Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2015
текст постановления изготовлен в полном объеме 21 августа 2015
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Н. Хайкиной
судей: С.В. Кривошеиной, Т.В. Павлюк
при ведении протокола судебного заседания
при участии:
от истца: без участия, извещен
от ответчика: без участия, извещен
от третьего лица: без участия, извещен
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Томской области от 16.06.2015 по делу N А67-1464/2015 (судья А.Н. Гапон)
по заявлению открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" (ИНН 7017114680, ОГРН 1057000128184) к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (ИНН 7021052041, ОГРН 1027000907944) о признании незаконным и отмене предписания N П-3614 от 29.12.2014,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное предприятие N 9" (ОГРН 1057000105348, ИНН 7017112509),
установил:
Открытое акционерное общество "Томская энергосбытовая компания" (далее - заявитель, ОАО "Томскэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании незаконным предписания Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (далее - Департамент) N П-3614 от 29.12.2014.
Решением суда от 16.06.2015 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Томскэнергосбыт" обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявление о признании незаконным предписания.
В обоснование апелляционной жалобы указано на отсутствие договорных отношений между ОАО "Томскэнергосбыт" и ООО "ЖЭП-9" по поводу поставки электрической энергии в многоквартирный дом по ул. Куйбышева, 3.
Лица, участвующие в деле о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что на основании обращения жильцов дома N 3 по ул. Куйбышева в г. Томске по вопросу нарушения порядка расчета и внесения платы за коммунальную услугу по электроснабжению, распоряжения заместителя начальника Департамента от 28.11.2014 N П-3614 проведена внеплановая документарная проверка ОАО "Томскэнергосбыт", по результатам которой составлен акт от 29.12.2014 N П-3614.
В ходе проверки установлено, что правовые основания для выставления в счетах-квитанциях ОАО "Томскэнергосбыт" собственникам квартир по адресу: г. Томск, ул. Куйбышева, 3, платы за коммунальную услугу по электроснабжению на ОДН отсутствуют.
29.12.2014 ОАО "Томскэнергосбыт" выдано предписание N П-3614, согласно которому заявителю с 01.02.2015 необходимо устранить нарушения требований законодательства путем исключения начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению на ОДН из счетов-квитанций собственников квартир по адресу: г. Томск, ул. Куйбышева, 3.
Не согласившись с указанным предписанием, ОАО "Томскэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу о неправомерном выставлении ОАО "Томскэнергосбыт" в счетах-квитанциях платы за коммунальную услугу по электроснабжению на ОДН, поскольку предъявление подобной платы возможно исполнителем коммунальных услуг, которым в настоящем случае является ООО "ЖЭП-9".
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным предписания необходимо наличие двух условий: несоответствие предписания закону или иному нормативному акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемое предписание Департамента не противоречит действующему законодательству.
Как следует из оспариваемого предписания, Департаментом установлено нарушение заявителем части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта "г" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу подпункта "г" пункта 31 Правил N 354 исполнитель коммунальных услуг обязан производить в установленном данными Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил.
Данными лицами могут являться управляющая организация, товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), ресурсоснабжающая организация.
Частью 7 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 данной статьи и статьей 171 ЖК РФ.
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в силу жилищного законодательства при осуществлении управления многоквартирным домом управляющей организацией у ресурсоснабжающей организации отсутствуют основания на взимание платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды. Данная обязанность возложена на управляющую организацию, как фактического исполнителя коммунальной услуги.
Материалами дела подтверждается, что управление многоквартирным домом по адресу: г. Томск, ул. Куйбышева, 3 осуществляется управляющей организацией ООО "ЖЭП-9".
01.02.2007 между администрацией Октябрьского района г. Томска - собственником муниципальных домов и ООО "ЖЭП-9" заключен договор на управление многоквартирным жилым домом, по условиям которого ООО "ЖЭП-9" приняло на себя обязанность, в том числе обеспечивать предоставление коммунальных услуг. Многоквартирный дом по адресу: г. Томск, ул. Куйбышева, 3 включен в адресный список муниципальных жилых домов, переданных в управление ООО "ЖЭП-9" (приложение N 1 к договору от 01.02.2007).
Между ООО "Энергокомфорт" Сибирь" и ООО "ЖЭП-9" заключен договор энергоснабжения от 01.06.2006 N 2212, дополнительным соглашением от 01.07.2010 к которому ООО "Энергокомфорт" Сибирь" заменено на ОАО "Томскэнергосбыт".
