Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.06.2014 N 09АП-19808/2014 ПО ДЕЛУ N А40-85857/13

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2014 г. N 09АП-19808/2014

Дело N А40-85857/13

Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Гармаева Б.П.,
Судей: Чепик О.Б., Титовой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Триносом И.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений", Министерства обороны РФ
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11 апреля 2014 г. по делу N А40-85857/13, принятое судьей Лариной Г.М. (шифр судьи 30-692)
по иску ООО "Надежда-11" (ОГРН)
к Министерству обороны РФ (ОГРН 1037700255284); ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ
о взыскании 2 856 447,73 руб.
При участии в судебном заседании:
От истца: Чуб А.А. по доверенности от 30.04.2014 г.
От ответчика ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ: Гуляев П.В. по доверенности N 18 от 21.04.2014 г.
От ответчика Министерство обороны РФ: Гусейнова И.В. по доверенности N 212/2/41 от 27.01.2014 г.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Надежда-11" (далее - ООО "Надежда-11") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Министерству обороны РФ; ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ о взыскании с Министерства обороны Российской Федерации задолженности по содержанию и текущему ремонту многоквартирных домов в размере 2 071 928 руб. 77 коп., а также взыскании с Федерального государственного казенного учреждения "Специализированное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации задолженности по содержанию и текущему ремонту многоквартирных домов в размере 843 876 руб. 39 коп., а при недостаточности денежных средств у Федерального государственного казенного учреждения "Специализированное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности указанной суммы основного долга с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.04.2014 г. исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений", Министерство обороны РФ обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят обжалуемый судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт.
Министерство обороны РФ указывает на то, что техническая документация, на основании которой расчет, представленный истцом, соответствовал бы требованиям ст. 39 ЖК РФ, не представлена, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие правомочия Министерства обороны РФ на спорные помещения, а содержатся сведения, прямо указывающие на правообладателя - РФ.
ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ указывает на то, что спорные жилые помещения находятся в собственности РФ, не представлены договоры социального найма.
В судебном заседании апелляционного суда представители ответчиков доводы и требования жалоб жалобы поддержали в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить, жалобы удовлетворить.
Представитель истца требования и доводы жалоб отклонил за необоснованностью, решение просил оставить без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей истца и ответчиков, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как усматривается из материалов дела, между Министерством обороны Российской Федерации от имени Российской Федерации, и ООО Агентство недвижимости "Гарант-жилье" был заключены государственные контракты N 080909/13 от 08.09.2009 долевого участия в строительстве многоквартирных домов, государственный контракт N 201109/3 от 20.11.2009 купли-продажи квартир для нужд Министерства обороны Российской Федерации, государственный контракт N 201109/4 от 20.11.2009 купли-продажи квартир для нужд Министерства обороны Российской Федерации и государственный контракт N 201109/5 от 20.11.2009 купли-продажи квартир для нужд Министерства обороны Российской Федерации. В рамках указанных контрактов Министерством обороны РФ были приобретены квартиры в жилых домах, расположенных по следующим адресам: г. Смоленск, ул. Валентины Гризодубовой, дом 2А; г. Смоленск, ул. Валентины Гризодубовой, дом 3А; г. Смоленск, ул. Валентины Гризодубовой, дом 4А; г. Смоленск, ул. Валентины Гризодубовой, дом 5А; г. Смоленск, ул. Ударников, дом 36А.
Согласно условиям контрактов, ООО Агентство недвижимости "Гарант-жилье" обязалось передать в установленные контрактом сроки, квартиры Министерству обороны РФ, после оплаты стоимости квартир.
В подтверждение исполнения согласованных сторонами условий в материалы дела представлены акты приема-передачи.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, собственником квартир, приобретенных в рамках государственных контрактов N 080909/3, N 201109/3, N 201109/4, N 201109/5, в многоквартирных жилых домах, расположенных по следующим адресам: г. Смоленск, ул. Валентины Гризодубовой, дом 2А; г. Смоленск, ул. Валентины Гризодубовой, дом 3А; г. Смоленск, ул. Валентины Гризодубовой, дом 4А; г. Смоленск, ул. Валентины Гризодубовой, дом 5А; г. Смоленск, ул. Ударников, дом 36А, является Министерство обороны Российской Федерации.
