Судебные решения, арбитраж
Социальный наем жилого помещения; Жилищное право; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Сидоренко В.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего: Гарновой Л.П.,
судей: Медзельца Д.В., Хапаевой С.Б.,
с участием прокурора: Козловой О.А.,
при секретаре: С.,
рассмотрев 24 февраля 2014 года в открытом судебном заседании апелляционную жалобу В.Д.В., В.Р.В., В.В.В. на решение Подольского городского суда Московской области от 11 декабря 2013 года по делу по иску ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ к В.Д.В., В.Р.В., В.В.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего В.Д.Д., о признании права собственности, применении последствий ничтожной сделки, признании решения о предоставлении квартиры недействительным, признании договора социального найма недействительным, о выселении,
заслушав доклад судьи Гарновой Л.П., объяснения В.В.В., представителя ответчиков К., поддержавших доводы жалобы; заключение прокурора Козловой О.А., полагавшей решение суда оставлению без изменения,
ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ с последующим уточнением исковых требований обратилось в суд с иском к В.Д.В., В.Р.В., В.В.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего В.Д.Д., в котором просило применить последствия ничтожной сделки, признать право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, за Российской Федерацией, обязать ответчиков возвратить ФГКУ "Востокрегионжилье" Минобороны РФ жилое помещение по указанному адресу, в установленном порядке, а именно: закрыть лицевой счет, сняться с регистрационного учета со всеми членами семьи, освободить жилое помещение, сдать ключи в управляющую организацию, представить документы, подтверждающие освобождение жилого помещения в ФГКУ "Востокрегионжилье", признать решение ФГУ "Востокрегионжилье" МО РФ 02.10.2012 г. N 3513 о предоставлении трехкомнатной квартиры общей площадью 74,7 кв. м В.В.В. и совместно проживающим с ней членами семьи, недействительным, признать договор социального найма от 02.10.2012 г. N 50/05/019-086 недействительным, выселить ответчиков из спорного жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что между заместителем начальника ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, и В.В.В. на состав семьи из четырех человек заключен договор социального найма от 02.10.2012 N 50/05/019-086 на жилое помещение общей площадью 74,7 кв. м, расположенное по адресу: <...>.
Истец ссылается на положения статьи 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76 "О статусе военнослужащих", решение Верховного Суда РФ от 07.02.2001 N ВКПИ01-01, статью 15 "О статусе военнослужащих", главу 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, Определение Верховного Суда РФ от 24 июня 2010 г. N 205-В10-17, решение Верховного Суда РФ от 20 июня 2007 N ВКПИ07-30, из которых следует, что государство гарантирует каждому военнослужащему-гражданину и членам его семьи предоставление жилья по избранному месту жительства, но с учетом общих требований жилищного законодательства: признание нуждающимся в обеспечении жильем в соответствии со ст. 51 ЖК РФ; предоставление жилой площади в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, установленной ст. 15.1 Закона "О статусе военнослужащих"; за исключением жилых помещений, находящихся в собственности военнослужащего и членов его семьи (п. 7 ст. 57 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 1 Инструкции, военнослужащие среди прочих документов к заявлению представляют "Сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи".
В представленном документе ответчица указала, что занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих (принадлежавших) на праве собственности жилых помещений за ней и членом ее семьи не имеется.
На основании указанных сведений с ней был заключен договор социального найма от 02.10.2012 года N 50/05/019-086 на спорное жилое помещение.
В подтверждении указанного факта ответчица дала добровольное согласие на проведение проверки представленных сведений в федеральных органах исполнительной власти, включая Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Согласно поступившему ответу из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, члену семьи ответчицы (В.Р.В.) принадлежит на праве собственности жилое помещение общей площадью 65,5 кв. м, расположенное по адресу: <...>.
Таким образом, в силу прямых указаний актов жилищного законодательства при предоставлении жилого помещения ответчице, необходимо было учитывать 65,5 кв. м общей площади жилого помещения, принадлежащего члену ее семьи - сыну В.Р.В.
Следовательно, договор от 02.10.2012 N 50/05/019-086 на спорное жилое помещение заключен с нарушением норм жилищного законодательства.
