Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТАМБОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.01.2015 ПО ДЕЛУ N 33-99/2015

Требование: О предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.

Разделы:
Социальный наем жилого помещения; Жилищное право; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Дом, в котором проживает семья истицы, признан аварийным. Встречный иск: О выселении с предоставлением другого жилого помещения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТАМБОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 января 2015 г. по делу N 33-99/2015


Судья: Гурулева Т.Е.

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Ваганюк Н.Н.,
судей Архиповой М.В., Малининой О.Н.,
с участием прокурора Лесняк Е.Н.,
при секретаре Е.,
рассмотрела в судебном заседании 19 января 2015 г. гражданское дело по иску А.О.Л. к Администрации г. Тамбова о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, по встречному иску Администрации города Тамбова к А.О.Л., А.А.Е., А.Ю.Л., Г.А.В., действующему в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей Г.В.А., Г.Д.А. о выселении с предоставлением другого жилого помещения, по апелляционной жалобе администрации г. Тамбова на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 22.10.2014 г.
Заслушав доклад судьи Архиповой М.В., судебная коллегия
установила:

А.О.Л. обратилась в Ленинский районный суд г. Тамбова с иском к администрации г. Тамбова о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди. В обоснование иска указала, что она с составом семьи 2 человека была принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Дом, в котором она проживает, признан аварийным. Просит обязать ответчика предоставить ей с составом семьи 2 человека во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, состоящее из двух комнат, по договору социального найма, соответствующее предъявляемым к жилому помещению требованиям, нормам предоставления жилплощади по договору социального найма, общей площадью не менее *** кв. м, в границах города Тамбова.
Администрация города Тамбова обратилась с встречным иском к А.О.Л., А.А.Е., А.Ю.Л., Г.А.В., действующему в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Г.В.А., Г.Д.А., о выселении с предоставлением другого жилого помещения, указав, что ответчики проживают в ***, *** ***. Дом был признан аварийным, включен в программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Согласно ст. 89 ЖК РФ ответчики подлежат выселению с предоставлением равнозначного жилого помещения. Администрацией города приобретена квартира для их переселения, расположенная по адресу *** стр. *** ***. Просит выселить ответчиков из ***, *** *** с предоставлением квартиры по адресу: адресу *** стр. *** ***, обязать А.О.Л. заключить с МКУ "Долговой центр" договор социального найма.
Определением суда от 11.09.2014 г. к участию в деле в качестве третьего лица, заявившего самостоятельные требования относительно предмета спора, был привлечен А.Ю.Л.., обратившийся с самостоятельным иском к администрации *** о предоставлении ему жилого помещения вне очереди, указав, что проживает в ***. *** по ***. Данная квартира является обособленным жилым помещением, отдельным от ***, где проживает его сестра А.О.Л. Поскольку жилой дом признан аварийным, А.Ю.Л. просит обязать администрацию г. Тамбова предоставить ему во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, соответствующее предъявляемым к жилому помещению требованиям, жилой площадью не менее *** кв. м, в границах г. Тамбова.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 22.10.2014 г. исковые требования А.О.Л. удовлетворены.
Суд обязал администрацию г. Тамбова предоставить А.О.Л. с составом семьи из 2 человек (А.О.Л., ее сын А.А.Е.) во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, состоящее из двух комнат, по договору социального найма, соответствующее предъявляемым к жилому помещению требованиям, соответствующей нормам предоставления жилплощади по договору социального найма, общей площадью не менее 30 кв. м, в границах г. Тамбова.
Исковые требования Администрации города Тамбова удовлетворены частично. Определено выселить Г.А.В., Г.В.А., Г.Д.А. из квартир *** *** с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения - трехкомнатной *** общей площадью *** кв. м *** стр. *** по ***. В удовлетворении остальной части исковых требований Администрации г. Тамбова отказано.
Исковые требования А.Ю.Л. удовлетворены. Суд обязал администрацию г. Тамбова предоставить А.Ю.Л. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, соответствующее предъявляемым к жилому помещению требованиям, жилой площадью не менее *** кв. м, в границах г. Тамбова.
