Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 мая 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Яринского С.А.,
судей Масальской Н.Г., Назаровой В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Берлизовой М.А.,
при участии:
- от истца, ООО "Управляющая компания "Вест-Снаб": Кропачева А.А. по доверенности от 01.07.2014;
- от ответчика, ООО "Удмуртские коммунальные системы": Ралко Л.Л. по доверенности от 30.04.2015;
-
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вест-Снаб",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 26 января 2015 года
по делу N А71-8426/2014, принятое судьей Сидоренко О.А.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вест-Снаб" (ОГРН 1051800616284, ИНН 1831106135)
к обществу с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470)
о взыскании убытков,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вест-Снаб" (далее - ООО "УК "Вест-Снаб", истец) обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (далее - ООО "УКС", ответчик) о взыскании 1 753 342 руб. 20 коп. убытков.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.01.2015 исковые требования удовлетворены частично. С ООО "УКС" в пользу ООО "УК "Вест-Снаб" взыскано 1 234 065 руб. 75 коп. убытков, в удовлетворении исковых требований в остальной части истцу отказано.
Истец не согласился с принятым судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда в части отказа в удовлетворении иска о взыскании убытков отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Указал, что, заявляя требование о взыскании с ответчика убытков, истец на основании ст. 539, 542, п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, исходит из параметров качества горячей воды, зафиксированной в согласованной между сторонами точке поставки, то есть на вводе в многоквартирный жилой дом, в связи с чем состояние внутридомовых инженерных сетей, в том числе наличие либо отсутствие циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения не может оказывать влияния на параметры качества горячей воды в указанной точке. Ответчик несет обязанность по поставке горячей воды с температурным режимом, соответствующим требованиям СанПин 2.1.4.2469-09 на вводе в многоквартирный дом, при этом выполнение данной обязанности не ставится в зависимость от наличия в доме системы циркуляции горячей воды. Проектами на многоквартирные дома, находящимися в управлении истца, не предусмотрено наличие циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения. По мнению заявителя, в материалы дела не представлено доказательств причинно-следственной связи между занижением температуры горячей воды и отсутствием системы циркуляции горячей воды.
От ответчика поступил письменный отзыв, в котором выражено несогласие с доводами жалобы, ответчик просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца настаивал на доводах жалобы; представитель ответчика поддержал возражения, изложенные в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, между истцом (потребитель) и ответчиком (теплоснабжающая организации) заключен договор теплоснабжения N К1029 от 01.10.2011, в соответствии с которым теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде (мощность) и теплоноситель, а потребитель обязуется оплачивать принятую тепловую энергию и теплоноситель.
В период за январь 2013 года, с июня по декабрь 2013 года ответчик поставлял в многоквартирные дома, находящиеся в управлении истца, горячую воду, температурный график которой был ниже 60 градусов С.
Пересчитав оплату за горячую воду в соответствии с Правилами N 354, истец, ссылаясь на наличие убытков в размере 1 753 342 руб. 20 коп., связанных с поставкой истцу горячей воды ненадлежащего качества, обратился в суд с настоящим иском.
Признав требования истца в размере 1 234 065 руб. 75 коп. обоснованными, исходя из того, что расчет убытков произведен истцом в соответствии с Правилами N 354 в размере произведенных собственникам помещений в МКД перерасчетов за подачу ГВС ненадлежащего качества на основании заявлений последних, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в указанной части.
Отказывая в удовлетворении иска в размере 519 276 руб. 45 коп., суд первой инстанции исходил из недоказанности истцом наличия причинно-следственной связи между понесенными убытками в размере 519 276 руб. 45 коп. и действиями ответчика, поскольку если бы истец выполнял надлежащим образом обязательства по повышению эффективности использования домом коммунальных ресурсов, своевременно обеспечил дома циркуляционным трубопроводом, права собственников по получению горячей воды надлежащего качества не были бы нарушены.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 1 статьи 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
Правила N 354 устанавливают обязанность исполнителя коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организации по бесперебойной подаче горячей воды в целях оказания коммунальных услуг населению.
Согласно пункту 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 утверждены СанПиН 2.1.4.2496-09 (вместе с СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы). Указанные Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности и являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения (пункт 1.2).