Письмом от 19.02.2013 N 01-15/702 ответчице разъяснены указанные нормы права и предложено в добровольном порядке в срок до 19.03.2013 г. сдать занимаемое жилое помещение. Однако ни в установленный срок, ни в настоящее время ответчица указанное требование не исполнила.
Ответчица В.В.В. в судебном заседании иск не признала.
Ответчики - В.Р.В., В.Д.В. в судебное заседание не явились.
Третье лицо - представитель Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился.
Третье лицо - представитель Управления опеки и попечительства Министерства образования по г.о. Подольск в судебное заседание не явился.
Представитель Подольской городской прокуратуры - помощник Подольского городского прокурора Бородин А.Ю. полагал исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Решением суда исковые требования ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ удовлетворены.
В апелляционной жалобе В.В.В., В.Р.В., В.Д.В. просят решение суда отменить, ссылаясь на необоснованность его выводов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76 "О статусе военнослужащих", норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно ч. 12 п. 1 ст. 15 Закона, военнослужащим-гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 ЖК РФ, при увольнении с военной службы предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Закона. Порядок признания указанных лиц нуждающихся в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых по бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, определены основания признания граждан и перечень граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с п. 2 ст. 51, ст. 53, п. 7, п. 8 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения, принадлежащие гражданам и членам их семьи, необходимо учитывать при признании нуждающимися в обеспечении жильем, а также при предоставлении жилого помещения. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Норма, ограничивающая право военнослужащих быть обеспеченным жильем по избранному месту жительства, в случае совершения действий по намеренному ухудшению жилищных условий, связанных, в том числе, с отчуждением жилых помещений или их частей, регламентирована п. 6 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 29.06.2011 N 512. При этом указанные лица могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Подпункт п. п. "а", "б" п. 7, п. п. "а", "д" п. 10 Правил признания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 06.09.1998 N 1054, также не позволяет признавать военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающимся в улучшении жилищных условий при наличии у них в собственности квартиры или индивидуального жилого дома. Нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий не признаются военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае, если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
Согласно разъяснениям, приведенным в п. 23 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. N 14, при. отсутствии оснований порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, судам следует исходить из того, что нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социально найма с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ и части 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц. Поскольку указанные требования связаны между собой, в целях правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела они подлежат рассмотрению судом в одном исковом производстве (ст. 151 ГПК РФ).
Суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, что:
а) гражданами были предоставлены не соответствующие действительности сведения, послужившие основанием для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (например, о составе семьи, об источниках и уровне доходов, а также об имуществе членов семьи, подлежащем налогообложению);
б) нарушены права других граждан на указанное жилое помещение (например, нарушена очередность предоставления жилого помещения);
в) совершены неправомерные действия должностными лицами при решении вопроса о предоставлении жилого помещения;
г) имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента, законами субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна. Ничтожная сделка не влечет юридических последствий, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
Судом первой инстанции установлено, что решением о предоставлении жилых помещений по договору социального найма от 02.10.2012 года N 3513 ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ в соответствии с Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ жилых помещений предоставлено В.В.В. и совместно проживающим с ней членов ее семьи: В.Д.В., В.Р.В., жилое помещение в виде квартиры, площадью 74,7 кв. м по адресу: <...>.
02.10.2012 года между В.В.В. и ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ заключен договор социального найма жилого помещения N 50/05/019-086 на указанную выше квартиру, совместно с В.В.В. в квартиру вселены члены ее семьи: В.Д.В. (сын), В.Р.В. (сын), В.Д.Д. (иждивенец).
Согласно представленных 01.10.2012 года сведений, достоверность и полноту которых В.В.В. и члены ее семьи подтвердили произведенными подписями, они содержали информацию об отсутствии у военнослужащего и членов ее семьи жилых помещений, принадлежащих им по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности, что в свою очередь явилось основанием для заключения ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ договора социального найма N 50/02/019-086 от 02.10.2012 года. В.В.В. и члены ее семьи предупреждены о проведении уполномоченными органами Министерства обороны РФ проверок достоверности информации в федеральных органах исполнительной власти, включая Федеральную налоговую службу, Федеральную миграционную службу, Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии; предупреждены о привлечении к ответственности, в том числе уголовной (статья 28 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"), за предоставление в уполномоченный орган документов, содержащих сведения, не соответствующие действительности, а также о требованиях подпункта "д" пункта 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденных Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280, о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях в случаях выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на имя В.В.В. и членов ее семьи, В.Р.В. принадлежит на праве собственности квартира, расположенная по адресу: <...>, общей площадью 65,5 кв. м.
ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ направило в адрес В.В.В. письмо, которым было предложено в добровольном порядке расторгнуть договор социального найма на спорное жилое помещение, как заключенный с нарушением норм жилищного законодательства.
Ранее спорная квартира находилась в собственности Российской Федерации, на праве оперативного управления ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
Поскольку на дату заключения договора социального найма N 50/02/019-086 от 02.10.2012 года, члену семьи военнослужащего принадлежало жилое помещение на праве собственности, то в силу прямого указания закона при предоставлении жилого помещения ответчице, необходимо было учитывать 65,5 кв. м общей площади жилого помещения.
При таких обстоятельствах, поскольку общая площадь жилого помещения, предоставленная военнослужащему и членам его семьи (74,7 кв. м), значительно превышает размер жилого помещения, который положен ему в соответствии с жилищным законодательством, вывод суда о том, что договор социального найма заключен с нарушением норм жилищного законодательства, является правильным.
В связи с тем, что В.В.В. и членами ее семьи в ФГКУ "Востокрегионжилье" были предоставлены документы, содержащие недостоверные сведения о жилом помещении, принадлежащего члену ее семьи на праве собственности, суд первой инстанции обоснованно признал недействительным решение о предоставлении квартиры N 3513 от 02.10.2012 года и договора социального найма жилой площади 50/02/019-086 от 02.10.2012 года, и удовлетворил требования истца.
С выводами суда судебная коллегия согласна.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке выводов, изложенных судом в мотивировочной части решения, и не содержат правовых оснований для его отмены.
Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
решение Подольского городского суда Московской области от 11 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу В.Д.В., В.Р.В., В.В.В. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.02.2014 ПО ДЕЛУ N 33-4138
Разделы:Социальный наем жилого помещения; Жилищное право; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 февраля 2014 г. по делу N 33-4138
Судья Сидоренко В.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего: Гарновой Л.П.,
судей: Медзельца Д.В., Хапаевой С.Б.,
с участием прокурора: Козловой О.А.,
при секретаре: С.,
рассмотрев 24 февраля 2014 года в открытом судебном заседании апелляционную жалобу В.Д.В., В.Р.В., В.В.В. на решение Подольского городского суда Московской области от 11 декабря 2013 года по делу по иску ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ к В.Д.В., В.Р.В., В.В.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего В.Д.Д., о признании права собственности, применении последствий ничтожной сделки, признании решения о предоставлении квартиры недействительным, признании договора социального найма недействительным, о выселении,
заслушав доклад судьи Гарновой Л.П., объяснения В.В.В., представителя ответчиков К., поддержавших доводы жалобы; заключение прокурора Козловой О.А., полагавшей решение суда оставлению без изменения,
установила:
ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ с последующим уточнением исковых требований обратилось в суд с иском к В.Д.В., В.Р.В., В.В.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего В.Д.Д., в котором просило применить последствия ничтожной сделки, признать право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, за Российской Федерацией, обязать ответчиков возвратить ФГКУ "Востокрегионжилье" Минобороны РФ жилое помещение по указанному адресу, в установленном порядке, а именно: закрыть лицевой счет, сняться с регистрационного учета со всеми членами семьи, освободить жилое помещение, сдать ключи в управляющую организацию, представить документы, подтверждающие освобождение жилого помещения в ФГКУ "Востокрегионжилье", признать решение ФГУ "Востокрегионжилье" МО РФ 02.10.2012 г. N 3513 о предоставлении трехкомнатной квартиры общей площадью 74,7 кв. м В.В.В. и совместно проживающим с ней членами семьи, недействительным, признать договор социального найма от 02.10.2012 г. N 50/05/019-086 недействительным, выселить ответчиков из спорного жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что между заместителем начальника ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, и В.В.В. на состав семьи из четырех человек заключен договор социального найма от 02.10.2012 N 50/05/019-086 на жилое помещение общей площадью 74,7 кв. м, расположенное по адресу: <...>.
