Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17.06.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 24.06.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Мордасова Е.В., судей Федина К.А. и Еремичевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Глухаревой Е.А., при участии от заявителя - закрытого акционерного общества "Хороший дом" (г. Тула, ОГРН 1127154013238, ИНН 7106522120) - Голиковой Т.И. (доверенность от 01.04.2013, паспорт), от заинтересованного лица - Управления Роспотребнадзора по Тульской области (г. Тула, ОГРН 1057101142064, ИНН 7107087889) - Левиной Е.Н. (доверенность от 18.11.2013 N 10/12414-13, удостоверение), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Хороший дом" на решение Арбитражного суда Тульской области от 02.04.2014 по делу N А68-11938/2013 (судья Чубарова Н.И.),
установил:
следующее.
Закрытое акционерное общество "Хороший дом" (далее - ЗАО "Хороший дом") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением об отмене постановления Управления Роспотребнадзора по Тульской области от 27.11.2013 N 2424 о привлечении к административной ответственности по статье 6.5 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 02.04.2014 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого решения, просил его отменить. По мнению заявителя, вина управляющей организации в подаче воды ненадлежащей температуры может быть установлена только в случае, если подача воды ненадлежащей температуры обусловлена ненадлежащим обслуживанием санитарно-технического оборудования. При этом указывает, что общество не производит горячую воду, а получает ее у ресурсоснабжающей организации.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Тульской области с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве. При этом указал, что в деятельности ЗАО "Хороший дом" допускаются нарушения требований санитарных норм и правил, которые могут нанести вред здоровью и жизни населения и подлежат устранению и приведению в соответствие с требованиями санитарных норм и правил, а также нарушены требования законодательства о защите прав потребителей, в части права потребителя на получение услуг надлежащего качества. Просил оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебного акта в силу следующего.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 19.09.2013 N 659/04 главным специалистом-экспертом отдела надзора за условиями труда и средой обитания Ефремовой Т.Н., проведена проверка деятельности ЗАО "Хороший дом".
07.10.2013 в 09-30 установлено, что температура горячей воды системы централизованного горячего водоснабжения в кв. 66 по ул. Прокудина, д. 2/2 в г. Туле, находящейся в управлении ЗАО "Хороший дом" в месте водоразбора (водоразборный кран в ванной комнате) не соответствовала требованиям гигиенических нормативов СанПиН 2.1.4.2496-09 (изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01) "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качеств. Гигиенические требования к обеспечению безопасности горячего водоснабжения", а именно: измеренная температура горячей воды в месте водоразбора: из крана в ванной комнате составила 51 град.С соответственно, при нормативном показателе не менее 60 град.С и не более 75град.С, что подтверждается результатами экспертизы ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области" (экспертное заключение N 04/4694-13-21 от 09.10.2013).
За выявленные правонарушения в отношении ЗАО "Хороший дом" 21.10.2013 в присутствии представителя ЗАО "Хороший дом" по доверенности составлен протокол об административном правонарушении N 261/04 по статье 6.5 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, Управлением Роспотребнадзора по Тульской области было вынесено постановление от 27.11.2013 N 2424, ЗАО "Хороший дом" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 тыс. рублей.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, ЗАО "Хороший дом" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 6.5 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; государственного санитарно-эпидемиологического надзора; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 19 Закона N 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Специальные требования к качеству воды в системах питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения определены в СанПиН 2.1.4.1074-01, в том числе в системах горячего водоснабжения - в Изменении к СанПиН 2.1.4.1074-01, введенном в действие с 01.09.2009.
Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам), установлено, что юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, в том числе управляющая организация, признается исполнителем коммунальной услуги.
Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными правилами и договором (подпункт "б" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).
Одним из требований к качеству такой коммунальной услуги как горячее водоснабжение является постоянное соответствие состава и свойств горячей воды санитарным нормам и правилам. Отклонение состава и свойств горячей воды от санитарных норм и правил не допускается (пункт 6 раздела 2 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам).
Согласно п. 1.2., п. 1.3 СанПин 2.1.4.2496-09 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем центрального горячего водоснабжения. Данные санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах эпидемического риска.
Пунктом 2.4 СанПин 2.1.4.2496-09 (с изменениями СанПиН 2.1.4.1074-01) "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" предусмотрено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 градусов Цельсия и не выше 75 градусов Цельсия.
Настоящие санитарные правила направлены на обеспечение эпидемиологической безопасности, безвредности химического состава, а также благоприятные органолептические свойства горячей воды, используемой населением для хозяйственно-бытовых нужд. С этой целью горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность, что направлена на: предупреждение загрязнения горячей воды высокого контагенозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 гр., в их числе Legionella Pneumophila; минимизацию содержания в воде хлороформа при использовании воды, которая предварительно хлорировалась, предупреждение болезней кожи подкожной клетчатки, обусловленных качеством горячей воды Из содержания изложенных выше норм следует, что исполнитель коммунальных услуг обязан предоставить потребителю питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение, в том числе горячее водоснабжение, отвечающее требованиям санитарных правил и являющееся безопасным для жизни и здоровья потребителя.
