Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Виткаловой Е.Н., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Малоуховой В.Н.,
при участии в заседании:
от Администрации городского округа Химки - Тимонина Ю.В., представитель по доверенности от 17.03.2014 N 1168-исх,
от ТСЖ "Терехово" - Воеводин М.А., представитель по доверенности от 07.10.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Химки на решение Арбитражного суда Московской области от 11.04.2014 по делу N А41-66103/13, принятое судьей Уваровым А.О., по иску ТСЖ "Терехово" к Администрации городского округа Химки о признании незаконным отказа, обязании предоставить земельные участки,
установил:
товарищество собственников жилья "Терехово" (далее - ТСЖ "Терехово", заявитель, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Администрации городского округа Химки Московской области (далее - администрация, администрация г.о. Химки, заинтересованное лицо) с заявлением о признании незаконным отказа администрация, изложенный в письме от 10.10.2013 N 6106-вх. и обязании администрацию предоставить в общедолевую собственность членов ТСЖ "Терехово" земельные участки общей площадью 4 777 кв. м, кадастровый номер 50:10:020306:60 и земельный участок общей площадью 42 777 кв. м, кадастровый номер 50:10:020306:67, имеющих адресный ориентир: Московская область, г. Химки, квартал "Терехово", категория земель: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", разрешенное использование - "для малоэтажного и коттеджного строительства".
Решением Арбитражного суда Московской области от 11.04.2014 по делу N А41-66103/13 требования ТСЖ "Терехово" удовлетворены (л.д. 66 - 68).
Не согласившись с данным судебным актом, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой в которой просила решение от 11.04.2014 отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств дела.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ТСЖ "Терехово" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 23.12.2003 администрацией предоставлены в аренду ЗАО "Подмосковье-Строй" земельные участки общей площадью 279400 кв. метров, с кадастровыми номерами 50:10:020305:0002 (площадью 101800 кв. метров) и 50:10:020305:0002 (площадь 177600 кв. метров), для осуществления малоэтажного и коттеджного строительства, по адресу: Московская область, Химкинский район, вблизи д. Терехово, сроком на 49 лет (л.д. 12 - 16).
30.09.2004 Главой администрации Химкинского района выдано разрешение на строительство N 232-р 1 и 2 очереди застройки коттеджного поселка в районе д. Терехово (л.д. 17).
01.02.2005 Главой Химкинского района вынесено распоряжение N 64-Р "О строительстве коттеджного поселка вблизи деревни Терехово Химкинского района Московской области", и о заключении с застройщиком инвестиционного контракта (л.д. 18).
В 2006 году специально созданной комиссией была принята в эксплуатацию первая очередь коттеджного поселка.
Постановлением Главы г.о. Химки от 27.10.2008 N 1358, земельный участок с кадастровым номером 50:10:020306:0002, с разрешенным использованием "под малоэтажное и коттеджное строительство", разделен на несколько земельных участков, утвержден проект их границ. В результате были образованы земельные участки с кадастровыми номерами с 50:10:020306:3 по 50:10:020306:67 включительно (л.д. 25).
В 2005 году приобретателями коттеджей (соинвесторами) было создано ТСЖ "Терехово".
В письме от 13.04.2007 N 31 ЗАО "Подмосковье-Строй" отказалось в пользу соинвесторов от принадлежащего обществу права аренды земельных участков, на которых находятся коттеджи, здание контрольно-пропускного пункта, здание диспетчерского пункта (л.д. 24).
12.09.2013 ТСЖ "Терехово" обратилось в администрацию г.о. Химки с заявлением о предоставлении в общую долевую собственность членов ТСЖ земельного участка площадью 4 777 кв. м с кадастровым номером 50:10:020306:60 и земельный участок общей площадью 42 777 кв. м, кадастровый номер 50:10:020306:67, имеющих адресный ориентир: Московская область, г. Химки, квартал "Терехово", категория земель: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", разрешенное использование - "для малоэтажного и коттеджного строительства" (л.д. 8 - 11).
Письмом от 10.10.2013 N 6105-вх и N 6106-вх администрация отказала в предоставлении земельных участков в собственность заявителям (л.д. 7).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконными ненормативного правового акта, действий (бездействия) государственного органа и органа местного самоуправления является одновременное несоответствие этих актов, действий (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли обжалуемый акт, совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно части 2 статьи 36 ЗК РФ, в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В апелляционной жалобе администрация указала, что в соответствии с данными положениями жилищного и земельного законодательства, члены ТСЖ в силу закона являются собственниками земельных участков, на которых расположены принадлежащие им жилые дома.
Между тем, из материалов дела и из объяснений представителя заявителя следует, на испрашиваемом земельном участке жилые дома - коттеджи отсутствуют. Застройка на участке до настоящего времени не проводилась.
Следовательно, в силу закона право общей долевой собственности у ТСЖ "Терехово" не возникло.
Испрашиваемые земельные участки в составе земельного участка с кадастровым номером 50:10:020306:0002 были переданы в 2003 году администрацией г.о. Химки под коттеджную застройку.
