Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Савенко Л.И. и Чесняк Н.В., при участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (г. Пятигорск, ИНН 2632082700, ОГРН 1062632033760) - Тербулатова О.Т. (доверенность от 01.01.2014), от ответчика - Российской Федерации (Министерства финансов Российской Федерации) - Борчаевой Л.Х. (доверенность от 16.12.2013), в отсутствие третьих лиц - Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики, Министерства труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 14.06.2013 (судья Кочкарова Н.Ж.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2013 (судьи Казакова Г.В., Марченко О.Г., Сомов Е.Г.) по делу N А20-1214/2012, установил следующее.
ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) о взыскании 141 701 930 рублей 90 копеек убытков, связанных с предоставлением в 2007-2012 годах льгот педагогическим и медицинским работникам в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании) и Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (далее - Основы N 5487-1).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики и Министерство труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики.
Решением от 14.06.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.11.2013, с Российской Федерации в лице Минфина России взыскано 72 716 851 рубль 31 копейка убытков. В остальной части в иске отказано. Судебные инстанции исходили из того, что неполученные доходы, связанные с предоставлением льгот по оплате природного газа, должны компенсироваться за счет средств федерального бюджета. Минфин России не представил доказательств, подтверждающих доведение Кабардино-Балкарской Республике средств федерального бюджета на компенсацию спорных выпадающих доходов. При определении размера подлежащих возмещению убытков суд исключил сумму налога на добавленную стоимость. Суды также признали необоснованным включение истцом в состав убытков сумм, взысканных судебными актами судов общей юрисдикции с общества в счет возмещения причиненного гражданам-льготникам морального вреда и понесенных ими судебных издержек.
В кассационной жалобе Минфин России просит отменить решение и постановление в части удовлетворения требований и отказать в иске. По мнению заявителя, он является ненадлежащим ответчиком, поскольку расходные обязательства по предоставлению льгот педагогическим и медицинским работникам являются обязательствами Кабардино-Балкарской Республики. В части отказа в удовлетворении остальных требований общества решение и постановление не обжалованы.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
В судебном заседании представитель Минфина России поддержал жалобу, представитель общества отклонил ее доводы.
Изучив материалы дела и выслушав названных представителей, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции общество обязано произвести перерасчет стоимости отпущенного медицинским и педагогическим работникам природного газа на общую сумму 88 679 086 рублей 96 копеек. Указанными судебными актами с общества в пользу граждан-льготников также взыскано 30 820 400 рублей в счет возмещения морального вреда и 13 290 тыс. рублей судебных издержек.
Ссылаясь на то, что взысканная названными судебными актами сумма в размере 141 701 930 рублей 90 копеек представляет собой убытки, общество обратилось в арбитражный суд с иском.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности" субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
Часть 2 статьи 63 Основ N 5487-1 в редакции, действовавшей до 01.01.2005, предусматривала, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в статью 63 Основ N 5487-1 внесен ряд изменений. В частности, часть 2 статьи 63, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством, признана утратившей силу. Одновременно статья 63 дополнена частями 4, 5 и 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников устанавливаются в зависимости от того, в чьем ведении находятся организации здравоохранения, Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Статья 153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ предусматривает, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31.12.2004; при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы образования и социальной поддержки являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил следующее. Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на соответствующие цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 названного Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Следует также учитывать, что факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализаций установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Из пункта 19 указанного постановления следует, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.
Статья 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ не предусматривает финансирования рассматриваемых по настоящему спору льгот за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации либо бюджета муниципального образования.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, Кабардино-Балкарской Республике в спорный период не выделялись средства из федерального бюджета в достаточном размере на финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим и медицинским работникам в сельской местности для компенсации льгот по оплате природного газа. Действие Закона об образовании не отменялось и не приостанавливалось. Федеральный законодатель, наделив органы субъектов федерации и местного самоуправления полномочиями по социальной поддержке медицинских работников, не обеспечил передачу им необходимых материальных и финансовых средств. Возможность субъекта Российской Федерации или муниципального образования предусматривать в своем бюджете средства для финансирования мер социальной поддержки педагогических и медицинских работников не исключает обязанности Российской Федерации по компенсации выпадающих доходов.
При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций о необходимости удовлетворения иска в части взыскания выпадающих доходов истца (за вычетом НДС) за счет Российской Федерации соответствует закону.
Ссылка Минфина ответчика на то, что нормативно-правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики закреплено правило о компенсации понесенных медицинскими и педагогическими работниками расходов по оплате жилого помещения, отклоняется. Имущественное положение медицинских и педагогических работников не может быть ухудшено в результате изменений в законодательстве; по сути, в спорный период сохранилось предоставление данным работникам льгот в натуральной форме за счет общества. В силу приведенных норм закона истец имеет право на компенсацию соответствующих убытков за счет Российской Федерации.
