Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 19 февраля 2015 года.
Полный текст решения изготовлен 27 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи П.Н. Киреева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Р.С. Чудниковым, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества "УК "РЭМП Железнодорожного района" (ИНН 6671151256) к Управлению государственной жилищной инспекции Свердловской области (ИНН 6670169564) о признании недействительным предписания N 29-11-03-80/89 от 22.09.14 в части,
при участии в судебном заседании
от заявителя: Толстопят А.В., представитель по доверенности от 16.10.2014 г.,
от заинтересованного лица: Иванова Л.А., представитель по доверенности N 29-04-19-3 от 12.01.2015 г., Иощенко А.А., представитель по доверенности N 29-04-17-89 от 23.12.2014 г.
Представителям лиц участвующих в деле процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. Заявлений и ходатайств не поступало.
Закрытое акционерное общество "УК "РЭМП Железнодорожного района" обратилось с заявлением в Арбитражный суд Свердловской области с требованием к Управлению государственной жилищной инспекции Свердловской области о признании недействительным предписания N 29-11-03-80/89 от 22.09.14 в части п. 1.
Заинтересованное лицо считает оспариваемое предписание законным и обоснованным, в письменном отзыве просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области в период с 26.08.2014 по 22.09.2014 на основании приказа N 29-11-01-89 от 11 августа 2014 года и обращения Боровиковой С.В. жителя дома 22 корп. 3 по ул. Техническая, г. Екатеринбурга проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги в отношении Закрытого акционерного общества "УК "РЭМП Железнодорожного района".
В ходе проверки были выявлены нарушения подп. "б" п. 21, подп. 3, п. 2 приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, п. 13, подп. "в, с" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011, по адресу: г. Екатеринбург, ул. Техническая, д. 22, корп. 3, а именно: не проведена корректировка размера платы за коммунальную услугу "отопление" исходя из фактического объема потребленной тепловой энергии за 2012, 2013 годы, ненадлежащее содержание технического состояния общедомового прибора учета тепловой энергии.
Итоги проверки оформлены актом проверки N 29-11-02-89 от 22.09.2014.
В этот же день Административным органом вынесено предписание N 29-11-03-80/89 об устранении нарушений обязательных требований жилищного законодательства, которым заявителю, в том числе предписано устранить указанные выше нарушения, а именно: провести корректировку размера платы за коммунальную услугу "отопление" за 2012, 2013 годы до 20.11.2014.
Уведомлением от 02.12.2014 N 29-01-82/19214 срок исполнения предписания продлен до 02.02.2015 г.
Полагая, что п. 1 предписания об устранении нарушений, выявленных Государственной жилищной инспекцией Свердловской области является незаконным и подлежащим отмене, ЗАО "УК "РЭМП Железнодорожного района" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проанализировав фактические обстоятельства дела, заслушав доводы лиц участвующих в деле, и исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что в удовлетворении заявленных ЗАО "УК "РЭМП Железнодорожного района", требований следует отказать, при этом суд исходит из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания незаконным предписания в оспариваемой части является наличие одновременно двух условий: несоответствие законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение оспариваемыми пунктами прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" исполнитель обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок начисления платы за отопление на территории Свердловской области до 01 января 2015 г. регулируется "Правилами оказания коммунальных услуг гражданам", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307.
Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области в соответствии Постановлением Правительства Свердловской области от 28.03.12 N 322-ПП является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Свердловской области.
В рамках своей компетенции Управление осуществляет на территории Свердловской области в том числе следующие полномочия и функции: организует и осуществляет контроль (надзор) за: соблюдением нормативного режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо- и газоснабжение); соблюдением правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями; выполнением жилищно-коммунальных услуг по заявкам населения; наличием в жилых домах приборов регулирования, контроля и учета энерго- и водоресурсов; соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг; осуществляет контроль по обращениям и заявлениям потребителей жилищно-коммунальных услуг.
Для реализации деятельности по контролю за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг должностные лица Госжилинспекции Свердловской области рассматривают обращения граждан, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления по вопросам соблюдения обязательных требований при предоставлении коммунальных услуг гражданам, проводят проверки соблюдения обязательных требований предоставления коммунальных услуг гражданам, выдают обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований при предоставлении коммунальных услуг, направляют в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушением обязательных требований предоставления коммунальных услуг для решения вопросов о возбуждении дел об административных правонарушениях, уголовных дел по признакам преступлений и т.д.