Строительство коттеджей производилось на основании выданного разрешения на строительство от 30.09.2004, коттеджи на настоящий момент уже построены и введены в эксплуатацию, земельные участки под ними образованы и находятся либо в собственности жильцов, либо в общей долевой собственности ТСЖ "Терехово" в силу закона.
Испрашиваемые земельные участки находятся в границах коттеджного поселка Терехово, и используется членами ТСЖ "Терехово".
В соответствии с частью 1 статьи 135 ЖК РФ, товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Статьей 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно частям 1, 2 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Выделив в 2003 году земельные участки под строительство коттеджей в квартале Терехово г. Химки, администрация г.о. Химки распорядилась землей, находящейся в ее ведении. Испрашиваемые земельные участки изначально входили в переданные земли под строительство. На выделенных участках осуществлялось и осуществляется строительство коттеджей, некоторые из них уже заселены.
Доказательств, свидетельствующих о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:10:020306:60, 50:10:020306:67 не могли быть выделены под строительство коттеджей, находились и находятся в границах иных территорий в соответствии с документами территориального планирования (Правила землепользования и застройки, генеральный план), и соответствующих доводов, администрация суду не представила.
Вместе с тем, заявитель как товарищество собственников жилья, правомерно принимает меры для осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению имущества.
Пунктом 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", разъяснено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.
В случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.
При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти.
Статьей 1 ЗК РФ предусмотрены принципы земельного законодательства, в том числе: участие граждан, общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю; деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы; сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Согласно части 2 статьи 15 ЗК РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ также предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Администрация г.о. Химки не представила доказательств отсутствия оснований для представления земельных участков заявителю в общую долевую собственность.
Границы испрашиваемых земельных участков установлены, и они соответствуют границам переданных в 2003 году земель для строительства коттеджей в квартале Терехово г. Химки.
Участки не изъяты из оборота и не ограничены в обороте.
Земельные участки с кадастровыми номерами 50:10:020306:60 и 50:10:020306:67 фактически находятся в границах коттеджного поселка Терехово и используются членами ТСЖ "Терехово".
Порядок предоставления земельных участков в собственность предусмотрен частями 5, 6 статьи 36 ЗК РФ: для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Указанный порядок заинтересованным лицом не выполнен, в связи с чем ответ администрации является отказом, который может быть обжалован в арбитражный суд.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 11 апреля 2014 года по делу N А41-66103/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
М.В.ИГНАХИНА
Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.07.2014 ПО ДЕЛУ N А41-66103/13
Разделы:Управление многоквартирным домом; Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2014 г. по делу N А41-66103/13
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Виткаловой Е.Н., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Малоуховой В.Н.,
при участии в заседании:
от Администрации городского округа Химки - Тимонина Ю.В., представитель по доверенности от 17.03.2014 N 1168-исх,
от ТСЖ "Терехово" - Воеводин М.А., представитель по доверенности от 07.10.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Химки на решение Арбитражного суда Московской области от 11.04.2014 по делу N А41-66103/13, принятое судьей Уваровым А.О., по иску ТСЖ "Терехово" к Администрации городского округа Химки о признании незаконным отказа, обязании предоставить земельные участки,
установил:
товарищество собственников жилья "Терехово" (далее - ТСЖ "Терехово", заявитель, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Администрации городского округа Химки Московской области (далее - администрация, администрация г.о. Химки, заинтересованное лицо) с заявлением о признании незаконным отказа администрация, изложенный в письме от 10.10.2013 N 6106-вх. и обязании администрацию предоставить в общедолевую собственность членов ТСЖ "Терехово" земельные участки общей площадью 4 777 кв. м, кадастровый номер 50:10:020306:60 и земельный участок общей площадью 42 777 кв. м, кадастровый номер 50:10:020306:67, имеющих адресный ориентир: Московская область, г. Химки, квартал "Терехово", категория земель: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", разрешенное использование - "для малоэтажного и коттеджного строительства".
Решением Арбитражного суда Московской области от 11.04.2014 по делу N А41-66103/13 требования ТСЖ "Терехово" удовлетворены (л.д. 66 - 68).
Не согласившись с данным судебным актом, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой в которой просила решение от 11.04.2014 отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств дела.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ТСЖ "Терехово" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 23.12.2003 администрацией предоставлены в аренду ЗАО "Подмосковье-Строй" земельные участки общей площадью 279400 кв. метров, с кадастровыми номерами 50:10:020305:0002 (площадью 101800 кв. метров) и 50:10:020305:0002 (площадь 177600 кв. метров), для осуществления малоэтажного и коттеджного строительства, по адресу: Московская область, Химкинский район, вблизи д. Терехово, сроком на 49 лет (л.д. 12 - 16).
30.09.2004 Главой администрации Химкинского района выдано разрешение на строительство N 232-р 1 и 2 очереди застройки коттеджного поселка в районе д. Терехово (л.д. 17).
01.02.2005 Главой Химкинского района вынесено распоряжение N 64-Р "О строительстве коттеджного поселка вблизи деревни Терехово Химкинского района Московской области", и о заключении с застройщиком инвестиционного контракта (л.д. 18).
