Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21.05.2015.
Полный текст постановления изготовлен 28.05.2015.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Капустиной Л.В., Гречаниченко А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Васильевой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 06 марта 2015 года по делу N А78-7649/2014 по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис Томской домостроительной компании" (ОГРН 1037000103513, ИНН 7017065961 634021,ОБЛАСТЬ ТОМСКАЯ, ГОРОД ТОМСК,,УЛИЦА ЕЛИЗАРОВЫХ,79/1) к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284 ИНН 7704252261 ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА ЗНАМЕНКА,19,), Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037550010519, ИНН 7536029036 672027,КРАЙ ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ, ГОРОД ЧИТА, УЛИЦА ЛЕНИНГРАДСКАЯ,100), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: администрация города Томска (ОГРН 1037000087706 ИНН 7017004461 ОБЛАСТЬ ТОМСКАЯ, ГОРОД ТОМСК, ПРОСПЕКТ ЛЕНИНА,7) о взыскании задолженности за оказанные услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме в размере 1 032 191,54 руб. за период с 01.08.2012 г. по 31.05.2014 г. (суд первой инстанции: Герценштейн О.В.),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис Томской Домостроительной компании" обратилось в арбитражный суд Забайкальского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации и Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании 1 032 191,54 руб. - задолженности за оказанные услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества за период с 01.08.2012 по 31.05.2014
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрация города Томска.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 06 марта 2015 года с Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, а при недостаточности денежных средств субсидиарно с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис Томской Домостроительной компании" взыскано 702 871 рубль 80 копеек основного долга за оказанные услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Томск, ул. Ивановского, 24, за период с 01.08.2012 по 31.05.2014, 2 000 рублей - судебных расходов по оплате госпошлины, всего 704 871 рубль 80 копеек.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Распределены судебные расходы.
ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, не согласившись с принятым судебным актом как необоснованным и незаконным, вынесенным при неполном исследовании обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, с нарушением норм материального права, обжаловало его в апелляционном порядке.
Указывает, что между истцом и ответчиком отсутствуют договорные отношения в части предоставления эксплуатационных и коммунальных услуг, при этом платежные документы в соответствии с действующим законодательством, в том числе ст. ст. 155, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, ответчику не направлялись. Представленные в обоснование исковых требований расчеты не обоснованы и не подтверждены фактическими обстоятельствами дела. Кроме того, считает, что собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Просит отменить решение.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобах, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции, 28.10.2009 на основании государственного контракта N 281009/1 купли-продажи для нужд Министерства обороны Российской Федерации государственный заказчик - Министерство обороны РФ приобрел у ЗАО "Строительное управление Томской домостроительной компании" - продавца 193 квартиры, из них 161 - двухкомнатные, 32- трехкомнатные, в том числе по адресу: г. Томск, ул. Ивановского, 24.
Согласно выпискам из Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по Томской области на следующие, расположенные в г. Томске, по ул. Ивановского, 24 квартиры: N 1, N 4, N 5, N 8, N 9, N 12, N 13, N 16, N 17, N 21, N 29, N 32, N 33, N 36, N 37, N 40, N 41, N 45, N 46, N 50, N 51, N 56, N 60, N 61, N 65, N 66, N 71, N 75, N 76, N 80, N 81, N 85, N 91, N 94, N 95, N 98, N 107, N 110, N 111, N 114, N 115, N 118, N 119, 4 А78-7649/2014 N 122, N 123, N 126, N 127, N 130, всего 48 квартир право собственности Российской Федерации зарегистрировано 10.12.2009.
Право оперативного управления ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации" зарегистрировано следующим образом: С 01.03.2012 на квартиры N 16, 17, 21 (л.д. 92-94, т. 1); С 05.03.2012 на квартиры N 1, N 4, N 5, N 8, N 9, N 12, N 13, N 29, N 32, N 33, N 36, N 37, N 40, N 41, N 45, N 46, N 50, N 51, N 56, N 60, N 61, N 65, N 66, N 71, N 75, N 76, N 80, N 81, N 85, N 91, N 94, N 95, N 98, N 107, N 110, N 111, N 114, N 115, N 118, N 119, N 122, N 123, N 126, N 127, N 130 (л.д. 95-138, т. 1). В спорный период 10 квартир было заселено по договорам социального найма: N 41, 45, 46, 50, 51, 56, 60, 61, 65, 71 (л.д. 139, т. 131-140, т. 2).