ЗАО "УК "РЭМП Железнодорожного района" является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома N 22 корп. 3 ул. Техническая в г. Екатеринбурге, и производит начисление платы за коммунальную услугу отопление.
В ходе проверки специалистом отдела контроля за порядком предоставления коммунальных услуг Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области установлен факт непроведения корректировка размера платы за коммунальную услугу "отопление" исходя из фактического объема потребленной тепловой энергии за 2012, 2013 годы.
Согласно подп. "б" п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 3 п. 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Оспаривая предписание, заявитель указывает, что административным органом в исследовании порядка начисления платы за коммунальную услугу "отопление" собственникам жилых помещений многоквартирного дома, проживающих по адресу: г. Екатеринбург ул. Техническая, д. 22, корп. 3 не учтена основная формула, в соответствии с которой и строится весь принцип расчета платы за тепловую энергию.
В соответствии п. 21, п. п. 2 п. 2 приложения N 2 Правил
предоставления коммунальных услуг гражданам, при оборудовании
многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при
отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы
за коммунальные услуги в жилом помещении определяется по формуле: Р = S
0i i
x V x T ,(7). В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой
t T
энергии за истекший год размер платы за отопление определяется исходя из
утвержденного норматива на отопление.
Размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного
дома 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле: Р = Р x
02.i к.пр
S
i
---- - Р , (8)
S fn.i
D
Соответственно лишь в течение 12-ти месяцев бесперебойного функционирования прибора учета определяется необходимый параметр для применения формулы N 7, а именно - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал / кв. м). Во время этого периода в связи с отсутствием необходимых данных для применения формулы N 7 применяется формула N 1, а именно начисление по нормативу. Только после истечения 12 месяцев начисления по среднемесячным объемам тепловой энергии (формула N 7) у управляющей организации возникает, как обязанность, так и возможность проведения корректировки по формуле N 8.
Указывая, что прибор учета в период с 01.10.2011 по 10.04.2012 находился в неисправном состоянии, а также в июле и декабре 2013 не допускался в эксплуатацию, метод расчета, указанный в формуле N 8, по мнению заявителя, не может быть применен в рассматриваемом случае
Возражая против заявленных требований, заинтересованное лицо
указывает, что доводы заявителя ошибочны, поскольку при оборудовании
многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при
отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы
за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в
соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к указанным Правилам,
т.е. по формуле N 7, Р = S x V x T , (7) где:
0i i t T
S - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме
i
или общая площадь жилого дома (кв. м); V - среднемесячный объем
t
- потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал / кв. м);
- T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с
T
законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии
за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1, а
именно: Р = S x N x T , (1) где:
0i i t T
S - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме
i
- или общая площадь жилого дома (кв. м.);
- N - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал / кв. м);
- t
T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с
T
законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера
платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к
s
i
указанным Правилам по формуле N 8 Р = Р x ---- - Р , (8), где
02.i к.пр s fn.i
d
Р - размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из
к.пр
показании коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в
- многоквартирном доме (руб.);
- S - общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в
i
- многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м.);
- S - общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого
D
дома (кв. м.); - общий размер ш дома за прошедший год (руб.)
Р - общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении
fn.i
многоквартирного дома за прошедший год (руб).
Как следует из материалов дела, дом N 22 корп. 3 по ул. Техническая установлен и допущен в эксплуатацию прибор учета тепловой энергии (УКУТ), что подтверждается актом допуска в эксплуатацию узла учета тепловой у потребителя.
Согласно п. 22 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Закрытое акционерное общество "УК "РЭМП Железнодорожного района" корректировку платы за отопление не проводило за 2012, 2013 году объясняя тем, что прибор учета тепловой энергии с 01.10.2011 по 10.04.2012 находился в неисправном состоянии, а в 2013 работал некорректно.
Вместе с тем, при проведении проверки заинтересованным лицом установлено, что жилой дом N 22/3 по ул. Техническая в г. Екатеринбурге оборудован общедомовым прибором учета, что подтверждается актом допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.