В 2006 году специально созданной комиссией была принята в эксплуатацию первая очередь коттеджного поселка.
Постановлением Главы г.о. Химки от 27.10.2008 N 1358, земельный участок с кадастровым номером 50:10:020306:0002, с разрешенным использованием "под малоэтажное и коттеджное строительство", разделен на несколько земельных участков, утвержден проект их границ. В результате были образованы земельные участки с кадастровыми номерами с 50:10:020306:3 по 50:10:020306:67 включительно (л.д. 25).
В 2005 году приобретателями коттеджей (соинвесторами) было создано ТСЖ "Терехово".
В письме от 13.04.2007 N 31 ЗАО "Подмосковье-Строй" отказалось в пользу соинвесторов от принадлежащего обществу права аренды земельных участков, на которых находятся коттеджи, здание контрольно-пропускного пункта, здание диспетчерского пункта (л.д. 24).
12.09.2013 ТСЖ "Терехово" обратилось в администрацию г.о. Химки с заявлением о предоставлении в общую долевую собственность членов ТСЖ земельного участка площадью 4 777 кв. м с кадастровым номером 50:10:020306:60 и земельный участок общей площадью 42 777 кв. м, кадастровый номер 50:10:020306:67, имеющих адресный ориентир: Московская область, г. Химки, квартал "Терехово", категория земель: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", разрешенное использование - "для малоэтажного и коттеджного строительства" (л.д. 8 - 11).
Письмом от 10.10.2013 N 6105-вх и N 6106-вх администрация отказала в предоставлении земельных участков в собственность заявителям (л.д. 7).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконными ненормативного правового акта, действий (бездействия) государственного органа и органа местного самоуправления является одновременное несоответствие этих актов, действий (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли обжалуемый акт, совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно части 2 статьи 36 ЗК РФ, в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В апелляционной жалобе администрация указала, что в соответствии с данными положениями жилищного и земельного законодательства, члены ТСЖ в силу закона являются собственниками земельных участков, на которых расположены принадлежащие им жилые дома.
Между тем, из материалов дела и из объяснений представителя заявителя следует, на испрашиваемом земельном участке жилые дома - коттеджи отсутствуют. Застройка на участке до настоящего времени не проводилась.
Следовательно, в силу закона право общей долевой собственности у ТСЖ "Терехово" не возникло.
Испрашиваемые земельные участки в составе земельного участка с кадастровым номером 50:10:020306:0002 были переданы в 2003 году администрацией г.о. Химки под коттеджную застройку.
Строительство коттеджей производилось на основании выданного разрешения на строительство от 30.09.2004, коттеджи на настоящий момент уже построены и введены в эксплуатацию, земельные участки под ними образованы и находятся либо в собственности жильцов, либо в общей долевой собственности ТСЖ "Терехово" в силу закона.
Испрашиваемые земельные участки находятся в границах коттеджного поселка Терехово, и используется членами ТСЖ "Терехово".
В соответствии с частью 1 статьи 135 ЖК РФ, товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Статьей 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно частям 1, 2 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Выделив в 2003 году земельные участки под строительство коттеджей в квартале Терехово г. Химки, администрация г.о. Химки распорядилась землей, находящейся в ее ведении. Испрашиваемые земельные участки изначально входили в переданные земли под строительство. На выделенных участках осуществлялось и осуществляется строительство коттеджей, некоторые из них уже заселены.
Доказательств, свидетельствующих о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:10:020306:60, 50:10:020306:67 не могли быть выделены под строительство коттеджей, находились и находятся в границах иных территорий в соответствии с документами территориального планирования (Правила землепользования и застройки, генеральный план), и соответствующих доводов, администрация суду не представила.
Вместе с тем, заявитель как товарищество собственников жилья, правомерно принимает меры для осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению имущества.
Пунктом 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", разъяснено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.
В случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.
При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти.
Статьей 1 ЗК РФ предусмотрены принципы земельного законодательства, в том числе: участие граждан, общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю; деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы; сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Согласно части 2 статьи 15 ЗК РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ также предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Администрация г.о. Химки не представила доказательств отсутствия оснований для представления земельных участков заявителю в общую долевую собственность.
Границы испрашиваемых земельных участков установлены, и они соответствуют границам переданных в 2003 году земель для строительства коттеджей в квартале Терехово г. Химки.
Участки не изъяты из оборота и не ограничены в обороте.
Земельные участки с кадастровыми номерами 50:10:020306:60 и 50:10:020306:67 фактически находятся в границах коттеджного поселка Терехово и используются членами ТСЖ "Терехово".
Порядок предоставления земельных участков в собственность предусмотрен частями 5, 6 статьи 36 ЗК РФ: для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Указанный порядок заинтересованным лицом не выполнен, в связи с чем ответ администрации является отказом, который может быть обжалован в арбитражный суд.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 11 апреля 2014 года по делу N А41-66103/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
М.В.ИГНАХИНА
Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)