Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2014 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Арямова А.А., Толкунова В.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Червяковой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетика" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 01 октября 2014 года по делу N А76-21031/2014 (судья Костылев И.В.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетика" - Блинов С.А. (доверенность от 30.06.2014),
Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области - Ростовцева Ю.Г. (доверенность от 23.07.2014 N 36).
Общество с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетика" (далее - заявитель, ООО "Теплоэнергетика", ресурсоснабжающая организация) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительными решения от 01.07.2014 по делу N 2-03/14 и предписания от 01.07.2014 по делу N 2-03/14, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, УФАС России по Челябинской области, антимонопольный орган).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены общества с ограниченной ответственностью "Горэлектро", "Комфорт" (далее соответственно ООО "Горэлектро", ООО "Комфорт") и гр. Приходько Нина Ивановна (далее - Приходько Н.И.).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 01.10.2014 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетика" отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "Теплоэнергетика" ссылается на имеющее по его мнению место быть, со стороны арбитражного суда первой инстанции, неправильное применение норм материального права при принятии решения, и несоответствие выводов, положенных в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, фактическим обстоятельствам. В частности, податель апелляционной жалобы ссылается на то, что арбитражный суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание то, что существующие проходы нарушают требования пункта 3.1.4 Правил техники безопасности при эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей и п. 2.20, 2.2.1 СП 41-101-95, - при этом данные положения являются применимыми к спорным правоотношениям, исходя из условий п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ). Также ООО "Теплоэнергетика" в апелляционной жалобе указывает на то, что арбитражным судом первой инстанции не учтено, что узел учета в многоквартирном доме N 39 МКР-1 г. Усть-Катава, запроектирован и установлен только на отопление, и не согласован теплоснабжающей организацией, на что указано в акте недопуска от 25.07.2013.
Представленный обществом с ограниченной ответственностью "Комфорт" отзыв на апелляционную жалобу, хотя и приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела N А76-21031/2014 Арбитражного суда Челябинской области, однако, не рассматривается по существу, по причине несоблюдения ООО "Комфорт" условий ч. ч. 1, 2 ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (заблаговременное направление копии апелляционной жалобы всем без исключения лицам, участвующим в деле).
Иными участниками процесса отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Представителем УФАС России по Челябинской области в судебном заседании суда апелляционной инстанции пояснено, что решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, и отмене не подлежит.
Третьи лица, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенные надлежащим образом, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили.
С учетом мнения представителей ООО "Теплоэнергетика" и УФАС России по Челябинской области, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей третьих лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей заявителя и антимонопольного органа, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции отказывая обществу с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетика" в удовлетворении заявленных требований, исходил из законности оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам, и оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило заявление гр. Приходько Н.И. - жителя дома N 39 МКР-1 в г. Усть-Катаве Челябинской области. В данном заявлении сообщалось о затягивании обществом с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетика" ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.
УФАС России по Челябинской области 10.07.2014 (резолютивная часть решения объявлена 01.07.2014) вынесено решение по делу N 2-03/14 по признакам нарушения ООО "Теплоэнергетика" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), которым:
- - признаны нарушением ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции действия ООО "Теплоэнергетика", выразившиеся в уклонении от ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме 39, расположенном по адресу: г. Усть-Катав, мкр-1 (п. 1);
- - решено выдать ООО "Теплоэнергетика" предписание о прекращении нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции (п. 2);
- - решено передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях (п. 3).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области обществу с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетика" 01.07.2014 выдано предписание N 19, которым:
1. ООО "Теплоэнергетика" с момента получения настоящего предписания предписано прекратить нарушение ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в уклонении от ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме 39, расположенном по адресу: г. Усть-Катав, мкр-1.
2. ООО "Теплоэнергетика" предписано в срок до 25 августа 2014 года ввести в эксплуатацию узел учета тепловой энергии, установленный в многоквартирном доме 39, расположенном по адресу: г. Усть-Катав, мкр-1.