В апелляционной жалобе ОАО "Томскэнергосбыт", ссылаясь на отсутствие многоквартирного жилого дома по адресу: г. Томск, ул. Куйбышева, 3 в приложении N 3 к договору N 2212 от 01.06.2006 (перечень объектов поставки электроэнергии), указывает на правомерность самостоятельного начисления платы за поставленную энергию на ОДН непосредственно жителям указанного дома.
Суд апелляционной инстанции отклоняет указанные доводы заявителя.
На основании пункта 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 15, 16, 17 настоящих Правил.
Следовательно, исполнителем коммунальных услуг может выступать как управляющая, так и ресурсоснабжающая организация.
В соответствии с пунктом 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Пунктами 9, 14, 17 Правил N 354 предусмотрено, что в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией, ресурсоснабжающая организация вправе предоставлять коммунальные услуги и взимать за них плату с потребителей до даты начала поставки коммунального ресурса непосредственно управляющей организацией по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, период, в течение которого ресурсоснабжающая организация вправе предоставлять коммунальные услуги и взимать за них плату с потребителей, фактически является временным периодом после заключения договора управления домом или перед его расторжением, необходимым для урегулирования договорных правоотношений между управляющей и ресурсоснабжающей организациями.
Фактически между гарантирующим поставщиком электрической энергии ОАО "Томскэнергосбыт" и управляющей организацией ООО "ЖЭП-9" имеется заключенный договор энергоснабжения электрической энергией от 01.06.2006 N 2212, по условиям которого гарантирующий поставщик обязуется подавать абоненту электрическую энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую электрическую энергию в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
Указанный договор заключен для исполнения ООО "ЖЭП-9" своих обязанностей по оказанию потребителям услуг по электроснабжению в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "ЖЭП-9", в том числе на общедомовые нужды.
Многоквартирный жилой дом по адресу: г. Томск, ул. Куйбышева, 3 включен в адресный список муниципальных жилых домов, переданных в управление ООО "ЖЭП-9" (приложение N 1 к договору от 01.02.2007).
Следовательно, ООО "ЖЭП-9" в рамках договора энергоснабжения электрической энергией от 01.06.2006 N 2212 приобретает электрическую энергию, в том числе и для потребителей многоквартирного жилого дома по адресу: г. Томск, ул. Куйбышева, 3.
Кроме того, в счетах-квитанциях на оплату электроэнергии ОАО "Томскэнергосбыт" указывало ООО "ЖЭП-9" в качестве исполнителя; представитель ООО "ЖЭП-9" принимал участие в приемке общедомового прибора учета в доме по адресу: г. Томск, ул. Куйбышева, 3 (акт приемки электроучета N Е830 от 04.03.2011), подписывал акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, однолинейную схему электроснабжения в отношении указанного жилого дома.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о наличии в спорный период договорных отношений между исполнителем коммунальной услуги - ООО "ЖЭП-9" и гарантирующим поставщиком - ОАО "Томскэнергосбыт" по снабжению ресурсом по присоединенной сети.
Доказательств поставки электрической энергии в многоквартирный жилой дом по адресу: г. Томск, ул. Куйбышева, 3 вне рамок договора энергоснабжения электрической энергией от 01.06.2006 N 2212, заключенного между ООО "ЖЭП-9" и ОАО "Томскэнергосбыт", заявителем в материалы дела не представлено.
В связи с этим отсутствие многоквартирного жилого дома по адресу: г. Томск, ул. Куйбышева, 3 в приложении N 3 к договору N 2212 от 01.06.2006 (перечень объектов поставки электроэнергии) не свидетельствует о праве ОАО "Томскэнергосбыт" самостоятельно предъявлять потребителям плату за коммунальную услугу по электроснабжению на ОДН.
Кроме того, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2014 N 308-ЭС14-7187 указано, что собственники помещений в многоквартирном доме не несут никаких обязанностей непосредственно перед ресурсоснабжающей организацией, в связи с чем ресурсоснабжающая организация вправе требовать внесения платы не от собственников помещений, а только от управляющей организации. Исходя из систематического толкования пункта 14 Правил N 354, управляющая компания обязана предоставлять потребителям коммунальные услуги с момента поставки коммунального ресурса, в том числе в рамках фактически сложившихся с ресурсоснабжающей организацией отношений по поставке коммунального ресурса.
Также арбитражный апелляционный суд учитывает, что ООО "ЖЭП-9" приступило к управлению общим имуществом многоквартирного дома в 2006 году до вступления в силу Правил N 354.
