Судебные решения, арбитраж
Жилой фонд; Жилищное право; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г.А.П. к администрации Партизанского городского округа, Министерству энергетики Российской Федерации о включении в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах, непригодными для проживания по категориям безопасности для предоставления социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, как отдельно проживающего и начисления социальной выплаты
по апелляционной жалобе администрации Партизанского городского округа
на решение Партизанского городского суда Приморского края от 19 февраля 2013 года, которым иск удовлетворен, на администрацию Партизанского городского округа возложена обязанность включить Г.А.П. в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах, непригодными для проживания по категориям безопасности для предоставления социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, как отдельно проживающего и начислить социальную выплату из расчета нормы общей площади жилого помещения 33 кв. метра для одинокого гражданина
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
Истец обратился к ответчикам с указанными требованиями, в обоснование, ссылаясь на то, что он зарегистрирован по адресу <...>. Указанное жилое помещение признано ветхим и непригодным для проживания в результате ведения горных работ по критериям безопасности и он включен в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда вместе с членами семьи Б.Н.Н. и К.В.К. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года N 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Однако Б.Н.Н. и К.В.К. членами его семьи не являются. На его заявление о включении его в указанный список как отдельно проживающего, администрация Партизанского городского округа ответила отказом, который он считает необоснованным и незаконным. Просил включить его в Список граждан, подлежащих переселению в соответствии с вышеназванным Постановлением Правительства РФ, как одиноко проживающего.
В судебном заседании эти требования были поддержаны представителем истца, дополнительно пояснившим, что истец проживает в квартире N <...> на условиях договора социального найма вместе с Б.Н.Н. и К.В.К., которые являлись членами его бывшей жены (дочерью и внуком) - Г.Л.Е., умершей 23 июня 1992 года, в 1993 году он вступил в брак с М.Л.З., с которой проживает по другому адресу, так как указанная выше квартира к проживанию не пригодна.
Представитель ответчика администрации Партизанского городского округа с иском не согласился, полагая, что оснований, предусмотренных действующим законодательством, для включения истца в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных угольных шахтах, как отдельно проживающего, не имеется.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Министерства энергетики РФ.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласилась администрация Партизанского городского округа, подав апелляционную жалобу, где просит решение отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на прежние доводы.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны и их представители не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежаще.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, сделал выводы, не соответствующие нормам материального права.
Судом первой инстанции установлено, что в квартире N <...> на основании договора социального найма проживают и зарегистрированы Б.Н.Н. - наниматель, К.В.К. сын нанимателя, истец - отчим нанимателя (л. д. 7). Протоколом N АЯ-365 пр от 21 октября 2012 года, утвержденным Министерством энергетики РФ, указанные лица включены в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ по ликвидированной шахте "Углекаменская" (л. д. 18 - 23).
Как следует из требований истца, он полагает, что ему должна быть предоставлена социальная выплата на приобретение жилья взамен сносимого с учетом того, что в ветхом жилом помещении - квартире N <...> проживают 2 семьи: семья Б.Н.Н., состоящая из нее и сына, и истца, проживающего отдельно, в связи с чем они имеют право на приобретение двух отдельных жилых помещений.
Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года N 428 (в редакции от 27 января 2009 года) утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Согласно пункту 5 указанных Правил межбюджетные трансферты направляются на финансирование обеспечения сноса ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (ветхое жилье); содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
В соответствии с пунктом 8 названных Правил социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органом местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Из пункта 11 Правил следует, что социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий по договору социального найма в жилом помещении, находящимся в государственном или муниципальном жилищном фонде, принимает обязательство о расторжении указанного договора и освобождении занимаемого жилого помещения, его сдаче (передаче) по месту жительства органу местного самоуправления шахтерского города или поселка в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты; гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.
Из смысла указанных норм следует, что социальные выплаты являются формой государственной социальной помощи, носят целевой характер, и предоставляются гражданам в целях переселения их из жилых домов, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности, на основании списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления.
Предоставление социальных выплат - межбюджетных трансфертов имеет своей целью компенсацию со стороны государства ветхого жилищного фонда, ставшего таким в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах.
