Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 08.09.2015 N Ф07-6336/2015 ПО ДЕЛУ N А56-60901/2014

Требование: О понуждении осуществить приемку в эксплуатацию индивидуальных приборов учета тепловой энергии и об обязании начислять плату за фактически потребляемую теплоэнергию.

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Собственник квартиры обратился в управляющую компания с заявлением о приемке установленных им индивидуальных приборов учета теплоэнергии.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 сентября 2015 г. по делу N А56-60901/2014


Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Марьянковой Н.В., судей Михайловской Е.А., Серовой В.К., при участии от закрытого акционерного общества "78: Северо-Западное Юридическое бюро" Протасовой Ю.В. (доверенность от 19.12.2014), от общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Василеостровского района" Бамбуровой С.В. (доверенность от 18.05.2015), рассмотрев 07.09.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Василеостровского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.01.2015 (судья Сайфуллина А.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2015 (судьи Слобожанина В.Б., Сотов И.В., Черемошкина В.В.) по делу N А56-60901/2014,

установил:

Закрытое акционерное общество "78: Северо-Западное Юридическое бюро", место нахождения: 197198, Санкт-Петербург, Можайская ул., д. 4/3, лит. А, помещение 6н, ОГРН 1027809196942, ИНН 7810204125 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Василеостровского района", место нахождения: 199106, Санкт-Петербург, ул. Шевченко, д. 1, ОГРН 1089847133485, ИНН 7801465635 (далее - Жилкомсервис), о понуждении осуществить приемку в эксплуатацию индивидуальных приборов учета тепловой энергии и об обязании с 02.07.2014 начислять оплату за фактически потребляемую тепловую энергию с учетом показаний установленных распределителей затрат на отопление Techem FHKN data III.
Решением от 23.01.2015, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2015, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Жилкомсервис, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новое решение - об отказе в иске.
Податель жалобы считает, что начисление за отопление по показаниям приборов учета тепловой энергии он может выполнить при установке индивидуальных приборов учета во всех жилых и нежилых помещениях, а поскольку в спорном многоквартирном доме только в одной квартире установлены распределители тепловой энергии, то расчет стоимости услуги за отопление осуществляется по формуле, предусмотренной пунктом 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, указывая, что технических препятствий к установке приборов индивидуального учета типа Techem FHKN data III не имеется; согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период, поэтому отказ ответчика ввести в эксплуатацию распределители затрат на отопление является незаконным.
По мнению Общества, абзац второй пункта 42(1) Правил N 354, на который ссылается Жилкомсервис в своей кассационной жалобе, не исключает возможности Обществу осуществлять расчет платы исходя из показаний установленных им приборов.
В судебном заседании представитель Жилкомсервиса поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель Общества с ними не согласился.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, Большой пр., ВО, д. 52/15, кв. 1, согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от 23.01.2012 серии 78-АЖ N 491176.
Названный дом находится под управлением Жилкомсервиса.
Общество 02.07.2014 установило в принадлежащей ему квартире индивидуальные приборы учета тепловой энергии в виде распределителей затрат на отопление Techem data III в количестве 7 штук на каждый радиатор отопления (N 1380, 3505, 4966, 4976, 4977, 4978 и 7958) и 08.07.2014 обратилось к Жилкомсервису с заявлением о принятии названных приборов в эксплуатацию и осуществлению расчетов размера оплаты за отопление по их показаниям.
Отказ Жилкомсервиса удовлетворить данные требования послужил основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций признали иск обоснованным по праву.
Суд кассационной инстанции изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что судебные акты подлежат отмене, а исковые требования - отклонению по следующим основаниям.
Установленные Обществом приборы сертифицированы, допущены к применению в Российской Федерации, организация, выполнившая работы по установке, надлежаще допущена к выполнению такого вида работ.
В силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются, в том числе на объекты, подключенные к системам централизованного водоснабжения.
Частью 2 приведенной нормы установлено, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с пунктом 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством регионального развития Российской Федерации (пункт 81 Правил N 354).
Жилкомсервис, возражая против заявленных требований, указал, что при наличии в доме вертикальной разводки внутридомовых инженерных систем отопления не имеется технической возможности для установления распределителей затрат на отопление в порядке, предусмотренном пунктом 42 постановления Правительства от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг".
