Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.07.2015 N 08АП-7101/2015 ПО ДЕЛУ N А46-4443/2015

Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2015 г. N 08АП-7101/2015

Дело N А46-4443/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания: Михайловой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7101/2015) Товарищества собственников жилья "На Комарова" на решение Арбитражного суда Омской области от 04.06.2015 по делу N А46-4443/2015 (судья Пермяков В.В.), принятое по заявлению Товарищества собственников жилья "На Комарова" (ИНН 5507208171, ОГРН 1085543059392) к Государственной жилищной инспекции Омской области (ИНН 5503242245, ОГРН 1135543018511) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 08.04.2015 N 1-272/К,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Товарищества собственников жилья "На Комарова" - Скиданов Д.А. (личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации, по доверенности от 09.01.2014 сроком действия 3 года);
- от Государственной жилищной инспекции Омской области - Кривошеина Т.А. (личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации, по доверенности N 2-ю от 12.01.2015 сроком действия по 31.12.2015),
установил:

Товарищество собственников жилья "На Комарова" (далее по тексту - ТСЖ "На Комарова", заявитель, Товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Омской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления инспекции по делу об административном правонарушении от 08.04.2015 N 1-272/К.
Решением Арбитражного суда Омской области от 04.06.2015 по делу N А46-4443/2015 признано не подлежащим исполнению постановление инспекции от 08.04.2015 N 1-272/К о привлечении ТСЖ "На Комарова" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.
Судебный акт мотивирован тем, что на основании пункта 2 статьи 1 и части 2 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2014 N 263-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" с 01.05.2015 статья 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях утратила силу, следовательно, оспариваемое постановление не подлежит исполнению в силу статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ТСЖ "На Комарова" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда изменить, дополнив резолютивную и мотивировочную части решения выводами относительно признания незаконным оспариваемого постановления инспекции и отмене.
В апелляционной жалобе ее подателем приведены доводы о том, что ТСЖ "На Комарова" не является субъектом вмененного в вину правонарушения, а также у Госжилинспекции отсутствовали основания для проведения проверки.
Инспекция не согласна с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ТСЖ "На Комарова" поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение Арбитражного суда Омской области от 04.06.2015 по делу N А46-4443/2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель инспекции с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В ходе рассмотрения обращения от 13.02.2015 гражданина, проживающего в доме N 1 по ул. пр-кт Комарова в КАО г. Омска, было установлено, что ТСЖ "На Комарова" допущено нарушение требований Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731:
1) на сайте www.gradomsk.ru - в ходе проверки, а также при направлении приглашения на подписание акта проверки, информация, установленная Стандартом раскрытия информации была не размещена в полном объеме, а именно отсутствует:
а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами,
в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома, а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;
ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме;
к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
2) На сайте vwvw.reformagkh.ru - размещено раскрытие информации не в полном объеме, а именно отсутствует:
а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе,
е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;
ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме;
к) информация о случаях привлечении управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности.
В связи с выявленными нарушениями 27.03.2015 был составлен протокол N 6 об административном правонарушении по части 1 статьи 7.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 08.04.2015 административным органом в отношении заявителя было вынесено постановление, согласно которому ТСЖ "На Комарова" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного вышеуказанной статьей Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административной наказание в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Полагая, что привлечение к административной ответственности незаконно, Общество обратилось в арбитражный суд с указанным выше требованием.
04.06.2015 Арбитражный суд Омской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.
В соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ) управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления многоквартирным домом), о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и об условиях их предоставления, о стоимости данных услуг и работ, а также о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы права Правительством Российской Федерации было принято постановление от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" (далее - Стандарт раскрытия информации).
Пунктом 2 названного постановления на организации, осуществляющие на день вступления в силу постановления деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании заключенных в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договоров управления многоквартирным домом, возложена обязанность по размещению (опубликованию) информации в соответствии с утвержденным названным постановлением стандартом в течение 2 месяцев со дня вступления в силу этого постановления.
Статьей 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
При этом из буквального толкования диспозиции части 1 названной статьи следует, что субъектом этого правонарушения являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления.
Впоследствии Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" пункт 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации был изложен в новой редакции. В частности, данный пункт был дополнен положениями об особенностях раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом товариществом собственников жилья, осуществляющим управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В связи с этим постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.012 N 94 внесены изменения в Стандарт раскрытия информации, в круг лиц, обязанных раскрывать информацию в сфере управления многоквартирными домами, наряду с управляющими организациями (организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, заключенного в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации) были включены товарищества собственников жилья, осуществляющие управление многоквартирными домами без заключения такого договора.
Вместе с тем каких-либо изменений в редакцию статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части расширения перечня лиц, подлежащих административной ответственности за нарушение требований Стандарта раскрытия информации, законодателем не было внесено.
Таким образом, товарищества собственников жилья, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами в отсутствие договоров управления, заключенных в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, не могут быть признаны субъектами административной ответственности по статье 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт осуществления ТСЖ "На Комарова" деятельности по управлению многоквартирным жилым домом на основании договоров управления, заключенными с собственниками жилых помещений, административным органом не установлен и не подтвержден документально.
Учитывая изложенное, являются несостоятельными доводы заинтересованного лица о том, что ТСЖ "На Комарова" является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обязательному выяснению по делу об административном правонарушении подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее административное правонарушение, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти обстоятельства устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями потерпевших и свидетелей, иными документами, заключением эксперта, вещественными доказательствами (статья 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В нарушение указанных норм административный орган не исследовал и не установил все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, в том числе не установил, является ли ТСЖ "На Комарова" субъектом административного правонарушения.
Имеющийся в деле протокол об административном правонарушении от 27.03.2015 N 6 не свидетельствует о том, что ТСЖ "На Комарова" является организацией, осуществляющей деятельность в сфере управления многоквартирным домом на основании договора управления, и, соответственно, субъектом вменяемого ему административного правонарушения.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции не учел того, что оспариваемое постановление о привлечении товарищества к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принято административным органом на основе неправильного применения правовой нормы об административной ответственности в результате необоснованно расширительного толкования предусмотренного ею состава правонарушения.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что товарищество не является субъектом вменяемого правонарушения, ввиду чего, оснований для привлечения его к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вынесения постановления от 08.04.2015 N 1-272/К не имелось.
В силу пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, в том числе является нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
На основании вышеизложенного суда апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с одновременным принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Омской области от 04.06.2015 по делу N А46-4443/2015 - отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить постановление N 1-272/к от 08.04.2015 года, вынесенное заместителем начальника Государственной жилищной инспекции по Омской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.Ю.РЫЖИКОВ
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
Е.П.КЛИВЕР




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)