3. ООО "Теплоэнергетика" предписано в срок до 29 августа 2014 года представить в Челябинское УФАС России документы, подтверждающие исполнение пунктов 1, 2 предписания.
В силу условий ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В рассматриваемой ситуации антимонопольным органом установлено, что ООО "Теплоэнергетика" является теплоснабжающей организацией, осуществляющей деятельность по передаче (поставке) тепловой энергии, в том числе гражданам, проживающим в многоквартирном доме 39, расположенном в микрорайоне N 1 г. Усть-Катава.
Обществом с ограниченной ответственностью "Комфорт" 24.12.2012 в ресурсоснабжающую организацию был направлен проект на узел учета тепловой энергии предполагаемые к установке в многоквартирного дома N 39 микрорайона N 1 г. Усть-Катава, который не был согласован заявителем, по причине наличия ряда замечаний, перечисленных в письме от 11.01.2013 N 43.
ООО "Горэлектро", изготовившее проект на узел учета, 06.02.2013 направило ответ на замечания в адрес ресурсоснабжающей организации, и уведомило заявителя" о подготовке к комплектации и монтажу общедомового прибора учета.
В последующем 12.07.2013 ООО "Комфорт" направило письмо в адрес ООО "Теплоэнергетика" с просьбой обеспечить участие представителя в комиссии по приемке в эксплуатацию узла учета тепловой энергии 19.07.2013.
ООО "Теплоэнергетика" 25.07.2013 направило ООО "Комфорт" акт допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии в многоквартирный дом 39, расположенный в микрорайоне N 1 г. Усть-Катава, - которым отказано в допуске указанного узла учета, мотивировав это следующим: при приемке в эксплуатацию узла учета тепловой энергии представлен проект не согласованный с энергоснабжающей организацией; узел учета запроектирован только на отопление, учет тепловой энергии, затраченной на нагрев горячего водоснабжения не запроектирован, размеры проходов не соответствует СП 41-101-95; отсутствует возможность проверить на работоспособность узел учета тепловой энергии.
ООО "Комфорт" 10.10.2013 направило письмо в адрес ООО "Теплоэнергетика", с просьбой обеспечить участие представителя в комиссии по приемке в эксплуатацию узла учета тепловой энергии 17.10.2013, однако, заявитель в указанное время не обеспечил явку уполномоченного представителя.
Письмом от 18.10.2013 ООО "Комфорт" уведомило заявителя о том, что своими действиями ресурсоснабжающая организация нарушает пункт 7.6 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго России 12.09.1995 N Вк-4936 (далее - Правила учета тепловой энергии) а, 25.10.2013 ООО "Комфорт" повторно направило заявителю письмо с просьбой обеспечить участие представителя ООО "Теплоэнергетика" в комиссии по приемке в эксплуатацию узла учета тепловой энергии 31.10.2013, однако, данное письмо также было проигнорировано заявителем.
Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции).
Доминирующим в силу законодательства также признается положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.
Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) определено, что естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В силу ст. 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по передаче тепловой энергии.
ООО "Теплоэнергетика" является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии, следовательно, общество подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции.
Пунктом 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергосбережения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В силу ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Пунктом 7.1 Правил учета тепловой энергии предусмотрено, что допуск в эксплуатацию узлов учета потребления осуществляется представителем энергоснабжающей организации
В соответствии с пунктом 7.1 Правил учета тепловой энергии, для допуска узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию представитель потребителя должен предъявить: 1. принципиальную схему теплового пункта; 2. проект на узел учета, согласованный с энергоснабжающей организацией; 3. паспорт на приборы узла учета; 4. документы о поверке приборов узла учета с действующим клеймом госповерителя; 5. смонтированный и проверенный на работоспособность узел учета тепловой энергии и теплоносителя, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя и иные.