В период с 10.04.2012 по 01.10.2012 и с 01.10.2012 по 01.10.2013 прибор учета находился в исправном состоянии, что подтверждается актами повторного допуска.
При этом, доказательств того, что прибор учета тепловой энергии с 01.10.2011 по 10.04.2012 находился в неисправном состоянии обществом не представлено.
В 2013 году с 12.12.2013 прибор учета тепловой энергии не допущен в эксплуатацию, что подтверждается актом, следовательно, с января по ноябрь 2013 прибор учета тепловой энергии находился в исправном состоянии.
Таким образом, довод заявителя основан на неверном толковании закона. Корректировка платы за отопление не зависит от определения среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год.
Правила N 307 не освобождают исполнителя услуг от проведения корректировки платы за отопление в случае: неисправности прибора учета; несвоевременного предоставления сведений по приборам учета в ресурсоснабжающую организацию; непроведения работ по энергоснабжению и т.д.
Правила учета тепловой энергии и теплоносителя", утвержденные Минтопэнерго 12.09.1995 N Вк-4963 Приложение N 7 говорят о рекомендуемой форме журнала учета тепловой энергии и теплоносителя у потребителя и подразумевают внесение определенных данных в журнал учета показаний учета тепловой энергии. Между тем, журнал, представленный ЗАО "РЭМП Железнодорожного района" в ходе проверки, не соответствует указанным требованиям.
Показания приборов узла учета источника теплоты ежесуточно в одно и то же время фиксируются в журналах. К журналам должны быть приложены записи показаний приборов, регистрирующих параметры теплоносителя. Следовательно, управляющая компания должна вести не только журнал учета показаний тепловой энергии, но и хранить при нем записи показаний приборов регистрирующих параметры теплоносителя, то есть карточки регистрации параметров теплоносителя в многоквартирный дом.
В соответствии с п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Пункт 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Пунктом 42 Правил на управляющие организации возложена ответственность перед собственниками помещений за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно п. 2.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) управляющая компания обязана проводить общие осмотры жилых зданий, в ходе которых проводится осмотр здания в целом, включая конструкции, инженерное оборудование и внешнее благоустройство два раза в год: весной и осенью (до начала отопительного сезона).
Пунктом 2.1.4 Правил N 170 результаты осмотров должны отражаться в специальных документах по учету технического состояния зданий: журналах, паспортах, актах.
Надлежащее содержание общего имущества, своевременное проведение осмотров общего имущества и устранение выявленных при данных осмотра неисправностей, является обязанностью управляющей компании, неисполнение (ненадлежащее исполнение) управляющей компанией обязанностей по содержанию общедомового имущества (УКУТ) является нарушением вышеуказанных норм законодательства и не может служить основанием для нарушения порядка начисления платы граждан за коммунальные услуги.
На основании изложенного суд считает правомерным вывод заинтересованного лица о том, что в 2012 - 2013 г. Закрытым акционерным обществом "УК "РЭМП Железнодорожного района" нарушен порядок начисления платы за услугу "отопление" собственникам жилых помещений, предусмотренный подпунктом "б" пункта 21 и подпункт 3 пункта 2 Приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам N 307, в части непроведения корректировки размера платы за коммунальную услугу "отопление" исходя из фактического объема потребленной тепловой энергии.
На основании вышеизложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу, что материалами дела подтверждается нарушение заявителем вышеуказанных Правил. Требование заинтересованного лица, изложенное в предписании, устранить выявленные нарушения и провести корректировку размера платы за коммунальную услугу "отопление" за 2012, 2013 годы, соответствует законодательству и не нарушает прав заявителя.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании вышеизложенного, суд считает, что поскольку заявителем в соответствии с требованиями ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено убедительных доказательств несоответствия оспариваемого предписания каким-либо законодательным нормам и нарушения им прав и законных интересов общества, суд пришел к выводу, что оснований для признания его недействительным в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
1. В удовлетворении заявленных Закрытым акционерным обществом "УК "РЭМП Железнодорожного района" требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 27.02.2015 ПО ДЕЛУ N А60-49076/2014
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 27 февраля 2015 г. по делу N А60-49076/2014
Резолютивная часть решения объявлена 19 февраля 2015 года.