Способом управления многоквартирным домом 24, расположенным по адресу: г. Томск, ул. Ивановского согласно протоколу общего собрания собственников от 10.11.2009 является управление Управляющей организации - ООО "Жилсервис ТДСК".
Протоколом общего собрания собственников помещений жилого дома, расположенного по адресу: ул. Ивановского, 24, проведенного путем заочного голосования 21.01.2011, общее собрание выбрало способ управления многоквартирным домом - непосредственное управление. Избрали обслуживающей организацией, которая будет осуществлять содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис Томской домостроительной компании".
Между департаментом имущественных отношений Министерства обороны РФ - ссудодателем и администрацией города Томска - ссудополучателем был заключен договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом без даты, по которому квартиры N 1, N 4, N 5, N 8, N 9, N 12, N 13, N 16, N 17, N 21, N 29, N 32, N 33, N 36, N 37, N 40, N 66, N 71, N 75, N 76, N 80, N 81, N 85, N 91, N 94, N 95, N 98, N 107, N 110, N 111, N 114, N 115, N 118, N 119, N 122, N 123, N 126, N 127, N 130 по акту приема-передачи от 05.12.2012 были переданы в пользование (л.д. 56-57, т. 6), а 07.06.2013 возвращены обратно ссудодателю (л.д. 58-59, т. 6).
Согласно расчету истца задолженность за оказанные коммунальные услуги, услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Ивановского 24 составляют 1 036 565,30 руб. за период с 01.08.2012 по 31.05.2014, а с учетом отсутствия документов по "прочим затратам" на сумму 4 373,76 руб., сумма задолженности составила 1 032 191,54 руб.
В обоснование понесенных затрат за оказанные коммунальные услуги, услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Ивановского, 24 истцом представлены копии: - договора на оказание услуг и выполнение работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме от 27.01.2011, сроком действия до 31.12.2013 (л.д. 1-14, т. 2); -договора оказания услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов от 01.01.2012 N 0022-УК с дополнительными соглашениями N 2, 5, 7, 11 (л.д. 15-28, т. 2); - договора N 0225 на комплексное техническое обслуживание лифтового хозяйства от 01.01.2009 (л.д. 29-36, т. 2); - договора N 1284 от 01.03.2006 на пользование тепловой энергией в горячей воде с актами повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, актами включения и отключения, соглашения от 19.12.2012 к договору N 1001284 (л.д. 37-56, т. 2); - платежные поручения, подтверждающие оплату истцом услуг по теплоснабжению томскому филиалу ОАО "ТГК-11" (л.д. 57-62, т. 2); - приказ Департамента тарифного регулирования и государственного заказа Томской области N 65/473 от 22.11.2011 "О тарифах на тепловую энергию для потребителей системы централизованного теплоснабжения города Томска на 2012 г." (л.д. 63-66, т. 2), N 65/476 от 22.11.2011 "О тарифе на горячую воду (теплоноситель), отпускаемую потребителям системы централизованного теплоснабжения г. Томска, на 2012 г." (л.д. 67-68, т. 2).
Как указывает истец, за период с 01.12.2010 по 31.07.2012 задолженность была взыскана по решению Арбитражного суда Забайкальского края по делу N А78-356/2014.
В рассматриваемом деле требования заявлены за период с 01.08.2013 по 31.05.2014.
При расчетах за услугу по вывозу мусора истец ссылается на положения статей 39, 156, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006, разъяснения Минрегиона РФ от 06.03.2009 N 6177-АД/14 от 03.10.2008 N 25080-СК/14 сбор и вывоз ТБО относится к понятию "содержание общего имущества".
