Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.06.2015 ПО ДЕЛУ N 33-1861/2015

Требование: О признании незаконным решения органа местного самоуправления, обязании устранить допущенные нарушения.

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Оспариваемым решением заявителям отказано в выдаче решения о согласовании перепланировки жилого помещения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЛАДИМИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июня 2015 г. по делу N 33-1861/2015


Докладчик Огудина Л.В.
Судья Рыжова А.М.

Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.
и судей Огудиной Л.В., Самылова Ю.В.
при секретаре К.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире 04 июня 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе М.И.В. и И. на решение Ленинского районного суда г. Владимира от 16 февраля 2015 года, которым постановлено:
М.И.В., И. в удовлетворении заявления о признании незаконным решения администрации г. Владимира, возложении обязанности по устранению нарушений отказать.
Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., объяснения М.И.В., поддержавшего доводы жалобы, возражения на жалобу представителя заинтересованных лиц - администрации **** и Управления архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Владимира - по доверенности К.С., судебная коллегия

установила:

М.И.В. и И. обратились в суд с заявлением о признании незаконным решения администрации г. Владимира от **** **** и возложении обязанности по устранению нарушений в полном объеме, а именно: незамедлительно после вступления в силу судебного решения подготовить и направить (выдать) заявителю соответствующее решение о согласовании перепланировки и (или) переустройства принадлежащего им жилого помещения.
В обоснование требований указали, что, являясь собственниками в праве общей совместной собственности на квартиру N **** в д. **** по ул. ****, **** обратились в администрацию г. Владимира с заявлением о выдаче разрешения о согласовании переустройства и перепланировки указанной квартиры. Однако решением от **** им отказано в выдаче решения о согласовании перепланировки жилого помещения со ссылкой о том, что в предоставленном ГУП ПИ "****" проекте содержатся сведения об изменении параметров квартиры, что свидетельствует о ее реконструкции, а не перепланировке. В связи с чем, предоставленный в администрацию г. Владимира пакет документов не соответствует требованиями ст. 41, 51 Градостроительного кодекса РФ. Полагали данное решение незаконным, поскольку представленным ими проектом были запланированы работы, относящиеся к перепланировке и переустройству жилого помещения, которыми не затрагивается общее имущество собственников многоквартирного дома, и они не являются работами по реконструкции жилого помещения.
В судебном заседании заявитель М.И.В. поддержал доводы заявления. Пояснил, что в проектной документации отражены запланированные работы, в том числе остекление помещений лоджии, утепление стен и потолков в помещениях лоджий экструзионным пенополистиролом, установка новых радиаторов отопления в помещениях лоджий и в помещении коридора, перенос существующего радиатора отопления с одной стены кухни на другую, закладка дверного проеме между помещениями кухни и лоджий, демонтаж части кладки под оконным проемом между помещениями кухни и лоджии. При этом, демонтаж части самонесущих кирпичных перегородок, пробивка в них проемов не повлияют на несущую способность конструкций здания, так как продольные и поперечные кирпичные стены, железобетонные перекрытия перепланировкой не затрагиваются. Считал, что проектируемой планировкой не затрагивается общее имущество собственников жилого дома: капитальные стены, фасады, внешние габариты квартиры, все виды стояков коммуникаций (газ, отопление, горячее и холодное водоснабжение, канализация), полы, потолки, лестничные клетки, лестничные марши.
Заявитель И. и представитель заинтересованного лица - администрации г. Владимира, извещенные о времени и месте рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Представитель привлеченного в качестве заинтересованного лица Управления архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Владимира в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве возражал против удовлетворения заявления, поскольку в проектной документации предусмотрен дополнительный проем в несущей стене между помещениями **** (кухня) и **** (лоджия), а также в соответствии с действующим законодательством площадь лоджии не включается в площадь квартиры, тогда как по проекту лоджия фактически ликвидируется, превращаясь в часть жилой комнаты. Лоджия является объектом капитального строительства многоквартирного жилого дома, но после реализации проекта количество лоджий многоквартирного дома уменьшится, что приведет к изменению параметров всего дома, как объекта капитального строительства. В связи с этим полагал, что указанные в проекте работы относятся к реконструкции. На реконструкцию объекта капитального строительства необходимо согласие всех собственников помещений многоквартирного дома, но данный документ к заявлению приложен не был. Полагал, что отказ в согласовании перепланировки жилого помещения не противоречит требованиям законодательства и не нарушает права заявителей.