Согласно п. 7.2 Правил учета при допуске узла учета в эксплуатацию должны быть проверены: соответствие заводских номеров на приборы учета с указанными в их паспортах; соответствие диапазонов измерений устанавливаемых приборов учета со значениями измеряемых параметров; качество монтажа средств измерений и линий связи, а также соответствие монтажа требованиям паспортов и проектной документации; наличие пломб.
В случае выявления несоответствия требованиям Правил узел учета в эксплуатацию не допускается и в акте приводится полный перечень выявленных недостатков с указанием пунктов Правил, положения которых нарушены.
Положениями п. 7.5 Правил учета тепловой энергии предусмотрено, что узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя.
Вызов потребителем представителя энергоснабжающей организации для оформления допуска узла учета потребителя осуществляется не менее чем за 5 дней до предполагаемого дня оформления узла учета, а решение о допуске в эксплуатацию должно быть принято не позднее чем через 10 дней с момента подачи заявки потребителем.
Доводы апелляционной жалобы ООО "Теплоэнергетика" в данном случае повторяют доводы заявления, явившегося предметом рассмотрения со стороны арбитражного суда первой инстанции, однако, данные доводы рассмотрены и оценены арбитражным судом первой инстанции надлежащим образом, а, потому, оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит.
Действие пункта 3.1.4 Правил техники безопасности при эксплуатации теплоснабжающих установок и тепловых сетей, распространяется на проходы и проезды, входы и выходы внутри производственных помещений, но, не жилых домов. Размеры походов и проемов в технических подпольях и технических этажах регламентируются СНиП 31-01-20003 "Здания жилые многоквартирные". В соответствии с п. 7.2.13 СНиП 31-01-20003 выходы и технических этажей следует предусматривать в соответствии с пунктом 6.21 СНиП 21-01 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", в котором указано, что выход наружу может быть через окно или дверь с размерами 0,75 х 1,5, а также через люк, размерами не менее 0,6 x 0,8.
Размеры проходов в технических этажах также регламентируются п. 8.5 вышеуказанных СНиП, где допускается на отдельных участках протяженностью не более 2м уменьшить высоту до 1,2 м, а ширину до 0,9 м.
Кроме того, узел учета запроектирован в существующем помещении, ограниченном несущими стенами. Размер проема (входа в помещение узла учета) позволяет беспрепятственно пройти как обслуживающему персоналу, так и представителю теплоснабжающей организацией, прошедшему соответствующие инструктажи.
В многоквартирном доме 39, расположенном в микрорайоне N 1 г. Усть-Катава, на границе раздела внутридомовой системы горячего водоснабжения и наружных сетей установлены общедомовые счетчики горячей воды на подающем и циркуляционном трубопроводах, которые учитывают объем коммунального ресурса, потребленного данным домом. Для учета коммунального ресурса - тепловая энергия, устанавливается узел учета тепловой энергии. Следовательно, довод заявителя о том, что узел учета не предусматривает учет горячего водоснабжения, является необоснованным.
Таким образом, факт необоснованного затягивания обществом с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетика" ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме 39, расположенном по адресу: г. Усть-Катав, мкр-1, материалами дела N А76-21031/2014 Арбитражного суда Челябинской области подтвержден.
Соответствующие действия заявителя потенциально способствуют увеличению расходов граждан на оплату данного коммунального ресурса, то есть ущемляют интересы граждан.
Арбитражный суд первой инстанции при этом обоснованно отклонил ссылку заявителя на положения СП 30.13330.2012 в части несоответствия выбранного диаметра условного прохода счетчика воды, - как не подтвержденные документально, и не отраженные ресурсоснабжающей организацией в акте недопуска от 25.07.2013.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции верно, нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 01 октября 2014 года по делу N А76-21031/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетика" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.Б.МАЛЫШЕВ
Судьи
А.А.АРЯМОВ
В.М.ТОЛКУНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.12.2014 N 18АП-13556/2014 ПО ДЕЛУ N А76-21031/2014
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2014 г. N 18АП-13556/2014
Дело N А76-21031/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2014 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Арямова А.А., Толкунова В.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Червяковой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетика" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 01 октября 2014 года по делу N А76-21031/2014 (судья Костылев И.В.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетика" - Блинов С.А. (доверенность от 30.06.2014),
Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области - Ростовцева Ю.Г. (доверенность от 23.07.2014 N 36).