Начисление за период с августа по декабрь 2012 г. производилось по тарифу 1,15 руб. на основании дополнительного соглашения N 7 к договору N 0022 УК от 15.11.2012 (л.д. 25, т. 2), за период с января по март 2013 г. по тарифу 1,15 руб. на основании протокола общего собрания собственников помещений от 21.01.2011 (л.д. 147, т. 1).
В обоснование факта выполнения работ по вывозу мусора представлены акты выполненных работ (л.д. 45-62, т. 4). За май 2013 года, период с июня по декабрь 2013 г., январь - май 2014 г. по тарифу 1,84 руб. согласно протоколу общего собрания собственников от 28.04.2013 и 15.02.2014 (л.д. 148-149, т. 1).
Обслуживание приборов учета за период с августа 2012 по июнь 2013 г. по тарифу составило 0,53 руб. в кв. м на основании протокола общего собрания собственников помещений жилого дома, расположенного по адресу: ул. Ивановского, 24, проведенного путем заочного голосования 21.01.2011 (л.д. 146, т. 1), за период с июля по декабрь 2013 г., январь - май 2014 г. по тарифу 0,56 руб. с кв. м согласно протоколу общего собрания от 28.04.2013 (л.д. 148, т. 1).
Обслуживание лифта рассчитано по тарифу 2,90 руб. кв. м согласно протоколу N 1 общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома N 24 по ул. Ивановского в г. Томске от 26.02.2011 (л.д. 145, т. 1) и договора N 0225 на комплексное техническое обслуживание лифтового хозяйства от 01.01.2009 (л.д. 29-36, т. 2).
Тариф на содержание жилья (МОП) с августа 2012 по февраль 2014 года в размере 9,80 руб. с кв. м определялся протоколом общего собрания собственников от 21.01.2011 (л.д. 147, т. 1). За период с марта по май 2014 г. тариф составил 10,39 руб. кв. м согласно протоколу общего собрания собственников от 15.02.2014 (л.д. 149, т. 1).
Текущий ремонт рассчитан по тарифу 1,50 руб. кв. м, что определено протоколом общего собрания собственников от 21.01.2011 (л.д. 147, т. 1).
Коммунальная услуга отопление предъявлена за период с октября по ноябрь 2012 г. в связи с тем, что по изменениям в договор N 1001284 от 01.03.2006 на пользование тепловой энергией дом по ул. Ивановского был исключен из договора с 01.12.2012. Тариф, примененный при расчете, составил в октябре 2012 г. - 18,65 руб., в ноябре 2012 г. - 23,13 руб.
В связи с отсутствием доказательств оплаты задолженности истец обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с рассматриваемым иском.
Арбитражный суд Забайкальского края, принимая оспариваемый судебный акт, исходил из правомерности иска о взыскании с Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, а при недостаточности денежных средств субсидиарно с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 702 871, 80 руб. основного долга за оказанные услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Томск, ул. Ивановского, 24, за период с 01.08.2012 по 31.05.2014.
Апелляционный суд находит приведенные выводы суда первой инстанции правильными. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению в силу следующего.
Ответчики, в силу закона - положений статей 209, 216, 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 39, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, несут бремя содержания имущества как собственник и законный владелец.
Расчеты исковых требований представлены в рамках периода возникновения права оперативного управления ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России. Выписки представлены на каждую квартиру, указанную в исковом заявлении. В реестре муниципальной собственности указанные квартиры не числятся.
Доказательств возложения своих обязательств на иных лиц (например, нанимателей жилых помещений по договорам найма или социального найма, арендаторов) материалы дела не содержат.
Отсутствие договорных отношений с обслуживающей многоквартирный дом организацией, не освобождает собственника или законного владельца помещений в указанном доме от несения бремени расходов на содержание общего имущества в многоквартирном жилом доме.
Задолженность за содержание и текущий ремонт общего имущества в доме исчислена, исходя из доли в праве общей собственности на общее имущество и тарифов, утвержденных протоколами общих собраний собственников помещений многоквартирного дома.