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 индивидуальный прибор учета - это средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом помещении в многоквартирном доме, распределитель - это устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению.
Как указали суды первой и апелляционной инстанций, индивидуальные приборы учета тепловой энергии и распределители затрат на отопление являются различными техническими устройствами как по принципу их действия, так и по способу установки.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 4 Правил N 354 приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627 утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (далее - Критерии).
Техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 названного документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления (пункт 3 Критериев).
Из материалов дела следует, что внутридомовые инженерные системы отопления дома, в котором расположено спорное нежилое помещение, имеют вертикальный характер разводки.
При этом суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в данном случае не исключается возможность установки распределителей затрат на отопление, что подтверждается решением Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2013 N АКПИ 13-540 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 3 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета, утвержденных приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 627".
Жилкомсервис считает, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к Правилам N 354, поскольку не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии.
Абзацем вторым пункта 42(1) Правил N 354 установлено, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Расчет по указанной формуле производится исходя из суммарного объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, пропорционально площади жилого (нежилого) помещения.
Факт того, что не все жилые и нежилые помещения дома, в котором проживает истец, оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, не оспаривается.
В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" со дня вступления в силу Правил N 354 признается утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307), за исключением пунктов 15 - 28 Правил N 307 (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 01.07.2016.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 Приложения N 2 к Правилам N 307 ежемесячный размер платы за отопление в жилом и в нежилом помещении в многоквартирном доме, оборудованном распределителем, определяется по формуле 7, которая, в свою очередь, не предусматривает учет индивидуальных показателей распределителей, установленных в квартирах граждан.
Общий размер платы за отопление в конкретном жилом помещении многоквартирного дома определяется по данной формуле с использованием общей площади квартиры в многоквартирном доме или общей площади жилого дома, среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1 с учетом также общей площади квартиры в многоквартирном доме или общей площади жилого дома, норматива потребления тепловой энергии на отопление и тарифа на тепловую энергию, установленную в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пункты 1 - 4 Приложения N 2 к Правилам N 307 предоставления коммунальных услуг также не содержат формул, позволяющих учитывать при определении размера платы показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии или распределителей, установленных в жилых помещениях граждан.
Таким образом, предложенный Обществом способ определения размера платы за отопление с учетом показаний установленных им в квартире распределителей затрат на отопление, при отсутствии доказательств оборудования всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, в котором находится квартира Общества, индивидуальными приборами (распределителями) учета потребления тепловой энергии, не предусмотрен действующим законодательством, регулирующим оплату услуг по отоплению в многоквартирных домах, а поэтому отсутствуют правовые основания для удовлетворения предъявленного им иска о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет платы за тепловую энергию. Требование Общества об обязании ответчика осуществить приемку установленных в жилом помещении индивидуальных распределителей также подлежит отклонению, поскольку такая приемка необходима ему только для проведения расчетов количества потребленного коммунального ресурса на основании данных приборов. При отсутствии доказательств установки распределителей во всех жилых и нежилых помещения спорного многоквартирного дома отсутствует необходимость приемки распределителей в одном жилом помещении.
Руководствуясь статьями 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.01.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2015 по делу N А56-60901/2014 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с закрытого акционерного общества "78: Северо-Западное Юридическое бюро", место нахождения: 197198, Санкт-Петербург, Можайская ул., д. 4/3, лит. А, пом. 6н, ОГРН 1027809196942, ИНН 7810204125, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Василеостровского района", место нахождения: 199106, Санкт-Петербург, ул. Шевченко, д. 1, ОГРН 1089847133485, ИНН 7801465635, 3000 руб. расходов по кассационной жалобе.

Председательствующий
Н.В.МАРЬЯНКОВА

Судьи
Е.А.МИХАЙЛОВСКАЯ
В.К.СЕРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)