В апелляционной жалобе администрация г. Тамбова просит отменить решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 22.10.2014 г. и принять по делу новое решение. Считает, что суд не правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела; не дал оценки тому обстоятельству, что *** вошел в областную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области, на 2013 г. и до 01.09.2017 г. Квартира N *** по *** предоставлялась А.З., которая была нанимателем, имела единый лицевой счет и оплата за коммунальные услуги осуществлялась по единому платежному документу. После смерти нанимателя А.З. с 2003 г. остальные, зарегистрированные в жилом помещении граждане, в администрацию города по вопросу разделения лицевых счетов не обращались и *** *** значились как единый объект.
Администрацией г. Тамбова во исполнение вышеуказанной Программы было приобретено жилое помещение в виде трехкомнатной *** общей площадью *** кв. м, в ***, стр. *** по *** взамен занимаемой ранее *** общей площадью *** кв. м, в аварийном жилом ***, а Муниципальному казенному учреждению "Долговой центр" поручено заключить с А.О.Л. договор социального найма на ***.
Указывает, что предоставление гражданам в связи признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания должно носить компенсационный характер, с тем, чтобы гарантировать им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Данные подтверждения также содержаться в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации".
Квартира *** площадью *** кв. м по *** была предоставлена взамен ранее занимаемому *** общей площадью ****** кв. м по *** на состав семьи: А.О.Л., А.А.Е., А.Ю.Л., Г.А.В., Г.В.А. и Г.Д.А. в связи с тем, что дом, в котором они зарегистрированы, является аварийным, а не в связи с улучшением жилищных условий в порядке ч. 1 ст. 57 ЖК РФ. Считает обжалуемое решение, вынесенным с нарушением норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу А.О.Л. просит решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 22.10.2014 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает, что *** *** по данным технической инвентаризации являются отдельными жилыми помещениями. Считает, что включение дома в программу по переселению из аварийного жилья не может являться основанием для лишения ее и членов ее семьи права на получение жилья по норме предоставления и ст. 89 ЖК РФ не исключает ее применения во взаимосвязи со ст. 57 ЖК РФ при наличии к тому оснований.
Учитывая имеющие данные об извещении лиц, привлеченных к участию в деле, и не явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поддержанные представителем администрации г. Тамбова С., выслушав А.А.Е., а также А.О.Л., А.Ю.Л. и их представителя - П., возражавших против доводов жалобы, выслушав прокурора, полагавшего решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции были допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.
Установлено, что А.О.Л. и А.А.Е. и А.Ю.Л., Г.А.В. и Г.В.А. и Г.Д.А. зарегистрированы по месту жительства в ***, *** ***.
Данная квартира находится в муниципальной собственности *** и предоставлена ответчикам по договору социального найма.
На основании постановления Администрации *** *** от 25.06.2014 г. А.О.Л. с составом семьи *** человека (она и ее сын А.А.Е.) признана малоимущей и принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Решением исполкома Тамбовского городского Совета депутатов трудящихся *** от 09.10.1975 г. жилой *** был признан аварийным, подлежащим расселению (л.д. 8) и включен в областную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области, на 2013 и до 01.09.2017 годы, утвержденную постановлением администрации Тамбовской области от 29.04.2013 г. N 433.
Постановлением администрации г. Тамбова N 6540 от 07.08.2014 г. в рамках вышеуказанной адресной программы А.О.Л. (нанимателю жилого помещения), на состав семьи из *** человек предоставлена трехкомнатная *** общей площадью *** кв. м, в ***, стр. *** по *** взамен занимаемой ранее *** общей площадью *** кв. м, в аварийном жилом ***.
Удовлетворяя исковые требования А.О.Л. о предоставлении ей с составом семьи 2 человека (А.О.Л., ее сын А.А.Е.) во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения, состоящего из двух комнат, по договору социального найма, соответствующего предъявляемым к жилому помещению требованиям, соответствующей нормам предоставления жилплощади по договору социального найма, общей площадью не менее *** кв. м, в границах г. Тамбова, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку они состоят на учете нуждающихся в жилом помещении, в связи с чем должны быть обеспечены жилой площадью по нормам предоставления.
Данные выводы суда нельзя признать законными по следующим основаниям.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, Федеральный закон N 185-ФЗ от 21.07.2007 г. "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является одним из условий участия субъекта в реализации указанного Федерального закона и получения финансовой поддержки на ее реализацию за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (пункт 11 части 1 статьи 14, статья 16 Федерального закона N 185-ФЗ от 21.07.2007 г. "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства").