Основания для изменения или отмены решения и постановления в обжалуемой части не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 14.06.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2013 по делу N А20-1214/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 27.02.2014 ПО ДЕЛУ N А20-1214/2012
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 февраля 2014 г. по делу N А20-1214/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Савенко Л.И. и Чесняк Н.В., при участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (г. Пятигорск, ИНН 2632082700, ОГРН 1062632033760) - Тербулатова О.Т. (доверенность от 01.01.2014), от ответчика - Российской Федерации (Министерства финансов Российской Федерации) - Борчаевой Л.Х. (доверенность от 16.12.2013), в отсутствие третьих лиц - Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики, Министерства труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 14.06.2013 (судья Кочкарова Н.Ж.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2013 (судьи Казакова Г.В., Марченко О.Г., Сомов Е.Г.) по делу N А20-1214/2012, установил следующее.
ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) о взыскании 141 701 930 рублей 90 копеек убытков, связанных с предоставлением в 2007-2012 годах льгот педагогическим и медицинским работникам в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании) и Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (далее - Основы N 5487-1).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики и Министерство труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики.
Решением от 14.06.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.11.2013, с Российской Федерации в лице Минфина России взыскано 72 716 851 рубль 31 копейка убытков. В остальной части в иске отказано. Судебные инстанции исходили из того, что неполученные доходы, связанные с предоставлением льгот по оплате природного газа, должны компенсироваться за счет средств федерального бюджета. Минфин России не представил доказательств, подтверждающих доведение Кабардино-Балкарской Республике средств федерального бюджета на компенсацию спорных выпадающих доходов. При определении размера подлежащих возмещению убытков суд исключил сумму налога на добавленную стоимость. Суды также признали необоснованным включение истцом в состав убытков сумм, взысканных судебными актами судов общей юрисдикции с общества в счет возмещения причиненного гражданам-льготникам морального вреда и понесенных ими судебных издержек.
В кассационной жалобе Минфин России просит отменить решение и постановление в части удовлетворения требований и отказать в иске. По мнению заявителя, он является ненадлежащим ответчиком, поскольку расходные обязательства по предоставлению льгот педагогическим и медицинским работникам являются обязательствами Кабардино-Балкарской Республики. В части отказа в удовлетворении остальных требований общества решение и постановление не обжалованы.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
В судебном заседании представитель Минфина России поддержал жалобу, представитель общества отклонил ее доводы.
Изучив материалы дела и выслушав названных представителей, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции общество обязано произвести перерасчет стоимости отпущенного медицинским и педагогическим работникам природного газа на общую сумму 88 679 086 рублей 96 копеек. Указанными судебными актами с общества в пользу граждан-льготников также взыскано 30 820 400 рублей в счет возмещения морального вреда и 13 290 тыс. рублей судебных издержек.
Ссылаясь на то, что взысканная названными судебными актами сумма в размере 141 701 930 рублей 90 копеек представляет собой убытки, общество обратилось в арбитражный суд с иском.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности" субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
Часть 2 статьи 63 Основ N 5487-1 в редакции, действовавшей до 01.01.2005, предусматривала, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в статью 63 Основ N 5487-1 внесен ряд изменений. В частности, часть 2 статьи 63, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством, признана утратившей силу. Одновременно статья 63 дополнена частями 4, 5 и 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников устанавливаются в зависимости от того, в чьем ведении находятся организации здравоохранения, Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Статья 153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ предусматривает, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31.12.2004; при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы образования и социальной поддержки являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил следующее. Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на соответствующие цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 названного Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Следует также учитывать, что факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализаций установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Из пункта 19 указанного постановления следует, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.
Статья 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ не предусматривает финансирования рассматриваемых по настоящему спору льгот за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации либо бюджета муниципального образования.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, Кабардино-Балкарской Республике в спорный период не выделялись средства из федерального бюджета в достаточном размере на финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим и медицинским работникам в сельской местности для компенсации льгот по оплате природного газа. Действие Закона об образовании не отменялось и не приостанавливалось. Федеральный законодатель, наделив органы субъектов федерации и местного самоуправления полномочиями по социальной поддержке медицинских работников, не обеспечил передачу им необходимых материальных и финансовых средств. Возможность субъекта Российской Федерации или муниципального образования предусматривать в своем бюджете средства для финансирования мер социальной поддержки педагогических и медицинских работников не исключает обязанности Российской Федерации по компенсации выпадающих доходов.
При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций о необходимости удовлетворения иска в части взыскания выпадающих доходов истца (за вычетом НДС) за счет Российской Федерации соответствует закону.
Ссылка Минфина ответчика на то, что нормативно-правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики закреплено правило о компенсации понесенных медицинскими и педагогическими работниками расходов по оплате жилого помещения, отклоняется. Имущественное положение медицинских и педагогических работников не может быть ухудшено в результате изменений в законодательстве; по сути, в спорный период сохранилось предоставление данным работникам льгот в натуральной форме за счет общества. В силу приведенных норм закона истец имеет право на компенсацию соответствующих убытков за счет Российской Федерации.
Основания для изменения или отмены решения и постановления в обжалуемой части не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 14.06.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2013 по делу N А20-1214/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Ю.В.РЫЖКОВ
Ю.В.РЫЖКОВ
Судьи
Л.И.САВЕНКО
Н.В.ЧЕСНЯК
Л.И.САВЕНКО
Н.В.ЧЕСНЯК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)