Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.02.2014 ПО ДЕЛУ N А65-21960/2013

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2014 г. по делу N А65-21960/2013


Резолютивная часть постановления объявлена: 19 февраля 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 26 февраля 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Захаровой Е.И., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сергеевым А.Ю.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 2, дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.12.2013 по делу N А65-21960/2013 (судья Хамитов З.Н.),
принятое по заявлению Товарищества собственников жилья "Коломенская 3", г. Казань,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица ТСЖ "Коломенская 3" от 19.08.2013, об обязании произвести государственную регистрацию изменений вносимых в учредительные документы заявителя, утвержденные протоколом N 38 от 31.07.2013 общего собрания членов ТСЖ "Коломенская 3",

установил:

Товарищество собственников жилья "Коломенская 3" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан (далее- ответчик) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица ТСЖ "Коломенская 3" от 19.08.2013, об обязании произвести государственную регистрацию изменений вносимых в учредительные документы заявителя, утвержденные протоколом N 38 от 31.07.2013 общего собрания членов ТСЖ "Коломенская 3".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.12.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, жалобу - удовлетворить.
По мнению подателя жалобы судом неполностью выяснены обстоятельства дела, что, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 270 АПК РФ, является основанием для отмены решения суда.
Ответчик указал, что при вынесении решения о регистрации в ЕГРЮЛ была бы внесена ошибочная запись о том, что у ТСЖ "КОЛОМЕНСКАЯ 3" произошло изменение наименования и адреса места нахождения юридического лица.
В соответствии со статьей 182 АПК РФ Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.12.2013 г. по делу N А65-21960/2013 Инспекцией было исполнено и в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации изменении, вносимых в учредительные документы юридического лица по вх. 27697а от 12.08.2013 г. с присвоением ГРН 6131690038485.
В результате в ЕГРЮЛ содержится недостоверная информация, что по ТСЖ "КОЛОМЕНСКАЯ 3" были изменения в части наименования и адреса ТСЖ "КОЛОМЕНСКАЯ 3". Данный факт подтверждается листом записи по ГРН 2131690985402 и истории изменений в ЕГРЮЛ.
Таким образом, при вынесении решения об отказе в регистрации, Инспекция выполняла требования п. 3 ст. 51 ГК РФ ГК РФ по проверке достоверности данных, включаемых в государственный реестр.
В суд апелляционной инстанции поступило ходатайство от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, 07.08.2013 от заявителя в адрес ответчика поступило заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма Р13001), с приложением:
- - протокола N 38 от 31.07.2013 г. общего собрания членов Товарищества собственников жилья "Коломенская 3";
- - Устава ТСЖ "Коломенская 3" в 2-экземлярах;
- - квитанции N 126 от 01.08.2013 г. об оплате государственной пошлины за государственную регистрацию изменений, вносимых в Устав ТСЖ.
19 августа 2013 года ответчиком отказано в регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в соответствии с подпунктом "а" пунктом 1 статьи 23 Федерального Закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя".
Основанием послужило приложение заявителем листа "А" (Сведения о наименовании) и листа "Б" (Сведения об адресе (месте нахождения)), которое регистрирующий орган посчитал неправомерным, поскольку соответствующих изменений в сведения о наименовании и адресе месте нахождения юридического лица не вносилось, соответственно, оснований для приложения данных листов, по мнению регистрирующего органа, не имелось.
Заявитель, полагая, что вынесенное решение противоречит закону и нарушает его права, обратился с заявлением в суд.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых заявленные требования удовлетворены.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального Закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя" государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.
На основании п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в ЕГРЮЛ о смене местонахождения Общества, соответствуют установленным законодательством РФ требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна; подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Пунктом 4 ст. 9 Закона N 129-ФЗ для регистрирующего органа предусмотрен запрет требовать представления других документов кроме документов, установленных настоящим Законом.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся, в том числе следующие сведения и документы о юридическом лице:
- - полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов РФ и (или) на иностранном языке, в едином государственном реестре юридических лиц указывается также наименование юридического лица на этих языках;
- - адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации;
- - дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона N 129-ФЗ в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются, порядок и сроки хранения регистрирующим органом содержащихся в государственных реестрах документов, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.
