Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АСТРАХАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.01.2014 ПО ДЕЛУ N 33-21/2014

Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 января 2014 г. по делу N 33-21/2014


Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего судьи Мухамбеталиевой Н.Х.,
судей Конышевой И.Н., Обносовой М.В.,
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Х.И.Ф., Х.И.Р., Х.Н. к администрации г. Астрахани о предоставлении жилого помещения по апелляционной жалобе администрации г. Астрахани, апелляционному представлению прокурора на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 16 октября 2013 года,

установила:

истцы обратились в суд с иском к администрации г. Астрахани, указав, что проживали в квартире N дома <адрес>, состоящей из двух комнат, собственником которой был Х.И.Ф.
ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом N по <адрес> уничтожен пожаром.
Несмотря на неоднократные обращения по вопросу предоставления жилья в соответствии с нормами жилищного законодательства, ответчик предоставил им неблагоустроенное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, которое заключением городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжением мэра г. Астрахани N-р-м от 18 мая 2007 года признано непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу.
Полагая, что их жилищные условия ухудшены предоставлением квартиры с меньшим количеством комнат, и поскольку до настоящего времени они благоустроенным жильем не обеспечены, Х.И.Ф., Х.И.Р., Х.Н. просили выселить их из дома N по <адрес> и возложить на администрацию г. Астрахани обязанность по предоставлению им благоустроенного жилого помещения, состоящего из двух комнат.
В судебном заседании истцы Х.И.Ф., Х.Н. не участвовали.
Истец Х.И.Р. заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика С. иск не признала.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 16 октября 2013 года на администрацию г. Астрахани возложена обязанность предоставить Х.И.Ф., Х.И.Р., Х.Н. на состав семьи 3 человека благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 23,0 кв. м.
В апелляционной жалобе администрация г. Астрахани ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции ввиду неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
В апелляционном представлении прокурора ставится вопрос об отмене решения ввиду несоответствия изложенных в нем выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела.
Заслушав доклад судьи Конышевой И.Н., объяснения представителя администрации г. Астрахани С., поддержавшей апелляционную жалобу, Х.И.Ф., Х.И.Р., Х.Н., возражавших против ее удовлетворения, заключение прокурора Остроуховой Н.В., поддержавшей апелляционное представление, проверив материалы дела, исследовав дело N, предоставленное администрацией г. Астрахани в суд апелляционной инстанции, обсудив доводы апелляционных жалобы и представления, судебная коллегия приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Х.И.Ф. поставлен на регистрационный учет по адресу: <адрес>.
Решением исполнительного комитета Советского районного Совета народных депутатов г. Астрахани от 28.12.90 N 444 утвержден акт по оценке квартиры N, общей площадью 24,1 кв. м, в <адрес>, до 1917 года постройки, износ которого составил 68%.
Этим же решением ЖЭУ N ПО ЖКХ Советского РИК разрешено продать квартиру N по <адрес> основному квартиросъемщику.
ДД.ММ.ГГГГ между жилищно-эксплуатационным участком N Производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства исполкома Советского районного Совета народных депутатов г. Астрахани и Х.И.Ф. заключен договор, по которому истец приобрел в собственность 1/12 домовладения, находящегося по <адрес>, состоящего из двух двухэтажных деревянных жилых домов общей площадью 295,4 кв. м и надворных построек при нем, расположенного на земельном участке мерою 1268 кв. м, стоимостью <сумма> рублей.
Запись о регистрации права собственности Х.И.Ф. внесена в инвентарную книгу под соответствующим номером в МП БТИ г. Астрахани.
ДД.ММ.ГГГГ на регистрационный учет по адресу: <адрес> поставлена супруга истца - Х.И.Р., а ДД.ММ.ГГГГ - их сын, Х.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ в доме N по <адрес> произошел пожар.
Актом межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации Советского района от ДД.ММ.ГГГГ N, жилой дом N по <адрес> отнесен к категории непригодных для проживания.
Этим же актом установлено, что ущерб от пожара составляет от 70 до 100%; органу местного самоуправления рекомендовано включить Х.И.Ф. в списки граждан, пострадавших от пожара.
ДД.ММ.ГГГГ Х.И.Ф. обратился с заявлением в администрацию г. Астрахани, в котором просил решить вопрос о включении его семьи в общегородской список граждан, пострадавших от пожара.
В силу пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии со статьей 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Положением о порядке предоставления гражданам жилья г. Астрахани при отселении их из ветхих, аварийных и непригодных для постоянного проживания домовладений, утвержденным постановлением Мэра г. Астрахани от 7 мая 1997 г. N 1409-м, действовавшим до 13 декабря 2006 года, устанавливался порядок предоставления гражданам жилья в г. Астрахани при отселении их из ветхих, аварийных и непригодных для постоянного проживания домовладений при невозможности их дальнейшей эксплуатации и восстановления строений домовладельцами за счет собственных средств.