Санитарно-эпидемиологическими правилами определены требования к качеству горячей воды, подаваемой потребителям при предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению по такому показателю, обеспечивающему ее безопасность, как температура. Данный показатель характеризуется минимальным (не ниже 60°C) и максимальным пределом (не выше 75°C) и не допускает отклонений от указанного температурного режима, при соблюдении которого обеспечивается качество коммунальной услуги.
Подача горячей воды, не соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09. в многоквартирные дома, расположенные по адресам: г. Сарапул, ул. 10 лет Октября, 16, 2, 20, 23, 3, 4, 5, 6, 7, 8, ул. К.Маркса, 300, 397, 399, 401, 403, 405, 407, 409, 411, 413, 419, 431а, 433, ул. Кирова, 112а, 114, ул. Коммунаров, 361, ул. М.Горького, 152, 164, 154, 156, 162, ул. Майская, 24, 7, 9, ул. Пушкинская, 264, 282, 284, 286, 288, 292, 294, ул. Родниковая, 56, ул. Удмуртская, 255, 263, 265 к. 1, 2, 3, 267 к. 1, 3, 275, 277, 284, 286, 288, 290, 292, 294, 296, 300, 302, ул. Холмогорова, 12, 14, 16, 19, 21, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 33, 45, 63, 65, за период с мая по сентябрь 2013 года подтверждается ведомостями учета параметров теплопотребления, актами о предоставление коммунальной услуги (ГВС) ненадлежащего качества, заявлениями собственников помещений, анализом показаний общедомовых приборов учета.
Учитывая, что расчет убытков истцом произведен в соответствии с Правилами N 354 в размере произведенных собственникам помещений в МКД перерасчетов за подачу ГВС ненадлежащего качества на основании заявлений последних, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в размере 1 234 065 руб. 75 коп.
Относительно указанного вывода суда ответчик возражений не заявил.
Согласно пунктам 2, 5-7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включаются в том числе оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Пунктом 8 указанных Правил предусмотрено, что внешней границей сетей тепло-, водоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Как предусмотрено подпунктом "д" пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, обеспечивая постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а"-"д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подпункт "з" пункта 11 Правил N 491).
В соответствии с разделом II Правил технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания и включает в себя комплекс работ по контролю за его состоянием, поддержанием в исправности, работоспособности, наладке и регулированию (техническое обслуживание), а также комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановление работоспособности) элементов, оборудования и инженерных сетей здания. Организация планирования и выполнение указанных работ осуществляется организациями по обслуживанию жилищного фонда (пункты 2.1-2.4 указанных Правил).
В силу требований пункта 4.3.3 ГОСТа Р51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 N 158-ст; пункта 2.3.5 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" в обязанности эксплуатирующей организации входит организация и планирование текущего ремонта инженерного оборудования жилых зданий, в том числе холодного водоснабжения (установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем водопроводов и канализации (пункт 12 приложения N 7).
Пунктом 5.7 СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий" предусмотрено, что в жилых и общественных зданиях высотой свыше 4 этажей следует объединять группы водоразборных стояков кольцующими перемычками в секционные узлы с присоединением каждого секционного узла одним циркуляционным трубопроводом к сборному циркуляционному трубопроводу системы. В секционные узлы следует объединять от трех до семи водоразборных стояков. Кольцующие перемычки следует прокладывать по теплому чердаку, по холодному чердаку под слоем теплоизоляции, под потолком верхнего этажа при подаче воды в водоразборные стояки снизу или по подвалу при подаче воды в водоразборные стояки сверху.
Факт того, что в ряде домов, находящихся под управлением истца, отсутствуют циркуляционные трубопроводы горячего водоснабжения, сторонами не оспаривается
В силу изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что для достижения подачи ресурса надлежащего качества в спорные многоквартирные дома необходимо восстановление циркуляции внутридомовой системы водоснабжения.
Доводы истца о том, что отсутствие циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения не может оказывать влияния на параметры качества горячей воды в точке поставки, основан на предположении, в порядке статьи 65 АПК РФ не подтвержден конкретными доказательствами.
Учитывая, что температура горячей воды в циркуляционных трубопроводах зависит от объема потребляемой воды, достигая максимальных значений утром и вечером, т.е. в период наибольшего потребления и снижаясь до минимума ночью, что подтверждается почасовыми ведомостями показаний приборов учета, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что, если бы истец выполнял надлежащим образом обязательства по повышению эффективности использования домом коммунальных ресурсов, своевременно обеспечил дома циркуляционным трубопроводом, права собственников по получению горячей воды надлежащего качества не были бы нарушены.