Согласно расчету истец взыскивает с ответчиков текущее содержание, которое включает в себя: собственно содержание мест общего пользования, вывоз мусора, обслуживание лифта, содержание приборов учета, исходя из тарифов установленных общим собранием собственников.
В материалы дела, истцом представлены для подтверждения объемов оказанных услуг по вывозу мусора счета и договоры на вывоз твердых бытовых отходов. Факт оказания услуг по обслуживанию общедомовых лифтов подтверждаются представленными в материалы дела договорами на комплексное техническое обслуживание лифтового хозяйства, актами, счетами, ведомостями, счета-фактуры, платежные поручения, обосновывающие сумму затрат на содержание общего имущества дома.
Ответчиками доказательств оплаты в спорный период задолженности за содержание общего имущества в многоквартирном доме не представлено.
В связи с чем, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены на сумму 702 871, 80 руб.
На стадии апелляционного пересмотра не оспариваются сторонами выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания с ответчиков 129 486,79 руб. - стоимости поставленной в жилые помещения в период октябрь - ноябрь 2012 г. тепловой энергии, а также 199 832,92 руб. - задолженности за оказанные услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме по ул. Ивановского, 24 за период с 05.12.2012 по 07.06.2013.
Вывод суда первой инстанции о том, что Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по долгам ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России при недостаточности у последнего средств, не противоречит статье 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно указанной норме права казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России является казенным учреждением, Российская Федерация в лице Минобороны России - собственником имущества.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого решения, судом допущено не было.
Таким образом, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого решения апелляционный суд не усматривает.
Определением апелляционного суда от 22 апреля 2015 года ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой, в связи с чем, с Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 3000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 6 марта 2015 года по делу N А78-7649/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий
Е.Н.СКАЖУТИНА
Судьи
А.В.ГРЕЧАНИЧЕНКО
Л.В.КАПУСТИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.05.2015 N 04АП-1886/2015 ПО ДЕЛУ N А78-7649/2014
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 мая 2015 г. по делу N А78-7649/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 21.05.2015.
Полный текст постановления изготовлен 28.05.2015.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Капустиной Л.В., Гречаниченко А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Васильевой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 06 марта 2015 года по делу N А78-7649/2014 по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис Томской домостроительной компании" (ОГРН 1037000103513, ИНН 7017065961 634021,ОБЛАСТЬ ТОМСКАЯ, ГОРОД ТОМСК,,УЛИЦА ЕЛИЗАРОВЫХ,79/1) к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284 ИНН 7704252261 ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА ЗНАМЕНКА,19,), Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037550010519, ИНН 7536029036 672027,КРАЙ ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ, ГОРОД ЧИТА, УЛИЦА ЛЕНИНГРАДСКАЯ,100), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: администрация города Томска (ОГРН 1037000087706 ИНН 7017004461 ОБЛАСТЬ ТОМСКАЯ, ГОРОД ТОМСК, ПРОСПЕКТ ЛЕНИНА,7) о взыскании задолженности за оказанные услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме в размере 1 032 191,54 руб. за период с 01.08.2012 г. по 31.05.2014 г. (суд первой инстанции: Герценштейн О.В.),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис Томской Домостроительной компании" обратилось в арбитражный суд Забайкальского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации и Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании 1 032 191,54 руб. - задолженности за оказанные услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества за период с 01.08.2012 по 31.05.2014
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрация города Томска.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 06 марта 2015 года с Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, а при недостаточности денежных средств субсидиарно с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис Томской Домостроительной компании" взыскано 702 871 рубль 80 копеек основного долга за оказанные услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Томск, ул. Ивановского, 24, за период с 01.08.2012 по 31.05.2014, 2 000 рублей - судебных расходов по оплате госпошлины, всего 704 871 рубль 80 копеек.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Распределены судебные расходы.
ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, не согласившись с принятым судебным актом как необоснованным и незаконным, вынесенным при неполном исследовании обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, с нарушением норм материального права, обжаловало его в апелляционном порядке.
