Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 24 февраля 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Мурахиной Н.В. и Холминова А.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от муниципального унитарного предприятия Жилищно-коммунального хозяйства "Федотово" Вологодского муниципального района Навроцкой А.В. по доверенности от 19.11.2014, от Государственной жилищной инспекции Вологодской области Никитиной О.Ф. по доверенности от 12.01.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы муниципального унитарного предприятия Жилищно-коммунального хозяйства "Федотово" Вологодского муниципального района и Государственной жилищной инспекции Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 22 октября 2014 года по делу N А13-10641/2014 (судья Киров С.А.),
установил:
муниципальное унитарное предприятие Жилищно-коммунального хозяйства "Федотово" Вологодского муниципального района (ОГРН 1023500594985; ИНН 3507010900; место нахождения: 160553, Вологодская область, Вологодский район, поселок Федотова, дом 32; далее - предприятие, МУП ЖКХ "Федотово" ВМР) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Вологодской области (ОГРН 1033500076609; ИНН 3525131538; место нахождения: 160009, город Вологда, улица Мальцева, дом 52; далее - инспекция) о признании недействительными пунктов 1 и 2 предписания от 30.04.2014 N 1223-09/1.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 22 октября 2014 года пункт 2 предписания инспекции от 30.04.2014 N 1223-09/1 признан недействительным в части жилых помещений N 7, 30, 46 дома N 11, расположенных в поселке Федотово Вологодского района Вологодской области и не соответствующим Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354, Правила предоставления). В удовлетворении остальной части заявленных требований предприятия судом отказано. На инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предприятия. Кроме того, с инспекции в пользу предприятия взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
Предприятие с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить в той его части, которой в удовлетворении требований отказано, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что предприятие выполняет одновременно функции исполнителя коммунальной услуги и ресурсоснабжающей организации по водоснабжению, в связи с этим начисление платы производится исходя из фактического объема коммунального ресурса, потребленного многоквартирным домом, но не по нормативу, решение собрания собственников не требуется.
Инспекция с решением суда не согласилось в той его части, которой требования предприятия удовлетворены, и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции их отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что согласно ведомости показаний счетчиков водоснабжения с начислениями за январь 2014 года по квартирам N 7, 30, 46 начислений не произведено, показания индивидуальных счетчиков не указаны, хотя счетчики установлены, акты от января, февраля и марта 2014 года отсутствие потребления коммунальной услуги не подтверждают.
От предприятия и инспекции отзывы на апелляционные жалобы не поступили.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалоб. Представитель предприятия пояснил, что индивидуальные договоры на водоснабжение с собственниками не заключались, предоставление данной услуги описано в договоре управления. Среднемесячное потребление по перечисленным в пункте 2 предписании квартирам равнялось нулю.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Как следует из материалов дела, в период с 29.04.2014 по 30.04.2014 должностным лицом инспекции на основании распоряжения от 25.04.2014 N 1223 с целью проверки фактов, изложенных в обращении жителя квартиры N 23 дома N 11, расположенного в поселке Федотово Вологодского муниципального района проведена внеплановая документарная проверка предприятия по вопросу соблюдения порядка расчета размера платы за коммунальные услуги.
В ходе проверки установлено, что в платежных документах за январь, февраль, март 2014 года начисление платы за коммунальную услугу по водоснабжению на общедомовые нужды производились по фактическому потреблению коммунальной услуги за расчетные периоды по формулам N 10 и 11 приложения 2 Правил N 354, без учета норматива потребления коммунальной услуги. Решение собственников по фактическому потреблению коммунальной услуги не предоставлено. В платежных документах за январь, февраль, март 2014 года не производились начисление за коммунальную услугу по водоснабжению по среднемесячному потреблению коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений, не предоставивших показания индивидуальных приборов учета (январь - N 1, 7, 30, 39, 46, 48, март - 1, 7, 30, 39, 46, 48). Тем самым нарушены требования пунктов 44 и 59 Правил N 354.