Истец в апелляционной жалобе ссылается на то, что ответчик несет обязанность по поставке горячей воды с температурным режимом, соответствующим требованиям СанПин 2.1.4.2469-09 на вводе в многоквартирный дом.
При этом пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" на органы местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях возложена обязанность по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Органы местного самоуправления поселения, городского округа, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи горячей воды установленного качества (пункт 4 статьи 24 указанного Закона).
Кроме того, частью 1 статьи 24 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
В случае выявления несоответствия качества подаваемого коммунального ресурса установленным нормативам статьей 24 Закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" изложен порядок совместных мероприятий, которые обязаны провести ресурсоснабжающая организация и органы местного самоуправления в целях обеспечения абонентов горячей водой надлежащего качества.
Статья 210 ГК РФ возлагает бремя содержания имущества на его собственника.
Вопреки доводам жалобы возложение обязанности по реконструкции коммунальной системы в районе расположения спорных МКД только на ООО "УКС" не приведет к полному разрешению сложившейся ситуации.
Суд первой инстанции правомерно указал, что соблюдение прав граждан по обеспечению их коммунальным ресурсом надлежащего качества зависит от согласованных действий поставщика коммунальных ресурсов и управляющей компании; ответственность за неисполнение управляющей компанией возложенных на нее жилищным законодательством обязательств не должен нести поставщик коммунальных ресурсов.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что сторонам необходимо совместно выработать план реконструкции системы коммунального водоснабжения с целью обеспечения многоквартирных домов бесперебойной подачей горячей воды.
Принимая во внимание, что истцом не представлено доказательств наличия причинно-следственной связи между понесенными истцом убытками в размере 519 276 руб. 45 коп. и действиями ответчика, в удовлетворении требований в указанной сумме судом отказано правомерно.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда первой инстанции по существу спора, направлены исключительно на переоценку правильно установленных по делу обстоятельств и не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы возлагаются на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26 января 2015 года по делу N А71-8426/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
С.А.ЯРИНСКИЙ
Судьи
Н.Г.МАСАЛЬСКАЯ
В.Ю.НАЗАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.05.2015 N 17АП-3590/2015-ГК ПО ДЕЛУ N А71-8426/2014
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 мая 2015 г. N 17АП-3590/2015-ГК
Дело N А71-8426/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 мая 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Яринского С.А.,
судей Масальской Н.Г., Назаровой В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Берлизовой М.А.,
при участии:
- от истца, ООО "Управляющая компания "Вест-Снаб": Кропачева А.А. по доверенности от 01.07.2014;
- от ответчика, ООО "Удмуртские коммунальные системы": Ралко Л.Л. по доверенности от 30.04.2015;
-
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вест-Снаб",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 26 января 2015 года
по делу N А71-8426/2014, принятое судьей Сидоренко О.А.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вест-Снаб" (ОГРН 1051800616284, ИНН 1831106135)
к обществу с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470)
о взыскании убытков,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вест-Снаб" (далее - ООО "УК "Вест-Снаб", истец) обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (далее - ООО "УКС", ответчик) о взыскании 1 753 342 руб. 20 коп. убытков.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.01.2015 исковые требования удовлетворены частично. С ООО "УКС" в пользу ООО "УК "Вест-Снаб" взыскано 1 234 065 руб. 75 коп. убытков, в удовлетворении исковых требований в остальной части истцу отказано.
Истец не согласился с принятым судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда в части отказа в удовлетворении иска о взыскании убытков отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Указал, что, заявляя требование о взыскании с ответчика убытков, истец на основании ст. 539, 542, п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, исходит из параметров качества горячей воды, зафиксированной в согласованной между сторонами точке поставки, то есть на вводе в многоквартирный жилой дом, в связи с чем состояние внутридомовых инженерных сетей, в том числе наличие либо отсутствие циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения не может оказывать влияния на параметры качества горячей воды в указанной точке. Ответчик несет обязанность по поставке горячей воды с температурным режимом, соответствующим требованиям СанПин 2.1.4.2469-09 на вводе в многоквартирный дом, при этом выполнение данной обязанности не ставится в зависимость от наличия в доме системы циркуляции горячей воды. Проектами на многоквартирные дома, находящимися в управлении истца, не предусмотрено наличие циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения. По мнению заявителя, в материалы дела не представлено доказательств причинно-следственной связи между занижением температуры горячей воды и отсутствием системы циркуляции горячей воды.
