Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Прокурор указал, что истец проживает в доме, который признан аварийным и подлежащим сносу, однако меры к расселению дома до настоящего времени ответчиком не приняты.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Бырина Д.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего Самойленко В.Г.
судей Койпиш В.В., Серовой М.Г.
с участием прокурора Пановой В.А.
при секретаре Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Первомайского административного округа г. Мурманска в интересах Н.М.М. к администрации города Мурманска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма
по апелляционной жалобе администрации города Мурманска на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 01 июля 2014 года, по которому постановлено:
"Иск прокурора Первомайского административного округа г. Мурманска в интересах Н.М.М. к администрации города Мурманск о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.
Обязать администрацию города Мурманск предоставить Н.М.М. во внеочередном порядке по договору социального найма отдельное жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям города ... и находящееся в границах города ..., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее *** кв. м".
Заслушав доклад судьи Койпиш В.В., возражения относительно доводов апелляционной жалобы помощника прокурора Первомайского административного округа города Мурманской Пановой В.А., истца Н.М.М., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Прокурор Первомайского административного округа города Мурманска обратился в суд в интересах Н.М.М. с иском к администрации города Мурманск о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование иска указал, что Н.М.М. является нанимателем жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, общей площадью *** кв. м, в том числе жилой *** кв. м состоящего из *** комнаты в квартире * дома 31 по улице ... в городе ....
Постановлением администрации города Мурманска от 22 ноября 2013 года N 3334 дом N 31 по улице ... в городе ... признан аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с муниципальной Адресной программой по переселению граждан из аварийных многоквартирных домов и многоквартирных домов пониженной капитальности, имеющих не все виды благоустройства на 2012 - 2017 годы, утвержденной постановлением администрации города Мурманска от 10 октября 2011 года N 1863. указанный дом подлежит расселению.
Однако, меры к расселению вышеуказанного аварийного дома до настоящего времени ответчиком не приняты, жилое помещение по договору социального найма взамен непригодного для проживания, находящегося в доме, подлежащем сносу, истцу не предоставлено, что влечет нарушение прав истца на благоприятные и безопасные условия проживания.
Прокурор просил суд обязать администрацию муниципального образования город Мурманск предоставить Н.М.М. вне очереди благоустроенное применительно к условиям города Мурманска жилое помещение, равнозначное по общей площади и количеству комнат, ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и находящееся в черте муниципального образования общей площадью не менее *** кв. м.
Представитель истца - помощник прокурора Панова В.А. и истец Н.М.М. в судебном заседании поддержали заявленные требования.
Представитель ответчика - администрации города Мурманска, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика - комитета имущественных отношений города Мурманска Л. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представители третьих лиц - Министерства строительства и территориального развития Мурманской области, Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации города Мурманска по доверенности Б.Е.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Считает несостоятельными приведенные в иске доводы о незаконном бездействии органа местного самоуправления в части непринятия решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, длительного неисполнения положений жилищного законодательства по обеспечению жилищных прав лиц, проживающих в доме, который является аварийным и подлежит сносу.
Также полагает несостоятельной ссылку суда на приложение N 1 региональной программы, согласно которому спорный дом включен в перечень аварийных многоквартирных домов, в отношении которых запланировано предоставление финансовой поддержки на переселение граждан в рамках Программы на 2013 - 2017 годы, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" - в региональную программу могут быть включены дома, признанные аварийными и подлежащими сносу только до 01 января 2012 года, тогда как дом N * по улице ... в городе ... признан аварийным и подлежащим сносу только лишь 22 ноября 2013 года, что подтверждается постановлением администрации города Мурманска N 3334.
Приводит довод о том, что, устанавливая очередность реализации мероприятий программ (региональной и муниципальной), исходя из года признания дома аварийным и подлежащим сносу, органы местного самоуправления не устанавливают очередность граждан одной категории, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, а реализуют нормативное предписание пункта 2 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Указывает также, что стороной истца не представлено доказательств, подтверждающих, что жилой дом несет прямую угрозу жизни и здоровью истца.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители ответчиков - администрации города Мурманска, комитета имущественных отношений города Мурманска, третьих лиц - Министерства строительства и территориального развития Мурманской области, Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Н.М.М. на основании ордера N * является нанимателем жилого помещения - *** квартиры N *, расположенной по адресу: город ..., улица ..., дом *, принадлежащей муниципальному образованию город ....
По сообщению ОГПС города ..., дом N * по улице ... в городе ... разрушен в результате пожара, произошедшего _ _ марта 2013 года.