Общество с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетика" (далее - заявитель, ООО "Теплоэнергетика", ресурсоснабжающая организация) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительными решения от 01.07.2014 по делу N 2-03/14 и предписания от 01.07.2014 по делу N 2-03/14, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, УФАС России по Челябинской области, антимонопольный орган).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены общества с ограниченной ответственностью "Горэлектро", "Комфорт" (далее соответственно ООО "Горэлектро", ООО "Комфорт") и гр. Приходько Нина Ивановна (далее - Приходько Н.И.).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 01.10.2014 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетика" отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "Теплоэнергетика" ссылается на имеющее по его мнению место быть, со стороны арбитражного суда первой инстанции, неправильное применение норм материального права при принятии решения, и несоответствие выводов, положенных в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, фактическим обстоятельствам. В частности, податель апелляционной жалобы ссылается на то, что арбитражный суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание то, что существующие проходы нарушают требования пункта 3.1.4 Правил техники безопасности при эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей и п. 2.20, 2.2.1 СП 41-101-95, - при этом данные положения являются применимыми к спорным правоотношениям, исходя из условий п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ). Также ООО "Теплоэнергетика" в апелляционной жалобе указывает на то, что арбитражным судом первой инстанции не учтено, что узел учета в многоквартирном доме N 39 МКР-1 г. Усть-Катава, запроектирован и установлен только на отопление, и не согласован теплоснабжающей организацией, на что указано в акте недопуска от 25.07.2013.
Представленный обществом с ограниченной ответственностью "Комфорт" отзыв на апелляционную жалобу, хотя и приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела N А76-21031/2014 Арбитражного суда Челябинской области, однако, не рассматривается по существу, по причине несоблюдения ООО "Комфорт" условий ч. ч. 1, 2 ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (заблаговременное направление копии апелляционной жалобы всем без исключения лицам, участвующим в деле).
Иными участниками процесса отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Представителем УФАС России по Челябинской области в судебном заседании суда апелляционной инстанции пояснено, что решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, и отмене не подлежит.
Третьи лица, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенные надлежащим образом, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили.
С учетом мнения представителей ООО "Теплоэнергетика" и УФАС России по Челябинской области, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей третьих лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей заявителя и антимонопольного органа, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции отказывая обществу с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетика" в удовлетворении заявленных требований, исходил из законности оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам, и оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило заявление гр. Приходько Н.И. - жителя дома N 39 МКР-1 в г. Усть-Катаве Челябинской области. В данном заявлении сообщалось о затягивании обществом с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетика" ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.
УФАС России по Челябинской области 10.07.2014 (резолютивная часть решения объявлена 01.07.2014) вынесено решение по делу N 2-03/14 по признакам нарушения ООО "Теплоэнергетика" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), которым:
- - признаны нарушением ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции действия ООО "Теплоэнергетика", выразившиеся в уклонении от ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме 39, расположенном по адресу: г. Усть-Катав, мкр-1 (п. 1);
- - решено выдать ООО "Теплоэнергетика" предписание о прекращении нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции (п. 2);
- - решено передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях (п. 3).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области обществу с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетика" 01.07.2014 выдано предписание N 19, которым:
1. ООО "Теплоэнергетика" с момента получения настоящего предписания предписано прекратить нарушение ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в уклонении от ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме 39, расположенном по адресу: г. Усть-Катав, мкр-1.