Истец ссылается на положения статьи 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76 "О статусе военнослужащих", решение Верховного Суда РФ от 07.02.2001 N ВКПИ01-01, статью 15 "О статусе военнослужащих", главу 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, Определение Верховного Суда РФ от 24 июня 2010 г. N 205-В10-17, решение Верховного Суда РФ от 20 июня 2007 N ВКПИ07-30, из которых следует, что государство гарантирует каждому военнослужащему-гражданину и членам его семьи предоставление жилья по избранному месту жительства, но с учетом общих требований жилищного законодательства: признание нуждающимся в обеспечении жильем в соответствии со ст. 51 ЖК РФ; предоставление жилой площади в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, установленной ст. 15.1 Закона "О статусе военнослужащих"; за исключением жилых помещений, находящихся в собственности военнослужащего и членов его семьи (п. 7 ст. 57 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 1 Инструкции, военнослужащие среди прочих документов к заявлению представляют "Сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи".
В представленном документе ответчица указала, что занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих (принадлежавших) на праве собственности жилых помещений за ней и членом ее семьи не имеется.
На основании указанных сведений с ней был заключен договор социального найма от 02.10.2012 года N 50/05/019-086 на спорное жилое помещение.
В подтверждении указанного факта ответчица дала добровольное согласие на проведение проверки представленных сведений в федеральных органах исполнительной власти, включая Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Согласно поступившему ответу из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, члену семьи ответчицы (В.Р.В.) принадлежит на праве собственности жилое помещение общей площадью 65,5 кв. м, расположенное по адресу: <...>.
Таким образом, в силу прямых указаний актов жилищного законодательства при предоставлении жилого помещения ответчице, необходимо было учитывать 65,5 кв. м общей площади жилого помещения, принадлежащего члену ее семьи - сыну В.Р.В.
Следовательно, договор от 02.10.2012 N 50/05/019-086 на спорное жилое помещение заключен с нарушением норм жилищного законодательства.
Письмом от 19.02.2013 N 01-15/702 ответчице разъяснены указанные нормы права и предложено в добровольном порядке в срок до 19.03.2013 г. сдать занимаемое жилое помещение. Однако ни в установленный срок, ни в настоящее время ответчица указанное требование не исполнила.
Ответчица В.В.В. в судебном заседании иск не признала.
Ответчики - В.Р.В., В.Д.В. в судебное заседание не явились.
Третье лицо - представитель Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился.
Третье лицо - представитель Управления опеки и попечительства Министерства образования по г.о. Подольск в судебное заседание не явился.
Представитель Подольской городской прокуратуры - помощник Подольского городского прокурора Бородин А.Ю. полагал исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Решением суда исковые требования ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ удовлетворены.
В апелляционной жалобе В.В.В., В.Р.В., В.Д.В. просят решение суда отменить, ссылаясь на необоснованность его выводов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76 "О статусе военнослужащих", норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно ч. 12 п. 1 ст. 15 Закона, военнослужащим-гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 ЖК РФ, при увольнении с военной службы предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Закона. Порядок признания указанных лиц нуждающихся в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых по бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, определены основания признания граждан и перечень граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с п. 2 ст. 51, ст. 53, п. 7, п. 8 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения, принадлежащие гражданам и членам их семьи, необходимо учитывать при признании нуждающимися в обеспечении жильем, а также при предоставлении жилого помещения. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Норма, ограничивающая право военнослужащих быть обеспеченным жильем по избранному месту жительства, в случае совершения действий по намеренному ухудшению жилищных условий, связанных, в том числе, с отчуждением жилых помещений или их частей, регламентирована п. 6 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 29.06.2011 N 512. При этом указанные лица могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Подпункт п. п. "а", "б" п. 7, п. п. "а", "д" п. 10 Правил признания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 06.09.1998 N 1054, также не позволяет признавать военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающимся в улучшении жилищных условий при наличии у них в собственности квартиры или индивидуального жилого дома. Нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий не признаются военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае, если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
Согласно разъяснениям, приведенным в п. 23 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. N 14, при. отсутствии оснований порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, судам следует исходить из того, что нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социально найма с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ и части 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц. Поскольку указанные требования связаны между собой, в целях правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела они подлежат рассмотрению судом в одном исковом производстве (ст. 151 ГПК РФ).
Суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, что:
а) гражданами были предоставлены не соответствующие действительности сведения, послужившие основанием для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (например, о составе семьи, об источниках и уровне доходов, а также об имуществе членов семьи, подлежащем налогообложению);
б) нарушены права других граждан на указанное жилое помещение (например, нарушена очередность предоставления жилого помещения);
в) совершены неправомерные действия должностными лицами при решении вопроса о предоставлении жилого помещения;
г) имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента, законами субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна. Ничтожная сделка не влечет юридических последствий, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
Судом первой инстанции установлено, что решением о предоставлении жилых помещений по договору социального найма от 02.10.2012 года N 3513 ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ в соответствии с Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ жилых помещений предоставлено В.В.В. и совместно проживающим с ней членов ее семьи: В.Д.В., В.Р.В., жилое помещение в виде квартиры, площадью 74,7 кв. м по адресу: <...>.
02.10.2012 года между В.В.В. и ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ заключен договор социального найма жилого помещения N 50/05/019-086 на указанную выше квартиру, совместно с В.В.В. в квартиру вселены члены ее семьи: В.Д.В. (сын), В.Р.В. (сын), В.Д.Д. (иждивенец).
Согласно представленных 01.10.2012 года сведений, достоверность и полноту которых В.В.В. и члены ее семьи подтвердили произведенными подписями, они содержали информацию об отсутствии у военнослужащего и членов ее семьи жилых помещений, принадлежащих им по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности, что в свою очередь явилось основанием для заключения ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ договора социального найма N 50/02/019-086 от 02.10.2012 года. В.В.В. и члены ее семьи предупреждены о проведении уполномоченными органами Министерства обороны РФ проверок достоверности информации в федеральных органах исполнительной власти, включая Федеральную налоговую службу, Федеральную миграционную службу, Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии; предупреждены о привлечении к ответственности, в том числе уголовной (статья 28 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"), за предоставление в уполномоченный орган документов, содержащих сведения, не соответствующие действительности, а также о требованиях подпункта "д" пункта 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденных Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280, о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях в случаях выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на имя В.В.В. и членов ее семьи, В.Р.В. принадлежит на праве собственности квартира, расположенная по адресу: <...>, общей площадью 65,5 кв. м.
ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ направило в адрес В.В.В. письмо, которым было предложено в добровольном порядке расторгнуть договор социального найма на спорное жилое помещение, как заключенный с нарушением норм жилищного законодательства.
Ранее спорная квартира находилась в собственности Российской Федерации, на праве оперативного управления ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
Поскольку на дату заключения договора социального найма N 50/02/019-086 от 02.10.2012 года, члену семьи военнослужащего принадлежало жилое помещение на праве собственности, то в силу прямого указания закона при предоставлении жилого помещения ответчице, необходимо было учитывать 65,5 кв. м общей площади жилого помещения.
При таких обстоятельствах, поскольку общая площадь жилого помещения, предоставленная военнослужащему и членам его семьи (74,7 кв. м), значительно превышает размер жилого помещения, который положен ему в соответствии с жилищным законодательством, вывод суда о том, что договор социального найма заключен с нарушением норм жилищного законодательства, является правильным.
В связи с тем, что В.В.В. и членами ее семьи в ФГКУ "Востокрегионжилье" были предоставлены документы, содержащие недостоверные сведения о жилом помещении, принадлежащего члену ее семьи на праве собственности, суд первой инстанции обоснованно признал недействительным решение о предоставлении квартиры N 3513 от 02.10.2012 года и договора социального найма жилой площади 50/02/019-086 от 02.10.2012 года, и удовлетворил требования истца.
С выводами суда судебная коллегия согласна.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке выводов, изложенных судом в мотивировочной части решения, и не содержат правовых оснований для его отмены.
Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Подольского городского суда Московской области от 11 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу В.Д.В., В.Р.В., В.В.В. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)