В соответствии с техническим заключением ММКУ "***" (шифр *) от _ _ сентября 2013 года техническое состояние здания - дом N * по улице ... в городе Мурманске оценивается как "аварийное", дом подлежит сносу.
18 октября 2013 года заключением N 14 межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации города Мурманска от 17 января 2012 года N 52, дом N * по улице ... в городе ... признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации города Мурманска от 22 ноября 2013 года N 3334 дом N * по улице ... в городе ... признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии от 18 октября 2013 года N 14 м (л.д. 22 - 24).
В соответствии с пунктом 2 данного постановления собственникам помещений указанного в пункте 1 настоящего постановления дома предписано осуществить его снос в срок до 01 декабря 2016 года.
Согласно пункту 3.2 постановления в сроки, предусмотренные для реализации долгосрочной целевой программы "Адресная программа по переселению граждан из аварийных домов и многоквартирных домов пониженной капитальности, имеющих не все виды благоустройства" на 2012 - 2017 годы предусмотрено организовать отселение физических и юридических лиц из многоквартирного дома.
В силу пункта 3.4 постановления предусмотрено приобрести жилые помещения для граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма в многоквартирном доме, в сроки, предусмотренные для реализации долгосрочной целевой программы "Адресная программа по переселению граждан из аварийных домов и многоквартирных домов пониженной капитальности, имеющих не все виды благоустройства" на 2012 - 2017 годы, и по мере осуществления мероприятий, предусмотренных пунктом 3.4 настоящего постановления, предоставлять приобретенные жилые помещения гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма в многоквартирном доме, указанном в пункте 1 Постановления (пункт 3.5).
Долгосрочная целевая Адресная программа утверждена постановлением администрации города Мурманска от 10 октября 2011 года N 1863 (в редакции с учетом изменений от 26 декабря 2013 года, внесенных постановлением администрации города Мурманска N 3869), действовавшим до 01 января 2014 года, согласно которой многоквартирный дом N * по улице ... в городе ... включен в перечень аварийных домов, подлежащих сносу - _ _ июля 2015 года; планируемая дата окончания переселения граждан - _ _ января 2015 года (пункт 41 приложения N 4, таблица N 3).
Постановлением Правительства Мурманской области от 01 октября 2012 года N 485-ПП утверждена долгосрочная целевая программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Мурманской области" на 2013 - 2017 годы в рамках государственной программы Мурманской области "Обеспечение комфортной среды проживания населения региона". Программой предусмотрено софинансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В данную долгосрочную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включены дома, признанные в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу до 01 января 2012 года.
При этом указание суда в решении о включении дома * по улице ... в городе ... в указанную региональную программу является ошибочным.
В связи с изменениями, внесенными в бюджетное законодательство Российской Федерации, постановлением администрации города Мурманска от 12 ноября 2013 года N 3239 утверждена муниципальная программа города Мурманска "Управление имуществом и жилищная политика" на 2014 год и на плановый период 2015 - 2017 годов. В приложении N 3 к настоящему постановлению планируемая дата окончания переселения граждан в доме N * по улице ... в городе ... указана - сентябрь 2017 года, планируемая дата сноса дома - декабрь 2017 года (пункт 18, таблица N 4). Судом установлено, что финансирование мероприятий по переселению граждан из вышеуказанного жилого дома планируется в 2017 году, перечень домов, подлежащих переселению в 2014 году, определен.
Условия предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам вне очереди определены статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации перечислены категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе и гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания.
Статья 86 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Разрешая дело, суд первой инстанции исходил из акта осмотра многоквартирного дома N * по улице ... в городе ..., проведенного ГЖИ Мурманской области _ _ июня 2014 года (л.д. 58), согласно которому конструкции дома находятся в аварийном состоянии, представляет реальную угрозу для жизни и здоровья граждан, проживание в данном фактическом невозможно по причине его аварийного состояния, и на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей в данном случае предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда.
Суд правильно применив нормы материального права - часть 2 статьи 57, часть 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом не учел, что в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 Кодекса).
По сообщению *** отдела по гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций администрации города ... О.Ю. от _ _ июня 2014 года N * (л.д. 93), аварийный многоквартирный дом N * по улице ... в городе ... не являлся предметом рассмотрения на комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации города Мурманска, в качестве объекта, создающего угрозу жизни и здоровью граждан и предпосылки к возникновению чрезвычайных ситуаций. Решение по данному вопросу Комиссией не принималось.