То есть данные социальные выплаты не направлены на улучшение жилищных условий граждан, нуждающихся в их улучшении и состоящих на очереди в органах местного самоуправления.
При этом размер социальных выплат, причитающихся лицам, имеющим право на их получение, рассчитывается исходя из количества лиц, проживающих в ветхом жилом помещении.
Так, согласно пункту 10 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты составляет: 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из двух человек; 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.
Ссылаясь на то, что из данной нормы и иных норм действующего законодательства следует, что жилые помещения взамен сносимых должны предоставляться с учетом количества семей, проживающих в жилом помещении, истец неверно толкует нормы закона, которые не ставят размер общей площади предоставляемого жилого помещения, из которой исчисляется размер социальной выплаты, в зависимость от количества семей и наличия или отсутствия факта семейных отношений между лицами, проживающими в ветхом жилом помещении. Социальная помощь государства, предоставляющего соответствующие социальные выплаты, выражается в предоставлении средств на приобретение жилого помещения взамен сносимого, непригодного для проживания в целях переселения всех проживающих в ветхом жилом помещении граждан в иное, пригодное для проживания жилое помещение.
На основании изложенного требования истца о внесении его в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, как одиноко проживающего гражданина и незаконном отказе ответчиков внести изменения в указанный список, являются необоснованными, учитывая, что указанные лица в настоящее время в силу норм действующего законодательства имеют право на получение жилого помещения, общей площадью по 18 кв. метров - на каждого члена семьи.
Так как доводы апелляционной жалобы основаны на законе, решение суда подлежит отмене, с отказом истцу в удовлетворении требований не основанных на законе.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
решение Партизанского городского суда Приморского края от 19 февраля 2013 года отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении требований Г.А.П. к администрации Партизанского городского округа, Министерству энергетики Российской Федерации о включении в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах, непригодными для проживания по категориям безопасности для предоставления социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, как отдельно проживающего и начисления социальной выплаты отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 15.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-5702
Разделы:Жилой фонд; Жилищное право; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 июля 2013 г. по делу N 33-5702
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г.А.П. к администрации Партизанского городского округа, Министерству энергетики Российской Федерации о включении в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах, непригодными для проживания по категориям безопасности для предоставления социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, как отдельно проживающего и начисления социальной выплаты
по апелляционной жалобе администрации Партизанского городского округа
на решение Партизанского городского суда Приморского края от 19 февраля 2013 года, которым иск удовлетворен, на администрацию Партизанского городского округа возложена обязанность включить Г.А.П. в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах, непригодными для проживания по категориям безопасности для предоставления социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, как отдельно проживающего и начислить социальную выплату из расчета нормы общей площади жилого помещения 33 кв. метра для одинокого гражданина
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Истец обратился к ответчикам с указанными требованиями, в обоснование, ссылаясь на то, что он зарегистрирован по адресу <...>. Указанное жилое помещение признано ветхим и непригодным для проживания в результате ведения горных работ по критериям безопасности и он включен в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда вместе с членами семьи Б.Н.Н. и К.В.К. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года N 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Однако Б.Н.Н. и К.В.К. членами его семьи не являются. На его заявление о включении его в указанный список как отдельно проживающего, администрация Партизанского городского округа ответила отказом, который он считает необоснованным и незаконным. Просил включить его в Список граждан, подлежащих переселению в соответствии с вышеназванным Постановлением Правительства РФ, как одиноко проживающего.
В судебном заседании эти требования были поддержаны представителем истца, дополнительно пояснившим, что истец проживает в квартире N <...> на условиях договора социального найма вместе с Б.Н.Н. и К.В.К., которые являлись членами его бывшей жены (дочерью и внуком) - Г.Л.Е., умершей 23 июня 1992 года, в 1993 году он вступил в брак с М.Л.З., с которой проживает по другому адресу, так как указанная выше квартира к проживанию не пригодна.