По результатам проверки составлен акт от 30.04.2014 N 1223-09/1 и государственным жилищным инспектором предприятию выдано предписание от 30.04.2014 N 1223-09/1, в котором указано:
- 1. В платежных документах за январь, февраль, март 2014 года начисление платы за коммунальную услугу по водоснабжению на общедомовые нужды производилось по фактическому потреблению коммунальной услуги за расчетный периоды по формулам N 10 и 11 приложения 2 Правил N 354, без учета норматива потребления коммунальной услуги;
- 2. В платежных документах за январь, февраль, март 2014 года не производилось начисление за коммунальную услугу по водоснабжению по среднемесячному потреблению коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений, не передавших показания индивидуальных приборов учета (январь, февраль, март 2014 года). В предписании указано, что предприятие обязано привести в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации начисление платы за коммунальную услугу по водоснабжению в срок до 03.08.2014.
При этом государственным жилищным инспектором, вынесшим оспариваемое предписание, в пункт 2 последнего внесены изменения от 20.10.2014, согласно которым из его текста исключены квартиры N 1, 39, 48, в которых приборы учета не установлены. В отношении жилых помещений N 7, 30, 46 требования пункта 2 предписания сохранены.
Предприятие не согласилось с указанными пунктами предписания и обратилось в суд с заявленными требованиями.
Судом первой инстанции принято решение о частичном удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В порядке статьи 2 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор (пункты 5, 6, 8).
В части 1 статьи 20 ЖК РФ определено, что под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
На основании пункта 1.2 Положения о Государственной жилищной инспекции Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 24.05.2010 N 592 (далее - Положение N 592), инспекция является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, а также контроль за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Основной задачей деятельности инспекции является соблюдение законодательства, прав и законных интересов граждан и юридических лиц в жилищной сфере на территории Вологодской области (раздел II Положения N 592).
На основании пункта 3.2 Положения N 592 инспекция проводит мероприятия по надзору и контролю в установленной сфере деятельности в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, проверка осуществлена и предписание выдано уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных инспекции полномочий.
В отношении пункта 1 предписания суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (далее - Правил N 354) размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения 2 к настоящим Правилам.
Таким образом, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, может определяться либо по нормативу, либо исходя из данных о ее фактическом потреблении на основании приборов учета. При этом, определение объема потребления на общедомовые нужды исходя из фактического потребления возможно, либо в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, либо когда исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
Предприятием, как подателем жалобы не оспаривается, что соответствующее решение на собрании собственников жилых помещений в многоквартирном доме не принималось.
В качестве основания для признания пункта 1 предписания недействительным МУП ЖКХ "Федотово" ВМР указывает, что является не только управляющей организацией многоквартирного жилого дома N 11 поселка Федотово, но также и ресурсоснабжающей организацией, что подтверждается договором о закреплении за предприятием муниципального имущества от 27.05.2013 N 24, а именно скважин и соответствующего оборудования, положениями устава.
Между тем, как верно указано судом первой инстанции, предоставление коммунальных услуг, в том числе услуги водоснабжения, жителям дома N 11 поселка Федотово заявитель осуществляет на основании договора управления от 24.01.2014, согласно которому МУП ЖКХ "Федотово" ВМР является управляющей организацией, а не на основании индивидуальных договоров о продаже отдельных коммунальных ресурсов собственникам жилых помещений.
Заключение таких договоров материалами дела не подтверждено.
Следовательно, предприятие выступает исполнителем коммунальной услуги по водоснабжению в качестве управляющей компании.
Согласно пункту 2 Правил N 354 "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; "ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
При таких обстоятельствах довод жалобы о том, что предприятие является ресурсоснабжающей организацией, подлежит отклонению, поскольку в данном случае правоотношения с потребителями строятся из конкретного правового основания - договора управления многоквартирным домом.
Таким образом, правило, содержащееся в абзаце 4 пункта 44 Правил N 354 для ресурсоснабжающих организаций, не применимо к рассматриваемым правоотношениям, вследствие чего у заявителя отсутствовали основания для начисления в январе, феврале, марте 2014 года платы по водоснабжению на общедомовые нужды по фактическому потреблению без учета норматива потребления коммунальной услуги.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы предприятия и признания пункта 1 предписания недействительным не имеется.
В отношении пункта 2 предписания суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
В соответствии с пунктом 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:
а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения;
б) в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд;
в) в случае, указанном в подпункте "д" пункта 85 настоящих Правил - начиная с даты, когда исполнителем был составлен акт об отказе в допуске к прибору учета (распределителям) до даты проведения проверки в соответствии с подпунктом "е" пункта 85 настоящих Правил, но не более 3 расчетных периодов подряд.