Из содержания Правил N 354 не следует, что в связи с вступлением их в силу управляющие организации, ранее приступившие к предоставлению коммунальных услуг населению управляемых ими объектов жилищного фонда, но не заключившие в установленном ныне порядке договоры ресурсоснабжения, утрачивают статус исполнителей коммунальных услуг.
Из содержания пунктов 14, 17 Правил N 354 такой вывод также не усматривается.
В связи с этим подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о порядке заключения договора энергоснабжения управляющими организациями, установленном Постановлением правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
Ресурсоснабжающие организации, в том числе ОАО "Томскэнергосбыт", не относятся к тем специализированным организациям, которым могут быть переданы управляющими компаниями полномочия по расчету, начислению, выставлению и доставке квитанций за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды, поскольку непосредственно не управляют многоквартирными домами и не отвечают перед потребителями за качество предоставляемых коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах действия заявителя по начислению и сбору платы за электрическую энергию, используемую на общедомовые нужды, напрямую гражданам-потребителям и внесение ими платы непосредственно ресурсоснабжающей организации противоречат нормам закона.
Возложение же на потребителя-гражданина обязанности по оплате данной коммунальной услуги ненадлежащему лицу (ресурсоснабжающей организации, а не исполнителю услуги), является нарушением прав потребителя.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.09.2014 N 304-КГ14-811.
С учетом изложенного оспариваемое предписание Департамента не противоречит требованиям действующего законодательства и не возлагает на заявителя не предусмотренных законодательством обязанностей, прав и законных интересов заявителя не нарушает.
Ссылка апеллянта на судебную практику не может быть принята судом во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как указанные судебные акты какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеют, приняты судами по конкретным делам, фактические обстоятельства которых сводятся к отсутствию договорных отношений между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией, что не соответствует установленным в рамках настоящего дела обстоятельствам.
При вынесении решения судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению, не допущено нарушений норм процессуального права.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Томской области от 16.06.2015 по делу N А67-1464/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
С.Н.ХАЙКИНА
Судьи
С.В.КРИВОШЕИНА
Т.В.ПАВЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.08.2015 N 07АП-7235/2015 ПО ДЕЛУ N А67-1464/2015
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 августа 2015 г. по делу N А67-1464/2015
резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2015
текст постановления изготовлен в полном объеме 21 августа 2015
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Н. Хайкиной
судей: С.В. Кривошеиной, Т.В. Павлюк
при ведении протокола судебного заседания
при участии:
от истца: без участия, извещен
от ответчика: без участия, извещен
от третьего лица: без участия, извещен
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Томской области от 16.06.2015 по делу N А67-1464/2015 (судья А.Н. Гапон)
по заявлению открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" (ИНН 7017114680, ОГРН 1057000128184) к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (ИНН 7021052041, ОГРН 1027000907944) о признании незаконным и отмене предписания N П-3614 от 29.12.2014,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное предприятие N 9" (ОГРН 1057000105348, ИНН 7017112509),
установил:
Открытое акционерное общество "Томская энергосбытовая компания" (далее - заявитель, ОАО "Томскэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании незаконным предписания Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (далее - Департамент) N П-3614 от 29.12.2014.
Решением суда от 16.06.2015 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Томскэнергосбыт" обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявление о признании незаконным предписания.
В обоснование апелляционной жалобы указано на отсутствие договорных отношений между ОАО "Томскэнергосбыт" и ООО "ЖЭП-9" по поводу поставки электрической энергии в многоквартирный дом по ул. Куйбышева, 3.
Лица, участвующие в деле о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что на основании обращения жильцов дома N 3 по ул. Куйбышева в г. Томске по вопросу нарушения порядка расчета и внесения платы за коммунальную услугу по электроснабжению, распоряжения заместителя начальника Департамента от 28.11.2014 N П-3614 проведена внеплановая документарная проверка ОАО "Томскэнергосбыт", по результатам которой составлен акт от 29.12.2014 N П-3614.
В ходе проверки установлено, что правовые основания для выставления в счетах-квитанциях ОАО "Томскэнергосбыт" собственникам квартир по адресу: г. Томск, ул. Куйбышева, 3, платы за коммунальную услугу по электроснабжению на ОДН отсутствуют.
29.12.2014 ОАО "Томскэнергосбыт" выдано предписание N П-3614, согласно которому заявителю с 01.02.2015 необходимо устранить нарушения требований законодательства путем исключения начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению на ОДН из счетов-квитанций собственников квартир по адресу: г. Томск, ул. Куйбышева, 3.