2. ООО "Теплоэнергетика" предписано в срок до 25 августа 2014 года ввести в эксплуатацию узел учета тепловой энергии, установленный в многоквартирном доме 39, расположенном по адресу: г. Усть-Катав, мкр-1.
3. ООО "Теплоэнергетика" предписано в срок до 29 августа 2014 года представить в Челябинское УФАС России документы, подтверждающие исполнение пунктов 1, 2 предписания.
В силу условий ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В рассматриваемой ситуации антимонопольным органом установлено, что ООО "Теплоэнергетика" является теплоснабжающей организацией, осуществляющей деятельность по передаче (поставке) тепловой энергии, в том числе гражданам, проживающим в многоквартирном доме 39, расположенном в микрорайоне N 1 г. Усть-Катава.
Обществом с ограниченной ответственностью "Комфорт" 24.12.2012 в ресурсоснабжающую организацию был направлен проект на узел учета тепловой энергии предполагаемые к установке в многоквартирного дома N 39 микрорайона N 1 г. Усть-Катава, который не был согласован заявителем, по причине наличия ряда замечаний, перечисленных в письме от 11.01.2013 N 43.
ООО "Горэлектро", изготовившее проект на узел учета, 06.02.2013 направило ответ на замечания в адрес ресурсоснабжающей организации, и уведомило заявителя" о подготовке к комплектации и монтажу общедомового прибора учета.
В последующем 12.07.2013 ООО "Комфорт" направило письмо в адрес ООО "Теплоэнергетика" с просьбой обеспечить участие представителя в комиссии по приемке в эксплуатацию узла учета тепловой энергии 19.07.2013.
ООО "Теплоэнергетика" 25.07.2013 направило ООО "Комфорт" акт допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии в многоквартирный дом 39, расположенный в микрорайоне N 1 г. Усть-Катава, - которым отказано в допуске указанного узла учета, мотивировав это следующим: при приемке в эксплуатацию узла учета тепловой энергии представлен проект не согласованный с энергоснабжающей организацией; узел учета запроектирован только на отопление, учет тепловой энергии, затраченной на нагрев горячего водоснабжения не запроектирован, размеры проходов не соответствует СП 41-101-95; отсутствует возможность проверить на работоспособность узел учета тепловой энергии.
ООО "Комфорт" 10.10.2013 направило письмо в адрес ООО "Теплоэнергетика", с просьбой обеспечить участие представителя в комиссии по приемке в эксплуатацию узла учета тепловой энергии 17.10.2013, однако, заявитель в указанное время не обеспечил явку уполномоченного представителя.
Письмом от 18.10.2013 ООО "Комфорт" уведомило заявителя о том, что своими действиями ресурсоснабжающая организация нарушает пункт 7.6 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго России 12.09.1995 N Вк-4936 (далее - Правила учета тепловой энергии) а, 25.10.2013 ООО "Комфорт" повторно направило заявителю письмо с просьбой обеспечить участие представителя ООО "Теплоэнергетика" в комиссии по приемке в эксплуатацию узла учета тепловой энергии 31.10.2013, однако, данное письмо также было проигнорировано заявителем.
Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции).
Доминирующим в силу законодательства также признается положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.
Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) определено, что естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В силу ст. 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по передаче тепловой энергии.
ООО "Теплоэнергетика" является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии, следовательно, общество подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции.
Пунктом 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергосбережения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В силу ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Пунктом 7.1 Правил учета тепловой энергии предусмотрено, что допуск в эксплуатацию узлов учета потребления осуществляется представителем энергоснабжающей организации
В соответствии с пунктом 7.1 Правил учета тепловой энергии, для допуска узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию представитель потребителя должен предъявить: 1. принципиальную схему теплового пункта; 2. проект на узел учета, согласованный с энергоснабжающей организацией; 3. паспорт на приборы узла учета; 4. документы о поверке приборов узла учета с действующим клеймом госповерителя; 5. смонтированный и проверенный на работоспособность узел учета тепловой энергии и теплоносителя, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя и иные.