От ответчика поступил письменный отзыв, в котором выражено несогласие с доводами жалобы, ответчик просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца настаивал на доводах жалобы; представитель ответчика поддержал возражения, изложенные в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, между истцом (потребитель) и ответчиком (теплоснабжающая организации) заключен договор теплоснабжения N К1029 от 01.10.2011, в соответствии с которым теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде (мощность) и теплоноситель, а потребитель обязуется оплачивать принятую тепловую энергию и теплоноситель.
В период за январь 2013 года, с июня по декабрь 2013 года ответчик поставлял в многоквартирные дома, находящиеся в управлении истца, горячую воду, температурный график которой был ниже 60 градусов С.
Пересчитав оплату за горячую воду в соответствии с Правилами N 354, истец, ссылаясь на наличие убытков в размере 1 753 342 руб. 20 коп., связанных с поставкой истцу горячей воды ненадлежащего качества, обратился в суд с настоящим иском.
Признав требования истца в размере 1 234 065 руб. 75 коп. обоснованными, исходя из того, что расчет убытков произведен истцом в соответствии с Правилами N 354 в размере произведенных собственникам помещений в МКД перерасчетов за подачу ГВС ненадлежащего качества на основании заявлений последних, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в указанной части.
Отказывая в удовлетворении иска в размере 519 276 руб. 45 коп., суд первой инстанции исходил из недоказанности истцом наличия причинно-следственной связи между понесенными убытками в размере 519 276 руб. 45 коп. и действиями ответчика, поскольку если бы истец выполнял надлежащим образом обязательства по повышению эффективности использования домом коммунальных ресурсов, своевременно обеспечил дома циркуляционным трубопроводом, права собственников по получению горячей воды надлежащего качества не были бы нарушены.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 1 статьи 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
Правила N 354 устанавливают обязанность исполнителя коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организации по бесперебойной подаче горячей воды в целях оказания коммунальных услуг населению.
Согласно пункту 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 утверждены СанПиН 2.1.4.2496-09 (вместе с СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы). Указанные Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности и являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения (пункт 1.2).
Санитарно-эпидемиологическими правилами определены требования к качеству горячей воды, подаваемой потребителям при предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению по такому показателю, обеспечивающему ее безопасность, как температура. Данный показатель характеризуется минимальным (не ниже 60°C) и максимальным пределом (не выше 75°C) и не допускает отклонений от указанного температурного режима, при соблюдении которого обеспечивается качество коммунальной услуги.
Подача горячей воды, не соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09. в многоквартирные дома, расположенные по адресам: г. Сарапул, ул. 10 лет Октября, 16, 2, 20, 23, 3, 4, 5, 6, 7, 8, ул. К.Маркса, 300, 397, 399, 401, 403, 405, 407, 409, 411, 413, 419, 431а, 433, ул. Кирова, 112а, 114, ул. Коммунаров, 361, ул. М.Горького, 152, 164, 154, 156, 162, ул. Майская, 24, 7, 9, ул. Пушкинская, 264, 282, 284, 286, 288, 292, 294, ул. Родниковая, 56, ул. Удмуртская, 255, 263, 265 к. 1, 2, 3, 267 к. 1, 3, 275, 277, 284, 286, 288, 290, 292, 294, 296, 300, 302, ул. Холмогорова, 12, 14, 16, 19, 21, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 33, 45, 63, 65, за период с мая по сентябрь 2013 года подтверждается ведомостями учета параметров теплопотребления, актами о предоставление коммунальной услуги (ГВС) ненадлежащего качества, заявлениями собственников помещений, анализом показаний общедомовых приборов учета.
Учитывая, что расчет убытков истцом произведен в соответствии с Правилами N 354 в размере произведенных собственникам помещений в МКД перерасчетов за подачу ГВС ненадлежащего качества на основании заявлений последних, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в размере 1 234 065 руб. 75 коп.
Относительно указанного вывода суда ответчик возражений не заявил.
Согласно пунктам 2, 5-7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включаются в том числе оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Пунктом 8 указанных Правил предусмотрено, что внешней границей сетей тепло-, водоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Как предусмотрено подпунктом "д" пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, обеспечивая постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а"-"д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подпункт "з" пункта 11 Правил N 491).