Полный текст решения изготовлен 27 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи П.Н. Киреева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Р.С. Чудниковым, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества "УК "РЭМП Железнодорожного района" (ИНН 6671151256) к Управлению государственной жилищной инспекции Свердловской области (ИНН 6670169564) о признании недействительным предписания N 29-11-03-80/89 от 22.09.14 в части,
при участии в судебном заседании
от заявителя: Толстопят А.В., представитель по доверенности от 16.10.2014 г.,
от заинтересованного лица: Иванова Л.А., представитель по доверенности N 29-04-19-3 от 12.01.2015 г., Иощенко А.А., представитель по доверенности N 29-04-17-89 от 23.12.2014 г.
Представителям лиц участвующих в деле процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. Заявлений и ходатайств не поступало.
Закрытое акционерное общество "УК "РЭМП Железнодорожного района" обратилось с заявлением в Арбитражный суд Свердловской области с требованием к Управлению государственной жилищной инспекции Свердловской области о признании недействительным предписания N 29-11-03-80/89 от 22.09.14 в части п. 1.
Заинтересованное лицо считает оспариваемое предписание законным и обоснованным, в письменном отзыве просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области в период с 26.08.2014 по 22.09.2014 на основании приказа N 29-11-01-89 от 11 августа 2014 года и обращения Боровиковой С.В. жителя дома 22 корп. 3 по ул. Техническая, г. Екатеринбурга проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги в отношении Закрытого акционерного общества "УК "РЭМП Железнодорожного района".
В ходе проверки были выявлены нарушения подп. "б" п. 21, подп. 3, п. 2 приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, п. 13, подп. "в, с" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011, по адресу: г. Екатеринбург, ул. Техническая, д. 22, корп. 3, а именно: не проведена корректировка размера платы за коммунальную услугу "отопление" исходя из фактического объема потребленной тепловой энергии за 2012, 2013 годы, ненадлежащее содержание технического состояния общедомового прибора учета тепловой энергии.
Итоги проверки оформлены актом проверки N 29-11-02-89 от 22.09.2014.
В этот же день Административным органом вынесено предписание N 29-11-03-80/89 об устранении нарушений обязательных требований жилищного законодательства, которым заявителю, в том числе предписано устранить указанные выше нарушения, а именно: провести корректировку размера платы за коммунальную услугу "отопление" за 2012, 2013 годы до 20.11.2014.
Уведомлением от 02.12.2014 N 29-01-82/19214 срок исполнения предписания продлен до 02.02.2015 г.
Полагая, что п. 1 предписания об устранении нарушений, выявленных Государственной жилищной инспекцией Свердловской области является незаконным и подлежащим отмене, ЗАО "УК "РЭМП Железнодорожного района" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проанализировав фактические обстоятельства дела, заслушав доводы лиц участвующих в деле, и исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что в удовлетворении заявленных ЗАО "УК "РЭМП Железнодорожного района", требований следует отказать, при этом суд исходит из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания незаконным предписания в оспариваемой части является наличие одновременно двух условий: несоответствие законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение оспариваемыми пунктами прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" исполнитель обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок начисления платы за отопление на территории Свердловской области до 01 января 2015 г. регулируется "Правилами оказания коммунальных услуг гражданам", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307.
Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области в соответствии Постановлением Правительства Свердловской области от 28.03.12 N 322-ПП является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Свердловской области.
В рамках своей компетенции Управление осуществляет на территории Свердловской области в том числе следующие полномочия и функции: организует и осуществляет контроль (надзор) за: соблюдением нормативного режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо- и газоснабжение); соблюдением правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями; выполнением жилищно-коммунальных услуг по заявкам населения; наличием в жилых домах приборов регулирования, контроля и учета энерго- и водоресурсов; соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг; осуществляет контроль по обращениям и заявлениям потребителей жилищно-коммунальных услуг.