В силу пункта 60 Правил N 354 по истечении указанного в пункте 59 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В отношении помещений N 7, 30, 46 предприятие указало, что они оборудованы индивидуальными приборами учета, вместе с тем в них установлен факт отсутствия потребителей и фактически отсутствует потребление коммунального ресурса - холодной воды.
Инспекция полагает, что при отсутствии показаний приборов учета, размер платы должен определяться исходя рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев.
Действительно, поскольку спорные помещения оборудованы индивидуальными приборами учета в отношении них должен применяться порядок расчета, предусмотренный пунктом 59 Правил N 354 и формулой N 1 приложения 2 к Правилам N 354, согласно которому плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), в случае не предоставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами.
Вместе с тем, как верно установлено судом первой инстанции, из представленных в материалы дела карточек учета потребления холодной и горячей воды по приборам учета в квартирах N 7, 30, 46 показания индивидуальных приборов учета за 6 месяцев, предшествовавших январю 2014 года, первому месяцу периода нарушения, составляли 0, таким образом, расчетный среднемесячный показатель объема потребляемого коммунального ресурса также составляет ноль. Доказательств обратного в ходе проверки не добыто и инспекцией в материалы дела не представлено.
Отсутствие в платежных документах начисления за данный вид коммунальной услуги при нулевом среднемесячном показателе объема потребляемого коммунального ресурса не означает нарушение Правил N 354.
Кроме того, согласно представленным данным, водопотребление в данных квартирах на момент рассмотрения дела в арбитражном суде также отсутствует, вследствие чего предписание в указанной части является неисполнимым.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы инспекции не имеется.
Подателями апелляционных жалоб не приведены доводы, опровергающие выводы суда, изложенные в обжалуемых судебных актах.
Дело рассмотрено судом первой инстанции без нарушения норм процессуального права. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 22 октября 2014 года по делу N А13-10641/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы муниципального унитарного предприятия Жилищно-коммунального хозяйства "Федотово" Вологодского муниципального района и Государственной жилищной инспекции Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
В.И.СМИРНОВ
Судьи
Н.В.МУРАХИНА
А.А.ХОЛМИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.02.2015 ПО ДЕЛУ N А13-10641/2014
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2015 г. по делу N А13-10641/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 24 февраля 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Мурахиной Н.В. и Холминова А.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от муниципального унитарного предприятия Жилищно-коммунального хозяйства "Федотово" Вологодского муниципального района Навроцкой А.В. по доверенности от 19.11.2014, от Государственной жилищной инспекции Вологодской области Никитиной О.Ф. по доверенности от 12.01.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы муниципального унитарного предприятия Жилищно-коммунального хозяйства "Федотово" Вологодского муниципального района и Государственной жилищной инспекции Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 22 октября 2014 года по делу N А13-10641/2014 (судья Киров С.А.),
установил:
муниципальное унитарное предприятие Жилищно-коммунального хозяйства "Федотово" Вологодского муниципального района (ОГРН 1023500594985; ИНН 3507010900; место нахождения: 160553, Вологодская область, Вологодский район, поселок Федотова, дом 32; далее - предприятие, МУП ЖКХ "Федотово" ВМР) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Вологодской области (ОГРН 1033500076609; ИНН 3525131538; место нахождения: 160009, город Вологда, улица Мальцева, дом 52; далее - инспекция) о признании недействительными пунктов 1 и 2 предписания от 30.04.2014 N 1223-09/1.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 22 октября 2014 года пункт 2 предписания инспекции от 30.04.2014 N 1223-09/1 признан недействительным в части жилых помещений N 7, 30, 46 дома N 11, расположенных в поселке Федотово Вологодского района Вологодской области и не соответствующим Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354, Правила предоставления). В удовлетворении остальной части заявленных требований предприятия судом отказано. На инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предприятия. Кроме того, с инспекции в пользу предприятия взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
Предприятие с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить в той его части, которой в удовлетворении требований отказано, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что предприятие выполняет одновременно функции исполнителя коммунальной услуги и ресурсоснабжающей организации по водоснабжению, в связи с этим начисление платы производится исходя из фактического объема коммунального ресурса, потребленного многоквартирным домом, но не по нормативу, решение собрания собственников не требуется.