Указывает, что между истцом и ответчиком отсутствуют договорные отношения в части предоставления эксплуатационных и коммунальных услуг, при этом платежные документы в соответствии с действующим законодательством, в том числе ст. ст. 155, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, ответчику не направлялись. Представленные в обоснование исковых требований расчеты не обоснованы и не подтверждены фактическими обстоятельствами дела. Кроме того, считает, что собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Просит отменить решение.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобах, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции, 28.10.2009 на основании государственного контракта N 281009/1 купли-продажи для нужд Министерства обороны Российской Федерации государственный заказчик - Министерство обороны РФ приобрел у ЗАО "Строительное управление Томской домостроительной компании" - продавца 193 квартиры, из них 161 - двухкомнатные, 32- трехкомнатные, в том числе по адресу: г. Томск, ул. Ивановского, 24.
Согласно выпискам из Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по Томской области на следующие, расположенные в г. Томске, по ул. Ивановского, 24 квартиры: N 1, N 4, N 5, N 8, N 9, N 12, N 13, N 16, N 17, N 21, N 29, N 32, N 33, N 36, N 37, N 40, N 41, N 45, N 46, N 50, N 51, N 56, N 60, N 61, N 65, N 66, N 71, N 75, N 76, N 80, N 81, N 85, N 91, N 94, N 95, N 98, N 107, N 110, N 111, N 114, N 115, N 118, N 119, 4 А78-7649/2014 N 122, N 123, N 126, N 127, N 130, всего 48 квартир право собственности Российской Федерации зарегистрировано 10.12.2009.
Право оперативного управления ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации" зарегистрировано следующим образом: С 01.03.2012 на квартиры N 16, 17, 21 (л.д. 92-94, т. 1); С 05.03.2012 на квартиры N 1, N 4, N 5, N 8, N 9, N 12, N 13, N 29, N 32, N 33, N 36, N 37, N 40, N 41, N 45, N 46, N 50, N 51, N 56, N 60, N 61, N 65, N 66, N 71, N 75, N 76, N 80, N 81, N 85, N 91, N 94, N 95, N 98, N 107, N 110, N 111, N 114, N 115, N 118, N 119, N 122, N 123, N 126, N 127, N 130 (л.д. 95-138, т. 1). В спорный период 10 квартир было заселено по договорам социального найма: N 41, 45, 46, 50, 51, 56, 60, 61, 65, 71 (л.д. 139, т. 131-140, т. 2).
Способом управления многоквартирным домом 24, расположенным по адресу: г. Томск, ул. Ивановского согласно протоколу общего собрания собственников от 10.11.2009 является управление Управляющей организации - ООО "Жилсервис ТДСК".
Протоколом общего собрания собственников помещений жилого дома, расположенного по адресу: ул. Ивановского, 24, проведенного путем заочного голосования 21.01.2011, общее собрание выбрало способ управления многоквартирным домом - непосредственное управление. Избрали обслуживающей организацией, которая будет осуществлять содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис Томской домостроительной компании".
Между департаментом имущественных отношений Министерства обороны РФ - ссудодателем и администрацией города Томска - ссудополучателем был заключен договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом без даты, по которому квартиры N 1, N 4, N 5, N 8, N 9, N 12, N 13, N 16, N 17, N 21, N 29, N 32, N 33, N 36, N 37, N 40, N 66, N 71, N 75, N 76, N 80, N 81, N 85, N 91, N 94, N 95, N 98, N 107, N 110, N 111, N 114, N 115, N 118, N 119, N 122, N 123, N 126, N 127, N 130 по акту приема-передачи от 05.12.2012 были переданы в пользование (л.д. 56-57, т. 6), а 07.06.2013 возвращены обратно ссудодателю (л.д. 58-59, т. 6).
Согласно расчету истца задолженность за оказанные коммунальные услуги, услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Ивановского 24 составляют 1 036 565,30 руб. за период с 01.08.2012 по 31.05.2014, а с учетом отсутствия документов по "прочим затратам" на сумму 4 373,76 руб., сумма задолженности составила 1 032 191,54 руб.