Из материалов дела следует, что с момента произошедшего в доме N * по улице ... в городе ... пожара Н.М.М. в квартире N * не проживает.
Согласно письму Комитета имущественный отношений города Мурманска от _ _ апреля 2014 года N * (л.д. 13 - 14) Н.М.М. было предложено три жилых помещения маневренного фонда, от двух из которых она отказалась, на последнее предложенное не отреагировала.
В настоящее время Н.М.М. проживает по адресу: город ..., улица ..., дом *, квартира *.
Указанные обстоятельства Н.М.М. при разрешении спора не оспаривались.
Таким образом, доводы прокурора о проживании истца в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, создающем угрозу безопасности жизни и здоровья, опровергаются материалами дела.
Также судом установлено, что Н.М.М. не состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении и не признана в установленном порядке малоимущей.
Приведенный в исковом заявлении довод прокурора о том, что в действиях администрации города Мурманска усматривается злоупотребление правом установления срока по расселению граждан многоквартирного дома, признанного в 2013 году аварийным и подлежащим сносу, является несостоятельным.
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. На это указывают пункты 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (ред. от 02.08.2007), к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49).
Принятое ответчиком постановление от 22 ноября 2013 года N 3334 заинтересованными лицами в судебном порядке не обжаловано, обстоятельства, свидетельствующие о том, что решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, суду не приведены.
Из содержания Постановления следует, что при его издании орган местного самоуправления имел своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации), оно направлено на обеспечение условий для осуществления права граждан на жилище.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали объективные основания для удовлетворения требований прокурора о необходимости возложения на ответчика обязанности по обеспечению Н.М.М. жилым помещением на условиях социального найма во внеочередном порядке.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы администрации города Мурманска об отсутствии оснований для предоставления Н.М.М. вне очереди другого жилого помещения по договору социального найма судебная коллегия находит заслуживающими внимания.
В связи с неправильным определением, обстоятельств, имеющих значение для дела, постановленное по делу решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 01 июля 2014 года отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования прокурора Первомайского административного округа города Мурманска в интересах Н.М.М. к администрации города Мурманск о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МУРМАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.11.2014 ПО ДЕЛУ N 33-3448
Требование: О предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Прокурор указал, что истец проживает в доме, который признан аварийным и подлежащим сносу, однако меры к расселению дома до настоящего времени ответчиком не приняты.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МУРМАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 ноября 2014 г. по делу N 33-3448
Судья: Бырина Д.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего Самойленко В.Г.
судей Койпиш В.В., Серовой М.Г.
с участием прокурора Пановой В.А.
при секретаре Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Первомайского административного округа г. Мурманска в интересах Н.М.М. к администрации города Мурманска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма
по апелляционной жалобе администрации города Мурманска на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 01 июля 2014 года, по которому постановлено:
"Иск прокурора Первомайского административного округа г. Мурманска в интересах Н.М.М. к администрации города Мурманск о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.
Обязать администрацию города Мурманск предоставить Н.М.М. во внеочередном порядке по договору социального найма отдельное жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям города ... и находящееся в границах города ..., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее *** кв. м".
Заслушав доклад судьи Койпиш В.В., возражения относительно доводов апелляционной жалобы помощника прокурора Первомайского административного округа города Мурманской Пановой В.А., истца Н.М.М., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Прокурор Первомайского административного округа города Мурманска обратился в суд в интересах Н.М.М. с иском к администрации города Мурманск о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование иска указал, что Н.М.М. является нанимателем жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, общей площадью *** кв. м, в том числе жилой *** кв. м состоящего из *** комнаты в квартире * дома 31 по улице ... в городе ....
Постановлением администрации города Мурманска от 22 ноября 2013 года N 3334 дом N 31 по улице ... в городе ... признан аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с муниципальной Адресной программой по переселению граждан из аварийных многоквартирных домов и многоквартирных домов пониженной капитальности, имеющих не все виды благоустройства на 2012 - 2017 годы, утвержденной постановлением администрации города Мурманска от 10 октября 2011 года N 1863. указанный дом подлежит расселению.
Однако, меры к расселению вышеуказанного аварийного дома до настоящего времени ответчиком не приняты, жилое помещение по договору социального найма взамен непригодного для проживания, находящегося в доме, подлежащем сносу, истцу не предоставлено, что влечет нарушение прав истца на благоприятные и безопасные условия проживания.