В соответствии с разделом II Правил технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания и включает в себя комплекс работ по контролю за его состоянием, поддержанием в исправности, работоспособности, наладке и регулированию (техническое обслуживание), а также комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановление работоспособности) элементов, оборудования и инженерных сетей здания. Организация планирования и выполнение указанных работ осуществляется организациями по обслуживанию жилищного фонда (пункты 2.1-2.4 указанных Правил).
В силу требований пункта 4.3.3 ГОСТа Р51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 N 158-ст; пункта 2.3.5 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" в обязанности эксплуатирующей организации входит организация и планирование текущего ремонта инженерного оборудования жилых зданий, в том числе холодного водоснабжения (установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем водопроводов и канализации (пункт 12 приложения N 7).
Пунктом 5.7 СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий" предусмотрено, что в жилых и общественных зданиях высотой свыше 4 этажей следует объединять группы водоразборных стояков кольцующими перемычками в секционные узлы с присоединением каждого секционного узла одним циркуляционным трубопроводом к сборному циркуляционному трубопроводу системы. В секционные узлы следует объединять от трех до семи водоразборных стояков. Кольцующие перемычки следует прокладывать по теплому чердаку, по холодному чердаку под слоем теплоизоляции, под потолком верхнего этажа при подаче воды в водоразборные стояки снизу или по подвалу при подаче воды в водоразборные стояки сверху.
Факт того, что в ряде домов, находящихся под управлением истца, отсутствуют циркуляционные трубопроводы горячего водоснабжения, сторонами не оспаривается
В силу изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что для достижения подачи ресурса надлежащего качества в спорные многоквартирные дома необходимо восстановление циркуляции внутридомовой системы водоснабжения.
Доводы истца о том, что отсутствие циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения не может оказывать влияния на параметры качества горячей воды в точке поставки, основан на предположении, в порядке статьи 65 АПК РФ не подтвержден конкретными доказательствами.
Учитывая, что температура горячей воды в циркуляционных трубопроводах зависит от объема потребляемой воды, достигая максимальных значений утром и вечером, т.е. в период наибольшего потребления и снижаясь до минимума ночью, что подтверждается почасовыми ведомостями показаний приборов учета, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что, если бы истец выполнял надлежащим образом обязательства по повышению эффективности использования домом коммунальных ресурсов, своевременно обеспечил дома циркуляционным трубопроводом, права собственников по получению горячей воды надлежащего качества не были бы нарушены.
Истец в апелляционной жалобе ссылается на то, что ответчик несет обязанность по поставке горячей воды с температурным режимом, соответствующим требованиям СанПин 2.1.4.2469-09 на вводе в многоквартирный дом.
При этом пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" на органы местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях возложена обязанность по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Органы местного самоуправления поселения, городского округа, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи горячей воды установленного качества (пункт 4 статьи 24 указанного Закона).
Кроме того, частью 1 статьи 24 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
В случае выявления несоответствия качества подаваемого коммунального ресурса установленным нормативам статьей 24 Закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" изложен порядок совместных мероприятий, которые обязаны провести ресурсоснабжающая организация и органы местного самоуправления в целях обеспечения абонентов горячей водой надлежащего качества.
Статья 210 ГК РФ возлагает бремя содержания имущества на его собственника.
Вопреки доводам жалобы возложение обязанности по реконструкции коммунальной системы в районе расположения спорных МКД только на ООО "УКС" не приведет к полному разрешению сложившейся ситуации.
Суд первой инстанции правомерно указал, что соблюдение прав граждан по обеспечению их коммунальным ресурсом надлежащего качества зависит от согласованных действий поставщика коммунальных ресурсов и управляющей компании; ответственность за неисполнение управляющей компанией возложенных на нее жилищным законодательством обязательств не должен нести поставщик коммунальных ресурсов.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что сторонам необходимо совместно выработать план реконструкции системы коммунального водоснабжения с целью обеспечения многоквартирных домов бесперебойной подачей горячей воды.
Принимая во внимание, что истцом не представлено доказательств наличия причинно-следственной связи между понесенными истцом убытками в размере 519 276 руб. 45 коп. и действиями ответчика, в удовлетворении требований в указанной сумме судом отказано правомерно.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда первой инстанции по существу спора, направлены исключительно на переоценку правильно установленных по делу обстоятельств и не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы возлагаются на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26 января 2015 года по делу N А71-8426/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
С.А.ЯРИНСКИЙ
Судьи
Н.Г.МАСАЛЬСКАЯ
В.Ю.НАЗАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)