Инспекция с решением суда не согласилось в той его части, которой требования предприятия удовлетворены, и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции их отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что согласно ведомости показаний счетчиков водоснабжения с начислениями за январь 2014 года по квартирам N 7, 30, 46 начислений не произведено, показания индивидуальных счетчиков не указаны, хотя счетчики установлены, акты от января, февраля и марта 2014 года отсутствие потребления коммунальной услуги не подтверждают.
От предприятия и инспекции отзывы на апелляционные жалобы не поступили.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалоб. Представитель предприятия пояснил, что индивидуальные договоры на водоснабжение с собственниками не заключались, предоставление данной услуги описано в договоре управления. Среднемесячное потребление по перечисленным в пункте 2 предписании квартирам равнялось нулю.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Как следует из материалов дела, в период с 29.04.2014 по 30.04.2014 должностным лицом инспекции на основании распоряжения от 25.04.2014 N 1223 с целью проверки фактов, изложенных в обращении жителя квартиры N 23 дома N 11, расположенного в поселке Федотово Вологодского муниципального района проведена внеплановая документарная проверка предприятия по вопросу соблюдения порядка расчета размера платы за коммунальные услуги.
В ходе проверки установлено, что в платежных документах за январь, февраль, март 2014 года начисление платы за коммунальную услугу по водоснабжению на общедомовые нужды производились по фактическому потреблению коммунальной услуги за расчетные периоды по формулам N 10 и 11 приложения 2 Правил N 354, без учета норматива потребления коммунальной услуги. Решение собственников по фактическому потреблению коммунальной услуги не предоставлено. В платежных документах за январь, февраль, март 2014 года не производились начисление за коммунальную услугу по водоснабжению по среднемесячному потреблению коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений, не предоставивших показания индивидуальных приборов учета (январь - N 1, 7, 30, 39, 46, 48, март - 1, 7, 30, 39, 46, 48). Тем самым нарушены требования пунктов 44 и 59 Правил N 354.
По результатам проверки составлен акт от 30.04.2014 N 1223-09/1 и государственным жилищным инспектором предприятию выдано предписание от 30.04.2014 N 1223-09/1, в котором указано:
- 1. В платежных документах за январь, февраль, март 2014 года начисление платы за коммунальную услугу по водоснабжению на общедомовые нужды производилось по фактическому потреблению коммунальной услуги за расчетный периоды по формулам N 10 и 11 приложения 2 Правил N 354, без учета норматива потребления коммунальной услуги;
- 2. В платежных документах за январь, февраль, март 2014 года не производилось начисление за коммунальную услугу по водоснабжению по среднемесячному потреблению коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений, не передавших показания индивидуальных приборов учета (январь, февраль, март 2014 года). В предписании указано, что предприятие обязано привести в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации начисление платы за коммунальную услугу по водоснабжению в срок до 03.08.2014.
При этом государственным жилищным инспектором, вынесшим оспариваемое предписание, в пункт 2 последнего внесены изменения от 20.10.2014, согласно которым из его текста исключены квартиры N 1, 39, 48, в которых приборы учета не установлены. В отношении жилых помещений N 7, 30, 46 требования пункта 2 предписания сохранены.
Предприятие не согласилось с указанными пунктами предписания и обратилось в суд с заявленными требованиями.
Судом первой инстанции принято решение о частичном удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В порядке статьи 2 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор (пункты 5, 6, 8).
В части 1 статьи 20 ЖК РФ определено, что под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
На основании пункта 1.2 Положения о Государственной жилищной инспекции Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 24.05.2010 N 592 (далее - Положение N 592), инспекция является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, а также контроль за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Основной задачей деятельности инспекции является соблюдение законодательства, прав и законных интересов граждан и юридических лиц в жилищной сфере на территории Вологодской области (раздел II Положения N 592).
На основании пункта 3.2 Положения N 592 инспекция проводит мероприятия по надзору и контролю в установленной сфере деятельности в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, проверка осуществлена и предписание выдано уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных инспекции полномочий.
В отношении пункта 1 предписания суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (далее - Правил N 354) размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения 2 к настоящим Правилам.
Таким образом, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, может определяться либо по нормативу, либо исходя из данных о ее фактическом потреблении на основании приборов учета. При этом, определение объема потребления на общедомовые нужды исходя из фактического потребления возможно, либо в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, либо когда исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
Предприятием, как подателем жалобы не оспаривается, что соответствующее решение на собрании собственников жилых помещений в многоквартирном доме не принималось.