Прокурор просил суд обязать администрацию муниципального образования город Мурманск предоставить Н.М.М. вне очереди благоустроенное применительно к условиям города Мурманска жилое помещение, равнозначное по общей площади и количеству комнат, ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и находящееся в черте муниципального образования общей площадью не менее *** кв. м.
Представитель истца - помощник прокурора Панова В.А. и истец Н.М.М. в судебном заседании поддержали заявленные требования.
Представитель ответчика - администрации города Мурманска, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика - комитета имущественных отношений города Мурманска Л. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представители третьих лиц - Министерства строительства и территориального развития Мурманской области, Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации города Мурманска по доверенности Б.Е.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Считает несостоятельными приведенные в иске доводы о незаконном бездействии органа местного самоуправления в части непринятия решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, длительного неисполнения положений жилищного законодательства по обеспечению жилищных прав лиц, проживающих в доме, который является аварийным и подлежит сносу.
Также полагает несостоятельной ссылку суда на приложение N 1 региональной программы, согласно которому спорный дом включен в перечень аварийных многоквартирных домов, в отношении которых запланировано предоставление финансовой поддержки на переселение граждан в рамках Программы на 2013 - 2017 годы, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" - в региональную программу могут быть включены дома, признанные аварийными и подлежащими сносу только до 01 января 2012 года, тогда как дом N * по улице ... в городе ... признан аварийным и подлежащим сносу только лишь 22 ноября 2013 года, что подтверждается постановлением администрации города Мурманска N 3334.
Приводит довод о том, что, устанавливая очередность реализации мероприятий программ (региональной и муниципальной), исходя из года признания дома аварийным и подлежащим сносу, органы местного самоуправления не устанавливают очередность граждан одной категории, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, а реализуют нормативное предписание пункта 2 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Указывает также, что стороной истца не представлено доказательств, подтверждающих, что жилой дом несет прямую угрозу жизни и здоровью истца.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители ответчиков - администрации города Мурманска, комитета имущественных отношений города Мурманска, третьих лиц - Министерства строительства и территориального развития Мурманской области, Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Н.М.М. на основании ордера N * является нанимателем жилого помещения - *** квартиры N *, расположенной по адресу: город ..., улица ..., дом *, принадлежащей муниципальному образованию город ....
По сообщению ОГПС города ..., дом N * по улице ... в городе ... разрушен в результате пожара, произошедшего _ _ марта 2013 года.
В соответствии с техническим заключением ММКУ "***" (шифр *) от _ _ сентября 2013 года техническое состояние здания - дом N * по улице ... в городе Мурманске оценивается как "аварийное", дом подлежит сносу.
18 октября 2013 года заключением N 14 межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации города Мурманска от 17 января 2012 года N 52, дом N * по улице ... в городе ... признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации города Мурманска от 22 ноября 2013 года N 3334 дом N * по улице ... в городе ... признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии от 18 октября 2013 года N 14 м (л.д. 22 - 24).
В соответствии с пунктом 2 данного постановления собственникам помещений указанного в пункте 1 настоящего постановления дома предписано осуществить его снос в срок до 01 декабря 2016 года.
Согласно пункту 3.2 постановления в сроки, предусмотренные для реализации долгосрочной целевой программы "Адресная программа по переселению граждан из аварийных домов и многоквартирных домов пониженной капитальности, имеющих не все виды благоустройства" на 2012 - 2017 годы предусмотрено организовать отселение физических и юридических лиц из многоквартирного дома.
В силу пункта 3.4 постановления предусмотрено приобрести жилые помещения для граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма в многоквартирном доме, в сроки, предусмотренные для реализации долгосрочной целевой программы "Адресная программа по переселению граждан из аварийных домов и многоквартирных домов пониженной капитальности, имеющих не все виды благоустройства" на 2012 - 2017 годы, и по мере осуществления мероприятий, предусмотренных пунктом 3.4 настоящего постановления, предоставлять приобретенные жилые помещения гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма в многоквартирном доме, указанном в пункте 1 Постановления (пункт 3.5).
Долгосрочная целевая Адресная программа утверждена постановлением администрации города Мурманска от 10 октября 2011 года N 1863 (в редакции с учетом изменений от 26 декабря 2013 года, внесенных постановлением администрации города Мурманска N 3869), действовавшим до 01 января 2014 года, согласно которой многоквартирный дом N * по улице ... в городе ... включен в перечень аварийных домов, подлежащих сносу - _ _ июля 2015 года; планируемая дата окончания переселения граждан - _ _ января 2015 года (пункт 41 приложения N 4, таблица N 3).