Для реализации деятельности по контролю за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг должностные лица Госжилинспекции Свердловской области рассматривают обращения граждан, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления по вопросам соблюдения обязательных требований при предоставлении коммунальных услуг гражданам, проводят проверки соблюдения обязательных требований предоставления коммунальных услуг гражданам, выдают обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований при предоставлении коммунальных услуг, направляют в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушением обязательных требований предоставления коммунальных услуг для решения вопросов о возбуждении дел об административных правонарушениях, уголовных дел по признакам преступлений и т.д.
ЗАО "УК "РЭМП Железнодорожного района" является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома N 22 корп. 3 ул. Техническая в г. Екатеринбурге, и производит начисление платы за коммунальную услугу отопление.
В ходе проверки специалистом отдела контроля за порядком предоставления коммунальных услуг Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области установлен факт непроведения корректировка размера платы за коммунальную услугу "отопление" исходя из фактического объема потребленной тепловой энергии за 2012, 2013 годы.
Согласно подп. "б" п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 3 п. 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Оспаривая предписание, заявитель указывает, что административным органом в исследовании порядка начисления платы за коммунальную услугу "отопление" собственникам жилых помещений многоквартирного дома, проживающих по адресу: г. Екатеринбург ул. Техническая, д. 22, корп. 3 не учтена основная формула, в соответствии с которой и строится весь принцип расчета платы за тепловую энергию.
В соответствии п. 21, п. п. 2 п. 2 приложения N 2 Правил
предоставления коммунальных услуг гражданам, при оборудовании
многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при
отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы
за коммунальные услуги в жилом помещении определяется по формуле: Р = S
0i i
x V x T ,(7). В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой
t T
энергии за истекший год размер платы за отопление определяется исходя из
утвержденного норматива на отопление.
Размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного
дома 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле: Р = Р x
02.i к.пр
S
i
---- - Р , (8)
S fn.i
D
Соответственно лишь в течение 12-ти месяцев бесперебойного функционирования прибора учета определяется необходимый параметр для применения формулы N 7, а именно - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал / кв. м). Во время этого периода в связи с отсутствием необходимых данных для применения формулы N 7 применяется формула N 1, а именно начисление по нормативу. Только после истечения 12 месяцев начисления по среднемесячным объемам тепловой энергии (формула N 7) у управляющей организации возникает, как обязанность, так и возможность проведения корректировки по формуле N 8.
Указывая, что прибор учета в период с 01.10.2011 по 10.04.2012 находился в неисправном состоянии, а также в июле и декабре 2013 не допускался в эксплуатацию, метод расчета, указанный в формуле N 8, по мнению заявителя, не может быть применен в рассматриваемом случае
Возражая против заявленных требований, заинтересованное лицо
указывает, что доводы заявителя ошибочны, поскольку при оборудовании
многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при
отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы
за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в
соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к указанным Правилам,
т.е. по формуле N 7, Р = S x V x T , (7) где:
0i i t T
S - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме
i
или общая площадь жилого дома (кв. м); V - среднемесячный объем
t
- потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал / кв. м);
- T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с
T
законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии
за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1, а
именно: Р = S x N x T , (1) где:
0i i t T
S - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме
i
- или общая площадь жилого дома (кв. м.);
- N - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал / кв. м);
- t
T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с
T
законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера
платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к
s
i
указанным Правилам по формуле N 8 Р = Р x ---- - Р , (8), где
02.i к.пр s fn.i
d
Р - размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из
к.пр
показании коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в
- многоквартирном доме (руб.);
- S - общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в
i
- многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м.);
- S - общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого
D
дома (кв. м.); - общий размер ш дома за прошедший год (руб.)
Р - общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении
fn.i
многоквартирного дома за прошедший год (руб).
Как следует из материалов дела, дом N 22 корп. 3 по ул. Техническая установлен и допущен в эксплуатацию прибор учета тепловой энергии (УКУТ), что подтверждается актом допуска в эксплуатацию узла учета тепловой у потребителя.
Согласно п. 22 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Закрытое акционерное общество "УК "РЭМП Железнодорожного района" корректировку платы за отопление не проводило за 2012, 2013 году объясняя тем, что прибор учета тепловой энергии с 01.10.2011 по 10.04.2012 находился в неисправном состоянии, а в 2013 работал некорректно.
