗТУ РФ (с 2003 года), ООО "ТАЙМ" (с 2003 года), ООО "Группа компаний Мега-Авто" (с 2013 года).
В соответствии с условиями договоров, заключенными с перечисленными организациями, количество поданной тепловой энергии определяется в соответствии с данными учета ее фактического потребления, согласно показаниям приборов учета энергоснабжающей (с 2013 года - теплоснабжающей) организации (ЗАО "ЭКСИ-банк"). Расчеты за тепловую энергию производятся по договорной цене, определяемой из фактических затрат на содержание котельной, системы газоснабжения с обеспечением безаварийной и безопасной ее эксплуатации. При этом энергоснабжающая (теплоснабжающая) организация оставляет за собой право изменения договорной цены в связи с изменением цен на энергоносители и изменением фактических расходов на содержание котельной. Протоколы согласования цены, являющиеся неотъемлемой частью перечисленных договоров, обществом не представлены. Согласно представленным ЗАО "ЭКСИ-банк" в Комитет счетам-фактурам цена (тариф) за 1 Гкал тепловой энергии, поставленной потребителям СЗТУ РФ, ООО "ТАЙМ", ООО "Группа компаний Мега-Авто" за период с октября 2013 по апрель 2014 года, составила от 5 256,80 руб. до 5 665,54 руб.
Комитет пришел к выводу, что ЗАО "ЭКСИ-банк" является теплоснабжающей организацией (так как самостоятельно производит тепловую энергию), осуществляет реализацию тепловой энергии потребителям без привлечения сторонних теплосетевых организаций и, таким образом, должно осуществлять взаиморасчеты с потребителями по тарифам на тепловую энергию, установленным в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении.
Доказательств того, что общество обращалось в Комитет с заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям, материалы дела не содержат, в связи с чем, Комитетом и судом первой инстанции сделан правомерный вывод, что государственное регулирование тарифов на указанный регулируемый вид деятельности в отношении общества Комитетом не осуществлялось.
Таким образом, Комитетом и судом первой инстанции правомерно и обоснованно установлено событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы ЗАО "ЭКСИ-банк" о том, что положения статьи 8 Закона N 190-ФЗ не распространяются на общество, так как подача теплоснабжения осуществляется ограниченному кругу юридических лиц, владеющих нежилыми помещениями, котельная имеет малую мощность - 1 120 кВт, теплоснабжение осуществляется только по собственным тепловым сетям, при этом общество не снабжает тепловой энергией остальных собственников помещений в здании. Аналогичные доводы заявлялись ЗАО "ЭКСИ-банк" при рассмотрении дела об административном правонарушении Комитетом и при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции, им дана полная и надлежащая оценка.
Согласно статье 8 Закона о теплоснабжении тарифы на тепловую энергию (мощность) (пункт 4 части 1) и тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (пункт 6 части 1) являются самостоятельными видами цен (тарифов) в сфере теплоснабжения подлежащими регулированию.
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Закона N 190-ФЗ теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
Административным органом правомерно установлено и материалами дела подтверждается то обстоятельство, что ЗАО "ЭКСИ-банк" в рассматриваемом случае выступает как теплоснабжающая организация, самостоятельно производит тепловую энергию, осуществляет реализацию тепловой энергии потребителям без привлечения сторонних теплосетевых организаций и, в связи с изложенным, должно осуществлять взаиморасчеты с потребителями по тарифам на тепловую энергию, установленным в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении. Доводы апелляционной жалобы о том, что ЗАО "ЭКСИ-банк" не является теплоснабжающей организацией, так как договор от 15.09.2003 не является договором теплоснабжения ввиду того, что в нем отсутствуют существенные условия, предусмотренные Законом N 190-ФЗ и Правилами организации теплоснабжения, отклоняется апелляционным судом, как необоснованный и не соответствующий фактическим обстоятельствам дела.
Ссылки ЗАО "ЭКСИ-банк" на пункт 44 Правил организации теплоснабжения, как на положение, освобождающее общество от обязанности урегулирования тарифов на теплоснабжение в установленном законом порядке, отклоняются апелляционным судом, поскольку указанные доводы основаны на ошибочном толковании норм материального права. То обстоятельство, что в соответствии с указанным пунктом Правил организации теплоснабжения отношения по обеспечению тепловой энергией и оплате соответствующих услуг с владельцами иных помещений, не имеющих теплового ввода, определяются по соглашению между владельцами таких помещений и владельцами помещений, заключивших договор теплоснабжения, не освобождает ЗАО "ЭКСИ-банк" от обязанности по соблюдению законодательства, регулирующего порядок установления тарифов на тепловую энергию уполномоченным органом.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, обществом в материалы дела не представлено. ЗАО "ЭКСИ-банк" имело реальную и объективную возможность для соблюдения требований законодательства в сфере регулирования тарифов на теплоснабжение.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции и Комитетом сделан правомерный и обоснованный вывод о наличии в действиях ЗАО "ЭКСИ-банк" состава и события вменяемого административного правонарушения.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения общества к административной ответственности арбитражными судами первой и апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Оснований для признания правонарушения, совершенного обществом, малозначительным и освобождения ЗАО "ЭКСИ-банк" от ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ Комитетом и судом первой инстанции правомерно не установлено.
Размер административного штрафа проверен судами первой и апелляционной инстанции и признан обоснованным, назначенным с учетом характера вменяемого административного правонарушения, с учетом отсутствия сведений об обстоятельствах, смягчающих административную ответственность, в пределах санкции части 2 статьи 14.6 КоАП РФ. По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Частью 3 статьи 211 АПК РФ установлено, что если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции признает правомерными вводы суда первой инстанции о законности и обоснованности постановления Комитета от 18.09.2014 N 149/1-14. Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные вводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24 декабря 2014 года по делу N А56-65086/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "ЭКСИ-Банк" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Б.СЕМЕНОВА
Судьи
Г.В.БОРИСОВА
Е.А.СОМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)