Постановлением Правительства Мурманской области от 01 октября 2012 года N 485-ПП утверждена долгосрочная целевая программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Мурманской области" на 2013 - 2017 годы в рамках государственной программы Мурманской области "Обеспечение комфортной среды проживания населения региона". Программой предусмотрено софинансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В данную долгосрочную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включены дома, признанные в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу до 01 января 2012 года.
При этом указание суда в решении о включении дома * по улице ... в городе ... в указанную региональную программу является ошибочным.
В связи с изменениями, внесенными в бюджетное законодательство Российской Федерации, постановлением администрации города Мурманска от 12 ноября 2013 года N 3239 утверждена муниципальная программа города Мурманска "Управление имуществом и жилищная политика" на 2014 год и на плановый период 2015 - 2017 годов. В приложении N 3 к настоящему постановлению планируемая дата окончания переселения граждан в доме N * по улице ... в городе ... указана - сентябрь 2017 года, планируемая дата сноса дома - декабрь 2017 года (пункт 18, таблица N 4). Судом установлено, что финансирование мероприятий по переселению граждан из вышеуказанного жилого дома планируется в 2017 году, перечень домов, подлежащих переселению в 2014 году, определен.
Условия предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам вне очереди определены статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации перечислены категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе и гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания.
Статья 86 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Разрешая дело, суд первой инстанции исходил из акта осмотра многоквартирного дома N * по улице ... в городе ..., проведенного ГЖИ Мурманской области _ _ июня 2014 года (л.д. 58), согласно которому конструкции дома находятся в аварийном состоянии, представляет реальную угрозу для жизни и здоровья граждан, проживание в данном фактическом невозможно по причине его аварийного состояния, и на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей в данном случае предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда.
Суд правильно применив нормы материального права - часть 2 статьи 57, часть 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом не учел, что в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 Кодекса).
По сообщению *** отдела по гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций администрации города ... О.Ю. от _ _ июня 2014 года N * (л.д. 93), аварийный многоквартирный дом N * по улице ... в городе ... не являлся предметом рассмотрения на комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации города Мурманска, в качестве объекта, создающего угрозу жизни и здоровью граждан и предпосылки к возникновению чрезвычайных ситуаций. Решение по данному вопросу Комиссией не принималось.
Из материалов дела следует, что с момента произошедшего в доме N * по улице ... в городе ... пожара Н.М.М. в квартире N * не проживает.
Согласно письму Комитета имущественный отношений города Мурманска от _ _ апреля 2014 года N * (л.д. 13 - 14) Н.М.М. было предложено три жилых помещения маневренного фонда, от двух из которых она отказалась, на последнее предложенное не отреагировала.
В настоящее время Н.М.М. проживает по адресу: город ..., улица ..., дом *, квартира *.
Указанные обстоятельства Н.М.М. при разрешении спора не оспаривались.
Таким образом, доводы прокурора о проживании истца в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, создающем угрозу безопасности жизни и здоровья, опровергаются материалами дела.
Также судом установлено, что Н.М.М. не состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении и не признана в установленном порядке малоимущей.
Приведенный в исковом заявлении довод прокурора о том, что в действиях администрации города Мурманска усматривается злоупотребление правом установления срока по расселению граждан многоквартирного дома, признанного в 2013 году аварийным и подлежащим сносу, является несостоятельным.
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. На это указывают пункты 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (ред. от 02.08.2007), к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49).
Принятое ответчиком постановление от 22 ноября 2013 года N 3334 заинтересованными лицами в судебном порядке не обжаловано, обстоятельства, свидетельствующие о том, что решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, суду не приведены.
Из содержания Постановления следует, что при его издании орган местного самоуправления имел своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации), оно направлено на обеспечение условий для осуществления права граждан на жилище.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали объективные основания для удовлетворения требований прокурора о необходимости возложения на ответчика обязанности по обеспечению Н.М.М. жилым помещением на условиях социального найма во внеочередном порядке.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы администрации города Мурманска об отсутствии оснований для предоставления Н.М.М. вне очереди другого жилого помещения по договору социального найма судебная коллегия находит заслуживающими внимания.
В связи с неправильным определением, обстоятельств, имеющих значение для дела, постановленное по делу решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 01 июля 2014 года отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования прокурора Первомайского административного округа города Мурманска в интересах Н.М.М. к администрации города Мурманск о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)