Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 07.04.2014 N Ф03-371/2014 ПО ДЕЛУ N А04-3813/2013

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 апреля 2014 г. N Ф03-371/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Барбатова А.Н.
Судей: Красковской О.Г., Тарасова И.А.
при участии
- от истца: Крапива Е.Ю., представитель по доверенности от 07.05.2013 б/н;
- от ответчика: Волос О.Я., представитель по доверенности от 09.01.2014 б/н
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городские коммунальные системы"
на решение от 24.08.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2013
по делу N А04-3813/2013 Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Качуков С.Б., в суде апелляционной инстанции судьи Михайлова А.И., Гетманова Т.С., Ротарь С.Б.
По иску общества с ограниченной ответственностью "Водоочистная станция 3"
к обществу с ограниченной ответственностью "Городские коммунальные системы"
о понуждении принять общедомовые приборы учета
Общество с ограниченной ответственностью "Водоочистная станция 3" (ОГРН 10628115003790, место нахождения: Амурская обл., г. Зея, ул. Магистральная, д. 15; далее - ООО "Водоочистная станция 3") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Городские коммунальные системы" (ОГРН 1052800313345, место нахождения: <...>; далее - ООО "Городские коммунальные системы") о понуждении принять (ввести в эксплуатацию) общедомовые приборы учета холодной воды, установленные в многоквартирных жилых домах N 11, N 14, N 24, N 28, N 32, N 81 и N 83 микрорайона Светлый (с учетом уточнения искового требования в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением от 24.08.2013, оставленным без изменения Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2013, иск удовлетворен. Судебные акты мотивированы неисполнением ответчиком как управляющей организацией предусмотренной пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпунктом "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), подпунктом "с" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), обязанности по обеспечению ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов, установленных истцом как ресурсоснабжающей организацией на основании частей 9, 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении).
В кассационной жалобе ООО "Городские коммунальные системы" просит решение и постановление апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы приводит доводы о неправильном применении судами норм ЖК РФ, Закона об энергосбережении, Правил N 491, ссылаясь на отсутствие решения общего собрания собственников об установке в многоквартирных домах коллективных (общедомовых) приборов учета, а у управляющей организации - обязанности по их установке и оплате связанных с ней расходов.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании кассационной инстанции, проведенном в порядке статьи 153.1 АПК РФ в режиме видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Амурской области, представитель ответчика поддержал доводы жалобы, а представитель истца возражал против ее удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Проверив законность решения от 24.08.2013, постановления от 22.11.2013, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как установлено судами, ООО "Водоочистная станция 3" является ресурсоснабжающей организацией, обеспечивающей жилой и нежилой фонд города Зеи Амурской области холодным водоснабжением.
ООО "Городские коммунальные системы" осуществляет управление многоквартирными домами N 11, N 14, N 24, N 28, N 28, N 32, N 81 и N 83 микрорайона Светлый города Зеи.
01.01.2013 между ООО "Водоочистная станция 3" (ресурсоснабжающая организация) и ООО "Городские коммунальные системы" (абонент) заключен договор поставки питьевой воды N 001-060-13, по которому ресурсоснабжающая организация обязалась подавать питьевую воду на объекты абонента в соответствии с установленными настоящим договором условиями и величинами потребления, а абонент - принять воду и уплатить за нее установленную договором цену.
Пунктом 2.2 договора предусмотрено, что при установке приборов учета воды в соответствии с техническими нормативами на границе эксплуатационной ответственности сторон, объем отпущенной питьевой воды к объектам абонента будет определяться по показаниям данных счетчиков. Установка приборов учета воды производится в соответствии с действующим законодательством РФ.
10.12.2012 ресурсоснабжающей организацией и абонентом проведено обследование находящихся в управлении ответчика многоквартирных домов с целью проверки наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, по результатам которого составлены акты от 10.12.2012 о наличии технической возможности установки общедомовых приборов учета в каждом из этих домов, согласованы схемы их установки.
Письмом от 09.01.2013 N 13177 ответчик сообщил об отсутствии претензий к предложенным истцом для установки счетчикам холодной воды типа ВСКМ ГД компании ООО "ПК ПРИБОР".
В феврале 2013 года истец произвел установку приборов учета и обратился к истцу с просьбой принять их в эксплуатацию.
Ссылаясь на уклонение ответчика от принятия в эксплуатацию установленных приборов учета, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Пунктом 2 статьи 162 ЖК РФ установлена обязанность управляющей организации по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно подпункту "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.). В силу пункта 5 Правил N 491 установленные коллективные (общедомовые) приборы учета коммунальных ресурсов входят в состав общего имущества многоквартирного дома.
Подпункт "с" пункта 31 Правил N 354 возлагает на исполнителя, предоставляющего потребителю коммунальные услуги, обязанность обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
27.11.2009 вступил в силу Закон об энергосбережении.
В соответствии с частью 1 статьи 13 названного Закона производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу этого закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны осуществлять организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении в отношении объектов, предусмотренных частью 5 этой статьи (в том числе многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу закона), ресурсоснабжение организации в срок до 1 июля 2013 года обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 этой статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Из системного толкования приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и Законом об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 ЖК РФ и подпункта "к" пункта 11 Правил.
Кроме того, действия сторон, предшествующие установке истцом спорных приборов учета, вытекают из договора поставки питьевой воды от 01.01.2013 N 001-060-13 и свидетельствуют о возникновении между ними фактических договорных отношений по поводу оснащения домов приборами учета используемых ресурсов.
Согласно подпункту 6 пункта 13 Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 N 149, договор на установку (замену) прибора учета должен содержать условие о порядке ввода установленного прибора учета в эксплуатацию.
Поскольку обеспечение ввода установленных приборов учета в эксплуатацию, то есть документального их оформления в качестве приборов учета, по показаниям которых осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, возложено на исполнителя коммунальных услуг, арбитражные суды обоснованно обязали ответчика совершить необходимые действия по принятию установленных истцом приборов учета в эксплуатацию.
Доводы заявителя жалобы о возникновении отношений по установке приборов учета непосредственно между собственниками и ресурсоснабжающей организацией со ссылкой на нормы Закона об энергосбережении судом кассационной инстанции отклоняется, так как собственниками избран способ управления домами - управляющей организацией, а не непосредственное управление.
Требование о возмещении расходов на установку приборов учета в рамках данного дела истец не заявлял, поэтому довод жалобы об отсутствии у ответчика такой обязанности судом кассационной инстанции во внимание не принимается.
Решение и постановление апелляционного суда приняты с правильными применением норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:

решение от 24.08.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2013 по делу N А04-3813/2013 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.Н.БАРБАТОВ
Судьи
О.Г.КРАСКОВСКАЯ
И.А.ТАРАСОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)