Согласно п. 7.2 Правил учета при допуске узла учета в эксплуатацию должны быть проверены: соответствие заводских номеров на приборы учета с указанными в их паспортах; соответствие диапазонов измерений устанавливаемых приборов учета со значениями измеряемых параметров; качество монтажа средств измерений и линий связи, а также соответствие монтажа требованиям паспортов и проектной документации; наличие пломб.
В случае выявления несоответствия требованиям Правил узел учета в эксплуатацию не допускается и в акте приводится полный перечень выявленных недостатков с указанием пунктов Правил, положения которых нарушены.
Положениями п. 7.5 Правил учета тепловой энергии предусмотрено, что узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя.
Вызов потребителем представителя энергоснабжающей организации для оформления допуска узла учета потребителя осуществляется не менее чем за 5 дней до предполагаемого дня оформления узла учета, а решение о допуске в эксплуатацию должно быть принято не позднее чем через 10 дней с момента подачи заявки потребителем.
Доводы апелляционной жалобы ООО "Теплоэнергетика" в данном случае повторяют доводы заявления, явившегося предметом рассмотрения со стороны арбитражного суда первой инстанции, однако, данные доводы рассмотрены и оценены арбитражным судом первой инстанции надлежащим образом, а, потому, оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит.
Действие пункта 3.1.4 Правил техники безопасности при эксплуатации теплоснабжающих установок и тепловых сетей, распространяется на проходы и проезды, входы и выходы внутри производственных помещений, но, не жилых домов. Размеры походов и проемов в технических подпольях и технических этажах регламентируются СНиП 31-01-20003 "Здания жилые многоквартирные". В соответствии с п. 7.2.13 СНиП 31-01-20003 выходы и технических этажей следует предусматривать в соответствии с пунктом 6.21 СНиП 21-01 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", в котором указано, что выход наружу может быть через окно или дверь с размерами 0,75 х 1,5, а также через люк, размерами не менее 0,6 x 0,8.
Размеры проходов в технических этажах также регламентируются п. 8.5 вышеуказанных СНиП, где допускается на отдельных участках протяженностью не более 2м уменьшить высоту до 1,2 м, а ширину до 0,9 м.
Кроме того, узел учета запроектирован в существующем помещении, ограниченном несущими стенами. Размер проема (входа в помещение узла учета) позволяет беспрепятственно пройти как обслуживающему персоналу, так и представителю теплоснабжающей организацией, прошедшему соответствующие инструктажи.
В многоквартирном доме 39, расположенном в микрорайоне N 1 г. Усть-Катава, на границе раздела внутридомовой системы горячего водоснабжения и наружных сетей установлены общедомовые счетчики горячей воды на подающем и циркуляционном трубопроводах, которые учитывают объем коммунального ресурса, потребленного данным домом. Для учета коммунального ресурса - тепловая энергия, устанавливается узел учета тепловой энергии. Следовательно, довод заявителя о том, что узел учета не предусматривает учет горячего водоснабжения, является необоснованным.
Таким образом, факт необоснованного затягивания обществом с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетика" ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме 39, расположенном по адресу: г. Усть-Катав, мкр-1, материалами дела N А76-21031/2014 Арбитражного суда Челябинской области подтвержден.
Соответствующие действия заявителя потенциально способствуют увеличению расходов граждан на оплату данного коммунального ресурса, то есть ущемляют интересы граждан.
Арбитражный суд первой инстанции при этом обоснованно отклонил ссылку заявителя на положения СП 30.13330.2012 в части несоответствия выбранного диаметра условного прохода счетчика воды, - как не подтвержденные документально, и не отраженные ресурсоснабжающей организацией в акте недопуска от 25.07.2013.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции верно, нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 01 октября 2014 года по делу N А76-21031/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетика" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.Б.МАЛЫШЕВ
Судьи
А.А.АРЯМОВ
В.М.ТОЛКУНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)