В обоснование понесенных затрат за оказанные коммунальные услуги, услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Ивановского, 24 истцом представлены копии: - договора на оказание услуг и выполнение работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме от 27.01.2011, сроком действия до 31.12.2013 (л.д. 1-14, т. 2); -договора оказания услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов от 01.01.2012 N 0022-УК с дополнительными соглашениями N 2, 5, 7, 11 (л.д. 15-28, т. 2); - договора N 0225 на комплексное техническое обслуживание лифтового хозяйства от 01.01.2009 (л.д. 29-36, т. 2); - договора N 1284 от 01.03.2006 на пользование тепловой энергией в горячей воде с актами повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, актами включения и отключения, соглашения от 19.12.2012 к договору N 1001284 (л.д. 37-56, т. 2); - платежные поручения, подтверждающие оплату истцом услуг по теплоснабжению томскому филиалу ОАО "ТГК-11" (л.д. 57-62, т. 2); - приказ Департамента тарифного регулирования и государственного заказа Томской области N 65/473 от 22.11.2011 "О тарифах на тепловую энергию для потребителей системы централизованного теплоснабжения города Томска на 2012 г." (л.д. 63-66, т. 2), N 65/476 от 22.11.2011 "О тарифе на горячую воду (теплоноситель), отпускаемую потребителям системы централизованного теплоснабжения г. Томска, на 2012 г." (л.д. 67-68, т. 2).
Как указывает истец, за период с 01.12.2010 по 31.07.2012 задолженность была взыскана по решению Арбитражного суда Забайкальского края по делу N А78-356/2014.
В рассматриваемом деле требования заявлены за период с 01.08.2013 по 31.05.2014.
При расчетах за услугу по вывозу мусора истец ссылается на положения статей 39, 156, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006, разъяснения Минрегиона РФ от 06.03.2009 N 6177-АД/14 от 03.10.2008 N 25080-СК/14 сбор и вывоз ТБО относится к понятию "содержание общего имущества".
Начисление за период с августа по декабрь 2012 г. производилось по тарифу 1,15 руб. на основании дополнительного соглашения N 7 к договору N 0022 УК от 15.11.2012 (л.д. 25, т. 2), за период с января по март 2013 г. по тарифу 1,15 руб. на основании протокола общего собрания собственников помещений от 21.01.2011 (л.д. 147, т. 1).
В обоснование факта выполнения работ по вывозу мусора представлены акты выполненных работ (л.д. 45-62, т. 4). За май 2013 года, период с июня по декабрь 2013 г., январь - май 2014 г. по тарифу 1,84 руб. согласно протоколу общего собрания собственников от 28.04.2013 и 15.02.2014 (л.д. 148-149, т. 1).
Обслуживание приборов учета за период с августа 2012 по июнь 2013 г. по тарифу составило 0,53 руб. в кв. м на основании протокола общего собрания собственников помещений жилого дома, расположенного по адресу: ул. Ивановского, 24, проведенного путем заочного голосования 21.01.2011 (л.д. 146, т. 1), за период с июля по декабрь 2013 г., январь - май 2014 г. по тарифу 0,56 руб. с кв. м согласно протоколу общего собрания от 28.04.2013 (л.д. 148, т. 1).
Обслуживание лифта рассчитано по тарифу 2,90 руб. кв. м согласно протоколу N 1 общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома N 24 по ул. Ивановского в г. Томске от 26.02.2011 (л.д. 145, т. 1) и договора N 0225 на комплексное техническое обслуживание лифтового хозяйства от 01.01.2009 (л.д. 29-36, т. 2).
Тариф на содержание жилья (МОП) с августа 2012 по февраль 2014 года в размере 9,80 руб. с кв. м определялся протоколом общего собрания собственников от 21.01.2011 (л.д. 147, т. 1). За период с марта по май 2014 г. тариф составил 10,39 руб. кв. м согласно протоколу общего собрания собственников от 15.02.2014 (л.д. 149, т. 1).