В соответствии п. 1.1. Регламента организации работ налоговых органов, утвержденного Приказом ФНС России от 03.11.2006 N САЭ-3-09/765 @ (в редакции от 17.04.2009) регистрирующий (налоговый) орган при поступлении документов для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, либо для внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся ЕГРЮЛ, (далее - документ о предстоящих изменениях) направляет в МИ ФНС России по ЦОД сообщение, содержащее сведения о юридическом лице, в отношении которого представлен документ о предстоящих изменениях (далее - сообщение о предстоящих изменениях).
Согласно указанному регламенту на сайте ФНС России в разделе "Сведения о юридическом лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации" были размещены сведения о том, что ТСЖ "Коломенская 3" ОГРН 1091690025173 12.08.2013 г. в Межрайонную ИФНС России N 18 по РТ представило почтовым отправлением заявление о регистрации по форме Р13001 с видом изменений: "вносимые в учредительные документы (форма РN 13001).
Листы "А" и "Б" заявления содержат сведения о наименовании и адресе юридического лица, и заполняются при изменении последних, при этом соответствующие изменения в сведения о наименовании и адресе места нахождения юридического лица фактически не происходили.
Однако, ошибочное заполнение заявителем листов "А" и "Б" заявления установленной формы, не означает его недостоверность, поскольку остальные листы заявления заполнены надлежащим образом и все необходимые сведения в них отражены правильно.
Согласно п. 1 ст. 9 Закона о регистрации требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством РФ.
Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме N Р13001, утвержденной приказом Министерства Финансов РФ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующих орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".
Однако, приказ от 25.01.2012 г. не содержит сведений о том, какие листы подлежат заполнению при подаче заявления о государственной регистрации по форме Р13001, а какие нет, не содержит ссылок о том, что такие листы заполняются исключительно в случаях внесения изменений в сведения о наименовании и местонахождении юридического лица.
Соответственно, заявитель, заполняя заявление по установленной форме, не допустил нарушений, а следовательно, не допустил и представления недостоверных документов.
Пунктом 1 ст. 23 Закона о регистрации установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации.
Регистрирующим органом не оспаривается, что другие документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации, в надлежащем виде представлены заявителем в МРИ ФНС N 18 РФ по РТ.
Таким образом, ошибочное включение в заявление о государственной регистрации юридического лица дополнительных сведений не может являться основанием для отказа в государственной регистрации заявителю на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации, то есть в связи с непредставлением определенных Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Заявителем в налоговый орган поданы все необходимые документы, перечисленные в части 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации.
Нарушение (приложение листов "А" и "Б") не препятствовали налоговому органу внести соответствующие изменения в учредительные документы общества и не относятся к случаям, указанным в статье 23 Закона о государственной регистрации.
Ответчиком приведен довод о том, что в случае принятия решения о регистрации Инспекцией была бы внесена ошибочная запись о том, что у ТСЖ "Коломенская 3" произошло изменение наименования и адреса места нахождения юридического лица.
Однако, как правильно указал суд, доводы ответчика связаны с техническими вопросами программного характера внесения сведений в реестр регистрирующим органом, что не должно отражаться на возможностях реализации своих прав и законных интересов заявителей при регистрации.
Фактически сведения, указанные заявителем в листах "А" и "Б" не изменились, и указание в программе сведений о том, что такое изменение имело место, никак не затронуло права и интересы третьих лиц.
На основании изложенного, оценив и исследовав в совокупности и взаимосвязи имеющиеся доказательства с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление ТСЖ "Коломенская 3".
Судебная арбитражная практика, на который ссылается регистрирующий орган в апелляционной жалобе, не имеет непосредственного отношения к рассматриваемому спору.
Ссылки регистрирующего органа на представление заявителем недостоверных сведений несостоятельны, поскольку ТСЖ "Коломенская 3" представило полный пакет документов, которые недостоверных сведений не содержали. Неправильное заполнение формы заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, (форма Р13001) в данном случае не повлекло за собой регистрации недостоверных сведений в ЕГРЮЛ.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 11 декабря 2013 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу регистрирующего органа - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.12.2013 по делу N А65-21960/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
И.С.ДРАГОЦЕННОВА

Судьи
Е.И.ЗАХАРОВА
Е.Г.ФИЛИППОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)