В нарушение требований пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09, которым внесены изменения в СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" температура горячей воды по адресу: г. Тула, ул. Прокудина, д. 2/2, кв. 66, в месте водоразбора: из крана в ванной комнате составила 51 град.С, при нормативном показателе не менее 60 град.С и не более 75 град.С, что подтверждает экспертное заключение N 04/4694-13-21 от 09.10.2013.
Следовательно, нарушение обществом указанных выше санитарных норм, выразившихся в несоответствии температурного режима горячей воды, установлено подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в действиях ЗАО "Хороший дом" имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.5 КоАП РФ, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении требований ЗАО "Хороший дом" о признании недействительным постановления от 27.11.2013 N 2424.
Довод о том, что вина управляющей организации в подаче воды ненадлежащей температуры может быть установлена только в случае, если подача воды ненадлежащей температуры обусловлена ненадлежащим обслуживанием санитарно-технического оборудования, при этом общество не производит горячую воду, а получает ее у ресурсоснабжающей организации, подлежит отклонению.
Абзацами 1, 3 п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях; исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем может быть, в частности, товарищество собственников жилья, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы; управляющая организация - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
При этом пунктом 5 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями.
При отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры (пункт 7 Правил предоставления коммунальных услуг).
Таким образом, из анализа указанных норм следует, что ресурсоснабжающая организация, несет ответственность только в том случае, если у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов отсутствует договор с исполнителем.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет свою деятельность на основании договора управления многоквартирным домом N 249 Прив. от 05.12.2007.
Из вышеизложенного, с учетом положений п. п. 9, 13, 49 Правил предоставления коммунальных услуг следует, что обязанность по горячему водоснабжению надлежащего качества перед жителями многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Тула, ул. Прокудина, д. 2/2, лежит на ЗАО "Хороший дом".
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьей 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 02.04.2014 по делу N А68-11938/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Е.В.МОРДАСОВ
К.А.ФЕДИН
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.06.2014 ПО ДЕЛУ N А68-11938/2013
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2014 г. по делу N А68-11938/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 17.06.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 24.06.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Мордасова Е.В., судей Федина К.А. и Еремичевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Глухаревой Е.А., при участии от заявителя - закрытого акционерного общества "Хороший дом" (г. Тула, ОГРН 1127154013238, ИНН 7106522120) - Голиковой Т.И. (доверенность от 01.04.2013, паспорт), от заинтересованного лица - Управления Роспотребнадзора по Тульской области (г. Тула, ОГРН 1057101142064, ИНН 7107087889) - Левиной Е.Н. (доверенность от 18.11.2013 N 10/12414-13, удостоверение), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Хороший дом" на решение Арбитражного суда Тульской области от 02.04.2014 по делу N А68-11938/2013 (судья Чубарова Н.И.),
установил:
следующее.
Закрытое акционерное общество "Хороший дом" (далее - ЗАО "Хороший дом") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением об отмене постановления Управления Роспотребнадзора по Тульской области от 27.11.2013 N 2424 о привлечении к административной ответственности по статье 6.5 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 02.04.2014 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого решения, просил его отменить. По мнению заявителя, вина управляющей организации в подаче воды ненадлежащей температуры может быть установлена только в случае, если подача воды ненадлежащей температуры обусловлена ненадлежащим обслуживанием санитарно-технического оборудования. При этом указывает, что общество не производит горячую воду, а получает ее у ресурсоснабжающей организации.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Тульской области с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве. При этом указал, что в деятельности ЗАО "Хороший дом" допускаются нарушения требований санитарных норм и правил, которые могут нанести вред здоровью и жизни населения и подлежат устранению и приведению в соответствие с требованиями санитарных норм и правил, а также нарушены требования законодательства о защите прав потребителей, в части права потребителя на получение услуг надлежащего качества. Просил оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебного акта в силу следующего.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 19.09.2013 N 659/04 главным специалистом-экспертом отдела надзора за условиями труда и средой обитания Ефремовой Т.Н., проведена проверка деятельности ЗАО "Хороший дом".