Судом постановлено указанное выше решение.
М.И.В. и И. подана апелляционная жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с тем, что суд не применил норму права, подлежащую применению, вследствие чего пришел к неправильному выводу, несоответствующему обстоятельствам дела.
Апелляционное рассмотрение проведено в отсутствие заявителя И., извещенной о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, что в силу ст. 327 ГПК РФ не является препятствием к рассмотрению дела в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда.
В силу ч. 5 ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Согласно ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В силу п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
В соответствии с ч. ч. 1, 4, 6 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения, которое является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 27 ЖК РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
На основании пп. 1 п. 4.1 Положения об управлении архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов администрации города Владимира, утвержденного решением Совета народных депутатов г. Владимира от 23.04.2014 N 75, Управление осуществляет в установленном законом и иными нормативными правовыми актами порядке прием соответствующих заявлений физических и юридических лиц, подготовку и выдачу на основании указанных заявлений или отказ в выдаче решений о согласовании перепланировки и (или) переустройства жилых помещений.
Согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, М.И.В. и И. на праве общей совместной собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: ****, общей площадью **** кв. м, о чем указано в свидетельстве о государственной регистрации права от ****. По данным технического паспорта квартиры по состоянию на 15.07.2008, ее площадь с холодными помещениями (две лоджии площадью **** кв. м и **** кв. м) составляет **** кв. м.
**** заявители обратились в МКУ МФЦ администрации г. Владимира с заявлением о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной Правительством РФ, приложив к заявлению следующие документы: копию паспорта гражданина РФ, копию проекта переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения, копию технического паспорта помещения.
Решением Управления архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Владимира от **** **** в выдаче решения о согласовании перепланировки жилого помещения отказано со ссылкой на п. 3 ч. 1 ст. 27 ЖК РФ, поскольку проектной документацией предусмотрены работы по реконструкции жилого помещения. Разъяснено, что порядок оформления разрешительных документов на реконструкцию регламентирован ст. ст. 44, 51 Градостроительного кодекса РФ.
**** М.И.В. был получен ответ на обращение.
Также материалами дела установлено, что по представленному заявителями проекту перепланировки квартиры N **** кроме работ внутри жилого помещения также предусмотрены работы по присоединению лоджий к жилому помещению (объединение с кухней и жилой комнатой), в том числе: остекление помещений лоджий, утепление стен и потолков в помещениях лоджий экструзионным пенополистеролом, установка новых радиаторов отопления в помещениях двух лоджий; закладка керамическим кирпичом на цементно-песчаном растворе дверного проема между помещением кухни (помещение N ****) и помещением лоджии (N ****), для обеспечения доступа в помещение лоджии из помещения кухни выполнить дверной проем путем демонтажа части кладки под оконным проемом и оконного блока.
Разрешая требования заявителей, суд первой инстанции, установив юридически значимые обстоятельства, оценив в совокупности представленные доказательства и проанализировав нормы ст. ст. 25, 26, 27, ч. 4 ст. 29, ч. 5 ст. 15 ЖК РФ, ст. 1 Градостроительного кодекса РФ и положения п. 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, приказ Минэкономразвития России от 30.09.2011 N 531 "Об утверждении требований к определению площади здания, помещения", суд, также учитывая, что использование лоджий не по назначению не допускается, площади лоджии отдельно включаются в площадь капитального объекта строительства - многоквартирного дома, а не в площадь жилого помещения, пришел к выводам о том, что после проведения предусмотренных проектом работ лоджии в квартире заявителей станут частью их жилого помещения, то есть фактически ликвидируются как площадь здания, также проектом предусмотрено устройство дополнительного проема в несущей стене между помещениями кухни и лоджии, а, следовательно, предусмотренные проектом перепланировки изменения приведут не только к изменению площади жилого помещения, но и параметров площадей всего жилого дома, как объекта капитального строительства, что потребует внесения изменений в технический паспорт жилого дома.