Положение не распространялось на случаи отселения граждан из государственного, ведомственного и муниципального жилищных фондов.
Данным Положением было предусмотрено, что на специальный учет по улучшению жилищных условий принимаются граждане, постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания жилых домах и жилых помещениях.
Для постановки на специальный учет граждане предоставляют в соответствующую районную администрацию следующие документы:
- - заявление на имя главы администрации района;
- - домовую книгу;
- - план домовладения;
- - техническое заключение о состоянии основных строительных конструкций жилого дома или жилого помещения;
- - справку с места жительства о составе семьи и сведения о лицах, зарегистрированных по данному домовладению.
Основанием для принятия граждан на специальный учет является акт межведомственной комиссии при районной администрации о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания. При аварийности жилого дома или жилого помещения обязательно наличие соответствующего технического заключения о состоянии основных строительных конструкций, выданного муниципальным проектным институтом "Астраханжилкоммунпроект" либо иным учреждением, имеющим в соответствии с законодательством полномочия на составление таких технических заключений.
Отселение вышеуказанной категории граждан производится в соответствии с действующим законодательством при наличии свободного жилья с учетом технического состояния непригодного для дальнейшего проживания жилого дома или жилого помещения в порядке специальной очередности.
Отселение граждан, проживающих в домах индивидуального жилищного фонда, производится на основании договора о взаимных обязательствах, заключаемого от имени администрации г. Астрахани, жилищным управлением администрации г. Астрахани и домовладельцем. При отказе граждан освободить занимаемый жилой дом или жилое помещение, грозящие обвалом, отселение производится в административном порядке с санкции прокурора.
В случаях полного разрушения жилых домов ввиду крайне аварийного состояния или в результате пожара граждане после постановки на специальный учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по прежнему месту жительства и отселения их в маневренный жилой фонд обязаны сняться с регистрационного учета по месту нахождения их домовладения и зарегистрироваться в органах внутренних дел по месту пребывания в маневренном жилом фонде.
При получении ордера на вселение в предоставляемое жилое помещение собственник признанного непригодным для постоянного проживания жилого дома и жилого помещения сдает правовые документы на домовладение в жилищное управление, где они погашаются и хранятся в установленном законом порядке, о чем ставятся в известность соответствующая налоговая инспекция и МП "Бюро технической инвентаризации" для внесения изменений в документацию по домовладению. При наличии у домовладельца прав на землю он обязан публично заявить об отказе от прав на земельный участок в пользу государства в порядке компенсации за предоставленную квартиру, произвести отчуждение земельного участка в городской фонд перераспределения земли и сдать правовые документы на земельный участок в комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Астрахани. После этого жилищное управление вносит заместителю мэра города - начальнику главного управления архитектуры и градостроительства администрации города свои предложения о сносе (разборке) домовладений или использовании их в качестве нежилых помещений в целях дальнейшей их эксплуатации для оказания услуг населению. После рассмотрения данных предложений принимается соответствующее постановление администрации г. Астрахани. Снос домовладений производится самими домовладельцами, которые имеют право использовать материалы от разборки этих домов и зеленые насаждения по своему усмотрению. При невыполнении гражданами обязательств по сносу непригодного для проживания жилого дома право сноса переходит к администрации района, на территории которого расположено домовладение, с правом реализации материалов от разборки строений.
Из материалов дела N, хранящегося в архиве администрации г. Астрахани, следует, что Х.И.Ф., наряду с заявлением о принятии его на специальный учет, подал документы в соответствии с вышеназванным Положением.
ДД.ММ.ГГГГ жилищным управлением администрации г. Астрахани в адрес Х.И.Ф. направлено приглашение для рассмотрения вопроса о включении его семьи в общегородскую очередность граждан, жилье которых пострадало от пожара, с документами, подтверждающими у истцов отсутствие иного жилья.
ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом администрации г. Астрахани Т. на имя начальника жилищного отдела администрации г. Астрахани направлено предложение рассмотреть вопрос о предоставлении семье Х.И.Ф. квартиры N по <адрес> по договору аренды маневренного жилищного фонда, либо принять какое-либо другое решение по распределению данной квартиры, либо вывести ее из состава жилищного фонда.