Вместе с тем, при проведении проверки заинтересованным лицом установлено, что жилой дом N 22/3 по ул. Техническая в г. Екатеринбурге оборудован общедомовым прибором учета, что подтверждается актом допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.
В период с 10.04.2012 по 01.10.2012 и с 01.10.2012 по 01.10.2013 прибор учета находился в исправном состоянии, что подтверждается актами повторного допуска.
При этом, доказательств того, что прибор учета тепловой энергии с 01.10.2011 по 10.04.2012 находился в неисправном состоянии обществом не представлено.
В 2013 году с 12.12.2013 прибор учета тепловой энергии не допущен в эксплуатацию, что подтверждается актом, следовательно, с января по ноябрь 2013 прибор учета тепловой энергии находился в исправном состоянии.
Таким образом, довод заявителя основан на неверном толковании закона. Корректировка платы за отопление не зависит от определения среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год.
Правила N 307 не освобождают исполнителя услуг от проведения корректировки платы за отопление в случае: неисправности прибора учета; несвоевременного предоставления сведений по приборам учета в ресурсоснабжающую организацию; непроведения работ по энергоснабжению и т.д.
Правила учета тепловой энергии и теплоносителя", утвержденные Минтопэнерго 12.09.1995 N Вк-4963 Приложение N 7 говорят о рекомендуемой форме журнала учета тепловой энергии и теплоносителя у потребителя и подразумевают внесение определенных данных в журнал учета показаний учета тепловой энергии. Между тем, журнал, представленный ЗАО "РЭМП Железнодорожного района" в ходе проверки, не соответствует указанным требованиям.
Показания приборов узла учета источника теплоты ежесуточно в одно и то же время фиксируются в журналах. К журналам должны быть приложены записи показаний приборов, регистрирующих параметры теплоносителя. Следовательно, управляющая компания должна вести не только журнал учета показаний тепловой энергии, но и хранить при нем записи показаний приборов регистрирующих параметры теплоносителя, то есть карточки регистрации параметров теплоносителя в многоквартирный дом.
В соответствии с п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Пункт 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Пунктом 42 Правил на управляющие организации возложена ответственность перед собственниками помещений за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно п. 2.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) управляющая компания обязана проводить общие осмотры жилых зданий, в ходе которых проводится осмотр здания в целом, включая конструкции, инженерное оборудование и внешнее благоустройство два раза в год: весной и осенью (до начала отопительного сезона).
Пунктом 2.1.4 Правил N 170 результаты осмотров должны отражаться в специальных документах по учету технического состояния зданий: журналах, паспортах, актах.
Надлежащее содержание общего имущества, своевременное проведение осмотров общего имущества и устранение выявленных при данных осмотра неисправностей, является обязанностью управляющей компании, неисполнение (ненадлежащее исполнение) управляющей компанией обязанностей по содержанию общедомового имущества (УКУТ) является нарушением вышеуказанных норм законодательства и не может служить основанием для нарушения порядка начисления платы граждан за коммунальные услуги.
На основании изложенного суд считает правомерным вывод заинтересованного лица о том, что в 2012 - 2013 г. Закрытым акционерным обществом "УК "РЭМП Железнодорожного района" нарушен порядок начисления платы за услугу "отопление" собственникам жилых помещений, предусмотренный подпунктом "б" пункта 21 и подпункт 3 пункта 2 Приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам N 307, в части непроведения корректировки размера платы за коммунальную услугу "отопление" исходя из фактического объема потребленной тепловой энергии.
На основании вышеизложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу, что материалами дела подтверждается нарушение заявителем вышеуказанных Правил. Требование заинтересованного лица, изложенное в предписании, устранить выявленные нарушения и провести корректировку размера платы за коммунальную услугу "отопление" за 2012, 2013 годы, соответствует законодательству и не нарушает прав заявителя.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании вышеизложенного, суд считает, что поскольку заявителем в соответствии с требованиями ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено убедительных доказательств несоответствия оспариваемого предписания каким-либо законодательным нормам и нарушения им прав и законных интересов общества, суд пришел к выводу, что оснований для признания его недействительным в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении заявленных Закрытым акционерным обществом "УК "РЭМП Железнодорожного района" требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
П.Н.КИРЕЕВ
П.Н.КИРЕЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)