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал вывод о том, что планируемые заявителем работы относятся к реконструкции, и в силу ст. ст. 36, 40, 44 ЖК РФ, ст. 51 Градостроительного кодекса РФ на реконструкцию объекта капитального строительства необходимо согласие всех собственников помещений многоквартирного дома, которое заявителями получено не было.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у Управления архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Владимира имелись достаточные основания для отказа в выдаче решения о согласовании перепланировки названного выше жилого помещения и такой отказ принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, не противоречит закону и не нарушает прав заявителей.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что лоджии, имеющиеся в квартире, не могут быть отнесены к общему имуществу в многоквартирном доме, поскольку являются частями принадлежащей заявителям квартиры и предназначены для обслуживания и удовлетворения социально-бытовых потребностей только жильцов квартиры, являются помещениями вспомогательного использования, не являются основаниями для отмены судебного решения с учетом следующего.
В соответствии с п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, не допускаются к использованию в качестве жилых помещений помещения вспомогательного использования, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Пункт 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда запрещает использование лоджии не по назначению.
Согласно п. п. "б", "в", "г" п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются, в том числе: несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).
Из анализа названных выше положений и норм ч. 5 ст. 15 ЖК РФ, п. п. 1.7.2, 1.7.4., 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, Методических положений, утвержденных Приказом Росстата от 11.03.2009 N 37, Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37, Требований к определению площади здания, помещения, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 30.09.2011 N 531, площадь лоджий отдельно включается в общую площадь здания как объекта капитального строительства, а не в площадь жилого помещения, не относится к помещениям вспомогательного использования жилого помещения, площади лоджий подсчитываются с соответствующими понижающими коэффициентами. При этом в названных Приказах и Правилах указано, что в жилом помещении к помещениям вспомогательного использования (подсобным помещениям) относятся кухни, передние, холлы, внутриквартирные коридоры, ванные или душевые, санузлы, кладовые или хозяйственные встроенные шкафы.
Кроме того, исходя из приведенных выше положений материального закона и норм Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" внешняя стена здания (подоконная кладка помещений многоквартирного дома) является ограждающей конструкцией и относится к общему имуществу многоквартирного дома. Также к общему имуществу относятся балконные и иные плиты.
При реализации рассматриваемого проекта перепланировки лоджии фактически будут включены в общую площадь жилого помещения (общая площадь квартиры с площадью лоджий составит 116,2 кв. м), что повлечет невозможность использования лоджии по назначению и приведет к изменению параметров всего объекта капитального строительства.
Таким образом, работы по объединению лоджии с жилым помещением (внутренними помещениями квартиры), в том числе разборка подоконной кладки стены многоквартирного жилого дома (дополнительный проем), являются работами по реконструкции, которая должна производиться в соответствии с требованиями Градостроительного законодательства.
Поскольку нормы ст. ст. 25, 26 ЖК РФ регулируют правоотношения по перепланировке и переустройству жилого помещения, к составу которого помещения лоджии не отнесены, в данном случае имеет место реконструкция, то вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявления является правильным и не нарушает прав заявителей.
Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам заявителя в суде первой инстанции, которым им дана соответствующая оценка, и не могут служить основанием для отмены решения суда. Оснований для иной оценки обстоятельств по делу у судебной коллегии не имеется. Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Владимира от 16 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу М.И.В. и И. - без удовлетворения.

Председательствующий
Р.Е.СУДАКОВА

Судьи
Л.В.ОГУДИНА
Ю.В.САМЫЛОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)