Текущий ремонт рассчитан по тарифу 1,50 руб. кв. м, что определено протоколом общего собрания собственников от 21.01.2011 (л.д. 147, т. 1).
Коммунальная услуга отопление предъявлена за период с октября по ноябрь 2012 г. в связи с тем, что по изменениям в договор N 1001284 от 01.03.2006 на пользование тепловой энергией дом по ул. Ивановского был исключен из договора с 01.12.2012. Тариф, примененный при расчете, составил в октябре 2012 г. - 18,65 руб., в ноябре 2012 г. - 23,13 руб.
В связи с отсутствием доказательств оплаты задолженности истец обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с рассматриваемым иском.
Арбитражный суд Забайкальского края, принимая оспариваемый судебный акт, исходил из правомерности иска о взыскании с Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, а при недостаточности денежных средств субсидиарно с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 702 871, 80 руб. основного долга за оказанные услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Томск, ул. Ивановского, 24, за период с 01.08.2012 по 31.05.2014.
Апелляционный суд находит приведенные выводы суда первой инстанции правильными. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению в силу следующего.
Ответчики, в силу закона - положений статей 209, 216, 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 39, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, несут бремя содержания имущества как собственник и законный владелец.
Расчеты исковых требований представлены в рамках периода возникновения права оперативного управления ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России. Выписки представлены на каждую квартиру, указанную в исковом заявлении. В реестре муниципальной собственности указанные квартиры не числятся.
Доказательств возложения своих обязательств на иных лиц (например, нанимателей жилых помещений по договорам найма или социального найма, арендаторов) материалы дела не содержат.
Отсутствие договорных отношений с обслуживающей многоквартирный дом организацией, не освобождает собственника или законного владельца помещений в указанном доме от несения бремени расходов на содержание общего имущества в многоквартирном жилом доме.
Задолженность за содержание и текущий ремонт общего имущества в доме исчислена, исходя из доли в праве общей собственности на общее имущество и тарифов, утвержденных протоколами общих собраний собственников помещений многоквартирного дома.
Согласно расчету истец взыскивает с ответчиков текущее содержание, которое включает в себя: собственно содержание мест общего пользования, вывоз мусора, обслуживание лифта, содержание приборов учета, исходя из тарифов установленных общим собранием собственников.
В материалы дела, истцом представлены для подтверждения объемов оказанных услуг по вывозу мусора счета и договоры на вывоз твердых бытовых отходов. Факт оказания услуг по обслуживанию общедомовых лифтов подтверждаются представленными в материалы дела договорами на комплексное техническое обслуживание лифтового хозяйства, актами, счетами, ведомостями, счета-фактуры, платежные поручения, обосновывающие сумму затрат на содержание общего имущества дома.
Ответчиками доказательств оплаты в спорный период задолженности за содержание общего имущества в многоквартирном доме не представлено.
В связи с чем, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены на сумму 702 871, 80 руб.
На стадии апелляционного пересмотра не оспариваются сторонами выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания с ответчиков 129 486,79 руб. - стоимости поставленной в жилые помещения в период октябрь - ноябрь 2012 г. тепловой энергии, а также 199 832,92 руб. - задолженности за оказанные услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме по ул. Ивановского, 24 за период с 05.12.2012 по 07.06.2013.
Вывод суда первой инстанции о том, что Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по долгам ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России при недостаточности у последнего средств, не противоречит статье 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно указанной норме права казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России является казенным учреждением, Российская Федерация в лице Минобороны России - собственником имущества.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого решения, судом допущено не было.
Таким образом, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого решения апелляционный суд не усматривает.
Определением апелляционного суда от 22 апреля 2015 года ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой, в связи с чем, с Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 3000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 6 марта 2015 года по делу N А78-7649/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий
Е.Н.СКАЖУТИНА
Судьи
А.В.ГРЕЧАНИЧЕНКО
Л.В.КАПУСТИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)