Между тем, заочным решением Советского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ Б.А.В., Б.А., Ч.А.М., Ч.Д.М. выселены из квартиры N в <адрес> без предоставлении другого помещения, при этом установлено, что проживание ответчиков, самоуправно вселившихся в аварийную квартиру, создает угрозу их жизни и здоровью.
ДД.ММ.ГГГГ комитет по архитектуре и градостроительству администрации г. Астрахани направил в адрес жилищного отдела администрации техническое заключение о состоянии основных строительных конструкций жилого дома N литеры Б, В, в том числе квартиры N по <адрес> и одновременно сообщил, что данный дом относится к категории непригодных для проживания, дефекты основных строительных конструкций не могут быть устранены технически и их устранение экономически нецелесообразно, поэтому данный жилой дом рекомендуется определить под плановый снос.
Несмотря на это, ДД.ММ.ГГГГ ведущий специалист администрации Т. направила письмо на имя начальника жилищного отдела, в котором просила повторно рассмотреть вопрос о предоставлении Х.И.Ф. квартиры N в <адрес>, после чего данное помещение предложено истцам для вселения.
ДД.ММ.ГГГГ Х.И.Ф. направлен ответ, из которого следует, что предоставить его семье благоустроенную квартиру не предоставляется возможным, однако администрацией взят под контроль вопрос предоставления жилой площади в общежитии маневренного фонда.
ДД.ММ.ГГГГ администрация вновь отказала истцу как в предоставлении другого жилого помещения в связи с отсутствием свободного жилья, так и в предоставлении жилого помещения маневренного фонда по причине отсутствия свободных комнат в общежитиях.
Судом апелляционной инстанции установлено, что по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок по <адрес>, на котором отсутствуют строения, передан в собственность Ч. для эксплуатации индивидуального жилого дома, следовательно, вопрос о выкупе у Х.И.Ф. принадлежащей ему доли домовладения в порядке ст. 32 ЖК РФ решен быть не может. Оценив доказательства по делу в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении иска, поскольку жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, пришло в состояние, непригодное для проживания, не по вине его собственника. Данное жилое помещение в установленном законом порядке признано таковым, и его собственник - Х.И.Ф. подал в администрацию заявление и приложенные к нему документы в соответствии с установленными постановлением мэра г. Астрахани требованиями, позволяющие вынести решение о принятии семьи истца на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Между тем, орган местного самоуправления, не разрешив в установленный законом срок вопрос о принятии семьи Х.И.Ф. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с целью предоставления в дальнейшем другого жилого помещения во внеочередном порядке, в нарушение статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставил истцам взамен ранее занимаемому жилое помещение, находящееся в аварийном, непригодном для проживания и несущим угрозу для жизни и здоровья людей состоянии, при этом никак не оформив правоотношения.
В силу статьи 13 Конвенции от 4 ноября 1950 г. "О защите прав человека и основных свобод" каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
Поскольку у органа местного самоуправления возникла обязанность по предоставлению семье Х.И.Ф. другого благоустроенного помещения до введения в действие постановления мэра г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении положения о порядке и условиях предоставления жилых помещений гражданам, выселяемым из домов, подлежащих сносу", однако до настоящего времени она не исполнена, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о восстановлении нарушенного права истцов путем возложения обязанности о предоставлении иного, благоустроенного жилого помещения, в натуре.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает доводы апелляционной жалобы ответчика о неправильном определении судом обстоятельств, имеющих значение для дела, не основательными.
Вместе с тем, обоснованным является довод апелляционного представления прокурора о том, что право истцов производно от права на долю в домовладении N по <адрес> в виде квартиры N. Поскольку предоставляемое жилое помещение по договору социального найма должно быть равнозначным ранее занимаемому, суд апелляционной инстанции считает необходимым внести изменение в решение суда в части указания на размер площади и вид предоставляемого жилого помещения, приведя его к параметрам объекта недвижимости, принадлежавшего Х.И.Ф. на праве собственности.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

определила:

решение Кировского районного суда г. Астрахани от 16 октября 2013 года изменить в части указания на предоставление жилого помещения по договору социального найма, определив его в виде жилого помещения общей площадью не менее 24,1 кв. м, состоящего из двух комнат.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Астрахани, апелляционное представление прокурора - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)