Согласно приказу Министерства обороны РФ от 9 марта 2011 года N 291 в июне 2011 года часть квартир закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, в том числе 120 квартир, расположенных по адресам: г. Смоленск, ул. Валентины Гризодубовой, дом 3А, г. Смоленск, ул. Валентины Гризодубовой, дом 4А.
Согласно дополнительным соглашениям к государственному контракту, на основании протоколов подсчета голосов жителей многоквартирных домов, решений общих собраний собственников помещений многоквартирных домов г. Смоленск, ул. Валентины Гризодубовой, дом 2А; г. Смоленск, ул. Валентины Гризодубовой, дом 3А; г. Смоленск, ул. Валентины Гризодубовой, дом 4А; г. Смоленск, ул. Валентины Гризодубовой, дом 5А; г. Смоленск, ул. Ударников, дом 36А был выбран способ управления многоквартирными домами - управляющая компания, а именно: принято решение об управлении многоквартирными домами ООО Управляющая компания "ДомСтрой".
Материалами дела усматривается, что ООО "Надежда-11" осуществляет свою деятельность по управлению жилищным фондом в качестве управляющей компании, в управлении истца находятся многоквартирные жилые дома, расположенные по следующим адресам: г. Смоленск, ул. Валентины Гризодубовой, дом 2А - с 01.01.2013; г. Смоленск, ул. Валентины Гризодубовой, дом 3А - с 01.10.2011; г. Смоленск, ул. Валентины Гризодубовой, дом 4А - с 01.10.2011; г. Смоленск, ул. Валентины Гризодубовой, дом 5А - с 01.10.2011; г. Смоленск, ул. Ударников, дом 36А - с 01.01.2013, согласно представленным в материалы дела протоколам решений общих собраний собственников помещений вышеуказанных многоквартирных домов в которых находятся квартиры, приобретенные Министерством обороны РФ у ООО АН "Гарант-жилье".
Таким образом, ООО "Надежда-11" является управляющей организацией, фактически осуществляющей управление многоквартирными жилыми домами.
На основании Договора уступки прав требования N 1, заключенного 15.04.2013 г., право требования к Министерству обороны РФ за оказанные услуги по договорам управления многоквартирными домами в полном объеме перешло к Истцу.
В соответствии с требованиями ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Ч. 1 ст. 158 ЖК РФ установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с требованиями ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества возложено на собственника данного имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как предусмотрено ст. 294 ГК РФ, государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Кодексом.
В силу ст. 120, 210, 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, несет бремя содержания этого имущества.
При этом, с учетом положений статей 36, 39, 153, 158 Жилищного кодекса РФ, статьями 210, 249, 1102 ГК РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Минобороны РФ, являющееся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, обязано нести расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома пропорционально своей доле.
Таким образом, обязанность по несению расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме за период до регистрации права оперативного управления за ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ лежит на ответчике Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ как представителя собственника имущества, а с момента регистрации на правообладателе - ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ
При этом, обязанность по несению расходов по оплате коммунальных услуг и на содержание, а также по ремонту общего имущества в многоквартирном доме за период до регистрации права оперативного управления за ФГУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, возлагается судом на ответчика - Российскую Федерацию в лице Министерства обороны Российской Федерации, как представителя собственника имущества, а с момента регистрации на правообладателей - ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Поскольку в материалы дела не представлено доказательств оплаты ответчиками платежей за предоставленные коммунальные услуги и услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов, за период с 27.01.2010 по 01.05.2013, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о взыскании с Министерства обороны РФ задолженности в размере 2 071 928 руб. 77 коп., ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ - 843 876 руб. 39 коп.
Материалами дела, а также нормами действующего законодательства подтверждена обоснованность заявленного иска, расчет задолженности документально подтвержден, так же как и правомочия Министерства обороны РФ на спорные помещения, доводы апелляционной жалобы не ставят под сомнение правильное по существу решение суда и не могут являться основанием для его отмены или изменения.
Учитывая изложенное, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 11.04.2014 г. по делу N А40-85857/13 оставить без изменения, апелляционные жалобы ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений", Министерства обороны РФ - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья
Б.П.ГАРМАЕВ

Судьи
И.А.ТИТОВА
О.Б.ЧЕПИК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)