Согласно Паспорту областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области, на 2013 и по 01.09.2017 годы", утвержденной постановлением администрации Тамбовской области от 29.04.2013 г. *** целями и задачами этой программы являются: улучшение условий проживания граждан, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного в соответствии с Федеральным законом в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, ликвидация существующего аварийного жилищного фонда.
Частью 3 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ от 21.07.2007 г. "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Федеральный закон от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" не относится к числу законов, на которые указывает отсылочная норма части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Как указывалось выше, жилое помещение по адресу: ***, стр. *** по *** предоставлено ответчикам в связи с расселением аварийного дома, а не в связи с улучшением жилищных условий в порядке части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ.
При таких обстоятельствах удовлетворение иска А.О.Л. и отказ в иске администрации г. Тамбова о выселении А.О.Л. и А.А.Е. с предоставлением другого вышеуказанного благоустроенного жилого помещения по мотиву необходимости обеспечения жильем по нормам предоставления, противоречит вышеуказанным нормам закона.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции в указанной части нельзя признать законным. Оно принято с существенными нарушениями норм материального права и подлежит отмене с принятием по делу в указанной части нового решения об отказе А.О.Л. в удовлетворении иска и частичном удовлетворении исковых требований администрации г. Тамбова, а именно: выселить А.О.Л., А.А.Е., Г.А.В., Г.Д.А. из квартир ***значащейся под N 4) дома *** по *** в предоставлением другого благоустроенного жилого помещения - трехкомнатной *** общей площадью *** кв. м *** *** ***.
Судебная коллегия, удовлетворяя частично встречные исковые требования администрации г. Тамбова о выселении, исходит из того, что квартира предоставляется ответчикам не в связи с улучшением их жилищных условий, в установленном законом порядке, а в результате их участия в областной программе по переселению из аварийного жилищного фонда. Предоставляемая квартира соответствует требованиям ч. 3 ст. 16 ФЗ от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", является благоустроенным жилым помещением, находится в границах г. Тамбова, по размеру превышает площадь ранее занимаемого жилья.
Решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований А.Ю.Л. о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, соответствующее предъявляемым к жилому помещению требованиям, жилой площадью не менее *** кв. м в порядке ст. ст. 86 - 89 ЖК РФ судебная коллегия находит законным, оставляет его без изменения. При этом исходит из следующего. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, *** *** в ***, значащиеся в лицевом счете как единый объект, на момент предоставления их А., являлись и в настоящее время являются отдельными жилыми помещениями. В квартире N *** жилой площадью *** кв. м, с 1984 г. проживает А.Ю.Л. Квартира N 5 в указанном доме нет. Согласно справки ГУПТИ (л.д. 91) А.О.Л. проживает в квартире ***, состоящей из кухни, 3-х комнат, холодной пристройки (*** м), общей площадью *** кв. м. Данные обстоятельства подтверждаются техническим паспортами жилого помещения (л.д. 56 - 59, 74), данными инвентарного дела (л.д. 76 - 80), сообщением ГУПТИ по обследованию квартиры от 24.09.2014 г. (л.д. 91). Доказательств, что А. предоставлена изначально была двухкомнатная квартира и что все ответчики занимают трехкомнатную квартиру, администрацией г. Тамбова не представлено. В случае выселения А.Ю.Л. в предоставляемую администрацией трехкомнатную квартиру ухудшаются его жилищные условия.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 22 октября 2014 г. в части удовлетворения исковых требований А.О.Л. и частичного удовлетворения встречного иска администрации г. Тамбова отменить. В указанной части принять по делу новое решение: в удовлетворении исковых требований А.О.Л. к администрации г. Тамбова о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения, состоящего из двух комнат, по договору социального найма, соответствующего предъявляемым к жилому помещению требованиям по договору социального найма, общей площадью не менее *** кв. м, в границах г. Тамбова, отказать.
Встречные исковые требования администрации г. Тамбова удовлетворить частично. Выселить А.О.Л., А.А.Е., Г.А.В., Г.Д.А. из квартир *** (значащейся под *** *** с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения - трехкомнатной *** общей площадью *** кв. м *** корпус *** строение *** по ***. В удовлетворении исковых требований администрации г. Тамбова о выселении А.Ю.Л. отказать.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Тамбова - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)