Не согласившись с указанным предписанием, ОАО "Томскэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу о неправомерном выставлении ОАО "Томскэнергосбыт" в счетах-квитанциях платы за коммунальную услугу по электроснабжению на ОДН, поскольку предъявление подобной платы возможно исполнителем коммунальных услуг, которым в настоящем случае является ООО "ЖЭП-9".
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным предписания необходимо наличие двух условий: несоответствие предписания закону или иному нормативному акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемое предписание Департамента не противоречит действующему законодательству.
Как следует из оспариваемого предписания, Департаментом установлено нарушение заявителем части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта "г" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу подпункта "г" пункта 31 Правил N 354 исполнитель коммунальных услуг обязан производить в установленном данными Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил.
Данными лицами могут являться управляющая организация, товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), ресурсоснабжающая организация.
Частью 7 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 данной статьи и статьей 171 ЖК РФ.
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в силу жилищного законодательства при осуществлении управления многоквартирным домом управляющей организацией у ресурсоснабжающей организации отсутствуют основания на взимание платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды. Данная обязанность возложена на управляющую организацию, как фактического исполнителя коммунальной услуги.
Материалами дела подтверждается, что управление многоквартирным домом по адресу: г. Томск, ул. Куйбышева, 3 осуществляется управляющей организацией ООО "ЖЭП-9".
01.02.2007 между администрацией Октябрьского района г. Томска - собственником муниципальных домов и ООО "ЖЭП-9" заключен договор на управление многоквартирным жилым домом, по условиям которого ООО "ЖЭП-9" приняло на себя обязанность, в том числе обеспечивать предоставление коммунальных услуг. Многоквартирный дом по адресу: г. Томск, ул. Куйбышева, 3 включен в адресный список муниципальных жилых домов, переданных в управление ООО "ЖЭП-9" (приложение N 1 к договору от 01.02.2007).
Между ООО "Энергокомфорт" Сибирь" и ООО "ЖЭП-9" заключен договор энергоснабжения от 01.06.2006 N 2212, дополнительным соглашением от 01.07.2010 к которому ООО "Энергокомфорт" Сибирь" заменено на ОАО "Томскэнергосбыт".
В апелляционной жалобе ОАО "Томскэнергосбыт", ссылаясь на отсутствие многоквартирного жилого дома по адресу: г. Томск, ул. Куйбышева, 3 в приложении N 3 к договору N 2212 от 01.06.2006 (перечень объектов поставки электроэнергии), указывает на правомерность самостоятельного начисления платы за поставленную энергию на ОДН непосредственно жителям указанного дома.
Суд апелляционной инстанции отклоняет указанные доводы заявителя.
На основании пункта 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 15, 16, 17 настоящих Правил.
Следовательно, исполнителем коммунальных услуг может выступать как управляющая, так и ресурсоснабжающая организация.
В соответствии с пунктом 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Пунктами 9, 14, 17 Правил N 354 предусмотрено, что в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией, ресурсоснабжающая организация вправе предоставлять коммунальные услуги и взимать за них плату с потребителей до даты начала поставки коммунального ресурса непосредственно управляющей организацией по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, период, в течение которого ресурсоснабжающая организация вправе предоставлять коммунальные услуги и взимать за них плату с потребителей, фактически является временным периодом после заключения договора управления домом или перед его расторжением, необходимым для урегулирования договорных правоотношений между управляющей и ресурсоснабжающей организациями.
Фактически между гарантирующим поставщиком электрической энергии ОАО "Томскэнергосбыт" и управляющей организацией ООО "ЖЭП-9" имеется заключенный договор энергоснабжения электрической энергией от 01.06.2006 N 2212, по условиям которого гарантирующий поставщик обязуется подавать абоненту электрическую энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую электрическую энергию в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
Указанный договор заключен для исполнения ООО "ЖЭП-9" своих обязанностей по оказанию потребителям услуг по электроснабжению в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "ЖЭП-9", в том числе на общедомовые нужды.
Многоквартирный жилой дом по адресу: г. Томск, ул. Куйбышева, 3 включен в адресный список муниципальных жилых домов, переданных в управление ООО "ЖЭП-9" (приложение N 1 к договору от 01.02.2007).