07.10.2013 в 09-30 установлено, что температура горячей воды системы централизованного горячего водоснабжения в кв. 66 по ул. Прокудина, д. 2/2 в г. Туле, находящейся в управлении ЗАО "Хороший дом" в месте водоразбора (водоразборный кран в ванной комнате) не соответствовала требованиям гигиенических нормативов СанПиН 2.1.4.2496-09 (изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01) "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качеств. Гигиенические требования к обеспечению безопасности горячего водоснабжения", а именно: измеренная температура горячей воды в месте водоразбора: из крана в ванной комнате составила 51 град.С соответственно, при нормативном показателе не менее 60 град.С и не более 75град.С, что подтверждается результатами экспертизы ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области" (экспертное заключение N 04/4694-13-21 от 09.10.2013).
За выявленные правонарушения в отношении ЗАО "Хороший дом" 21.10.2013 в присутствии представителя ЗАО "Хороший дом" по доверенности составлен протокол об административном правонарушении N 261/04 по статье 6.5 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, Управлением Роспотребнадзора по Тульской области было вынесено постановление от 27.11.2013 N 2424, ЗАО "Хороший дом" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 тыс. рублей.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, ЗАО "Хороший дом" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 6.5 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; государственного санитарно-эпидемиологического надзора; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 19 Закона N 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Специальные требования к качеству воды в системах питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения определены в СанПиН 2.1.4.1074-01, в том числе в системах горячего водоснабжения - в Изменении к СанПиН 2.1.4.1074-01, введенном в действие с 01.09.2009.
Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам), установлено, что юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, в том числе управляющая организация, признается исполнителем коммунальной услуги.
Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными правилами и договором (подпункт "б" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).
Одним из требований к качеству такой коммунальной услуги как горячее водоснабжение является постоянное соответствие состава и свойств горячей воды санитарным нормам и правилам. Отклонение состава и свойств горячей воды от санитарных норм и правил не допускается (пункт 6 раздела 2 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам).
Согласно п. 1.2., п. 1.3 СанПин 2.1.4.2496-09 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем центрального горячего водоснабжения. Данные санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах эпидемического риска.
Пунктом 2.4 СанПин 2.1.4.2496-09 (с изменениями СанПиН 2.1.4.1074-01) "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" предусмотрено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 градусов Цельсия и не выше 75 градусов Цельсия.
Настоящие санитарные правила направлены на обеспечение эпидемиологической безопасности, безвредности химического состава, а также благоприятные органолептические свойства горячей воды, используемой населением для хозяйственно-бытовых нужд. С этой целью горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность, что направлена на: предупреждение загрязнения горячей воды высокого контагенозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 гр., в их числе Legionella Pneumophila; минимизацию содержания в воде хлороформа при использовании воды, которая предварительно хлорировалась, предупреждение болезней кожи подкожной клетчатки, обусловленных качеством горячей воды Из содержания изложенных выше норм следует, что исполнитель коммунальных услуг обязан предоставить потребителю питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение, в том числе горячее водоснабжение, отвечающее требованиям санитарных правил и являющееся безопасным для жизни и здоровья потребителя.
В нарушение требований пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09, которым внесены изменения в СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" температура горячей воды по адресу: г. Тула, ул. Прокудина, д. 2/2, кв. 66, в месте водоразбора: из крана в ванной комнате составила 51 град.С, при нормативном показателе не менее 60 град.С и не более 75 град.С, что подтверждает экспертное заключение N 04/4694-13-21 от 09.10.2013.
Следовательно, нарушение обществом указанных выше санитарных норм, выразившихся в несоответствии температурного режима горячей воды, установлено подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в действиях ЗАО "Хороший дом" имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.5 КоАП РФ, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении требований ЗАО "Хороший дом" о признании недействительным постановления от 27.11.2013 N 2424.
Довод о том, что вина управляющей организации в подаче воды ненадлежащей температуры может быть установлена только в случае, если подача воды ненадлежащей температуры обусловлена ненадлежащим обслуживанием санитарно-технического оборудования, при этом общество не производит горячую воду, а получает ее у ресурсоснабжающей организации, подлежит отклонению.
Абзацами 1, 3 п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях; исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем может быть, в частности, товарищество собственников жилья, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы; управляющая организация - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
При этом пунктом 5 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями.
При отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры (пункт 7 Правил предоставления коммунальных услуг).
Таким образом, из анализа указанных норм следует, что ресурсоснабжающая организация, несет ответственность только в том случае, если у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов отсутствует договор с исполнителем.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет свою деятельность на основании договора управления многоквартирным домом N 249 Прив. от 05.12.2007.
Из вышеизложенного, с учетом положений п. п. 9, 13, 49 Правил предоставления коммунальных услуг следует, что обязанность по горячему водоснабжению надлежащего качества перед жителями многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Тула, ул. Прокудина, д. 2/2, лежит на ЗАО "Хороший дом".
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьей 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 02.04.2014 по делу N А68-11938/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Е.В.МОРДАСОВ
К.А.ФЕДИН
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)