В качестве основания для признания пункта 1 предписания недействительным МУП ЖКХ "Федотово" ВМР указывает, что является не только управляющей организацией многоквартирного жилого дома N 11 поселка Федотово, но также и ресурсоснабжающей организацией, что подтверждается договором о закреплении за предприятием муниципального имущества от 27.05.2013 N 24, а именно скважин и соответствующего оборудования, положениями устава.
Между тем, как верно указано судом первой инстанции, предоставление коммунальных услуг, в том числе услуги водоснабжения, жителям дома N 11 поселка Федотово заявитель осуществляет на основании договора управления от 24.01.2014, согласно которому МУП ЖКХ "Федотово" ВМР является управляющей организацией, а не на основании индивидуальных договоров о продаже отдельных коммунальных ресурсов собственникам жилых помещений.
Заключение таких договоров материалами дела не подтверждено.
Следовательно, предприятие выступает исполнителем коммунальной услуги по водоснабжению в качестве управляющей компании.
Согласно пункту 2 Правил N 354 "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; "ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
При таких обстоятельствах довод жалобы о том, что предприятие является ресурсоснабжающей организацией, подлежит отклонению, поскольку в данном случае правоотношения с потребителями строятся из конкретного правового основания - договора управления многоквартирным домом.
Таким образом, правило, содержащееся в абзаце 4 пункта 44 Правил N 354 для ресурсоснабжающих организаций, не применимо к рассматриваемым правоотношениям, вследствие чего у заявителя отсутствовали основания для начисления в январе, феврале, марте 2014 года платы по водоснабжению на общедомовые нужды по фактическому потреблению без учета норматива потребления коммунальной услуги.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы предприятия и признания пункта 1 предписания недействительным не имеется.
В отношении пункта 2 предписания суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
В соответствии с пунктом 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:
а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения;
б) в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд;
в) в случае, указанном в подпункте "д" пункта 85 настоящих Правил - начиная с даты, когда исполнителем был составлен акт об отказе в допуске к прибору учета (распределителям) до даты проведения проверки в соответствии с подпунктом "е" пункта 85 настоящих Правил, но не более 3 расчетных периодов подряд.
В силу пункта 60 Правил N 354 по истечении указанного в пункте 59 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В отношении помещений N 7, 30, 46 предприятие указало, что они оборудованы индивидуальными приборами учета, вместе с тем в них установлен факт отсутствия потребителей и фактически отсутствует потребление коммунального ресурса - холодной воды.
Инспекция полагает, что при отсутствии показаний приборов учета, размер платы должен определяться исходя рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев.
Действительно, поскольку спорные помещения оборудованы индивидуальными приборами учета в отношении них должен применяться порядок расчета, предусмотренный пунктом 59 Правил N 354 и формулой N 1 приложения 2 к Правилам N 354, согласно которому плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), в случае не предоставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами.
Вместе с тем, как верно установлено судом первой инстанции, из представленных в материалы дела карточек учета потребления холодной и горячей воды по приборам учета в квартирах N 7, 30, 46 показания индивидуальных приборов учета за 6 месяцев, предшествовавших январю 2014 года, первому месяцу периода нарушения, составляли 0, таким образом, расчетный среднемесячный показатель объема потребляемого коммунального ресурса также составляет ноль. Доказательств обратного в ходе проверки не добыто и инспекцией в материалы дела не представлено.
Отсутствие в платежных документах начисления за данный вид коммунальной услуги при нулевом среднемесячном показателе объема потребляемого коммунального ресурса не означает нарушение Правил N 354.
Кроме того, согласно представленным данным, водопотребление в данных квартирах на момент рассмотрения дела в арбитражном суде также отсутствует, вследствие чего предписание в указанной части является неисполнимым.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы инспекции не имеется.
Подателями апелляционных жалоб не приведены доводы, опровергающие выводы суда, изложенные в обжалуемых судебных актах.
Дело рассмотрено судом первой инстанции без нарушения норм процессуального права. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 22 октября 2014 года по делу N А13-10641/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы муниципального унитарного предприятия Жилищно-коммунального хозяйства "Федотово" Вологодского муниципального района и Государственной жилищной инспекции Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
В.И.СМИРНОВ
Судьи
Н.В.МУРАХИНА
А.А.ХОЛМИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)