Следовательно, ООО "ЖЭП-9" в рамках договора энергоснабжения электрической энергией от 01.06.2006 N 2212 приобретает электрическую энергию, в том числе и для потребителей многоквартирного жилого дома по адресу: г. Томск, ул. Куйбышева, 3.
Кроме того, в счетах-квитанциях на оплату электроэнергии ОАО "Томскэнергосбыт" указывало ООО "ЖЭП-9" в качестве исполнителя; представитель ООО "ЖЭП-9" принимал участие в приемке общедомового прибора учета в доме по адресу: г. Томск, ул. Куйбышева, 3 (акт приемки электроучета N Е830 от 04.03.2011), подписывал акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, однолинейную схему электроснабжения в отношении указанного жилого дома.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о наличии в спорный период договорных отношений между исполнителем коммунальной услуги - ООО "ЖЭП-9" и гарантирующим поставщиком - ОАО "Томскэнергосбыт" по снабжению ресурсом по присоединенной сети.
Доказательств поставки электрической энергии в многоквартирный жилой дом по адресу: г. Томск, ул. Куйбышева, 3 вне рамок договора энергоснабжения электрической энергией от 01.06.2006 N 2212, заключенного между ООО "ЖЭП-9" и ОАО "Томскэнергосбыт", заявителем в материалы дела не представлено.
В связи с этим отсутствие многоквартирного жилого дома по адресу: г. Томск, ул. Куйбышева, 3 в приложении N 3 к договору N 2212 от 01.06.2006 (перечень объектов поставки электроэнергии) не свидетельствует о праве ОАО "Томскэнергосбыт" самостоятельно предъявлять потребителям плату за коммунальную услугу по электроснабжению на ОДН.
Кроме того, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2014 N 308-ЭС14-7187 указано, что собственники помещений в многоквартирном доме не несут никаких обязанностей непосредственно перед ресурсоснабжающей организацией, в связи с чем ресурсоснабжающая организация вправе требовать внесения платы не от собственников помещений, а только от управляющей организации. Исходя из систематического толкования пункта 14 Правил N 354, управляющая компания обязана предоставлять потребителям коммунальные услуги с момента поставки коммунального ресурса, в том числе в рамках фактически сложившихся с ресурсоснабжающей организацией отношений по поставке коммунального ресурса.
Также арбитражный апелляционный суд учитывает, что ООО "ЖЭП-9" приступило к управлению общим имуществом многоквартирного дома в 2006 году до вступления в силу Правил N 354.
Из содержания Правил N 354 не следует, что в связи с вступлением их в силу управляющие организации, ранее приступившие к предоставлению коммунальных услуг населению управляемых ими объектов жилищного фонда, но не заключившие в установленном ныне порядке договоры ресурсоснабжения, утрачивают статус исполнителей коммунальных услуг.
Из содержания пунктов 14, 17 Правил N 354 такой вывод также не усматривается.
В связи с этим подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о порядке заключения договора энергоснабжения управляющими организациями, установленном Постановлением правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
Ресурсоснабжающие организации, в том числе ОАО "Томскэнергосбыт", не относятся к тем специализированным организациям, которым могут быть переданы управляющими компаниями полномочия по расчету, начислению, выставлению и доставке квитанций за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды, поскольку непосредственно не управляют многоквартирными домами и не отвечают перед потребителями за качество предоставляемых коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах действия заявителя по начислению и сбору платы за электрическую энергию, используемую на общедомовые нужды, напрямую гражданам-потребителям и внесение ими платы непосредственно ресурсоснабжающей организации противоречат нормам закона.
Возложение же на потребителя-гражданина обязанности по оплате данной коммунальной услуги ненадлежащему лицу (ресурсоснабжающей организации, а не исполнителю услуги), является нарушением прав потребителя.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.09.2014 N 304-КГ14-811.
С учетом изложенного оспариваемое предписание Департамента не противоречит требованиям действующего законодательства и не возлагает на заявителя не предусмотренных законодательством обязанностей, прав и законных интересов заявителя не нарушает.
Ссылка апеллянта на судебную практику не может быть принята судом во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как указанные судебные акты какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеют, приняты судами по конкретным делам, фактические обстоятельства которых сводятся к отсутствию договорных отношений между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией, что не соответствует установленным в рамках настоящего дела обстоятельствам.
При вынесении решения судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению, не допущено нарушений норм процессуального права.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Томской области от 16.06.2015 по делу N А67-1464/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
С.Н.ХАЙКИНА
Судьи
С.В.КРИВОШЕИНА
Т.В.ПАВЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)