Представитель ответчика администрации Партизанского городского округа с иском не согласился, полагая, что оснований, предусмотренных действующим законодательством, для включения истца в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных угольных шахтах, как отдельно проживающего, не имеется.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Министерства энергетики РФ.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласилась администрация Партизанского городского округа, подав апелляционную жалобу, где просит решение отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на прежние доводы.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны и их представители не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежаще.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, сделал выводы, не соответствующие нормам материального права.
Судом первой инстанции установлено, что в квартире N <...> на основании договора социального найма проживают и зарегистрированы Б.Н.Н. - наниматель, К.В.К. сын нанимателя, истец - отчим нанимателя (л. д. 7). Протоколом N АЯ-365 пр от 21 октября 2012 года, утвержденным Министерством энергетики РФ, указанные лица включены в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ по ликвидированной шахте "Углекаменская" (л. д. 18 - 23).
Как следует из требований истца, он полагает, что ему должна быть предоставлена социальная выплата на приобретение жилья взамен сносимого с учетом того, что в ветхом жилом помещении - квартире N <...> проживают 2 семьи: семья Б.Н.Н., состоящая из нее и сына, и истца, проживающего отдельно, в связи с чем они имеют право на приобретение двух отдельных жилых помещений.
Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года N 428 (в редакции от 27 января 2009 года) утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Согласно пункту 5 указанных Правил межбюджетные трансферты направляются на финансирование обеспечения сноса ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (ветхое жилье); содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
В соответствии с пунктом 8 названных Правил социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органом местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Из пункта 11 Правил следует, что социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий по договору социального найма в жилом помещении, находящимся в государственном или муниципальном жилищном фонде, принимает обязательство о расторжении указанного договора и освобождении занимаемого жилого помещения, его сдаче (передаче) по месту жительства органу местного самоуправления шахтерского города или поселка в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты; гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.
Из смысла указанных норм следует, что социальные выплаты являются формой государственной социальной помощи, носят целевой характер, и предоставляются гражданам в целях переселения их из жилых домов, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности, на основании списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления.
Предоставление социальных выплат - межбюджетных трансфертов имеет своей целью компенсацию со стороны государства ветхого жилищного фонда, ставшего таким в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах.
То есть данные социальные выплаты не направлены на улучшение жилищных условий граждан, нуждающихся в их улучшении и состоящих на очереди в органах местного самоуправления.
При этом размер социальных выплат, причитающихся лицам, имеющим право на их получение, рассчитывается исходя из количества лиц, проживающих в ветхом жилом помещении.
Так, согласно пункту 10 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты составляет: 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из двух человек; 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.
Ссылаясь на то, что из данной нормы и иных норм действующего законодательства следует, что жилые помещения взамен сносимых должны предоставляться с учетом количества семей, проживающих в жилом помещении, истец неверно толкует нормы закона, которые не ставят размер общей площади предоставляемого жилого помещения, из которой исчисляется размер социальной выплаты, в зависимость от количества семей и наличия или отсутствия факта семейных отношений между лицами, проживающими в ветхом жилом помещении. Социальная помощь государства, предоставляющего соответствующие социальные выплаты, выражается в предоставлении средств на приобретение жилого помещения взамен сносимого, непригодного для проживания в целях переселения всех проживающих в ветхом жилом помещении граждан в иное, пригодное для проживания жилое помещение.
На основании изложенного требования истца о внесении его в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, как одиноко проживающего гражданина и незаконном отказе ответчиков внести изменения в указанный список, являются необоснованными, учитывая, что указанные лица в настоящее время в силу норм действующего законодательства имеют право на получение жилого помещения, общей площадью по 18 кв. метров - на каждого члена семьи.
Так как доводы апелляционной жалобы основаны на законе, решение суда подлежит отмене, с отказом истцу в удовлетворении требований не основанных на законе.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Партизанского городского суда Приморского края от 19 февраля 2013 года отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении требований Г.А.П. к администрации Партизанского городского округа, Министерству энергетики Российской Федерации о включении в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах, непригодными для проживания по категориям безопасности для предоставления социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, как отдельно проживающего и начисления социальной выплаты отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)